рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Программа И.Н, Пономаревой, издательство Вентана-Граф.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В программу включено 9 часов из регионального компонента.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
- Драгомилов А.Г , Маш Р.Д.. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Вентана -Граф
Рабочая программа ориентирована на учебник Драгомилов А,Г.., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.:Вентана – Граф 2008. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Основное содержание. | Основные ЗУН. | Количество часов | Дата | Лабораторные работы; Практические работы; Экскурсии и демонстрации. | ||
Федеральный компонент (тема раздела, темы уроков) | Региональный компонент | норма | Фактически | |||||
Введение Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1.Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. 2.Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. 3. Биологическая природа и социальная сущность человека. | -Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы; - объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | 2 ч | 2 ч | сентябрь | |||
Становление наук о человеке. | Ученые Новосибирска их вклад в развитие медицины. | 1. Науки об организме человека.. 2.Ученые г. Новосибирска. | - вклад великих ученых в развитие наук о человеке; -объяснять этапы становления наук о человеке | сентябрь | ||||
Происхождение человека Систематическое положение человека | 1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | - место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) | 3 ч | 3 ч | сентябрь | |||
Историческое прошлое людей | 1.Усложнения человека в процессе эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); 2. Черты совершенствования человека, факторы его становления. | – раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; | сентябрь | Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека | ||||
Расы человека | 1.Расовые признаки. 2. Доказательства происхождения и единство рас человека. | – характерные расовые признаки. –доказывать происхождение и единство рас человека; | сентябрь | |||||
Организм человека и его строение Общий обзор организма человека | 1. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.. 2.Проведение простых исследований: - распознавание на таблицах органов и систем органов человека. | –клеточное строение организма; | 4 ч | сентябрь | ||||
Строение и химический состав клетки | 1.Строение животной клетки; 2. Части и органоиды клеток. 3. Химический состав. | – клеточное строение организма; -распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; | сентябрь | |||||
Физиология клетки | 1. Жизнедеятельность и размножение клеток. | – раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей – доказывать взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма. | сентябрь | Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой | ||||
октябрь | ||||||||
Ткани. Типы тканей и их свойства | 1.Типы тканей. 2. Проведение лабораторной работы. | -называть типы тканей, -распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы. -уметь работать с микроскопом. | октябрь | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» | ||||
Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения. | 1. Опора и движение. 2. Строение скелета человека. 3. Состав и строение костей. 3. Типы соединения костей. | – знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, – разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; – характеризовать типы соединений костей, -находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 7 ч | октябрь | Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости» | |||
Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением | 1. Скелет головы и туловища. 2. Скелет конечностей. 3. Особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | – называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); – приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; | октябрь | Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков | ||||
Первая помощь при повреждении скелета. | 1.Профилактика травматизма. 2. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | - знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. – оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах; | октябрь | Демонстрации приёмов первой помощи при травмах | ||||
Мышцы, их строение и функции | 1. Типы мышц, их строение и значение. 2.Основные группы скелетных мышц. | - знать основные типы мышц, их строение и функции. – характеризовать типы мышц; - называть и находить на рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела; -проводить самонаблюдения; | октябрь | Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела» | ||||
Работа мышц. | 1. Утомление мышц. 2. Динамическая и статическая работа мышц. | -влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; – характеризовать работу мышц; | октябрь | Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе | ||||
Нарушение осанки и плоскостопия. | 1.Влияние физических упражнений на органы и системы органов. 2.Осанка и ее коррекция. 3. Предупреждение искривлений позвоночника. 4. Предупреждение плоскостопия. | – знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия; – научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | октябрь | Лабораторная работа №5 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» | ||||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | тестирование. | -регуляция деятельности опорно-двигательной системы; – устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций; | ноябрь | |||||
Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма. | 1.Транспорт веществ. 2. Кровеносная и лимфатическая системы. 3. Значение постоянства внутренней среды организма. | – называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 8 ч | ноябрь | ||||
Кровь. | 1.Ее состав и функции. 2.Группы крови. 3.Переливание крови. | - о группах крови, их отличительных признаках; совместимости крови по группам; - обосновывать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей; – распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты; | ноябрь | Лабораторная работа №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | ||||
Иммунитет. | Данные по ВИЧ-инфекции среди жителей НСО, центры по профилактике и борьбы со СПИДом. | 1.Факторы, влияющие на иммунитет. 2. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. | – иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови; - соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний; | ноябрь | ||||
Органы кровообращения. Круги кровообращения. | 1Строение сердца. 2.Кровеносные сосуды. 3. Круги кровообращения. | – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца – распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; | ноябрь | Демонстрации моделей сердца и торса человека | ||||
Работа сердца. Движение лимфы. | 1. Работа сердца. 2. Лимфообращение. | – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; | ноябрь | Демонстрации модели сердца человека | ||||
Движение крови по сосудам.. | 1. Причины движения крови по сосудам. 2.Пульс. 3.Скорость кровотока. 4.Регуляция работы сердца и сосудов. | – раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. | декабрь | Лабораторная работа №7. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | ||||
Гигиена сердечно-сосудистой системы. | Заболеваемость ССЗ среди жителей НСО. Кардиологический центр Мешалкина. Профилактика. | 1.Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. 2. Значение тренировки сердца. | – раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление | декабрь | Опыты, выясняющие природу пульса. Лабораторная работа №9 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | |||
Первая помощь при кровотечениях. | 1.Артериальное венозное кровотечения. 2. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | - знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них | декабрь | Демонстрации моделей торса человека, приёмов остановки кровотечений | ||||
Дыхательная система. Дыхание. Строение и функции. | 1.Значение дыхания. 2. Органы дыхания. 3.Стрение легких. | - сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи; – характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи. -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | 5 ч | декабрь | Демонстрации модели гортани; роли резонаторов, усиливающих звук | |||
Дыхательные движения , их регуляция. | 1.Рефлекторная регуляция дыхания. 2. Гуморальная регуляция дыхания. 3.Дыхательные движения. | - знать механизм дыхательных движений, - дыхательные рефлексы; - способы регуляции дыхания; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | декабрь | Лабораторная работа №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | ||||
Газообмен в легких и тканях. | Состояние окружающей среды по НСО. | 1. Влияние окружающей среды на дыхание. 2. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | –характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, – раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях; | декабрь | ||||
Первая помощь и профилактика заболеваний органов дыхания. | Заболеваемость туберкулезом, простудными заболеваниями среди жителей НСО. | 1. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. 2.Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | - показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: предупреждения заболеваний органов дыхания; -уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях | декабрь | Демонстрация приёмов искусственного дыхания | |||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем» | тестирование. | -знания о взаимосвязи дыхания и кровообращения; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | декабрь | |||||
Пищеварительная система. Питание и пищеварение. | 1.Пища как биологическая основа жизни. 2. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. 3. Значение пищеварения. 4. Органы пищеварения. | -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | 5 ч | январь | ||||
Пищеварение в полости рта. Глотание. | 1.Зубы. 2. Изменение пищи в ротовой полости. 3. Роль ферментов в пищеварении. | -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | январь | Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» | ||||
Пищеварение в желудке. | . | 1. Строение желудка. 2.Изменение пищи в желудке. | -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | январь | ||||
Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | 1. Изменение пищи в тонкой кишке. 2. Функции печени. 3.Значение толстой кишки. | -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | январь | |||||
Гигиена питания. | 1.Питание и здоровье. 2.Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | - знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний | январь | |||||
Обмен веществ и превращения энергии. Общая характеристика обмена веществ. | 1. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. 2. Обмен жиров, углеводов, белков, воды и минеральных веществ. | -понятия об обмене веществ и энергии -две стороны обмена веществ: пластический и энергетический обмен. -доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. | 3 ч | февраль | Лабораторная работа №12 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | |||
Витамины. | 1. Витамины и их значение. 2.Последствия гипо и гипервитаминозов. 3. Появление авитаминозов и меры их предупреждения. | -представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; -объяснять роль витаминов в организме | февраль | |||||
Нормы питания. | 1.Расход энергии. 2. Определение норм питания. 3.Суточный рацион. 4. Проведение простых исследований: - определение норм рационального питания | -объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. - Обосновывать нормы и режим питания. -составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты. | февраль | Лабораторная работа №13 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | ||||
Мочеполовая система. Строение и функции почек. | 1. Выделение. 2. Органы мочевыделительной системы. 2. Строение и функции почек. | – раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения; | 2 ч. | февраль | ||||
Образование мочи. Регуляция мочеобразования. | 1. Питьевой режим. 2. Гигиеническая оценка питьевой воды. 3. Образование мочи. 4. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | – характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи; – раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча; -соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы; | февраль | |||||
Кожа. Строение и значение кожи. | 1.Покровы тела. 2.Значение кожи. 3. Строение кожи. | -знать функции и строение кожи, – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи; -работать с лупой. | 3 ч. | февраль | Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти | |||
Терморегуляция организма. Закаливание. | 1. Роль кожи в терморегуляции. 2. Укрепление здоровья : закаливание. | -относительное постоянство температуры тела человека.–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания | февраль | |||||
Гигиена кожи, одежды и обуви. | 1.Уход за кожей, волосами, ногтями. 2. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | -значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви; - применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции | февраль | |||||
Нервная система. Регуляция функций в организме | . | 1. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. 2. Значение нервной системы. | – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | 10 ч | март | |||
Строения нервной системы и ее функции. | 1. Общий план строения нервной системы и ее функции. 2.Отделы нервной системы. | – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | март | |||||
Рефлекторный принцип работы нервной системы | 1. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. 2. Рефлекторная дуга. | – строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга. –разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции -проводить самонаблюдения | март | Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др | ||||
Спинной мозг, его строение и функции | 1. Строение спинного мозга. 2.Функции мозга. | – строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях - работать с биологическими таблицами, схемами | март | |||||
Головной мозг. Строение и функции. | 1.Отделы головного мозга. 2.Функции отделов. | – разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций. -– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -проводить самонаблюдения. | март | Лабораторная работа №14 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | ||||
Головной мозг. Строение и функции | 1.Большие полушария головного мозга, функции. | – разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -работать с муляжами, раздаточным материалом. | март | |||||
Периферическая нервная система. | 1.Отличие вегетативной нервной системы от соматической. 2. Проведение лабораторной работы. | -понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической; -проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним. | март | Лабораторная работа №15 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | ||||
Эндокринная система.. | Частота встречаемости среди жителей НСО заболеваниями эндокринной системы. | 1.Железы внутренней и внешней секреции. 2.Гормоны. | -понятие гуморальной регуляции; железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции -раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; -показывать отличие желез внешней и внутренней секреции | апрель | ||||
Нарушение нервно-гуморальной регуляции. | 1.Роль гормонов в жизнедеятельности организма. 2. Меры предупреждения заболеваний эндокринной системы. | - роль гормонов в жизнедеятельности организма. - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями. --доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции; | апрель | |||||
Контрольно-обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция» | тестирование | - биологическую терминологию и символику применять ранее полученные знания; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | апрель | |||||
Сенсорные системы организма. Значение органов чувств. Анализаторы. | 1. Органы чувств, их роль в жизни человека. 2.Строение анализатора. | -органы чувств человека, – находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора -объяснять значение анализаторов. | 5 ч | апрель | ||||
Строение и функции глаза. | 1.Зрительный анализатор 2.Значение зрения. 3. Строение органа зрения. | -части зрительного анализатора, его строение и функции глаза -положение и строение глаз. -строение и функции сетчатки. -корковая часть зрительного анализатора | апрель | |||||
Зрительное восприятие. Гигиена зрения. | Клиника академика С.Н. Федорова. | 1.Нарушение зрения, их профилактика. 2.Первая помощь при повреждение глаз. | - ход лучей через прозрачную среду глаза. - причины нарушения зрения – гигиену органа зрения - механизм восприятия зрительных раздражений; -соблюдать гигиену зрения. - применять меры первой помощи при травмах глаз | апрель | Лабораторная работа №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | |||
Строение и функции органа слуха. | 1.Значение органа слуха. 2. Строение органа слуха. 3.Нарушение слуха, их профилактика. | -части слухового анализатора и органа равновесия; -нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия. – находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия; - объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ -соблюдать гигиену слуха и равновесия. | апрель | |||||
Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. | 1. Значение органов чувств. 2. Строение органа равновесия, осязания, обоняния и вкуса. | – части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. - роль органов обоняния, вкуса в жизни человека; – соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи); | апрель | |||||
Основы учения о высшей нервной деятельности. Психология и поведение человека. | 1 Наука о поведении и психике. 2.Рефлекторная теория поведения. 3.Высшая нервная деятельность. 4. Цели и мотивы деятельности. 5.Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | -раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней; | 6 ч | май | Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | |||
Условные и безусловные рефлексы. | 1.Врожденные и приобретенные программы поведения. 2.Исследования И.М. Сеченова и И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. | -роль торможения условных рефлексов; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; – характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность. | ||||||
Речь и мышление. Познавательные процессы. | 1. Познавательная деятельность мозга. 2.Сознание человека.. | -психическую деятельность человека как функцию мозга; - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. | май | Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр. | ||||
Память, эмоции. | 1.Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | -психическую деятельность человека как функцию мозга; - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.. | май | Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр. Лабораторная работа №18 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | ||||
Сон и его значение. | 1.Биологические ритмы. 2.Сон и сновидения. | -знать сущность и значение снов и сновидений; - доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; - выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение | май | |||||
Личность. Характер. Темперамент. | 1. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. 2. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. | понятия: характер, личность, темперамент - характеризовать и определять различные типы темперамента. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | май | Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов | ||||
Размножение и развитие. Половая система человека. | 1. Индивидуальное развитие человека.. 2. Наследование признаков у человека. 3.Стрение половой системы человека. 4. Роль генетических знаний в планировании семьи. | -знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; – использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; | 4 ч | май | ||||
Внутриутробное развитие организма. | Демографическая ситуация в НСО. | 1. Оплодотворение. 2.Беременность. 3.Развитие зародыша и плода. 4. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | – находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.- доказывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство; | май | ||||
Развитие человека после рождения. | 1.Как растет человек. 2. Забота о репродуктивном здоровье. | -знать основные этапы развития человека после рождения; -гигиенические требования к режиму жизни будущей матери | май | |||||
Заболевания, передающиеся половым путем. | 1. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. 2. ВИЧ –инфекция и ее профилактика. 3. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | -знать инфекции, передающиеся половым путем, их профилактику. -понимать культуру отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | июнь | |||||
Человек и окружающая среда. | 1. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.. 2.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. 3. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. 4. Проведение простых исследований: - анализ и оценка влияния факторов среды , факторы риска для здоровья. | объяснять -зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. знать и соблюдать правила поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях . | июнь | |||||
Итоговая контрольная работа. | тестирование. | Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией. | июнь | |||||
Нормы и правила здорового образа жизни. | 1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. 2.Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. 3. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. 4. Рациональная охрана труда и отдыха. 4. Проведение простых исследований: - наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания). | - знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.. - знать факторы риска. | июнь |
Резерв 2 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...