рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
рабочая программа создана на основе программы И.Н. Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_biologiya.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии разработана на основе:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г);
2. Примерной программы основного общего образования по биологии;
3. Учебного плана образовательного учреждения, на 2012 – 2013 учебный год, составленного на основании федерального базисного плана (приказ № 1213 от 09.03.2004)
4. Авторской программы под руководством И,Н. Пономаревой.
Данный курс имеет комплексный характер и включает основы различных наук о растениях: морфологии, анатомии, экологии, микробиологии, физиологии. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий, рассмотрением явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Цель: |
|
Задачи: |
|
Изменения внесенные в программу И.Н.Пономаревой .
Авторская программа рассчитана на 68 часов , из расчета 2 часа в неделю. На изучение данного курса отводится 70 часов, т.к. количество учебных недель увеличено. Так же внесены изменения в связи с тем, что согласно приказа № 1389 от 18.06.2012 г. Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, внесены часы на изучение регионального компонента в количестве 7 часов.
Название раздела программы | По программе Пономаревой И.Н. | Количество часов по скорректированной программе. |
| 7 | 5 |
| 5 | 6 |
| 18 | 17 |
| 10 | 11 |
| 10 | 14 |
| 4 | 3 |
| 3 | 4 |
| 3 | 5 |
| 7 | 5 |
| 1 | 1 |
Итого | 68 | 70 |
Используемый учебно-методический комплект:
Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.»Вентана – Граф»2008.
Методическое пособие по биологии к учебному комплекту И.Н.Пономаревой.:6 класс – М: «Вентана -Граф»2008
Количество часов , на которое рассчитана программа :
в учебном плане образовательного учреждения на изучение курса «биология» в 6 классе отводится 2 часа в неделю. За год на изучение программного материала отводится 70 часов. Контрольных работ -5, лабораторных работ -14, практических работ – 2.
Лабораторные и практические работы являются частью урока и могут быть оценены по усмотрению учителя. Обязательными для выполнения и оценивания являются л.р. № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 16.
Для реализации программы планируется использование основных формы и методов контроля, используемые в курсе обучения биологии:
-текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов;
-тематический – в тестовой форме;
-итоговый – итоговое тестирование за курс 6 класса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
- строение и функции клетки,
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений,
- сведения о таксономических единицах,
- способы размножения бактерий, грибов, растений,
- основные этапы развития растительного мира,
- взаимосвязь растений с факторами среды,
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах,
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве,
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране,
- основные культурные растения региона, особенности их возделывания
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними,
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями,
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник,
- ухаживать за растениями, выращивать их,
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании,
- соблюдать правила поведения в природе,
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | № урока | Дата | Тема | Основное содержание | Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы | Домашнее задание | РК |
I.Введение (5ч) | |||||||
1 | 1 | Биология – наука о живой природе | Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Царство Растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Стр.9-12 | |||
2 | 2 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных | Мир растений. Проведение простых биологических исследований: наиболее распространенные растения своей местности. | Многообразие растений в окрестностях с. Октябрьское. | |||
3 | 3 | Признаки растений. Основные органы растений. Растение - живой организм | Признаки живых организмов, их проявление у растений. Строение растений. Проведение простых биологических исследований: распознавание органов растений. | 1-2 | |||
4 | 4 | Условия жизни растений. Среды жизни на Земле | Факторы среды. Экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни на планете. | 4-5 | |||
5 | 5 | Урок-обобщение. | Тестирование. | ||||
Тема II. Клеточное строение организмов (6 часов) | |||||||
6 | 1 | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы и приготовление микропрепаратов. Правила работы с микроскопом. Техника приготовления временных препаратов. | Лаб.работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним» | §6 | ||
7 | 2 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. | Лаб.работа №2 «Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука под микроскопом» | §7 | ||
8 | 3 | Строение клетки.(пластиды) | Основные части клетки. Наличие пластид, вакуоли. Цитоплазма – внутренняя среда . | §7 (до конца) | |||
9 | 4 | Жизнедеятельность клетки | Движение цитоплазмы. Питание и дыхание клетки. Обмен веществ. Деление клетки. | Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений. | §8 | ||
10 | 5 | Ткани | Ткани как группы клеток. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. Функции. | §9 | |||
11 | 6 | Обобщение, повторение | Тестирование. | ||||
Тема III. Органы цветковых растений. (17 часов) | |||||||
12 | 1 | Строение семян двудольных и однодольных растений | Семя и его значение в жизни растений. Внешнее и внутреннее строение семян. Особенности строения однодольных и двудольных. | Лаб.работа №3 «Изучение строения семян двудольных растений» «Изучение строения семян однодольных растений» | §10 | ||
13 | 2 | Условия прорастания семян | Понятие о прорастании. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян. | 11 | |||
14 | 3 | Внешнее строение корня | Корень – основной вегетативный орган растения. Виды корней и типы корневых систем | Лаб.работа №4 «Корневые системы» | 13 | ||
15 | 4 | Зоны (участки) корня | Понятие о зонах корня. Зоны деления и роста, зона всасывания, проведения. | Лаб.работа №5 «Изучение внутреннего строения корня» | §14 | ||
16 | 5 | Условия произрастания и видоизменение корней | Роль корня в жизни растения. Разнообразие функций корня. Многообразие видоизменений корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни | §15 | |||
17 | 6 | Побег и почки | Побег как основной орган высшего растения. Лист как часть побега. Листорасположение. Почка как зачаточный побег. Вегетативные и генеративные почки. | Лаб.работа №6 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | §16 | ||
18 | 7 | Внешнее строение листа | Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа. | Лаб.работа №7 «Изучение строения листа» | §18 | ||
19 | 8 | Клеточное строение листа | Внутреннее строение листа. Ткани листа. | Лаб.работа №8 «Клеточное строение листа» | §18 | ||
21 | 9 | Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев | Значение листа. Основные функции листьев – газообмен, испарение воды. Дополнительные функции. Видоизменение листьев. | §19 | |||
20 | 10 | Строение стебля | Понятие о стебле как осевой части побега. Внешнее строение. Внутреннее строение: кора, луб, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина. | Лаб.работа №9 «Изучение макро- и микростроения стебля» | §20 | ||
21 | 11 | Видоизменения побегов | Стебель как наиболее изменчивая часть побега. Видоизменение подземных побегов корневище, клубень, луковица. | Лаб.работа №10 «Изучение видоизмененных побегов» | §21-22 | ||
22 | 12 | Цветок | Цветок – генеративный орган. Основная функция цветка. Строение цветка :пестик, тычинки, лепестки, венчик, чашечка, цветоножка. Многообразие цветков | Лаб.работа №11 «Изучение строения цветка» | §23 | ||
23 | 13 | Соцветия | Соцветия простые и сложные и их биологическое значение. | Лаб.работа №12 «Ознакомление с различными типами соцветий» | §23-24 | ||
24 | 14 | Цветение и опыление | Цветение как состояние от раскрытия до засыхания. Опыление - условие для оплодотворения. Типы опыления. Насекомо и ветроопыляемые растения. | ||||
25 | 15 | Плоды | Плод как важнейший генеративный орган растений. Строение плода, функции частей. Многообразие плодов и семян.
| Лаб. работа №13 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | §25 | ||
26 | 16 | Распространение плодов и семян | Способы распространения плодов и семян. Приспособление плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян для человека. | §26 | |||
27 | 17 | Урок – обобщение по теме «Строение покрытосеменных растений.» | Тестирование. | ||||
Тема IV.Основные процессы жизнедеятельности. (11 часов) | |||||||
28 | 1 | Химический состав растений. Корневое питание. | Минеральные и органические вещества: белки, жиры, углеводы. Почвенное питание. Значение питания. Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению состава почвы. | Лаб.работа №14 «Химический состав растений» | §27 | ||
29 | 2 | Фотосинтез | Фотосинтез как процесс образования органических веществ и кислорода из неорганических веществ . Организмы автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль зеленых растений. | §28-29 | |||
30 | 3 | Дыхание растений | Два этапа процесса дыхания. Углеводы как основные органические вещества, участвующие в процессе. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза. | §30 | |||
31 | 4 | Испарение воды растениями. Листопад | Вода как необходимое условие для жизни каждого растения. Понятие о водообмене растений с окружающей средой. | §31 | |||
32 | 5 | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | |||||
33 | 6 | Растительный организм как единое целое | Фазы и этапы развития, зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение. Проведение простых биологических исследований: наблюдение за ростом и развитием растений. | §34 | |||
34 | 7 | Способы размножения растений | Биологическое значение размножения. Типы размножения -половое, бесполое. | §32 | |||
35 | 8 | Размножение споровых растений | Особенности размножение у низших растений по сравнению с высшими. | §32 | |||
36 | 9 | Вегетативное размножение растений | Вегетативное размножение как вид бесполого размножения. Особенности растений появившихся вегетативным путем. Основные приемы искусственного вегетативного размножения. | §33-34 | |||
37 | 10 | Оплодотворение растений. | Половое размножение как появление качественно новых организмов путем оплодотворения. Различие гамет и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Его значение. | §32 | |||
38 | 11 | Подведение итогов. Обобщение. | Устный опрос по всей теме. Закрепление материала. | ||||
Тема V. Классификация растений (14 часов) | |||||||
39 | 1 | Основы систематики растений | Понятие о систематике растений. Значение систематики. Основные единицы классификации от царства до вида. Бинарное название вида. | §37 | |||
40 | 2 | Разнообразие, распространение и значений растений | Система органического мира. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.(классификация). | §37 | |||
41 | 3 | Водоросли. Общая характеристика. | Водоросли как самые древние растения на планете. Талломное строение тела и наличие хроматофора. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Бесполое и половое размножение. | §38 | |||
42 | 4 | Многообразие водорослей, их значение. | Зеленые водоросли. Их многообразие. Бурые водоросли как один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океана и морей. Красные водоросли как самые глубоководные .Значение в природе и жизни человека. | Демонстрация таблиц, видеофильма «Водоросли» | §39 | ||
43 | 5 | Отдел Моховидные. | Общая характеристика, значение. Классы – печеночники и листостебельные. Размножение. | 40 | |||
44 | 6 | Отдел Папоротниковидные. | Общая характеристика отдела. Отличие их внешнего и внутреннего строения от моховидных. Размножение . Многообразие - хвощи и плауны. | 41 | |||
45 | 7 | Древние папоротники | Папоротниковидные – живые ископаемые. Значение папоротниковидных в природе и жизни человека. | 41 | |||
46 | 8 | Отдел Голосеменные | Общая характеристика. Отличие семени от споры. Особенности строения. Размножение (на примере сосны). | Лаб.работа №15 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» | §42 | ||
47 | 9 | Многообразие голосеменных. | Многообразие. Хвойные растения как самая многочисленная группа современных голосеменных. Лесообразующая роль голосеменных. Использование и охрана. | Голосеменные НСО. Заказник «Южный» | |||
48 | 10 | Отдел Покрытосеменные. | Общая характеристика. Основные отличия от голосеменных. Многообразие. Жизненные формы. Значение и их охрана. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. | §43 | |||
49 | 11 | Класс Двудольные. Семейства Розоцветные, Крестоцветные, | Класс Двудольные как самый многочисленный среди цветковых растений. Семейство Розоцветные и Крестоцветные – характеристика, представители, распространение и значение. | 44 | Розоцветные и Крестоцветные в Карасукском районе. | ||
50 | 12 | Семейства Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные. | Представители семейства Мотыльковые- предки древнейших культурных растений. Семейство Пасленовые, Сложноцветные -характеристика, представители, распространение и значение. | 44 | Многообразие видов в Карасукском районе. | ||
51 | 13 | Семейства класса Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые) | Общая характеристика .Многообразие, значение в природе и жизни человека. Семейства Лилейные-распространение, строение цветка, охраняемые виды. Злаки (Мятликовые)-главные пищевые растения. | §45 | Многообразие однодольных в окрестностях с. Октябрьское. | ||
52 | 14 | Проверочная работа по теме. «Классификация растений» | Тестирование. | ||||
Тема VI. Историческое развитие растительного мира на Земле.(3 часа) | |||||||
53 | 1 | Понятие об эволюции растительного мира | Эволюция- процесс исторического развития живого мира. Появление фотосинтеза, полового размножения, многоклеточных организмов –события в истории Земли. Первые растения суши –псилофиты. | 46-47 | |||
54 | 2 | Многообразие и происхождение культурных растений | Влияние человека на растительный мир. Искусственный отбор как основа растениеводства. Культурные растения и их особенности. Центры происхождения культурных растений. Вклад Н.И.Вавилова. | 48 | |||
55 | 3 | Дары Старого и Нового света | Роль географических открытий и путешествий в распространении культурных растений. Дары Старого Света-зерновые культуры. Проведение простых биологических исследований: распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. | 49 | |||
Тема VII. Царство Бактерии (4часа) | |||||||
56 | 1 | Бактерии. Общая характеристика, строение. | Царство Бактерии. Признаки живых организмов их проявление у бактерий. Строение, размножение. | 50 | |||
57 | 2 | Многообразие бактерий. | Разнообразие форм, способов питания. Типы бактерий: аэробы и анаэробы.. | ||||
58 | 3 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Бактерии редуценты. Патогенные бактерии, их значение. Меры профилактики заболеваний, вызываемыми бактериями. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера. Использование бактерий в биотехнологии. | §51 | |||
59 | 4 | Урок –обобщение по теме «Царство Бактерии» | Тестирование. | ||||
Тема VIII. Царство Грибы. Лишайники.(5 часов) | |||||||
60 | 1 | Царство Грибы . Шляпочные грибы. | Признаки живых организмов, их проявление у грибов. Общая характеристика. Особенности клеток .Сходство и различие грибов и растений. Типы питания. Размножение грибов. Проведение простых биологических исследований: распознавание съедобных и ядовитых грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Использование грибов в биотехнологии. | §53 | |||
61 | 2 | Плесневые грибы и дрожжи | Особенности строения плесневых грибов. Распространение в природе. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | Лаб.работа №16 «Плесневый гриб мукор» | §54 | ||
62 | 3 | Грибы-паразиты. | Многообразие паразитических грибов. Роль грибов в природе , жизни человека и собственной деятельности. | §54 | |||
63 | 4 | Лишайники. | Общая характеристика и строение. Питание, размножение. Приспособленность к жизни в разных условиях. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | $55 | |||
64 | 5 | Проверочная работа по теме « Царство Грибы и Лишайники». | Тестирование. | ||||
Тема IX.Природные сообщества (5 часов) | |||||||
65 | 1 | Понятие о природном сообществе, БГЦ и экосистеме | Образование организмами природных комплексов как способ существования в природе. Структура природного сообщества. Видовой состав. | 56 | |||
66 | 2 | Приспособленность растений в природном сообществе | Ярусное расположение как приспособление к совместной жизни в сообществе. Размещение по ярусам. Типы взаимосвязей в сообществе. | 57 | |||
67 | 3 | Смена природных сообществ | Естественная смена, внешние и внутренние причины. Сукцессии, временные и конечные сообщества. | 58 | |||
68 | 4 | Многообразие природных сообществ | Леса, луга- естественные сообщества. Искусственные сообщества - агроценозы. Особенности агроэкосистем. Приемы выращивания и размножения растений. | 59 | Природные сообщества Карасукского района и НСО | ||
69 | 5 | Жизнь организмов в природе | Санитарная роль растений, охрана растений, растения-индикаторы, антропогенное влияние. | 60 | Редкие и исчезающие виды растений НСО. Охрана. | ||
70 | 1 | Итоговая контрольная работа | |||||
6 | Папоротники. Хвощи и плауны | Вайи, корневище, спорангии, плаун, хвощ, папоротник | Лаб.работа №7,8 «Изучение строения спороносящего хвоща», «Изучение строения спороносящего папоротника» | §15 |
6. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Пономарева И. Н. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Вентана.- Граф 2007
Дополнительная и научно-популярная литература
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2001.
- Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии / Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: «Владос», 2002.
- Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Объекты натуральные
- гербарий «Растительные сообщества»,
- гербарий «Основные отделы растений»,
- коллекция семян и плодов,
- набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»,
- цветок вишни (модель демонстрационная),
- набор муляжей плодов и корнеплодов,
- таблицы «Отделы растений».
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
- Укладка для луп (по 10 шт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...