Происхождение человека.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Коробченко Анна Александровна

Урок в 5 классе, на тему " Происхождение человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_klasse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект открытого урока в 5 классе

                « Происхождение человека»

Учитель- Коробченко Анна Александровна

Цель:

обучающие:

-закрепить знания учащихся о происхождении человека;

-развивать умение анализировать, составлять причинно-следственные связи,  

-развивать умения работать с учебником, видеоматериалами.

развивающие:

-развивать интерес к  предмету,

-развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы,

-расширение кругозора; 

-развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов)

-стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям.

-развивать коммуникативные способности учащихся,  умение вести дискуссию.

-воспитательные:

-развивать познавательные интересы, навыки работы с учебным материалом,

Оборудование:

 -муляжи фигурок обезьяны и первобытных людей; компьютер, презентация Power Point.

Задачи урока:

- учащиеся должны узнать, кто являлся предками человека, согласно научной точки зрения, среду их обитания и образ жизни;

 - должны научиться работать с муляжами, схемами, текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

 - вызвать интерес к теме урока; создать атмосферу успеха

Ход урока

I Объявление темы урока

        Вы уже знаете о том, что человек не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Окружающая среда, сложные условия жизни, тысячелетия сформировали таких людей, какими являемся мы с вами. Длительное время обезьяна превращалась в человека, который в свою очередь продолжает превращаться…

 В кого? Ученых давно уже интересует вопрос: как будет выглядеть человек 5-тысячного или 10-тысячного года. А вас этот вопрос интересует? Итак, сегодня наш урок будет посвящен  расширению ваших знаний о происхождении человека.

II Повторение изученного

        Но прежде чем приступить к этому, необходимо понять, как человек развивался в прежние времена, какие факторы повлияли на его развитие. Также необходимо понять, какие конкретно изменения в облике человека связаны с теми или иными условиями жизни.

        - Как вы думаете, почему, для того чтобы представить будущее человека, нужно основательно разобраться в его прошлом?

         Люди выдвигали самые различные теории происхождения человека. Некоторые думали, что их создал Бог. Другие считали, что человек- это создание инопланетян, а другие придерживались научной теории ( происхождение от обезьяны)

- А что думают по этому поводу современные ученые? От кого, по их мнению, произошел человек?

Эволюционная теория ( научная) Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

А сейчас вспомните и  расставьте, предков современного человека в нужной последовательности,  начиная от самого древнего. (дриопитек, австралопитек, синантроп, питекантроп, неандерталец, кроманьонец)

 Дриопитек ( древесная обезьяна). Что вы можете о нем сказать. Откройте учебник на странице 143 и найдите о нем информацию.

Одни из дриопитеков остались в лесах, от них произошли современные обезьяны.

Каких обезьян можно назвать ближайшими родственниками людей? (шимпанзе и гориллу)

Другие стали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах - в африканских степях и саваннах.

Посмотрите на нашу схему и скажите, кто появился от дриопитеков? (австралопитеки)

Какие изменения произошли у австралопитеков в связи изменением их образа жизни?  Стр. 143-144 (прямохождение и необходимость видеть дальше в условиях равнины – увеличился рост; освобождение передних  конечностей -начали пользоваться палками и камнями для добывания пищи и защиты от врагов.)

Выберите на слайде признаки характеризующие австралопитека?

Естественно, что австралопитеки вымерли, но именно от них по мнению ученых произошли ближайшие предшественники людей- человек умелый ( синантроп) Что мы о нем можем сказать? ( стр. 144 , жил примерно 2млн. лет тому назад, изготавливал примитивные орудия труда ( для чего?) Поддерживал огонь, строил себе жилища).

Следующий был человек прямоходящий. Был более высоким и крупным, чем его предшественник, пользовался огнем ( что это значит?), изготавливал различные орудия труда.

Человек разумный ( неандерталец и кроманьонец). Какой из этих представителей жил во время ледников- неандерталец. В связи с этим ему приходилось свои жилища обогревать( чем?) Огонь и шкуры животных.  Каким образом они добывали шкуры и какие? Это говорит о том, что они были умелыми охотниками ( мамонт, пещерный медведь)

Кроманьонец- жил примерно 30-40 тысяч лет назад. Очень похож на современного человека. Найдите в учебнике информацию о кроманьонце ( стр. 144)

 

III Рефлексия

        На этом уроке мы с вами еще раз вспомнили о том, откуда берет свои корни человек.

И сейчас давайте с вами докажем, что мы человек- разумный и проверим, как вы усвоили материал.

1. Какие из представленных обезьян относятся к человекообразным?

2. Составьте ряд. Обезьяна-человек.

3. Установите соответствие.

4. Я буду зачитывать предложение, а вы догадайтесь, о ком я говорю:

Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).

Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).

На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).

Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (неандерталец).

Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).

Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (австралопитек).

Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку (кроманьонец).

Теперь мы с вами достаточно хорошо ориентируемся в причинно-следственных связях развития человека как вида. Вы уже хорошо понимаете, что изменение окружающих человека факторов может вести за собой изменения в его внешности, умственном и физическом развитии. С такими знаниями нетрудно представить себе человека будущего.

Домашнее задание: прочитать стр 142-44. Ответьте на вопросы на стр 148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Происхождение человека"

Презентация для урока природоведения 5 класс по теме: "Происхождение человека"...

Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс

Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение...

урок по теме "Происхождение человека"

Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...

Происхождение человека

Как появился человек? Осознавая свою уникальность, люди издавна пытались объяснить свое происхождение. Эти попытки породили множество легенд, верований и сказаний. Предлагаю презентацию к вводному ур...

Тема урока "Происхождение человека"

Подробно дано описание урока по теме "Происхождение человека" в 5 классе (природоведение)....

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...