№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | Время работы |
ЭУ-0 | Интегрирующая дидактическая цель: углубить и расширить знания об опорных системах растений и животных, их роли в жизни живых организмов | Внимательно прочитайте цель урока.
|
|
ЭУ-1 | Цель: определить исходный уровень знаний по теме «Опорные системы». Запишите в тетради дату и название изучаемой темы. | Внимательно прочитайте цель урока.
|
|
Входной контроль | I. Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ и соответствующую ему букву выпишите в лист контроля. 1) К механической ткани относится: а) кожица листа б) пробка в) сосуды г) волокна стебля
2) К соединительной ткани относятся: а) нервная б) мышечная
| Работайте самостоятельно. При выполнении заданий можете проконсультироваться с учителем, попросить помощь у товарища. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. После выполнения задания проверьте ответы в приложении.
|
|
| II. Выберите одну из двух таблиц, заполните ее: Таблица№1 Название ткани | Место расположения | Особенности строения | Выполняемые функции | -------- | -------------- грецкого ореха; косточки------; -------стебля | Клетки с одревесневшими оболочками. Живое содержимое отсутствует. | 1)
2) |
Таблица №2 Название ткани | Месторасположение | Особенности строения | Выполняемые функции | костная
хрящевая | -----------------
------------------ | Межклеточное вещество твердое Межклеточное вещество упругое, эластичное |
|
| Работайте в парах. Ответы проверьте в приложении. Оценка – 2балла |
|
| III. Сделайте подготовленное дома сообщение на тему: «Интересное об опорных системах живых организмов» | Время для сообщений – 1мин Оценка – 1балл |
3 мин |
| Задание 3. Дополните эволюционную цепочку. Игра «Слово – картинка» Простейшие - губки - черви - м….. –членистоногие ( ракообразные, пауки, насекомые) – иглокожие - р…. – з….--пресмыкающиеся - п…… - …….. |
|
|
| Задание 4. Выберите основное направление эволюции животных, которое связано с темой нашего урока: а) возникновение многоклеточных организмов; б) усложнение нервной системы; в) возникновение твердого скелета; г) развитие общественного поведения. |
|
|
| Прочитайте цель этапа. Задайте вопросы, на которые вы затруднились ответить. Оцените свою работу: посчитайте количество набранных баллов. |
|
|
| Наш урок сегодня о разнообразии опорных систем растений и животных. |
|
|
УЭ-2
| Цель: самостоятельно получить знания об опорных системах растений и животных и их значении. | Внимательно прочитайте цель 2 этапа урока. |
|
| Задание 1. Просмотрите материал на учебном диске по теме «Скелет - опора организма». Обратите внимание на неизвестные для вас понятия, иллюстрации. По ходу урока выписывайте новые слова в словарь. | Работайте в группе. Работайте с компьютером.
|
|
| Задание 2. Дидактическая игра «Мозаика» Из набора слов выложите определение «опорная система» | Работайте в парах. Правильность определения проверьте на экране. Оценивается в 1 балл. |
|
| Проблемный вопрос: зачем нужен скелет? Задание 3. Заполните таблицу, используя опорные слова: а) парение в толще воды б) защита от врагов в) характерная форма тела г) крепление внутренних органов д) защита от повреждений е) прикрепление мышц. При затруднении обратитесь к материалам учебника и диска.
| Работайте самостоятельно. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Сравни свои ответы с ответами на экране. Правильный ответ -1 балл.
|
|
| Таблица №3 Биологическое значение опорных систем организмов, живущих в разных условиях, имеющих разный уровень организации.
Примеры животных | Значение скелета | Радиолярии |
| Фораминиферы |
| Насекомые |
| Позвоночные |
| Молюски |
| Хордовые |
|
| Работайте в группах. Работайте с компьютером. Работайте в Рабочей тетради (Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм», 6 класс, М.: Дрофа, 2011), с.40. Оценка – 1 балл |
|
| Проблемный вопрос: какой нужен скелет? Задание 4.Обратитесь к интернет-ссылке: httр://ru.wikipedia.org . (Скелет). Выполните задание 71 в Рабочей тетради. Какой тип скелета не указан в задании? | Работайте в группах. Выполните задание в Рабочей тетради. ( Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, 6 класс, М.: Дрофа, 2010, стр.47). Взаимопроверка. Ответ проверьте на экране. Оценка – 5 баллов. |
|
| Проблемный вопрос: почему скелет прочный? Задание 5. Выполните лабораторную работу по теме «Строение костей». Сделайте вывод. | Работайте в парах. Работайте в тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. Проверьте правильность ответа на экране. Оценка - 4 балла
|
|
| Задание 7. Рассмотрите покровы речного рака, раковины моллюсков, кости позвоночных. Изучите текст и рисунки на с. 92–93. Сравните опорные системы данных групп животных.
Таблица №2 Вопросы для сравнения | Раковины молюсков | Панцирь рака | Кости позвоночных | К какому типу скелета относятся |
|
|
| Из каких веществ состоят |
|
|
| Какими свойствами обладают |
|
|
| Могут ли расти |
|
|
|
| Работайте в тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Работайте в. |
|
| Задание 8. Сделайте вывод. Все эти опорные образования похожи, так как они выполняют функции __________________________________ И обладают такими свойствами, как __________________________________ |
|
|
| Задание 9. Найдите недостающее звено в цепи логического рассуждения. 1.Скелет речного рака состоит из хитина, минеральных солей, прочный и …….., потому что рак ведет …….. образ жизни. 2.Скелет беззубки состоит из извести и рогоподобного вещества, он прочный и ……, потому что моллюски ведут ……..образ жизни.
| Работайте самостоятельно .Ответ проверьте на экране. Оценка за правильный ответ – -1балл. |
|
| Проблемный вопрос: какие преимущества дает животным наличие внутреннего скелета? Изучите материал учебника (последний абзац стр.99) Задание 8.Из каких отделов состоит скелет позвоночных. Выполните задание 72 в Рабочей тетради.
| Работайте самостоятельно в тетради. Оценка – 1 балл Правильность ответа проверьте на экране. |
|
| Задание 9. Посмотрите видеофрагмент и сравните, как двигается пиявка и рыба. Сделайте вывод о значении внутреннего скелета.
| Работайте с компьютером. Ответьте учителю устно.
|
|
| Задание 10.Игра «Ты мне – я тебе» Назовите как можно больше новых понятий, с которыми вы встретились на уроке (опорная система, внутренний и наружный скелет, известковый, хитиновый рогоподобный скелеты, моллюски, членистоногие, морские одноклеточные животные, скелет, хрящевая, костная ткани).
| Соревнуйтесь между группами. Группа победитель получает 1 балл. |
|
| Проблемный вопрос. Подумайте, что придает прочность растению, ведь ствол дерева достигает несколько десятков метров, выдерживает порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды унизывают ветви при больших урожаях? |
|
|
| Задание 11.Прочитайте текст учебника стр.100, рассмотрите рисунки. | Работайте самостоятельно. |
|
| Задайте вопрос классу. |
|
|
| - Что служит основной опорой у древесных растений?
- Что формирует «скелет» растения?
- Как располагается механическая ткань в стебле и корне?
- Какое строение имеют клетки механической ткани?
- Выполняет ли опорную функцию механическая ткань после отмирания органов растения?
Проверьте правильность ответов на экране. Оцените свою работу на 2 этапе урока. Задайте вопросы учителю, на которые вы не могли ответить. | Работайте с классом. За каждый правильный ответ 1 балл |
|
ЭУ -3 | Цель: закрепить полученные знания по теме «Опорные системы животных и растений» |
|
|
| Отметьте в карточках, какие утверждения верны? 1.Все живые организмы имеют внутренний скелет. 2.Некоторые простейшие имеют наружный скелет. 3.Скелет выполняет опорную и защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов. 4.Членистоногие имеют внутренний скелет. 5.Раковины .моллюсков – это наружный скелет.. 6.Линька характерна для земноводных. 7.У позвоночных внутренний скелет. 8.Скелет позвоночных состоит из скелета головы, туловища и конечностей. | Работайте индивидуально с дидактическими карточками. |
|
ЭУ -4 | Цель: научиться применять полученные знания на практике |
|
|
| 1.Определите тип скелета у животных из раздаточного материала. Ответ проверьте в приложении. | Работайте в парах. Выполняйте практические задания. |
|
| 2.Укажите позвоночных животных, скелеты которых вам выданы для рассмотрения. Укажите кости скелета, которые вы запомнили. Сравните позвоночник животных с изображением позвоночника человека. В чем сходство и различие? Ответ проверьте в приложении. | Работайте с листом ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. |
|
ЭУ - 5 | Цель: обобщить полученные знания. |
|
|
| Вставь пропущенные слова: скелет выполняет …… . и …….. функцию. Различают ……и ……….. скелеты Внутренний скелет имеют некоторые ………,………., позвоночные животные. Наружный скелет встречается у некоторых ……, многих ……., членистоногих. Опорную функцию у растений выполняет ………. ткань. Считаете ли вы данное задание самым главным на уроке? | Работай самостоятельно. Прочитай несколько раз текст после заполнения пропусков, перескажи его своему соседу по парте. За правильно выполненное задание 5 баллов. |
|
ЭУ – 6 | Цель: корректировать полученные знания |
|
|
| Задайте вопросы классу и учителю, на которые вы не смогли ответить на уроке. |
|
|
ЭУ -7 | Цель: подвести итоги урока. |
|
|
| 1.Прочитайте цели урока. Считаете ли вы их достигнутыми? 2.Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 40 баллов, то получаете оценку «5»; 35 баллов – оценку «4»; 25 баллов – оценку «3»
3.Информация о домашнем задании. | Индивидуально Ваша оценка за урок ___ Предложите свой вариант домашнего задания. Выберите индивидуальные задания на карточках. |
|
ЭУ – 8 | Рефлексия. Ответьте на вопросы: «Я» 1.Со всеми заданиями справился сам – 10 баллов, допустил несколько ошибок – 8 баллов, не справился с половиной заданий -5 баллов. 2. «Мы» Группа работала активно – 10 баллов, не все члены группы работали активно -8 баллов, группа работала вяло, допустили много ошибок – 5 баллов. |
|
|