Рабочая программа по биологии, 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе Д. И. Трайтака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biol10traytak.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Больше-Ломовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пичаевской средней общеобразовательной школы
Утверждена приказом образовательного учреждения
________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
по биологии для 10 класса
Разработчик программы: Перова Е. Т.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: ____________________В. А. Жмырова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного методического совета ________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: __________________________Г.Н. Акатушева
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень. 2004 г.), примерной программы для среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень. 2004 г.), сборник нормативных документов. Биология, М., «Дрофа», 2004 г., Программы общеобразовательных учреждений. БИОЛОГИЯ. 5—11 классы, Под редакцией: Д. И. Трайтака, Н.Д. Андреевой, М.: «Мнемозина»,2008г. Автор программы Н. Д. Андреева. Программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. На завершающей ступени общего образования решают задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющие независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути. Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единства человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации. Курс биологии для старшей ступени общеобразовательной школы является преемственным по отношению к курсу «Основ общей биологии», изучаемому в 9-м классе. Однако изучение биологии в 10-м классе осуществляется на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии. Содержание базового общеобразовательного курса отражает уровни организации и основные свойства живой материи, что способствует формированию научного мировоззрения и осознания учащимися целостности современной научной картины мира. Программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в 10 классе общеобразовательной школы. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
Обучающие цели:
- изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений и обоснования практических рекомендаций в основных областях применения биологических званий;
- формирование у учащихся знаний научно-практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального природопользования
развитие ценностно-смысловой деятельности на основе понимания ценностей
природы и жизни.
Развивающие цели:
- интеллектуальное развитие личности ученика;
- приобретение коммуникативных и исследовательских умений;
- развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого-гуманистической позиции в общения с природой и людьми.
Воспитательные цели:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и
- развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.
Внесены изменения в программу для соответствия с используемым учебником: изменены последовательность изучения тем и количество отводимых часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 10 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 урока в неделю.
Практических работ – 5.
Формы организации учебно-познавательного процесса – урок, лабораторные и практические занятия, исследовательская деятельность, работа с ИКТ.
Технологии, элементы которых используются в обучении биологии:
- формирования приемов учебной работы;
- дифференцированного обучения;
- учебно-игровой деятельности;
- коммуникативно-диалоговой деятельности;
- проектной деятельности;
- развития критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
- отбор информации;
- систематизация информации;
- использование компьютера;
- ресурсы сети Интернет;
- презентации;
- работа с текстом.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного, тематического и итогового контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Используется учебник Андреевой Н. Д. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Н. Д. Андреева. – М.: Мнемозина, 2012.- 327с.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Характерные черты культуры и науки. Методы биологической науки. Становление и развитие биологии. Место биологии в системе наук о природе. Связь биологии с химией, физикой, географией, математикой. Биология теоретическая основа медицины, агрономии, животноводства, растениеводства и других отраслей народного хозяйства, связанных с живыми организмами. Значение биологии в жизни общества и каждого человека.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
знать:
- методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования; этапы познания;
- отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция;
- свойства живого.
уметь:
- называть естественные науки, составляющие биологию;
- называть вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира;
- давать определение понятию «жизнь»;
- перечислять уровни организации живой материи, основные свойства живого;
- характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- аргументации своей точки зрения на существование множества определений понятия «жизнь».
Раздел 1
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ (66 ч)
Основные свойства живой природы (1 ч)
Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность.
Молекулярный уровень (8 ч)
Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки; их значение в жизни клетки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), их свойства и биологическое значение. Репликация ДНК. АТФ, ее свойства и биологическое значение. Молекулярная биология, ее становление и развитие. Значение молекулярной биологии.
Практическая работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений».
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
знать;
- химический состав клетки, строение и роль неорганических и органических веществ клетки, наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению;
- обмен веществ и превращение энергии, этапы энергетического обмена, сущность реакций пластического обмена.
уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.
Клеточный уровень (27 ч)
Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии. Клетка структурная и функциональная единица жизни. Поверхностный аппарат клетки, его значение. Цитоплазматическая мембрана, ее строение и основные функции. Цитоплазма (клеточный матрикс, органоиды, включения). Синтетический аппарат клетки: рибосомы, эндоплазматическая сеть (ЭПС), комплекс Гольджи, пластиды (хлоропласты). Энергетический аппарат клетки: митохондрии, пластиды. Аппарат внутриклеточного переваривания: лизосомы. Опорно-сократительный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Жгутики. Клеточный центр. Включения цитоплазмы.
Ядерный аппарат клетки. Ядерная оболочка и ее значение. Ядерный матрикс. Хроматин и хромосомы. Строение хромосом. Ядрышко. Значение ядерного аппарата в
жизнедеятельности клетки. Прокариоты и эукариоты. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека. Неклеточная форма жизни - вирусы. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен и его значение. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез. Понятие ген. Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция. Понятие о реакциях матричного синтеза.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его фазы. Биологическое значение мейоза.
Практическая работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
Практическая работа №3 «Клеточные включения растительной клетки».
Практическая работа №4 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
знать:
- этапы становления клеточной теории, основные положения клеточной теории; наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению; строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции; механизмы проникновения веществ в клетку;
- основные отличия клеток прокариот и эукариот; строение вирусов и их значение в природе и жизни человека.
уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
- называть мембранные и немембранные органоиды клетки;
- раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;
- сравнивать строение растительной, животной и грибной клетки;
- выделять различия клеток прокариот и эукариот;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов;
- называть этапы энергетического и пластического обмена, характеризовать их сущность;
- доказывать, что организм – открытая энергетическая система;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот;
- профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.
Организменный уровень (13 ч)
Организм как биологическая система. Питание организмов. Автотрофное и гетеротрофное питание. Минеральное питание растений и животных. Дыхание организмов. Понятия «дыхание» и «газообмен». Экскреция и её значение. Экскреция у животных и растений.
Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы: деление клеток, размножение спорообразованием, почкованием, фрагментами тела; вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение у животных и растений. Онтогенез и его периоды: эмбриональный, постэмбриональный, период взрослого организма, старение. Организм и среда. Факторы среды. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда обитания. Влияние живых организмов на среду.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
знать:
- размножение как основное свойство живых организмов, способы деления клетки;
- биологическое значение оплодотворения, сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.
уметь:
- давать определение ключевым понятиям;
- описывать процесс удвоения ДНК, последовательность фаз митоза и мейоза;
- объяснять сущность и биологическое значение митоза и мейоза; выделять отличия митоза и мейоза;
- сравнивать бесполое и половое размножение;
- характеризовать сущность и значение оплодотворения, выделять отличия между типами оплодотворения;
- сравнивать зародыши человека и млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- профилактики заболеваний.
Популяционно-видовой уровень (4 ч)
Развитие представлений о виде. Понятие «вид». Критерии вида. Популяция - структурная единица вида. Основные характеристики популяции. Динамика численности популяций. Человек и природные популяции. Разнообразие биологических видов. Понятие «биоразнообразие». Значение разнообразия биологических видов. Угроза
сокращения разнообразия видов. Сохранение разнообразия видов растений и животных.
Практическая работа №5 «Критерии биологического вида».
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
знать:
- строение биологических объектов: вида и экосистем;
- географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: необходимость сохранения многообразия видов;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Биогеоценотический уровень (6 ч)
Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема». Биогеоценоз и его состав: абиотические компоненты и биотические компоненты (продуценты, консументы, редуценты). Структура биогеоценоза. Цепи питания. Трофические уровни.
Закономерности функционирования биогеоценозов, Поток энергии в биогеоценозе. Биологический круговорот веществ Гомеостаз биогеоценоза. Развитие биогеоценозов.
Антропогенные экосистемы: агроценозы, урбоценозы. Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
знать:
- трофическую структуру биоценоза, механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням;
- закономерности экологической пирамиды;
- причины смены экосистем в природе;
- отличия естественных и искусственных сообществ;
уметь:
- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов;
- описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;
- характеризовать трофическую структуру биоценоза, роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;
- составлять схемы передачи вещества и энергии; решать простейшие экологические задачи;
- объяснять причину устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
- характеризовать влияние человека на экосистемы;
- сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Биосферный уровень (6ч)
Понятие «биосфера». Биосфера как уровень организации: живой природы. Границы биосферы. Расселение организмов в биосфере. Вещественный состав биосферы.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосферные функции живого вещества. Гомеостаз биосферы. Особенности биологического круговорота. Круговороты углерода, азота, фосфора, серы.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
знать:
- антропогенные факторы воздействия на биосферу, факторы, вызывающие экологический кризис;
- пути решения экологических проблем;
уметь:
- приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу;
- находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом;
- анализировать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу;
- характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем;
- обосновывать необходимость принципов рационального природопользования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Число лабор. работ | Примечание |
1 | Введение | 2 | ||
Раздел 1 | ||||
2 | Основные свойства живой природы | 1 | ||
3 | Молекулярный уровень | 8 | 1 | |
4 | Клеточный уровень | 27 | 3 | |
5 | Организменный уровень | 13 | ||
6 | Популяционно-видовой уровень | 4 | 1 | |
7 | Биогеоценотический уровень | 6 | ||
8 | Биосферный уровень | 6 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература и средства обучения
Андреева Н. Д. Биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Н. Д. Андреева. – М.: Мнемозина, 2012.- 327с.
а также методических пособий для учителя:
Н. Д. Андреева, С. Ю. Астанина. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина.
дополнительной литературы для учителя:
- Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.
- Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 1часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.
- Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 2часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.
- Дутов О. В. Решение генетических задач. – Тамбов: ОИПКРО, 2005. – 51с.
- Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Экзамен, 2006. – 286с.
- Оценка качества подготовки выпускников средней школы по биологии / Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000. – 96с.
- Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 1999. – 160с.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология, 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2000. – 224с.
- Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 128с.
- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 80с.
- 1september.ru
- ege.edu.ru
- ipk.admin.tstu.ru/intel
- www.mnemozina.ru/
- Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
- Верзилин Н. Н. и др. Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее. – М.: просвещение, 1976. – 223с.
- Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.
- Володина О. А. Медицинская генетика. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 48с.
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
- Денисова А. М., Быченкова Л. А. Методика проведения лабораторных работ на уроках биологии. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 40с.
- Деркачёва Н. И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2008. – 127с.
- Донецкая Э. Г. Общая биология. Тетрадь с печатной основой для учащихся 10 класса. – Саратов.: Лице1, 1997. – 80с.
- Донецкая Э. Г. Общая биология. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса. – Саратов.: Лице1, 1997. – 80с.
- Жадько Е. Г. И др. Школьные олимпиады: биология, химия, география. – Ростов: Феникс, 2004. – 192с.
- Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986. - 175с.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 248с.
- Каменский А. А. и др. Биология. Ответы на вопросы. – М.: Экзамен, 1999. – 160с.
- Киреева Н. М. Методическое пособие по биологии для старшеклассников. – Волгоград: Учитель, 1996. – 96с.
- Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1982. – 64с.
- Лернер Г. И. ЕГЭ 2009. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1973. – 400с.
- Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1990. – 127с.
- Машталер Г. А. «Диалектика природы» Фридриха Энгельса и современные проблемы биологии. – М.: Знание, 1970. – 64с.
- Осипова О. А. Методическое пособие по биологии. - Волгоград: Учитель, 1997. – 62с.
- Петунин О. В. Изучение экологии в школе. – Ярославль.: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2008. -192с.
- Самохвалов Г. Н. методика решения генетических задач. – Тамбов.: Тамбовская правда, 1969. – 32с.
- Тихонова Е. Н. Введение в гистологию. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004. – 106с.
- Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.
- Яблоков А. В. и др. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.
Больше-Ломовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пичаевской средней общеобразовательной школы
Календарно – тематическое планирование
по биологии в 10 классе
(68 часов, 2 часа в неделю)
учителя биологии Перовой Е. Т.
Программа основного общего образования по биологии для 10 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. - М.: Мнемозина, 2008.
Учебник: Андреева Н. Д. Биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Н. Д. Андреева. – М.: Мнемозина, 2012.- 327с.
2012 – 2013 учебный год
Тематическое планирование по биологии в 10 классе
№ | Название темы или виды работ | Дата пров. | Дата факт пров | Примеч. |
Введение (2 часа) | ||||
1 | Биология как часть культуры. | |||
2 | Биология как наука. | |||
Раздел 1 | ||||
Основные свойства живой природы (1 час) | ||||
3 | Основные свойства живой природы. | |||
Молекулярный уровень (8 часов) | ||||
4 | Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток. | |||
5 | Органические вещества клеток: углеводы. | |||
6 | Органические вещества клеток: липиды. | |||
7 | Органические вещества клеток: белки. | |||
8 | Практическая работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений». | |||
9 | Органические вещества клеток: ДНК. | |||
10 | Органические вещества клеток: РНК и АТФ. | |||
11 | Обобщение «Молекулярный уровень». | |||
Клеточный уровень (27 ч) | ||||
12 | Клеточная теория. | |||
13 | Методы современной цитологии. | |||
14 | Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат. | |||
15 | Функции поверхностного аппарата. | |||
16 | Практическая работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках». | |||
17 | Цитоплазма: синтетический аппарат. | |||
18 | Аппарат внутриклеточного переваривания. | |||
19 | Практическая работа №3 «Клеточные включения растительной клетки». | |||
20 | Цитоплазма: энергетический аппарат. | |||
21 | Опорно-сократительный аппарат. | |||
22 | Строение клетки: ядерный аппарат. | |||
23 | Практическая работа №4 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». | |||
24 | Прокариоты – доядерные организмы. | |||
25 | Вирусы – неклеточная форма жизни. | |||
26 | Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика. | |||
27 | Обобщение «Клетка – структурная единица живого». | |||
28 | Обмен веществ и энергии в клетке. | |||
29 | Энергетический обмен. | |||
30 | Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обменов. | |||
31 | Хемосинтез. | |||
32 | Ген и генетический код. | |||
33 | Решение биологических задач по таблице генетического кода. | |||
34 | Биосинтез белков. | |||
35 | Решение биологических задач по молекулярной генетике. | |||
36 | Клеточный цикл, его периоды. | |||
37 | Мейоз. | |||
38 | Обобщение «Обмен веществ и энергии в клетке». | |||
Организменный уровень (13 ч) | ||||
39 | Организм как биологическая система. | |||
40 | Типы питания организмов. Минеральное питание. | |||
41 | Дыхание организмов. Газообмен. | |||
42 | Экскреция как процесс саморегуляции организмов. | |||
43 | Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы. | |||
44 | Половое размножение. | |||
45 | Гаметогенез. | |||
46 | Оплодотворение. | |||
47 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный период. | |||
48 | Онтогенез – от рождения до старости. | |||
49 | Организм и среда. Факторы среды. | |||
50 | Среды жизни. Влияние живых организмов на среду. | |||
51 | Обобщение «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | |||
Популяционно-видовой уровень (4 часа) | ||||
52 | Вид и его критерии. | |||
53 | Практическая работа №5 «Критерии биологического вида». | |||
54 | Популяция – элементарная единица вида. | |||
55 | Разнообразие биологических видов. | |||
Биогеоценотический уровень (6 часов) | ||||
56 | Биогеоценоз, его состав. | |||
57 | Структура биогеоценоза. | |||
58 | Функционирование биогеоценозов. | |||
59 | Развитие биогеоценозов. | |||
60 | Антропогенные экосистемы. | |||
61 | Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия. | |||
62 | Охраняемые природные территории. | |||
Биосферный уровень (6 часов) | ||||
63 | Биосфера как глобальная экосистема. | . | ||
64 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. | |||
65 | Биосферные функции живого вещества. | |||
66 | Гомеостаз биосферы. | |||
67 | Обобщение «Биосферный уровень». | |||
68 | Заключительный урок. | |||
ИТОГО: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...