Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. -128с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;
а также методических пособий для учителя:
- Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Содержание учебного предмета
Название темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Тема 1. Эволюция живого мира на Земле | 19 |
Тема 2. Структурная организация живых организмов | 11 |
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 |
Тема 4. Наследственность и изменчивость организмов | 12 |
Тема 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 10 |
Повторение изученного материала | 8 |
Итого: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
Четверть | Сроки | Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание |
Введение (1 час) | |||||
1 | Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности». | ||||
Тема 1. Эволюция живого мира на Земле (19 часов) | |||||
1(2) | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | ||||
2(3) | Становление систематики | ||||
3(4) | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | ||||
4(5) | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | ||||
5(6) | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | Лабораторная работа «Изучение результатов искусственного отбора» | |||
6(7) | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | ||||
7(8) | Формы естественного отбора. Факторы эволюции | ||||
8(9) | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | ||||
9(10) | Физиологические адаптации. | Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | |||
10(11) | Микроэволюция. Вид, его критерии, структура. | Лабораторная работа «Изучение критериев вида» | |||
11(12) | Эволюционная роль мутаций | ||||
12(13) | Макроэволюция. Биологические последствия адаптации. | ||||
13(14) | Главные направления эволюции | Лабораторная работа «Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений» | |||
14(15) | Общие закономерности биологической эволюции | ||||
15(16) | Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | ||||
16(17) | Современные представления о возникновении жизни и ее развитии в эрах древней жизни | ||||
17(18) | Жизнь в палеозойскую эру | ||||
18(19) | Жизнь в мезозойскую эру | ||||
19(20) | Жизнь в кайнозойскую эру | ||||
Тема 2. Структурная организация живых организмов (11 часов) | |||||
1(21) | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | ||||
2(22) | Органические вещества, входящие в состав клетки | Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых клетках» | |||
3(23) | Органические вещества, входящие в состав клетки | ||||
4(24) | Пластический обмен. Биосинтез белка | ||||
5(25) | Энергетический обмен | ||||
6(26) | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | ||||
7(27) | Прокариотическая клетка | ||||
8(28) | Эукариотическая клетка. Цитоплазма | Лабораторные работы «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом», «Физиологические свойства клеточных мембран» | |||
9(29) | Эукариотическая клетка. Ядро | ||||
10(30) | Деление клетки. | Лабораторная работа «Деление клетки. Митоз в клетках корешков лука» | |||
11(31) | Клеточная теория строения организмов | ||||
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) | |||||
1(32) | Бесполое размножение организмов. | Лабораторная работа «Способы бесполого размножения организмов» | |||
2(33) | Половое размножение организмов. Развитие половых клеток. | Лабораторная работа «Строение половых клеток» | |||
3(34) | Эмбриональный период развития организма. | ||||
4(35) | Постэмбриональный период развития организма. | ||||
5(36) | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | ||||
Тема 4. Наследственность и изменчивость организмов (12 часов) | |||||
1(37) | Генетика как наука, методы ее изучения | ||||
2(38) | Моногибридное скрещивание | ||||
3(39) | Дигибридное скрещивание | ||||
4(40) | Решение генетических задач. Составление родословных. | Лабораторная работа «Решение генетических задач. Составление родословных» | |||
5(41) | Изучение наследования признаков у человека | ||||
6(42) | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | ||||
7(43) | Свойства гена. Генотип как система | ||||
8(44) | Наследственная (генотипическая) изменчивость | ||||
9(45) | Фенотипическая изменчивость | Лабораторная работа «Построение вариационной кривой» | |||
10(46) | Предмет и задачи селекции | Лабораторная работа «Изучение фенотипов местных сортов растений» | |||
11(47) | Методы селекции растений и животных | ||||
12(48) | Селекция микроорганизмов | ||||
Тема 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов) | |||||
1(49) | Структура биосферы. В.И.Вернадский | ||||
2(50) | Круговорот веществ в природе | ||||
3(51) | Сообщества живых организмов. История их формирования | ||||
4(52) | Абиотические факторы среды | ||||
5(53) | Интенсивность воздействия факторов среды | ||||
6(54) | Многообразие и структура биоценозов
| Лабораторная работа «Составление цепи питания» | |||
7(55) | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами | ||||
8(56) | Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы | ||||
9(57) | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | ||||
10(58) | Охрана природы и основы рационального природопользования | ||||
Повторение изученного материала (8 часов) | |||||
1(59) | Становление современной теории эволюции | ||||
2(60) | Факторы и результаты эволюции | ||||
3(61) | Клетка – структурная и функциональная единица живого | ||||
4(62) | Закономерности изменчивости и наследственности | ||||
5(63) | Взаимодействия организма и среды | ||||
6(64) | Вечно меняющаяся Земля | ||||
7(65) | Подготовка к экзаменам. Консультации | ||||
8(66) | Подготовка к экзаменам. Консультации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...