Программа спец курса "глобальная экология"
элективный курс по биологии (11 класс) по теме
Дополнительное образование учащихся по экологии – важный компонент естественнонаучного образования. Оно вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая у школьников формирование биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, принятие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Авторская педагогическая разработка
Адаптационная, комбинаторная, радикальная
Программа спецкурса
«Глобальная экология».
_______________________Учебная______________________________
Форма (учебная, воспитательная программа, УМП)
Автор разработки;
Столярова Светлана
Валерьевна, учитель
Биологии МОУ «СОШ№2»,
высшая квалификационная
категория.
2013 год
г. Усолье – Сибирское.
Пояснительная записка.
Дополнительное образование учащихся по экологии – важный компонент естественнонаучного образования. Оно вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая у школьников формирование биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, принятие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.
Цели и задачи эколого - биологического образования решаются в соответствии со следующими нормативными документами:
- Временное требование к образовательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.).
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования(Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999г.).
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ №1089 от 05.03. 2004г.).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (Приказ №1312 от 09.03.2004г.).
Программа курс «Глобальная экология » создана на основе авторской программы по экологии В.Н. Кучера для углублённого изучения предмета «Экология» к учебному пособию В.И. Винокуровой «Глобальная экология» и допущен Министерством образования Российской Федерации
Курс «Глобальная экология» познакомит учащихся с экологическими проблемами современного мира. В ряде стран и регионов нашей планеты экологическая ситуация достигла кризисного уровня, поставив тем самым под угрозу основы существования человечества как части природы.
Глобальные экологические проблемы… сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях – это объяснение, в других- диагноз болезни, в третьих- приговор. Что они означают? Когда возникли? В чём причина? Какие меры необходимо принять для их решения? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в процессе изучения курса «Глобальная экология», который обобщает и развивает знания по проблемам охраны окружающей среды.
Программа состоит из ряда тем, в которых рассматриваются теоретические вопросы курса. Помимо теоретического материала имеется система вопросов и заданий, объединённых в несколько рублик. На самооценку знаний ориентирует рублика «Что изучали в теме?», на практическую работу – «Я в окружающем мире».
Содержание программы поможет почувствовать школьникам свою самопричастность к глобальным экологическим проблемам, пересмотреть свои ценности. М. Ганди сказал: «… мы сами должны быть тем измерением, которое мы хотим увидеть в мире».
Основные идеей курса «Глобальная экология».
- Функционально – целостный подход к глобальным проблемам экологии..
- Экосистемный подход. Эколого -биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на расширение более практических задач, стоящих перед человеком. В программе рассматривается роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль живых организмов в экосистемах.
- Преемственная связь. Используемый в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
Одной из причин экологических проблем современности является экологическая неграмотность. Необходимость создания курса « Глобальная экология» продиктована самой жизнью в связи с нарастающими процессами глобализации, в условиях всё ухудшающейся экологической обстановки.
Данная программа призвана:
- показать актуальность курса, значимость для практической деятельности и сохранения здоровья человека и решению экологических проблем на глобальном и локальном уровне;
- научить правилам экологической безопасности в условиях современного города.
- нахождение новых путей и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом эколого-биологических особенностей обучения и воспитания детей в условиях города, обеспечивающих их здоровье и развитие. Научить вести рациональный образ жизни в условиях экологического загрязнения и охранять окружающую среду посредством соблюдения правил поведения в природе и быту, а также углубить знания по краеведению, так как здесь прослеживается актуальность, наглядность, практическая значимость курса. Изучение данного курса приобщает учащихся к творческой деятельности, формирует практические умения, способствует созданию положительной мотивации обучения на естественном профиле, помогает в выборе будущей профессии (биолог, врач, эколог, лаборант и т.д.).
Новизна программы: изучение экологических проблем города на глобальном уровне по данной программе - это стремление повысить интерес учащихся к естественным наукам, это попытка привлечь внимание подростков к актуальным вопросам негативного влияния человека на природу, необходимости охраны природы; воспитывать чувство личной ответственности за свой поступки.
Необходимо признать экологическое образование важнейшим направлением реформирования школы. Создание такого курса необходимо для решения задач экологического образования – обучения, воспитания, развития личности.
С целью повышения интереса к данному курсу и активности в работе учащихся предлагаются новые технологии и активные формы обучения: викторины, творческие уроки «Открытых мыслей», конкурсы сочинений, проектов, презентаций, защита листовок по охране природы и здоровья человека; используются элементы проблемного, опережающего обучения; предполагается также активизировать их участие в экологических акциях, проводимых в городе и области.
Содержание.
Программа состоит из двух частей. Ранжирование экологических проблем – первая часть и экологические проблемы стран мира. Каждая часть рассчитана на 34 часа.
Первый раздел.
Тема №1. Взаимодействие человечества и природы: история и современные научные представления.
Тема №2. Будущее человечества под угрозой.
Второй раздел.
Тема №3. Будущее человечества под угрозой ( продолжение).
Тема №4. На пути к устойчивому развитию.
Ориентация программы.
Данный курс рассчитан на 10 – 11 класс, чтобы помочь выпускникам школы понять суть глобальных проблем.
Цели и задачи
Цель курса – не только помочь выпускникам школы понять суть глобальных проблем, но и подготовить их к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции.
Одной из важнейших задач является развитие у каждого чувства сопричастности к глобальным экологическим проблемам, ответственности за сохранение жизни на Земле.
- Сформировать активное отношение к решению глобальных проблем
- Осознать взаимосвязи м/у природными и антропогенными явлениями
- Сформировать важнейшие черты нового планетарного мышления.
Задачи курса.
- Образовательные. Расширить представления учащихся о глобальных экологических проблемах, их особенностях. Углубить знания об экологических и антропогенных факторах, влияющих на развитие окружающей среды обитания человека.
- Развивающие. Раскрыть взаимосвязь между локальными и глобальными экологическими проблемами, влияющих на развитие человеческого общества и самого человека, как биологического вида.
- Воспитательные. Доказать единство происхождения всего живого. Понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края. Наблюдать, сравнивать и делать выводы; работать с научной литературой.
В результате изучения курса учащиеся должны приобрести определённые знания и умения.
Методы реализации программы.
Проблемность и обобщающий характер содержания программы предопределяет методы и организационные формы изучения курса: лекции и конференции, семинары и практические работы.
Практические работы, предусмотренные программой, ставят своей целью связать общие глобальные проблемы с локальными проблемами своего города, что делает их значимыми, воспитывают активную жизненную позицию.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- Общие признаки глобальных проблем современности;
- Ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных экологических проблем современности;
- Необходимость международного сотрудничества в решении глобальных проблем;
- Необходимость личного влияния на решение отдельных глобальных экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- Приводить примеры влияния местных, локальных проблем на решение глобальных экологических проблем
- Элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья;
- Проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, своего образа жизни;
- Аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных случаях.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся.
При оценке необходимо учитывать такие качественные показатели как: осознанность (умение применять полученную информацию), полнота (соответствие объёму программы).
- Ученик получает зачет при условии выполнения обязательных практических работ и одной письменной работы в предложенной учителем форме и при соблюдении стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы ученик получает за активность и инициативу при выполнении заданий, использование Интернет технологии.
- Итоговая конференция с защитой проектов, выставкой работ, выполненных учащимися.
Тематическое планирование курса
«Глобальная экология, 10 – 11 класс»
153 часа
№п.п. | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 3 |
2 | Раздел I. Взаимодействие человечества и природы. Тема №1. экологические проблемы в | 7 |
истории цивилизации. Тема №2. современные научные представления о глобальных экологических процессах. | 12 | |
3 | Раздел II. Будущее человечества под угрозой. Тема №3. Современные проблемы и среда жизни человечества. | 14 |
Тема №4. Человечество и атмосфера. | 16 | |
Тема №5. Человечество и гидросфера. | 18 | |
Тема №6.Человечество, земная кора и педосфера. | 12 | |
Тема №7. Человечество и биосфера. | 10 | |
Тема №8. Здоровье – населения мира – важнейший критерий экологического состояния планеты. | 9 | |
Тема №9. Территориальные особенности проявления глобальных экологических проблем. | 14 | |
4 | Раздел III. На пути к устойчивому развитию. | |
Тема №10. Формирование глобального мышления. | 14 | |
Тема №11. От единой Земли к единой цивилизации. | 14 | |
Всего часов | 153 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современная стратегия развития спортивной программы спец-ой олимпиады России Влад. обл»
Как известно, адаптивная физическая культура и спорт оказывают благотворное влияние на процесс физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, укрепляя здоровье, спо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477562-1410101291.jpg)
Программа спец. курса по математике для 7класса
Программа предназначена для проведения занитий по спец.курсу по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-910938-1490895728.jpg)
Программа (спец предмет) "Основы военной службы"
Программа является комплексным подходом к формированию современного уровня культуры безопасности человека, предусматривает получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, функциях по...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156271-1354463203.jpg)
Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа
Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368168-1387121052.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Программа спец курса по технологии "Технология ведения."
Программа курса предусматривает наличие национально-регионального компонента....