рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Нормативно-правовые документы: Стандарт. Авторская программа. Программа
развития лицея. Образовательная программа лицея.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.).
Обоснование выбора авторской программы:
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
учащиеся должны знать:
1. Место человека в эволюционной цепочке.
2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.
3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.
4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.
5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.
8. Индивидуальное развитие организма.
учащиеся должны уметь:
1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.
2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.
4. Устанавливать связи микро - и макростроения органов.
5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).
6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.
7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.
8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.
9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.
10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком): рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год), включает 8 лабораторных и 10 практических работ.
Формы организации образовательного процесса:
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматриваются различные формы обучения. Большая часть уроков планируется проводиться в активной форме обучения, а также обязательным является выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для анализа содержания определений основных понятий планируется использование следующих приемов:
- обнаружение ошибок, допущенных при выполнении самостоятельных работ. Эти задания могут быть сформулированы учителем и предлагаются ученику. В ситуации формирования навыков рефлексивного восприятия результатов собственной учебно-познавательной деятельности учащимся предлагается проанализировать и исправить собственные ошибки, допущенные при выполнении заданий самостоятельной работы.
- определение правильного или неправильного использования термина. Такое задание используется, если мы акцентируем внимание на реализации коммуникативной компетентности для формирования навыка ведения дискуссий. Каждому ученику в паре предлагается два варианта определений одного и того же термина и им необходимо определить, какой вариант определения является правильным и аргументировать собственную точку зрения.
| Название | Структура | Вид учебных занятий |
1. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Подготовка учащихся к усвоению. | Лекция, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. |
2. | Урок закрепления знаний | Логика закрепления знаний: | Практикум, лабораторная работа, собеседование, консультация. |
3. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Логика - процесса комплексного применения ЗУН: | Практикум, лабораторная работа, семинар. |
4. | Урок обобщения и систематизации знаний | подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы; | семинар, конференция, круглый стол. |
5. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях; | Контрольная работа, зачет. |
6. | Комбинированный урок | Организационный этап. |
Технологии обучения:
В ходе реализации программы предпочтение отдается деятельностному подходу к обучению, предполагается широкое использование проектной деятельности, приемов технологии критического мышления, отдельное внимание уделено личностно-ориентированному подходу. Обязательным является использование ИКТ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для создания условий, необходимых для реализации учеником компетенций личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой целесообразно использование следующих методов и приемов обучения:
Метод командной поддержки индивидуального обучения.
Суть этого метода заключается в представлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.
Учащиеся могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.
Метод группового исследования.
Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовительный доклад выступление каждая команда получает групповую оценку.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
1.Ценностно-смысловая компетенция
♦ Определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
♦ Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2.Общекультурная компетенция
♦ Отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
♦ Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
3. Учебно-познавательная компетенция
Включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
♦ Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
♦ Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
♦ Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
♦ Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
♦ Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
♦ Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
♦ Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
4. Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
♦ Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
♦ Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
♦ Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
♦ Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
♦ Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5. Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
♦ Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
♦ Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
♦ Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
♦ Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
♦ Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция
Включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
♦ Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
♦ Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
♦ Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
♦ Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
♦ Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Виды и формы контроля (согласно Уставу образовательного учреждения)
- устные и письменные;
- фронтальные, групповые, индивидуальные;
- итоговые и текущие;
- с применением компьютера и других технических средств;
- программированные и непрогаммированные.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года в соответствии с требованиями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами, Программой развития лицея, Образовательной программой лицея.
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
2. Организм человека. Общий обзор. (2 часа)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
Лабораторные работы.
- Разложение ферментом каталазой пероксида водорода
- Клетки и ткани под микроскопом.
3. Опорно-двигательная система. (9 часов)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения суставов, мышц.
Практическая работа. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Лабораторные работы.
- Строение костной ткани.
- Состав костей.
4. Кровь и кровообращение. (8 часов)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы.
- Пульс и движение крови.
- Функциональная сердечно-сосудистая проба.
5. Дыхательная система. (6 часов)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы.
- Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
- Дыхательные движения.
Практическая работа. Определение запыленности воздуха в зимний период.
6. Пищеварительная система. (7 часов)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал.
7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
8. Мочевыделительная система. (2 часа)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
9. Кожа. (3 часа)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.
10. Эндокринная система. (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
11. Нервная система. (4 часа)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практические работы.
Действие прямых и обратных связей.
Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
13. Поведение и психика. (9 часов)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практические работы.
- Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
- Изучение внимания при разных условиях.
14. Индивидуальное развитие человека. (4 часа)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.
8 класс
Человек
(68 часов, 2 часа в неделю)
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Биологическая и социальная природа человека. | 1 |
2 | Организм человека. Общий обзор. | 5 |
3 | Опорно-двигательная система. | 9 |
4 | Кровь и кровообращение. | 8 |
5 | Дыхательная система. | 6 |
6 | Пищеварительная система. | 7 |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 |
8 | Мочевыделительная система. | 2 |
9 | Кожа. | 3 |
10 | Эндокринная система. | 2 |
11 | Нервная система. | 4 |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 |
13 | Поведение и психика. | 9 |
14 | Индивидуальное развитие человека. | 4 |
Итого | 68 |
Перечень контрольных работ (тестирование)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Биологическая и социальная природа человека. Организм человека. Общий обзор. Опорно-двигательная система. Кровь и кровообращение. Дыхательная система. | 1 |
2 | Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины. Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика. | 1 |
Итого | 2 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема |
1 | Действие фермента каталазы на пероксид водорода. |
2 | Клетки и ткани под микроскопом. |
3 | Строение костной ткани. |
4 | Состав костей. |
5 | Сравнение крови человека с кровью лягушки. |
6 | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. |
7 | Дыхательные движения. |
8 | Действие ферментов слюны на крахмал. |
Итого – 8 |
Перечень практических работ
№ п/п | Тема |
1 | Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. |
2 | Выявление нарушений осанки и плоскостопия. |
3 | Пульс и движение крови. |
4 | Функциональная сердечно-сосудистая проба. |
5 | Определение запыленности воздуха в зимний период. |
6 | Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. |
7 | Действие прямых и обратных связей. |
8 | Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. |
9 | Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. |
10 | Изучение внимания при разных условиях. |
Итого – 10 |
литература
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
- «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.
- Петунин О.В. «Познавательные процессы у человека. Разработки уроков». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
- «Физиология человека». Москва, «Просвещение», 1976 год.
- Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. практикум по гигиене». Москва, «АРКТИ», 2002 год.
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Биология человека в таблицах, рисунках и схемах». Москва, «Издат-школа», 1998 год.
- «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
- Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
- Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
- «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
- «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
- Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
- Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
- Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
- Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2005 год.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем урока | Всего часов | Лабораторные (Л/Р) и практические (П/Р) работы | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически |
I | Биологическая и социальная природа человека. | 1 | |||
1.1 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека. | 3.09 | |||
II | Организм человека. Общий обзор. | 6 | 3 часа | ||
2.1 | Науки об организме человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | 5.09 | |||
2.2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | 10.09 | |||
2.3 | Клетка, ее строение. | Л/Р № 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода. | 12.09 | ||
2.4 | Химический состав и жизнедеятельность клетки. | 17.09 | |||
2.5 | Ткани, органы и их регуляция. | Л/Р № 2. Клетки и ткани под микроскопом. | 19.09 | ||
2.6 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | П/Р № 1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. | 24.09 | ||
III | Опорно-двигательная система. | 9 | 3 часа | ||
3.1 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. | Л/Р № 3. Строение костной ткани. | 26.09 | ||
3.2 | Строение и состав костей. | Л/Р № 4. Состав костей. | 1.10 | ||
3.3 | Скелет головы и скелет туловища. | 3.10 | |||
3.4 | Скелет конечностей. | 8.10 | |||
3.5 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 10.10 | |||
3.6 | Мышцы человека. | 15.10 | |||
3.7 | Работа мышц. | 17.10 | |||
3.8 | Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. | П/Р № 2. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. | 22.10 | ||
3.9 | Развитие опорно-двигательной системы. | 24.10 | |||
IV | Кровь и кровообращение. | 8 | 3 часа | ||
4.1 | Внутренняя среда человеческого организма. | . | 29.10 | ||
4.2 | Значение крови и ее состав. | Л/Р № 5. Сравнение крови человека с кровью лягушки | 31.10 | ||
4.3 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. | 12.11 | |||
4.4 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 14.11 | |||
4.5 | Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. | П/Р № 3. Пульс и движение крови. | 19.11 | ||
4.6 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 21.11 | |||
4.7 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | П/Р № 4. Функциональная сердечно-сосудистая проба. | 26.11 | ||
4.8 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 28.11 | |||
V | Дыхательная система. | 6 | 3 часа | ||
5.1 | Значение дыхания. Органы дыхания. | 4.12 | |||
5.2 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Л/Р № 6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | 6.12 | ||
5.3 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | Л/Р № 7.Дыхательные движения. | 11.12 | ||
5.4 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена дыхания. | П/Р № 5. Определение запыленности воздуха в зимний период. | 13.12 | ||
5.5 | Первой помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 18.12 | |||
5.6 | Обобщение по пройденным темам (тестирование). | 20.12 | |||
VI | Пищеварительная система. | 7 | 1 час | ||
6.1 | Пища как биологическая основа пищи. Состав пищи. | 25.12 | |||
6.2 | Органы пищеварения. | 27.12 | |||
6.3 | Строение и значение зубов. | 14.01 | |||
6.4 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. | Л/Р № 8. Действие ферментов слюны на крахмал. | 16.01 | ||
6.5 | Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. | 21.01 | |||
6.6 | Регуляция пищеварения. | 23.01 | |||
6.7 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения, в том числе гепатита и кишечных инфекций. | 28.01 | |||
VII | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 | 1 час | ||
7.1 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. | 30.01 | |||
7.2 | Нормы питания. | П/Р № 6. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. | 4.02 | ||
7.3 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | 6.02 | |||
VIII | Мочевыделительная система. | 2 | |||
8.1 | Выделение. Строение и работа почек. | 11.02 | |||
8.2 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. | 13.02 | |||
IX | Кожа. | 3 | |||
9.1 | Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. | 18.02 | |||
9.2 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. | 20.02 | |||
9.3 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях. | 25.02 | |||
X | Эндокринная система. | 2 | |||
10.1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 27.02 | |||
10.2 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 4.03 | |||
XI | Нервная система. | 4 | 2 часа | ||
11.1 | Значение, строение и функционирование нервной системы. | П/Р № 7. Действие прямых и обратных связей. | 6.03 | ||
11.2 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. | 11.03 | |||
11.3 | Спинной мозг. | 13.03 | |||
11.4 | Головной мозг: строение и функции. | П/Р № 8. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. | 18.03 | ||
XII | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | |||
12.1 | Значение органов чувств и анализаторов. | 20.03 | |||
12.2 | Орган зрения и зрительный анализатор. | 1.04 | |||
12.3 | Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. | 3.04 | |||
12.4 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. | 8.04 | |||
12.5 | Органы, осязания, обоняния и вкуса. | 10.04 | |||
XIII | Поведение и психика. | 9 | 2 часа | ||
13.1 | Врожденные формы поведения. | 15.04 | |||
13.2 | Приобретенные формы поведения. | П/Р № 9. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. | 17.04 | ||
13.3 | Закономерности работы головного мозга. | 22.04 | |||
13.4 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 24.04 | |||
13.5 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 29.04 | |||
13.6 | Познавательные процессы. Воля и эмоции. | 6.05 | |||
13.7 | Внимание. | П/Р № 10. Изучение внимания при разных условиях. | 7.05 | ||
13.8 | Динамика работоспособности. Режим дня. | 13.05 | |||
13.9 | Обобщение по пройденным темам (тестирование). | 14.05 | |||
XIV | Индивидуальное развитие человека. | 4 | |||
14.1 | Размножение и развитие. Половая система человека. Наследование признаков у человека. | 20.05 | |||
14.2 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция, ее профилактика. | 21.05 | |||
14.3 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. | 27.05 | |||
14.4 | О вреде употребления никотина, алкоголя и наркотических веществ. Профилактика употребления наркотических веществ. | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...