Тема урока "Происхождение человека"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Подробно дано описание урока по теме "Происхождение человека" в 5 классе (природоведение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Происхождение человека»
Цель: закрепить знания учащихся о происхождении человека; развивать умение анализировать, составлять причинно-следственные связи, развивать воображение.
Оборудование: рисунки скелетов обезьяны и человека; муляжи фигурок обезьяны и первобытных людей; рисунки и фотографии различных видов обезьян и рисунок человека; карточки для первого этапа урока; карточки с изображениями предков человека (на каждой парте).
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока
I Объявление темы урока
Вы уже знаете о том, что человек не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Окружающая среда, сложные условия жизни, тысячелетия сформировали таких людей, какими являемся мы с вами. Длительное время обезьяна превращалась в человека, который в свою очередь продолжает превращаться… В кого? Ученых давно уже интересует вопрос: как будет выглядеть человек 5-тысячного или 10-тысячного года. А вас этот вопрос интересует? Итак, сегодня наш урок будет посвящен составлению портрета человека будущего.
II Повторение изученного
Но прежде чем приступить к составлению фоторобота этого человека, необходимо понять, как человек развивался в прежние времена, какие факторы повлияли на его развитие. Также необходимо понять, какие конкретно изменения в облике человека связаны с теми или иными условиями жизни.
- Как вы думаете, почему, для того чтобы представить будущее человека, нужно основательно разобраться в его прошлом?
Древние люди выдвигали самые различные теории происхождения человека. Некоторые думали, что их создал Бог. Другие считали своим предком медведя или волка, потому что уважали этих животных за их силу.
- А что думают по этому поводу современные ученые? От кого, по их мнению, произошел человек?
- Как вы думаете, почему ученые выбрали именно обезьяну?
- Любую ли обезьяну можно считать предком человека? Перед вами на доске несколько видов обезьян. От которой произошел человек?
- Каких обезьян можно назвать ближайшими родственниками людей? (шимпанзе и гориллу)
Сейчас я раздам вам карточки, на которых записаны предки современного человека. Расставьте их в нужной последовательности начиная от самого древнего (карточки: человек прямоходящий, дриопитек, австралопитек, неандерталец, человек умелый, кроманьонец).
- Поставьте фигурки древних людей и обезьян в этой же последовательности. Какие изменения в облике человека вы можете наблюдать? (увеличился рост, размер головного мозга, особенно лобной доли, уменьшились челюсти, изменилась форма кисти руки, уменьшился шерстяной покров).
- Как вы думаете, почему произошли эти изменения? (прямохождение и необходимость видеть дальше в условиях равнины – увеличился рост;
развитие умственных способностей – увеличился головной мозг; приготовление пищи на огне – уменьшились челюсти;
удержание орудий труда – изменение формы кисти;
появление одежды, жилища и огня – исчезновение шерстяного покрова).
- Сравните внешний вид обезьяны и человека, их скелетов. В чем сходства? Каковы различия?
Посмотрите на экран. С левой стороны в произвольном порядке записаны условия окружающей среды, в которых находился человек, как человек постепенно улучшал условия своего существования, а с правой – то, как это повлияло на изменения в его внешнем облике. Составьте пары: причина – следствие, условие – приспособление к нему.
- Выделите эти случаи. Поясните свой выбор.
Надписи на экране
Уменьшение площади лесов Изготовление орудий труда Использование огня Постройка жилищ Общее похолодание во время ледникового периода | Прямохождение Увеличение головного мозга Изменение кисти рук Уменьшение шерстяного покрова Постройка жилища Уменьшение челюстей Использование огня Изготовление одежды |
- У вас на столах карточки с изображениями предков современного человека. Я буду зачитывать предложение, а вы догадайтесь, о ком я говорю, и поднимите нужную карточку.
- Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).
- Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).
- На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).
- Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (неандерталец).
- Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).
- Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (австралопитек).
- Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку (кроманьонец).
Теперь мы с вами достаточно хорошо ориентируемся в причинно-следственных связях развития человека как вида. Вы уже хорошо понимаете, что изменение окружающих человека факторов может вести за собой изменения в его внешности, умственном и физическом развитии. С такими знаниями нетрудно представить себе человека будущего.
- Для начала давайте определимся, какие изменения наблюдаются в деятельности и условиях жизни человека? (интеллектуальный труд, уменьшаются физические нагрузки, условия жизни улучшаются, общее потепление климата, новые медицинские достижения)
- Как вы думаете, каким образом изменится человек под влиянием этих факторов? (увеличение черепа, мышечная масса уменьшится, исчезнет волосяной покров, увеличение продолжительности жизни)
- Давайте придумаем название тому виду, который может последовать за Человеком разумным.
- Давайте нарисуем портрет Человека будущего.
III Рефлексия
На этом уроке мы с вами еще раз вспомнили о том, откуда берет свои корни человек, а также представили себе образ человека будущего. Помните мы сегодня расставляли фигурки древних людей по степени их развития, от самого древнего к современному? Попробуем сделать то же самое, только на доске. И обязательно упомянем придуманного нами Человека будущего.
- Итак, кого мы напишем первым? Кто следует за ним?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Презентация на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты".
Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты"....
Воспитательное занятие (устный журнал) по теме «Добру человек у человека учится»
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро - не наука, оно – действие....
Тест по теме: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека"
Тест по теме: " Место человека в системе органического мира. Эволюция человека" Из 15 вопросов выбрать 1 правильный ответ. Отлично подходит для проверки домашнего задания....
Задания ОГЭ по биологии по теме "Место человека в системе органического мира. Общий обзор организма человека".
Задания подобраны из открытого банка заданий на ФИПИ....
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Классный час на тему «Будь человеком – Человек!»
Классный час направлен на развитие умений разбираться в людях, выражать свое мнение в правильной форме, определить меру ответственности каждого члена коллектива. Игры - задания помогут уча...