Рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе Д. И. Трайтака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biol9traytak.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Больше-Ломовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пичаевской средней общеобразовательной школы
Утверждена приказом образовательного учреждения
________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
по биологии для 9 класса
Разработчик программы: Перова Е. Т.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: ____________________В. А. Жмырова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного методического совета ________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: __________________________Г.Н. Акатушева
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства Образования России от 5 марта 2004 года № 1089, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 9 класса «Биология» под редакцией Д. И. Трайтака, Н.Д.Андреевой. - Москва, издательство «Мнемозина», 2008г, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В 9 классе учащиеся получают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Данные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Происходит завершение формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Внесены изменения в программу для соответствия с используемым учебником: изменены последовательность изучения тем и количество отводимых часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 9 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 урока в неделю.
Практических работ – 8.
Формы организации учебно-познавательного процесса – урок, лабораторные и практические занятия, исследовательская деятельность, работа с ИКТ.
Технологии, элементы которых используются в обучении биологии:
- формирования приемов учебной работы;
- дифференцированного обучения;
- учебно-игровой деятельности;
- коммуникативно-диалоговой деятельности;
- проектной деятельности;
- развития критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
- отбор информации;
- систематизация информации;
- использование компьютера;
- ресурсы сети Интернет;
- презентации;
- работа с текстом.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного, тематического и итогового контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Используется учебник Ефимовой Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 288 с.
Содержание программы
Раздел I. Живые организмы: клетка, организм (28 часов)
Введение (1 час)
Живые системы – объект изучения биологии. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования; этапы познания;
- отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция;
- свойства живого.
уметь:
- называть естественные науки, составляющие биологию;
- называть вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира;
- характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- аргументации своей точки зрения на существование множества определений понятия «жизнь».
Тема 1. Химический состав живого (7 часа)
Химические элементы, составляющие живые системы. Неорганические вещества – компоненты живого. Органические вещества. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты. Липиды. АТФ.
Практическая работа №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать;
- химический состав клетки, строение и роль неорганических и органических веществ клетки, наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению;
- обмен веществ и превращение энергии, этапы энергетического обмена, сущность реакций пластического обмена.
уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.
Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (12 часов)
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Структура клетки. Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. Фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Синтез РНК и белка. Митоз. Мейоз.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом.
Практические работы: №2 «Изучение тканей растений и животных», №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- этапы становления клеточной теории, основные положения клеточной теории; наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению; строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции; механизмы проникновения веществ в клетку;
- основные отличия клеток прокариот и эукариот; строение вирусов и их значение в природе и жизни человека.
уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
- называть мембранные и немембранные органоиды клетки;
- раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;
- сравнивать строение растительной, животной и грибной клетки;
- выделять различия клеток прокариот и эукариот;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов;
- называть этапы энергетического и пластического обмена, характеризовать их сущность;
- доказывать, что организм – открытая энергетическая система;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот;
- профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.
Тема 3. Организм – целостная система (8 часов)
Вирусы – неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Размножение организмов. Бесполое размножение. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Индивидуальное развитие организмов. Организм и среда его обитания.
Демонстрация яйцеклетки и сперматозоида животных.
Практические работы: №4 «Отработка приемов вегетативного размножения растений», №5 «Влияние длины светового дня на развитие растений».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- размножение как основное свойство живых организмов, способы деления клетки;
- биологическое значение оплодотворения, сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.
уметь:
- давать определение ключевым понятиям;
- описывать процесс удвоения ДНК, последовательность фаз митоза и мейоза;
- объяснять сущность и биологическое значение митоза и мейоза; выделять отличия митоза и мейоза;
- сравнивать бесполое и половое размножение;
- характеризовать сущность и значение оплодотворения, выделять отличия между типами оплодотворения;
- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- профилактики заболеваний.
Раздел II. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства
организмов (12 часов)
Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (9 часов)
Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Законы Менделя. Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Демонстрация гербариев, живых растений.
Практическая работа №6 Изучение модификационной изменчивости листьев у комнатных растений.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- сущность понятий «наследственность» и «изменчивость»;
- сущность генетических законов и их цитологические основы;
- современные представления о гене и геноме, взаимодействии генов и их множественном действии.
уметь:
- давать определение ключевым понятиям;
- воспроизводить формулировки правил, законов;
- описывать механизмы проявления закономерностей;
- анализировать схемы наследования признаков;
- определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;
- составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на разные типы скрещивания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения индивидуальной селекционной работы с культурными растениями и домашними животными.
Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (5 часов)
Генетика и медицина. Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. Многообразие методов селекции.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- современные представления о гене и геноме, взаимодействии генов и их множественном действии.
уметь:
- определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;
- составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на разные типы скрещивания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения индивидуальной селекционной работы с культурными растениями и домашними животными.
Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (13 часов)
Тема 6. Популяции (3 часа)
Основные свойства популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Изменение численности популяций.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- строение биологических объектов: вида и экосистем;
- географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: необходимость сохранения многообразия видов;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Тема 7. Биологические сообщества (4 часа)
Биоценоз, его структура и устойчивость. Разнообразие биотических связей в сообществе. Структура пищевых связей и их роль в сообществе. Роль конкуренции в сообществе.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- влияние экологических факторов на организмы;
- трофическую структуру биоценоза, механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням.
уметь:
- выявлять закономерности влияния факторов на организмы;
- выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы;
- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Тема 8. Экосистемы (6 часов)
Организация экосистем. Развитие экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- влияние экологических факторов на организмы;
- причины смены экосистем в природе;
- отличие естественных и искусственных сообществ.
уметь:
- называть задачи экологии, экологические факторы;
- обосновывать роль экологии в решении практических задач;
- выявлять закономерности влияния факторов на организмы;
- выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы;
- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов;
- описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;
- составлять схемы передачи вещества и энергии; решать простейшие экологические задачи;
- объяснять причину устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
- характеризовать влияние человека на экосистемы;
- сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Раздел 4. Эволюция органического мира (14 часов)
Тема 9. Эволюционное учение (8 часов)
Додарвиновская научная картина мира. Ч. Дарвин и его учение. Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Понятие вида в биологии. Пути возникновения новых видов – видообразование. Доказательства эволюции.
Практические работы: №7 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование», №8 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных;
- изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания;
- принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;
- методы познания живой природы.
уметь:
- объяснять единство живой и неживой природы
- давать определения ключевым понятиям;
- называть основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе;
- сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения;
- обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев
- выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
- определять относительный характер приспособленности;
- объяснять причины изменяемости видов;
- называть способы видообразования и приводить примеры;
- описывать механизм основных путей видообразования;
- приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (2часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Биогенез и абиогенез. Развитие жизни на Земле.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- сущность и происхождения жизни.
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- доказательства материального происхождения жизни.
Тема 11. Происхождение и эволюция человека (5 часов)
Человек и приматы: сходство и различия. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- гипотезы происхождения человека; доказательства животного происхождения человека;
- сущность современной теории антропогенеза.
уметь:
- называть положения гипотез происхождения человека;
- находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека;
- называть место человека в системе животного мира;
- обосновывать принадлежность человека к животному миру;
- доказывать, что человек – биосоциальное существо;
- называть стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии;
- называть и различать человеческие расы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- доказательства на основе научных фактов несостоятельности расизма и социал-дарвинизма.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Кол-во практ. работ | Примечание |
1 | Раздел 1. Живые системы: клетка, организм | 28 | ||
2 | Введение | 1 | ||
3 | Тема 1. Химический состав живого | 7 | 1 | |
4 | Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы | 12 | 2 | |
5 | Тема 3. Организм – целостная систем | 8 | 2 | |
6 | Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов | 12 | ||
7 | Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости | 7 | 1 | |
8 | Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека | 5 | ||
9 | Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы | 13 | ||
10 | Тема 6. Популяции | 3 | ||
11 | Тема 7. Биологические сообщества | 4 | ||
12 | Тема 8. Экосистемы. | 6 | ||
13 | Тема 9. Эволюционное учение | 8 | 2 | |
14 | Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле | 2 | ||
15 | Тема 11. Происхождение и эволюция человека | 5 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, генов и хромосом, клеток;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост развитие, размножение.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; происхождение и эволюцию человека; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за своим организмом; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять: приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные особенности основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИКТ).
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Литература и средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ефимовой Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 288 с.
а также методических пособий для учителя:
Биология 9 класс: методическое пособие. /Т.М. Ефимова, П. М. Скворцов. – М.: Мнемозина, 2011. – 240с.
дополнительной литературы для учителя:
- Программа основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
- Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.
- Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 1часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.
- Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 2часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.
- Дутов О. В. Решение генетических задач. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 51с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000. – 96с.
- Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 1999. – 160с.
- Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 128с.
- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 80с.
- http://www.mnemozina.ru/
- september.ru
- ege.edu.ru
- ipk.admin.tstu.ru/intel
- Бастракова Ю. А. и др. Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 78с.
- Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
- Балабанова В. В. Биология для учащихся 9 класса. – Волгоград. Учитель, 1999. – 90с.
- Верзилин Н. Н. и др. Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее. – М.: просвещение, 1976. – 223с.
- Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.
- Володина О. А. Медицинская генетика. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 48с.
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
- Денисова А. М., Быченкова Л. А. Методика проведения лабораторных работ на уроках биологии. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 40с.
- Деркачёва Н. И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2008. – 127с.
- Жадько Е. Г. И др. Школьные олимпиады: биология, химия, география. – Ростов: Феникс, 2004. – 192с.
- Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986. - 175с.
- Калинова Г. С., мягкова А. Н., Резникова В. З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 248с.
- Каменский А. А. и др. Биология. Ответы на вопросы. – М.: Экзамен, 1999. – 160с.
- Киреева Н. М. Методическое пособие по биологии для старшеклассников. – Волгоград: Учитель, 1996. – 96с.
- Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1982. – 64с.
- Лернер Г. И. ЕГЭ 2009. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1973. – 400с.
- Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1990. – 127с.
- Машталер Г. А. «Диалектика природы» Фридриха Энгельса и современные проблемы биологии. – М.: Знание, 1970. – 64с.
- Осипова О. А. Методическое пособие по биологии. - Волгоград: Учитель, 1997. – 62с.
- Петунин О. В. Изучение экологии в школе. – Ярославль.: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2008. -192с.
- Самохвалов Г. Н. Методика решения генетических задач. – Тамбов.: Тамбовская правда, 1969. – 32с.
- Тихонова Е. Н. Введение в гистологию. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004. – 106с.
- Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.
- Яблоков А. В. и др. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.
Больше-Ломовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пичаевской средней общеобразовательной школы
Календарно – тематическое планирование
по биологии в 9 классе
(68 часов, 2 часа в неделю)
учителя биологии Перовой Е. Т.
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008.
Учебник: Ефимова Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин,
Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. – М.: Мнемозина, 2011.
2012 – 2013 учебный год
Тематическое планирование по биологии в 9 классе
№ п/п | Название темы или виды работ | Дата пров. | Дата факт. пров. | Примеч. |
Раздел 1. Живые системы: клетка, организм (28 часов) | ||||
Введение (1 час) | ||||
1 | Живые системы – объект изучения биологии. | |||
Тема 1. Химический состав живого (7 часов) | ||||
2 | Химические элементы, составляющие живые системы. П/р №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений». | |||
3 | Неорганические вещества – компоненты живого. | |||
4 | Органические вещества. Углеводы. | |||
5 | Белки. Строение, функции, значение. | |||
6 | Нуклеиновые кислоты. Строение, функции. | |||
7 | Липиды. АТФ. | |||
8 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Химический состав живого». | |||
Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (12 часов) | ||||
9 | Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. | |||
10 | Многообразие клеток. Растительные и животные ткани. П/р № 2 «Изучение тканей растений и животных». | |||
11 | Структура клетки. | |||
12 | П/р №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток». | |||
13 | Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. | |||
14 | Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. | |||
15 | Фотосинтез. | |||
16 | Обеспечение клетки энергией. | |||
17 | Синтез РНК и белка. | |||
18 | Клеточный цикл. Митоз. | |||
19 | Мейоз. | |||
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки – элементарной живой системы» | |||
Тема 3. Организм – целостная система (8 часов) | ||||
21 | Вирусы – неклеточная форма жизни. | |||
22 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | |||
23 | Размножение организмов. Бесполое размножение. П/р №4 «Отработка приемов вегетативного размножения растений». | |||
24 | Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. | |||
25 | Половое размножение растений. | |||
26 | Индивидуальное развитие организмов. | |||
27 | Организм и среда его обитания. П/р №5 Влияние длины светового дня на развитие растений. | |||
28 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организм – целостная система». | |||
Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (12 часов) | ||||
Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 часов) | ||||
29 | Основные понятия генетики. | |||
30 | Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. | |||
31 | Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. | |||
32 | Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. | |||
33 | Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. П/р №6 «Изучение модификации листьев у комнатных растений». | |||
34 | Наследственная изменчивость. | |||
35 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов». | |||
Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (5 часов) | ||||
36 | Генетика и медицина. | |||
37 | Генетика и селекция. | |||
38 | Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. | |||
39 | Многообразие методов селекции. | |||
40 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Генетика и практическая деятельность человека». | |||
Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (13 часов) | ||||
Тема 6. Популяции (3 часа) | ||||
41 | Основные свойства популяций. | |||
42 | Возрастная и половая структуры популяции. | |||
43 | Изменение численности популяций. | |||
Тема 7. Биологические сообщества (4 часа) | ||||
44 | Биоценоз, его структура и устойчивость. | |||
45 | Разнообразие биотических связей в сообществе. | |||
46 | Структура пищевых связей и их роль в сообществе. | |||
47 | Роль конкуренции в сообществе. | |||
Тема 8. Экосистемы (6 часов) | ||||
48 | Организация экосистем. | |||
49 | Развитие экосистем. | |||
50 | Биосфера – глобальная экосистема. | |||
51 | Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. | |||
52 | Экскурсия по теме «Естественные и искусственные экосистемы в окрестностях школы». | |||
53 | Урок контроля знаний по разделу «Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы» | |||
Раздел 4. Эволюция органического мира (14 часов) | ||||
Тема 9. Эволюционное учение (8 часов) | ||||
54 | Додарвиновская научная картина мира. | |||
55 | Ч. Дарвин и его учение. | |||
56 | Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. П/р №7 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». | |||
57 | Современные взгляды на факторы эволюции. | |||
58 | Приспособленность – результат эволюции. П/р №8 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | |||
59 | Понятие вида в биологии. | |||
60 | Пути возникновения новых видов – видообразование. | |||
61 | Доказательства эволюции. | |||
Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (2 час) | ||||
62 | Биогенез и абиогенез. | |||
63 | Развитие жизни на Земле. | |||
Тема 11. Происхождение и эволюция человека (5 часов) | ||||
64 | Человек и приматы: сходство и различия | |||
65 | Основные этапы эволюции человека | |||
66 | Роль деятельности человека в биосфере | |||
67 | Урок контроля знаний по разделу «Эволюция органического мира». | |||
68 | Итоговый урок | |||
ИТОГО: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...