Программа спец курса "глобальная экология"
элективный курс по биологии (11 класс) по теме
Дополнительное образование учащихся по экологии – важный компонент естественнонаучного образования. Оно вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая у школьников формирование биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, принятие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globalnaya_ekologiya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Авторская педагогическая разработка
Адаптационная, комбинаторная, радикальная
Программа спецкурса
«Глобальная экология».
_______________________Учебная______________________________
Форма (учебная, воспитательная программа, УМП)
Автор разработки;
Столярова Светлана
Валерьевна, учитель
Биологии МОУ «СОШ№2»,
высшая квалификационная
категория.
2013 год
г. Усолье – Сибирское.
Пояснительная записка.
Дополнительное образование учащихся по экологии – важный компонент естественнонаучного образования. Оно вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая у школьников формирование биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, принятие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.
Цели и задачи эколого - биологического образования решаются в соответствии со следующими нормативными документами:
- Временное требование к образовательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.).
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования(Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999г.).
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ №1089 от 05.03. 2004г.).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (Приказ №1312 от 09.03.2004г.).
Программа курс «Глобальная экология » создана на основе авторской программы по экологии В.Н. Кучера для углублённого изучения предмета «Экология» к учебному пособию В.И. Винокуровой «Глобальная экология» и допущен Министерством образования Российской Федерации
Курс «Глобальная экология» познакомит учащихся с экологическими проблемами современного мира. В ряде стран и регионов нашей планеты экологическая ситуация достигла кризисного уровня, поставив тем самым под угрозу основы существования человечества как части природы.
Глобальные экологические проблемы… сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях – это объяснение, в других- диагноз болезни, в третьих- приговор. Что они означают? Когда возникли? В чём причина? Какие меры необходимо принять для их решения? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в процессе изучения курса «Глобальная экология», который обобщает и развивает знания по проблемам охраны окружающей среды.
Программа состоит из ряда тем, в которых рассматриваются теоретические вопросы курса. Помимо теоретического материала имеется система вопросов и заданий, объединённых в несколько рублик. На самооценку знаний ориентирует рублика «Что изучали в теме?», на практическую работу – «Я в окружающем мире».
Содержание программы поможет почувствовать школьникам свою самопричастность к глобальным экологическим проблемам, пересмотреть свои ценности. М. Ганди сказал: «… мы сами должны быть тем измерением, которое мы хотим увидеть в мире».
Основные идеей курса «Глобальная экология».
- Функционально – целостный подход к глобальным проблемам экологии..
- Экосистемный подход. Эколого -биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на расширение более практических задач, стоящих перед человеком. В программе рассматривается роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль живых организмов в экосистемах.
- Преемственная связь. Используемый в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
Одной из причин экологических проблем современности является экологическая неграмотность. Необходимость создания курса « Глобальная экология» продиктована самой жизнью в связи с нарастающими процессами глобализации, в условиях всё ухудшающейся экологической обстановки.
Данная программа призвана:
- показать актуальность курса, значимость для практической деятельности и сохранения здоровья человека и решению экологических проблем на глобальном и локальном уровне;
- научить правилам экологической безопасности в условиях современного города.
- нахождение новых путей и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом эколого-биологических особенностей обучения и воспитания детей в условиях города, обеспечивающих их здоровье и развитие. Научить вести рациональный образ жизни в условиях экологического загрязнения и охранять окружающую среду посредством соблюдения правил поведения в природе и быту, а также углубить знания по краеведению, так как здесь прослеживается актуальность, наглядность, практическая значимость курса. Изучение данного курса приобщает учащихся к творческой деятельности, формирует практические умения, способствует созданию положительной мотивации обучения на естественном профиле, помогает в выборе будущей профессии (биолог, врач, эколог, лаборант и т.д.).
Новизна программы: изучение экологических проблем города на глобальном уровне по данной программе - это стремление повысить интерес учащихся к естественным наукам, это попытка привлечь внимание подростков к актуальным вопросам негативного влияния человека на природу, необходимости охраны природы; воспитывать чувство личной ответственности за свой поступки.
Необходимо признать экологическое образование важнейшим направлением реформирования школы. Создание такого курса необходимо для решения задач экологического образования – обучения, воспитания, развития личности.
С целью повышения интереса к данному курсу и активности в работе учащихся предлагаются новые технологии и активные формы обучения: викторины, творческие уроки «Открытых мыслей», конкурсы сочинений, проектов, презентаций, защита листовок по охране природы и здоровья человека; используются элементы проблемного, опережающего обучения; предполагается также активизировать их участие в экологических акциях, проводимых в городе и области.
Содержание.
Программа состоит из двух частей. Ранжирование экологических проблем – первая часть и экологические проблемы стран мира. Каждая часть рассчитана на 34 часа.
Первый раздел.
Тема №1. Взаимодействие человечества и природы: история и современные научные представления.
Тема №2. Будущее человечества под угрозой.
Второй раздел.
Тема №3. Будущее человечества под угрозой ( продолжение).
Тема №4. На пути к устойчивому развитию.
Ориентация программы.
Данный курс рассчитан на 10 – 11 класс, чтобы помочь выпускникам школы понять суть глобальных проблем.
Цели и задачи
Цель курса – не только помочь выпускникам школы понять суть глобальных проблем, но и подготовить их к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции.
Одной из важнейших задач является развитие у каждого чувства сопричастности к глобальным экологическим проблемам, ответственности за сохранение жизни на Земле.
- Сформировать активное отношение к решению глобальных проблем
- Осознать взаимосвязи м/у природными и антропогенными явлениями
- Сформировать важнейшие черты нового планетарного мышления.
Задачи курса.
- Образовательные. Расширить представления учащихся о глобальных экологических проблемах, их особенностях. Углубить знания об экологических и антропогенных факторах, влияющих на развитие окружающей среды обитания человека.
- Развивающие. Раскрыть взаимосвязь между локальными и глобальными экологическими проблемами, влияющих на развитие человеческого общества и самого человека, как биологического вида.
- Воспитательные. Доказать единство происхождения всего живого. Понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края. Наблюдать, сравнивать и делать выводы; работать с научной литературой.
В результате изучения курса учащиеся должны приобрести определённые знания и умения.
Методы реализации программы.
Проблемность и обобщающий характер содержания программы предопределяет методы и организационные формы изучения курса: лекции и конференции, семинары и практические работы.
Практические работы, предусмотренные программой, ставят своей целью связать общие глобальные проблемы с локальными проблемами своего города, что делает их значимыми, воспитывают активную жизненную позицию.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- Общие признаки глобальных проблем современности;
- Ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных экологических проблем современности;
- Необходимость международного сотрудничества в решении глобальных проблем;
- Необходимость личного влияния на решение отдельных глобальных экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- Приводить примеры влияния местных, локальных проблем на решение глобальных экологических проблем
- Элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья;
- Проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, своего образа жизни;
- Аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных случаях.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся.
При оценке необходимо учитывать такие качественные показатели как: осознанность (умение применять полученную информацию), полнота (соответствие объёму программы).
- Ученик получает зачет при условии выполнения обязательных практических работ и одной письменной работы в предложенной учителем форме и при соблюдении стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы ученик получает за активность и инициативу при выполнении заданий, использование Интернет технологии.
- Итоговая конференция с защитой проектов, выставкой работ, выполненных учащимися.
Тематическое планирование курса
«Глобальная экология, 10 – 11 класс»
153 часа
№п.п. | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 3 |
2 | Раздел I. Взаимодействие человечества и природы. Тема №1. экологические проблемы в | 7 |
истории цивилизации. Тема №2. современные научные представления о глобальных экологических процессах. | 12 | |
3 | Раздел II. Будущее человечества под угрозой. Тема №3. Современные проблемы и среда жизни человечества. | 14 |
Тема №4. Человечество и атмосфера. | 16 | |
Тема №5. Человечество и гидросфера. | 18 | |
Тема №6.Человечество, земная кора и педосфера. | 12 | |
Тема №7. Человечество и биосфера. | 10 | |
Тема №8. Здоровье – населения мира – важнейший критерий экологического состояния планеты. | 9 | |
Тема №9. Территориальные особенности проявления глобальных экологических проблем. | 14 | |
4 | Раздел III. На пути к устойчивому развитию. | |
Тема №10. Формирование глобального мышления. | 14 | |
Тема №11. От единой Земли к единой цивилизации. | 14 | |
Всего часов | 153 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современная стратегия развития спортивной программы спец-ой олимпиады России Влад. обл»
Как известно, адаптивная физическая культура и спорт оказывают благотворное влияние на процесс физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, укрепляя здоровье, спо...
Программа спец. курса по математике для 7класса
Программа предназначена для проведения занитий по спец.курсу по математике...
Программа (спец предмет) "Основы военной службы"
Программа является комплексным подходом к формированию современного уровня культуры безопасности человека, предусматривает получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, функциях по...
Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа
Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Программа спец курса по технологии "Технология ведения."
Программа курса предусматривает наличие национально-регионального компонента....
программа спец мед группы по физкультуре
программа для 7 класса...