Конспект урока биологии 7 класса "Тип Кишечнополостные", УМК Н.И.Сонина
план-конспект урока (биология, 7 класс) на тему
Данный материал можно использовать при проведении учебных занятия по биологии и проведении внеклассных мероприятий, в рамках недели биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_kishechnopolostnye.rar | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Карточка 1
- Расскажите о внешнем строении губки и ее место обитании.
- Расшифруйте понятия: «Устье», «Поры»
Карточка 2
- Расскажите о внутреннем строении губки.
- Расшифруйте понятия: «Мезоглея», «Амебоцит»
Карточка 3
- Расскажите как размножаются губки?
- Что такое «Регенерация»?
Карточка 4
- Какую роль играют губки в природе?
- Расскажите о практическом значении губок?
Приложение №2
РАЗМНОЖЕНИЕ ГУБОК
Бесполое размножение. У губок очень широко распространены разные формы бесполого размножения. К их числу относятся наружное почкование. При почковании отделяющаяся дочерняя особь может содержать все ткани материнского организма и представлять собой просто его обособившийся участок. Наиболее известный пример такого образования почек — морской апельсин. Из обособившихся клеток, скапливающихся на поверхности губки постепенно формируется маленькая губка, которая через некоторое время отшнуровывается от материнского организма, отваливается и приступает к самостоятельному образу жизни. Значительно реже наблюдается у губок бесполое размножение, выражающееся в отделении от материнского организма разной величины участков, которые далее развиваются во взрослый организм. Очень близко примыкает к такому способу размножения образование у губок при неблагоприятных условиях существования так называемых редукционных телец.
Бесполое размножение губок
Половое размножение. Среди губок встречаются как раздельнополые, так и гермафродитные формы. Какого-либо внешнего различия мужских и женских особей в случае раздельнополости не наблюдается. Половые клетки образуются в мезоглее губки. Там же происходит рост и созревание яиц и формирование сперматозоидов. Зрелые сперматозоиды выходят из губки наружу и с током воды по системе приводящих каналов попадают в жгутиковые камеры других губок, имеющих зрелые яйца. Формирование личинки у большинства губок протекают внутри материнского организма. Личинка губки, как правило, имеет овальную или округлую форму тела величиной до 1 мм. Поверхность ее покрыта жгутиками, благодаря движению которых личинка энергично плавает в толще воды. Длительность свободного плавания личинки до момента ее прикрепления к субстрату колеблется от нескольких часов до трех суток.
Приложение №3
ЗНАЧЕНИЕ ГУБОК
Биологическое значение губок. Являясь активными биофильтраторами и благодаря массовому распространению, губки составляют важное звено в экосистеме водоемов. Роль губок определяется их участием в трофических (пищевых) цепях, поскольку они являются важнейшими потребителями зоо- и фитопланктона, развивающегося в толще прибрежных вод, а также кремния, необходимого для постройки скелета.Наибольшего видового разнообразия губки достигают в тропических и субтропических зонах Мирового океана‚ хотя и в арктических‚ и субарктических водах их встречается немало. Большинство губок — обитатели небольших глубин (до 500 м). Губки поселяются преимущественно на каменистых грунтах, что связано со способом их питания. Большое количество иловых частиц забивает канальную систему губок и делает их существование невозможным. У большинства глубоководных губок скелет кремневый— прочный, но хрупкий, у мелководных губок — массивный или эластичный (роговые губки). Фильтруя через тело огромное количество воды‚ губки являются мощными биофильтраторами. Этим они способствуют очистке воды от механического и органического загрязнения. Губки часто сожительствуют с другими организмами, причем в одних случаях это сожительство носит характер простого «квартирантства», в других приобретает характер обоюдно полезного симбиоза. Так‚ колонии морских губок служат местом поселения большого числа разных организмов — кольчатых червей‚ ракообразных, змеехвосток и др. В свою очередь, губки часто поселяются на других‚ в том числе подвижных‚ животных, например на панцире крабов‚ раковинах брюхоногих моллюсков и т.п.
Практическое значение губок невелико. В южных странах имеется промысел
обладающих роговым скелетом туалетных губок, используемых для мытья и
различных технических целей. Их ловят в Средиземном и Красном морях,
Мексиканском заливе, Карибском море, Индийском океане, у берегов Австралии.
Промысел стеклянных губок, используемых в
качестве украшений и сувениров, существует также у берегов Японии.
Приложение №4
Тестовые задания по теме «Тип Губки»
1. Самые примитивные многоклеточные организмы:
а) амебы;
б) губки;
в) вольвокс;
г) инфизория-туфелька.
2. Прикрепленный образ жизни ведет:
а) обыкновенная амеба;
б) эвглена зеленая;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.
3. Мезоглея – это:
а) слой поверхностных клеток;
б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;
в) слой внутренних клеток;
г) слой, расположенный под энтодермой.
4.Регенерация – это:
а) ответ на раздражение;
б) восстановление утраченных частей тела;
в) слой внутренних клеток;
г) все ответы верны.
5. В тип Губки не относится:
а) туалетная губка;
б) губка бодяга;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.
6.Устье – это…
а) подошва организма;
б) слой клеток, внутри тела;
в) образование, формирующееся про почковании;
г) выводное отверстие на свободном конце тела.
7.Губки размножаются:
а) только почкованием;
б) только бесполым способом;
в) только половым способом;
г) бесполым и половым способами.
8.Наружний слой тела губок называется …
а) эктодерма;
б) энтодерма;
в) мезоглея;
г) устье.
9.Наружний слой тела губок имеет …
а) реснички;
б) поры;
в) псевдоподии;
г) споры.
10. В природе губки являются…
а) производителями органических веществ;
б) загрязнителями водоемов;
в) биофильтратами водоемов;
г) разрушителями органических веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)
Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...
Конспект урока биологии 7 класса "Тип Губки", УМК Н.И.Сонина
Данный материал содержит развернутое планирование урока, приложения в нему и презентацию....
Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина
Данный материал представляет собой развернутый конспект урока биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...
Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина
Данный материал можно использовать при проведении комбинированных и обобщающих уроков...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин
Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....
Конспект урока биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин
Открытый урок биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин...