Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Тема урока: Строение цветка.
Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.
Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, рассмотреть их разнообразие и значение, формировать умения и навыки по распознаванию и охране цветковых растений.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности:
комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение цветка»
Приемы деятельности учителя: организация опроса, эвристической беседы, выполнения лабораторной работы, обобщение изученного на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 6 классе
Дусеева А.Б., учитель биологии школы-гимназии №17 г.Актобе
Тема урока: Строение цветка.
Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.
Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, рассмотреть их разнообразие и значение, формировать умения и навыки по распознаванию и охране цветковых растений.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности:
комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение цветка»
Приемы деятельности учителя: организация опроса, эвристической беседы, выполнения лабораторной работы, обобщение изученного на уроке.
План урока:
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока:
А) цель
Б) стихотворение (значимость цветов, охрана цветковых растений)
3. Опрос по изученному материалу
4. Объяснение нового материала.
1. Цветок - генеративный орган растения.
2. Особенности строения околоцветника.
3. Главные части цветка: тычинка и пестик.
4. Соцветия, их значение в жизни растений.
5. Закрепление изученного материала:
A) выполнение лабораторной работы «Строение цветка»
Б) познавательные задания;
B) задание в учебнике после §20 «Проверьте свои знания».
Организация деятельности учащихся: анализируют, оценивают ответы товарищей, выполняют лабораторную работу, делают рисунок в тетради, работают с текстом и рисунками учебника, таблицами и схемами на доске, сортирует раздаточный материал, делают вывод, выбирают любые номера вопросов из таблицы на доске, отвечают по выбору на любые три вопроса.
Развитие умений учащихся: внимательно слушать товарища, доброжелательно, но объективно оценивать его ответ, анализировать и обосновывать, работать с раздаточным материалом, высказывать свое мнение, делать вывод, давать четкие и краткие ответы, ориентироваться в ситуации.
Основные понятия и термины урока: цветок, околоцветник, цветоложе, чашечка, веник, тычинка, пестик, завязь, столбик, рыльце, пыльник, тычиночная нить, однодомные, двудомные, соцветия.
Домашнее задание: §20, лабораторная работа ; Задание 1 «Проверьте свои знания», рисунок «Строение цветка» в тетради, подготовить легенды, стихи, загадки о цветах.
Оценки за урок: выставление оценок спикера в группах за работу на уроке по усмотрению учителя.
Ход урока
Объяснение нового материала.
1. Цветок - генеративный орган растения.
2. Особенности строения околоцветника.
3. Главные части цветка: тычинка и пестик.
4. Соцветия, их значение в жизни растений.
Цветок - укороченный видоизмененный листостебельный побег, приспособленный для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки.
Цветок расположен на коротком стебельке - цветоножке, которая расширяясь в верхней части, образует цветоложе. Наружный круг листочков на цветоложе образует чашелистики. Совокупность чашелистиков называется чашечкой.
Чашечка:
- раздельнолистная
(чашелистики свободные, несросшиеся)
- сростнолистная (чашелистики срастаются между собой полностью или частично)
Внутри чашечки расположены лепестки, их совокупность называется венчиком, край бывает различной величины, формы, окраски.
Венчик:
- раздельнолепестной
- сростнолепестной
Чашечка и веник образуют околоцветник.
Околоцветник:
- простой (тюльпан, лилия) - все листочки одинаковы, разделения нет
- двойной (вишня, яблоня) - выделяется четко и веник и чашечка.
Цветы бывают:
- простые, одиночные
- соцветия – группа цветков;
Внутри цветка ближе к лепесткам расположены тычинки, тычиночная нить и пыльник, состоящий из двух пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца.
В центре расположен пестик (завязь, столбик, рыльце). Из завязи образуется плод. Внутри завязи имеется семяпочка, или семязачаток, из которой развиваются семена.
У некоторых растений (огурец) имеется два типа цветков: тычиночные и пестичные. Тычиночные цветки дают пыльцу (пустоцветы) и не дают плодов.
В цветках, где под околоцветником заметен крошечный огуречик - это завязь. Тычинок у него нет - это пестичные цветки, из которых образуются плоды.
Цветки с тычинками и пестиками называются обоеполые, цветки или пестичные, или тычиночные - (однодомные), однополые.
Если на одном растении есть и пестичные и тычиночные цветы, то такие растения называются однодомные. Если же пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях - двудомные.
Закрепление изученного материала
1. Спикеры команд (групп) выбирают задания по цвету лепестков.
Какие суждения верны:
1. Цветок - орган полового размножения (+)
2. Главная часть цветка - лепестки венчика (-)
3. Тычинка имеет пыльник и тычиночную нить (+)
4. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца (+)
5. Все части цветка расположены на цветоножке (-)
6. Главные части цветка - тычинка и пестик (+)
7. Цветок - приспособление для семенного размножение, для опыления (+)
8. Околоцветник - это лепестки чашечки и венчика (+)
9. Ромашка имеет соцветие (+)
10. Огурец - двудомное растение (-)
11. Обоеполые цветки имеют тычинки и пестик (+)
12. У тюльпана цветы собраны в соцветие (-)
13. Тополь - двудомные растение (+)
14. Кукуруза - однодомное растение (+)
15. Цветок - это вегетативный орган (-)
2.Задание 1 «Проверь свои знания»
Распределить на две группы открытки цветущих растений
а) одиночные цветки б) соцветия
Какое значение имеет наличие соцветий для растений?
Каких растений вы знаете больше:
а) имеющих цветок б) имеющих соцветие?
Сделайте вывод.
- Выполнение лабораторный работы «Строение цветка» (аппликация, пластилин или на живом объекте).
- Ответить по выбору на любые три вопроса, вычеркните выбранные вопросы из таблицы, начерченной на доске.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
1. Назовите основные части цветка.
2. Что называют цветком?
3. Из каких частей состоит тычинка?
4. Какие части цветка образуют околоцветник?
5. Из каких частей состоит?
6. Какие растения называют однодомными?
7. Какие типы околоцветника вы знаете?
8. Какое строение имеет цветок?
9. Что такое соцветие?
Домашнее задание «Проверь свои знания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
разработка урока биологии 6 класса " Строение цветка" авт. Сонин
Разработка урока биологии 6 класса по теме " Строение цветка" по учебнику Сонина...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...