Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии. 1 час в неделю. Автор учебника - Н.И. Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Парцинская СОШ» _________________М.И.Степашкин «_____»__________________201_ г. | СОГЛАСОВАНО Руководитель МС МБОУ «Парцинская СОШ» ____________Н.В.Чиркова «______»___________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Биология
6класс
(разработана на основе Примерной программы основного образования и государственного образовательного стандарта)
учитель: Лебина Ольга Сергеевна
Пояснительная записка |
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Живой организм» для 6-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности |
Цели, задачи курса. |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся: |
Знать: |
|
Уметь: |
|
Календарно – тематическое планирование в 6 классе – 1 час в неделю (34 часа).
№ п/п | Тема урока | Наглядные пособия | обязательные элементы содержания | требования к уровню подготовки учащихся | вид контроля, измерители | элементы дополнительного содержания | эксперимент (практические, лабораторные работы, демонстрационные опыты) | Часы | Дата | Домашнее задание |
Строение и свойства живых организмов. | ||||||||||
Место биологии в системе естественных наук. Основные свойства живых организмов. Урок – презентация | Комнатные растения, коллекции насекомых, таблицы с изображением растений и животных, учебник, учебная презентация | признаки живых организмов, приспособленность к среде обитания | Называть признаки живых организмов и их значение находить в тексте учебника и других источниках информацию и живых организмах | Фронтальный опрос | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 1ч. | Глава 1 с. 4 – 9 | |||
Химические вещества клетки. Неорганические вещества. Урок – презентация | Учебник, семена различных растений, пробирки, спиртовки, | особенности химической организации неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы) | Различать неорганические и органические вещества называть неорганические и органические вещества и их роль в жизнедеятельности | Фронтальный опрос | Лабораторная работа «Состав семян» | 1 ч. | составить отчет по лаб. работе | |||
Химический состав клетки. Органические вещества. Урок изучения нового материала | Учебник, справочные карточки по химическому составу, упаковки от продуктов. | Лабораторная работа «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» | 1 ч. | глава 2 с.14 | ||||||
Клетка – элементарная единица всего живого. Строение и функции органоидов клетки. Сравнительная характеристика растительной и животной клетки. | Микроскоп, покровные и предметные стекла, элодея, таблица «Строение растительной клетки», учебный диск. | Клетка –элементарная частица живого. Строение растительного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра | Распознавать и описывать основные части и органоиды клетки растений. Выделять особенности ядра | Тест | Доказывать, что клетка – элементарная частица живого | Лабораторная работа «Строение растительной клетки» | 1 ч. | изучить раздел 3, повторить свойства живого | ||
Вирусы – неклеточные формы жизни. Обобщение знаний по строению и химическому составу клеток. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, игровые карточки, тест, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум» | Фронтальный опрос | 1 ч. | Записи в тетради | ||||||
Деление клетки. Митоз – основа роста и развития организма. Урок – презентация | учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», учебная презентация | Деление клетки как основа роста и развития живого организма. Митоз, сущность и биологическое значение | Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать стадии деления клетки | Тест | 1 ч. | глава 4, до слова «мейоз» | ||||
Биологическое значение мейоза. Комбинированный урок | учебный диск «Биология. Лабораторный практикум» | Мейоз, сущность и биологическое значение | Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать стадии деления клетки | Фронтальный опрос | Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой | 1 ч. | Глава 4 | |||
Ткани растений и животных. Комбинированный урок | учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», учебная презентация Микроскоп, покровные и предметные стекла, элодея, таблица «Строение растительной клетки», учебный диск. | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения | Давать определение ткань. Называть типы тканей растений; функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани растений | Фронтальный опрос | Лабораторная работа «Ткани растений: образовательная, основная, механическая, проводящая» | 1 ч. | глава 5, с. 32 – 35, прорастить семена к уроку № 16 | |||
Лабораторная работа «Ткани животных организмов». Лабораторная работа | Микроскоп, покровные и предметные стекла, учебный диск. | Строение организма животного: ткани. Типы тканей: эпителиальная, соединительная, их строение и функции | Называть типы тканей; функции тканей животных. Различать типы тканей животных. | Фронтальный опрос, лабораторная работа | 1 ч. | глава 5, ответить на вопросы с. 36 – 37 | ||||
Органы цветкового растения. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, тест, учебная презентация, проростки семян, луковицы, гербарии. | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть органы цветкового растения; типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы | Терминологический диктант | Лабораторная работа «Корневые системы» | 1 ч. | с. 42, изучить строение корнеплода моркови | |||
Строение побега. Комбинированный урок. | учебник, тетрадь, тест, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», таблица «Побег. Строение почек» «Строение стебля» | Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья | Давать определениям понятиям: побег, вегетативные органы. Называть органы цветкового растения. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений | Фронтальный опрос, лабораторная работа | Лабораторная работа «Строение и расположение почек» Лабораторная работа «Простые и сложные листья» | 1 ч. | Составьте карточки с описанием и рисунком побегов 3 – 4 побегов. | |||
Цветок, его строение и функции. Соцветия. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, тест, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», опорный конспект | Цветок, его значение и строение. Соцветия. | Давать определение понятиям: репродуктивные органы. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растений. Описывать многообразие соцветий. Распознавать и описывать органы цветкового растения. | Тест, лабораторная работа | Лабораторная работа «Строение цветка» | 1 ч. | найти мифы и легенды о цветах | |||
Плоды: значение разнообразие. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, тест, учебная презентация, коллекция плодов | Плоды: значение и разнообразие. | Тест, лабораторная работа | Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды» | 1 ч. | Доделать лабораторную работу | ||||
Органы и системы органов животных. Организм как единое целое. Урок обобщение изученного материала | учебник, тетрадь, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», опорный конспект | Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть: органы и системы органов животных; функции органов и систем органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. | Проверочная работа | 1 ч. | Глава 7 | ||||
Жизнедеятельность организмов. | ||||||||||
Питание растений Фотосинтез – воздушное питание. Изучение нового материала. | Опорная схема, учебник, тетрадь, презентация «Органы цветкового растения» | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание | Давать определение понятиям: питание, почвенное питание. Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. | Самостоятельная работа | 1 ч. | С. 58 – 59, повторить с. 46, 49 | ||||
Питание животных. Типы и значение пищеварения. Комбинированный урок | опорная схема, учебник, тетрадь | Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупояды, симбионты, паразиты | Давать определение питание. Описывать сущность биологических процессов: питание животных Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках Приводить примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов | Фронтальный опрос | 1 ч. | Глава 10 | ||||
Дыхание растений и животных. Комбинированный урок | опорная схема, учебник, тетрадь | Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать особенности дыхания у растений; роль органов растений в процессе дыхания. Характеризовать особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных. | Фронтальный опрос | 1 ч. | Глава 11, с. 68 – 73 | ||||
Передвижение веществ в растении. Комбинированный урок | таблицы «Строение стебля», «Зоны корня» | Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса минеральных веществ | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности переноса воды, минеральных веществ в растениях. | Фронтальный опрос, тест | 1 ч. | Глава 12, с.74 | ||||
Строение кровеносной системы. Комбинированный урок | слайды с различными кровеносными системами | Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных | Фронтальный опрос | 1 ч. | Глава 12, с.76 | ||||
Выделение у животных и растений. Комбинированный урок | опорная схема, учебник, тетрадь | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных | Фронтальный опрос | 1 ч. | Глава 13, с. 84 – 85 | ||||
Обмен веществ и превращение энергии у растений и животных. Комбинированный урок | опорная схема, учебник, тетрадь | Жизнедеятельность растений: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений и животных | Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса веществ у растений и животных, его значение. Называть органы, участвующие в обмене веществ у растений. Характеризовать особенности обмена веществ у растений и животных. | Фронтальный опрос | 1 ч. | Глава 14, с. 84 | ||||
Значение опорных систем в жизни организмов. Строение костей. Комбинированный урок | скелеты позвоночных, раковины, спил дерева, учебник, тетрадь | Опорные системы растений и животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Называть: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Распознавать на таблицах части внутреннего скелета. | Терминологический диктант | *Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни | 1 ч. | Глава 15, задания на с. 96 – 97 | |||
Движение простейших и беспозвоночных животных. Комбинированный урок | таблицы «Тип простейшие», «Тип кольчатые черви» | Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | Называть роль движения. Наблюдать за поведением животных | Тест | 1 ч. | глава 16, с. 98 – 99 | ||||
Движение животные в водной среде. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, слайды с различными животными. | Движение животных. Приспособления к передвижению животных в водной среде. | Называть способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. | Работа с карточками | 1 ч. | ответить на вопросы с. 108 - 110 | ||||
Движение животных в наземной и воздушной среде. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», слайды с различными животными. | Движение животных. Приспособления к передвижению животных в воздушной и наземной среде. | Называть способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. | 1 ч. | текст на с. 102 – 104, ответить на вопросы с. 108 - 110 | |||||
Движение у растений. Комбинированный урок | комнатные растения, слайды | Двигательные реакции растений. | Сравнивать движения растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения. | Фронтальный опрос | 1 ч. | Повторить главу 1, 7 | ||||
Строение и функции нервной системы. Урок – презентация | модель мозга, таблица «Нервные клетки», учебник, тетрадь, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум» | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения. | Давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. | Терминологический диктант | 1 ч. | глава 117, с. 110 – 115 | ||||
Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных. Регуляция процессов жизнедеятельности растений. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», муляжи «Железы внутренней секреции» книга «Занимательная физиология растений» | Эндокринная система, её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных Наблюдать за поведением животных. | Тест, самостоятельная работа | 1 ч. | глава 17, с. 116, сообщение о гормонах | ||||
Виды размножений. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Комбинированный урок | учебник, тетрадь, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», энциклопедия комнатного цветоводства. | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры. | Давать определение понятиям: размножение, споры. Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое отношение. Описывать сущность бесполого размножения | Фронтальный опрос | Практическая работа «Черенкование комнатных растений» | 1 ч. | Глава 18, посеять семена пшеницы, фасоли гороха к уроку № | |||
Половое размножение животных и растений. Урок изучение нового материала. | Учебник, тетрадь, учебный диск «Биология. Лабораторный практикум» | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть: значение полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки. Объяснять преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть: значение полового размножения; органы полового размножения растений. Описывать строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение) | Терминологический диктант | 1 ч. | глава 19, задания на с. 133, 134, с. 40 | ||||
Рост и развитие растений и животных Урок изучения нового материала | учебный диск «Биология. Лабораторный практикум», гербарии | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. | Давать определение понятию индивидуальное развитие. Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян. Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. | Фронтальный опрос, Лабораторная работа | Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие животных»; «Прорастание семян». | 1 ч. | глава 22, с. 146 | |||
Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». Урок обобщение изученного материала. | учебник, тетрадь, игровые карточки, тест. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организмов». | Контрольная работа | 1 ч. | ||||||
Среда обитания. Экологические факторы среды. Влияние факторов неживой природы. Урок – презентация. | учебник, тетрадь, игровые карточки, тест, учебная презентация учебная презентация | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. | Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть виды экологических факторов. Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов. | Фронтальный опрос | 1 ч. | глава 24, с. 160 – 162 | ||||
Взаимосвязи живых организмов. Влияния деятельности человека. Урок – экскурсия. (экскурсия на водоем) Летнее задание. | блокнот (тетрадь), карандаш, ручка, папка для сбора растений, фотоаппарат, камера, учебная презентация | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. | Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры взаимосвязей живых организмов. | Отчет об экскурсии | 1 ч. | отчет об экскурсии |
Учебно-методический комплект: |
|
Методические пособия для учителя: |
|
Дополнительная литература для учителя, учащихся: |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...