внеклассное мероприятие "Птичий калейдоскоп"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
познавательная игра, которая может использоваться при проведении недели биологии, праздника, посвященного Дню птиц, а также в качестве обобщающего урока в 7 классе по теме "Птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptichiy_kaleydoskop.doc | 164 КБ |
конспект урока "Размножение и развитие земноводных" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
по биологии
«Птичий калейдоскоп»
Разработка подготовлена:
Джанаевой Лилией Рифатовной -
учителем биологии первой категории
МКОУ СОШ №16
а.Малый Барханчак – 2013 г.
Пояснительная записка
Цели:
1. Обобщение и углубление биологических и экологических знаний по теме «Птицы», полученных на предыдущих этапах обучения.
2. Развитие разносторонних интеллектуальных и творческих способностей.
3. Воспитание экологической культуры школьников.
Задачи:
1.обобщить и систематизировать знания по теме; отрабатывать навыки работы со схемами, рисунками, научить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;
2.развивать аналитическое мышление, умения выделять существенные признаки птиц, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;
3.воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическую культуру, развивать коммуникативные качества.
Актуальность мероприятия:
Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.
Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Игровые же задания всегда вызывают интерес учащихся. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить; развивать ИКТ- компетенции учащихся. Рассматривается сущность процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание биологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.
Методы и формы:
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (информирование, обсуждение), информационно – коммуникационных (работа с заданиями, текстом; поиск информации в ИНТЕРНЕТ, формирование умений работать с информацией, принимать оптимальные решения.), проектно - исследовательских. Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно (подготовка и презентация мини-проектов «Полезные птицы»). Предполагается равноправное взаимодействие всех участников.
Ожидаемый результат:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, овладение методикой проектной деятельности.
Этапы подготовки:
Поиск учащимися информации в ИНТЕРНЕТ, работа с библиографическими источниками для оформления мини – проектов, презентаций, визитных карточек и эмблем, составление сценарного компонента.
Продолжительность: 1 час.
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, Красная книга, иллюстрации птиц, аудиозапись «Голоса птиц леса»; карточки с заданиями, протоколы.
Литература:
- Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
- Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
- Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.
- Алексеев В.И. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития. 1997.
Интернет-ресурсы:
http://bashtanniknat.ucoz.ru/load/voprosy_o_pticakh_k_viktorine/3-1-0-29
http://oksanavorobyova.ucoz.ru/load/6-1-0-82
Сценарий познавательной игры «Птичий калейдоскоп».
(звучит аудиозапись «Голоса птиц леса», используются слайды презентации)
1 Ведущий. Здравствуйте дорогие друзья! На улице стоит еще настоящая зима, холодно, а мы сегодня с Вами слушаем звуки лета, пение птиц. Почему?
2 Ведущий. Наверное, потому, что сегодня мы будем говорить о птицах и о том, что с ними связано, поэтому назовем нашу встречу «Птичий калейдоскоп».
1 Ведущий (на фоне мелодии). Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 9000 видов. Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
2 Ведущий. Но не только этим славятся птицы. Птицы приносят большую пользу природе и человеку, защищая создаваемые человеком культурные ландшафты.
1 Ведущий. Птицы наши верные друзья и помощники, но к великому сожалению не все взрослые и дети это понимают. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц.
2 Ведущий. Вот поэтому мы и собрались сегодня здесь, чтобы рассказать о тайнах птиц, о той великой их роли в природе, о том, что без птиц мы не представляем жизни на Земле!
1 Ведущий. Просим всех участников и зрителей быть очень внимательными и стать активными участниками сегодняшней встречи!
2 Ведущий. Представляем состав жюри. Уважаемые члены жюри, просим занять свои места.
1 Ведущий. Представляем команды, участвующие в познавательной игре «Птичий калейдоскоп» (презентация визитных карточек команд, эмблем, девизов).
2 Ведущий. Уважаемые члены жюри оцените конкурс «Визитка» по 5 бальной школе.
1 Ведущий. Ну а мы переходим к конкурсу «Разминка для эрудитов» (от каждой команды приглашается по 2 участника, которым выдаются карточки, содержащие задания среди которых есть вопросы с проблемной направленностью). За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.
Карточка с заданиями для команды №1
- Какую из птиц по-другому называют плиска? (трясогуска)
- Какая из птиц добывая пищу ныряет глубоко в воду? (оляпка)
- У каких птиц несколько самок откладывают яйца в общее гнездо, и насиживают поочередно? (страус)
- У самца, какой из птиц, во время исполнения токовой песни теряется слух? (глухарь)
- Какая из птиц самая крупная? (беркут)
- О сообразительности этих птиц рассказывают легенды, птицы выдающиеся, они находят выход из положений, в которых не только другие птицы, но и многие млекопитающие стали бы в тупик, они решают трудные задачи и не раз поражали людей. Птицы в основном хищники и падальщики. Уничтожают множество грызунов – вредителей, очищают леса от трупов умерших животных. Массивные, крупные птицы с большими черными клювами и сами совершенно черные. (Ворон)
7. Интересный обитатель хвойного леса, это самая маленькая птица, размером чуть больше майского жука, по образу жизни похожая на синиц? (Королек)
8. Это редкая и своеобразная птица выбирает для себя сырые и захламленные уголки елово-пихтовой тайги. При приближении человека она не улетает, а затаивается, дорого обходиться ее доверчивость, она стала краснокнижным видом? (Дикуша)
9. Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку? (Каменный глухарь)
10. Эта птица – северянка, замечательно умеющая подрожать голосам других птиц? (Кукушка)
Карточка с заданиями для команды №2
1. У какой из птиц гнездо не очищается от экскрементов и распространяет зловоние? (“Вонючий петушок” - удод)
2. Какая птица питается исключительно летающими насекомыми? (ласточка)
3. Какая из птиц строит гнезда из комков грязи смешанной со слюной? (ласточка)
4. Какая из птиц быстро бегает по твердой поверхности? (поползень)
5. Какая птица живет вблизи открытых водоемов? (зуек)
6. Утки не строят постоянного гнезда, а яйца откладывают прямо на кучу плавающих растений. Гниющие растения и солнце выполняют функцию настоящего инкубатора, да еще и плавающего? (Серощекая поганка)
7. Как называется наука о птицах? (Орнитология)
8. Чешуйчатый крохаль, мандаринка, дикуша – это наши (эндемики), объясните термин. (Виды, которых больше нигде нет.)
9. Одна из красивейших птиц наших лесов, золотисто – желтая, с черными крыльями, красавица только одна из плеяды ярко раскрашенных тропических птиц. Добывая пищу себе и птенцам, она уничтожает гусениц, в том числе и мохнатых, которых другие птицы не едят? (Иволга)
10. Птица тесно связана с жилищем человека и гнездится в строениях. По своей биологии похож с полевым воробьем? (Домовый воробей)
2 Ведущий. Пока эрудиты из каждой команды готовят ответы на не простые вопросы, мы предлагаем группам поддержки проявить себя и помочь командам набрать как можно больше очков (презентация мини - проектов «В мире птиц»). Максимальная оценка 5 баллов.
1 Ведущий. Эрудиты закончили свою работу, и болельщики команд могут познакомиться с содержанием заданий (демонстрация на слайде, озвучиваются ответы команд).
2 Ведущий. Объявляю конкурс «Ты мне – я тебе». Участники подготовили друг другу по 10 загадок. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.
(Варианты загадок)
1. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока. Называется…(Сорока)
2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
3. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
5. В воде купался, а сух остался. (Гусь)
6. В пестром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (Петух)
7. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
8. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо птицы)
9. Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту. (Аист)
10. Рук нет, а строить умеет. (Птица)
11. Маленькое, тепленькое, а места много. (Гнездо)
12. Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало, и неживое живым стало. (Яйцо и птенец)
13. Увези его в корзинке
Из страны родной,
В небе он найдёт тропинки,
Что ведут домой. (Голубь)
14. И петь не поёт
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)
15. Красноватый огонёк, чуть поляну не поджёг. Он краса лесных полян, родич курицы
(Фазан).
16. У матери – двенадцать деток, все детки- однолетки (Наседка с цыплятами).
17. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).
18. Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает (Сова)
19. Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица
«Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!»
К стуже я давно привык
Семена, добыв из шишек,
Птица потчует детишек,
Те пищат среди снегов:
Не боятся холодов! (Клест)
20. Дом построен над водой
На тростинке молодой.
Тростинка чуть сгибается,
Как люлька дом качается (Синица- ремез).
1 Ведущий. На очереди конкурс «Что не шаг, то птица». Приглашаются по одному участнику от команды. Необходимо называть только те виды птиц, которые обитают в нашей местности. Проиграет тот, кто остановится раньше соперника. Победитель принесет своей команде 1 балл (используя свободное пространство, участники делают шаги, на каждый называют птицу).
2 Ведущий. Ребята на уроках экологии вы часто встречаетесь с понятием «экологическая катастрофа». Одна из таких катастроф произошла в 1988 году в районе американского полуострова Аляска. Огромный танкер «Эксон Валдиз» сел на мель и получил пробоину. 36 тысяч тонн нефти вылилось в океан. Побережье оказалось под толстым слоем нефти на многие километры. Пострадали несколько десятков тысяч водоплавающих птиц. Объявляется конкурс «Зона экологического бедствия». Командам предстоит предложить способы очистки перьевого покрова птиц от нефти и нефтепродуктов и, ответить на вопрос: почему в результате разлива нефти погибает большое количество птиц, обитающих в прибрежных районах? Выигрывает та команда, которая первой даст правильный ответ. Максимально команды могут получить по 5 баллов (Конкурс можно провести в форме практического задания. Ответ на вопрос: нефть растворяет жир на птичьих перьях и холодная вода поступает непосредственно поступает к коже птиц, оперение намокает, что увеличивает ее вес. Кроме того, испачканные нефтью птицы не могут летать, становясь легкой добычей для хищников. Пытаясь, очистить перья, они погибают).
1 Ведущий. Молодцы ребята! Вы справились с заданием. А мы продолжаем экологическую тематику конкурсом «По страницам Красной книги». Перед вами на слайде живой символ нашей губернии – Дрофа – красавка. Самая крупная и на мой взгляд самая красивая птица Саратовской области, обитающая по северо – восточной границе нашего района. Участникам команды было дано задание собрать как можно больше информации о дрофе. Информацию представляет вся команда, произнося по одному предложению из подготовленного текста по очереди. Не допускается повторение командами одной и той же информации дважды (например: в мире известны 2 популяции этой птицы в Испании и Саратовской области и т.д.)
2 Ведущий. Мне хочется зачитать вам отрывок из рассказа Виталия Бианки: «Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается птичье гнездо. Поглядели – верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапах не держала. Крепко я тут пожалел птицу: трудно, ох как трудно, поди, им горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить». А теперь я хочу пригласить вас в «Бюро находок». Здесь находятся потерянные гнезда. Ребята, вам нужно определить, кто хозяин этих гнезд? Вы можете принести в копилку своей команде 3 балла.
Команда №1 Команда №2
1 Ведущий. В народе о птицах слагали легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь. Конкурс «Легендарные птицы». Максимально 0,5 баллов за каждый правильный ответ. Отвечает та команда, участник которой первым поднимет руку.
1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)
2. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. (Клест)
3. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Кукушка)
4. Как известно, эти птицы «спасли Рим». Произошло это, согласно приданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только эти птицы, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготанием римских воинов. Дело в том, что они — птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности. С тех пор в Риме они пользовались особым почетом. (Гуси)
5. Символ учительства, олицетворяющий самопожертвование ради будущего поколения. (Пеликан)
6. Эта птица у многих народ считается символом семейного счастья и благополучия. (Аист)
2 Ведущий. Наступило время конкурса «Кто здесь лишний». Командам предстоит из предложенных птиц выбрать, кто в пятерке лишний и объяснить почему.
1. Цапля, аист, марабу, выпь, страус (страус, т, к. здесь представлены аистообразные птицы).
2. Снегирь, зяблик, клест, щегол, воробей (клест, т. к. высиживает птенцов зимой).
3. Ласточка, синица, иволга, трясогузка, жаворонок (синица, т. к. представлены перелетные птицы).
4. Орёл, коршун, пустельга, гриф, ястреб (гриф, т. к. только он питается падалью).
1.Ведущий. А пока команды выполняют очередное задание, предлагаю поработать болельщикам. Часто в русской речи мы используем слова синонимы, которые могут отразить и характер человека, внешний вид, особенности передвижения, особенности разговора. Например, мы говорим «топаешь как медведь», «это и ежу понятно», «голодный как волк».
А с какими птицами сравнивают человека, когда говорят:
- Щебетать, как …
- Ворковать, как…
- Шипеть, как…
- Накаркать, как …
- Долбить (говорить одно и то же), как…
- Надутый как …
Ну что ж, молодцы! А мы знакомимся с итогами конкурса(демонстрация на слайде, озвучиваются ответы команд).
2 Ведущий. Как часто мы замираем, глядя в небеса, наблюдая за полетом птиц. Объявляется конкурс «Видна птица по полету». На слайде представлены силуэты птиц, кому они принадлежат? Какая команда будет первой? Какие из этих птиц встречается в нашей местности?
(Ответы:1. Деревенская ласточка, 2.Гагара,3.Гусь, 4.Голубь,5.Журавль,6.Стриж,7.Сорока,8.Береговая ласточка,9.Орел-беркут, 10.Пустельга,11.Чибис,12.Цапля,13.Скворец 14.Ворона,15.Вальдшнеп)
1.Ведущий. Предлагаем музыкальную разминку, но не простую, а птичью. Первая команда покажет нам разминку страусов, а вторая разминку пингвинов.
2 Ведущий. А нас ждет следующий конкурс «Птичий файнворд», в котором примут участие капитаны команд. Вам будет предложен текст, в котором вам нужно найти названия птиц. Хочу сделать подсказку. Эти названия могут быть спрятаны в одном слове или в 2 соседних словах. Вы принесете в копилку своей команды 1 балл.
Текст. Вот и осень пришла. Голос осип, опять простуда. Как хочется вернуться в лето, где лучи солнца, пляшут на поверхности воды и полосой катятся к берегу. И все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга, Иртыш и Лена. А истоки их ещё более удивительны. Эти реки начинаются с маленьких ручейков. Их можно перешагнуть в сапогах, сухо, но скоро они превратятся в огромные поверхности воды. По ширине реки бывают сорок, а то и больше километров. Ой, от мыслей сбил писк. Хлопнул комара, будет чем поживиться еще не уснувшему паучку. Осень побеждает. Игра честно закончилась. Лето, с земли отступая, сворачивает свой зелёный палас. Точка (9 птиц).
1.Ведущий. А чтобы наши болельщики не скучали, я предлагаю вам. из предложенных букв составить названия птиц и назвать места их обитания.
Р, Е, А, В С, П, Т, У, Н, Ь, Л, О, О.
2.Ведущий. Наша игра заканчивается «Блицтурниром» между командами». Начинает команда, набравшая наименьшее количество очков. За каждый правильный ответ 0,5 балла.
(Примерные вопросы )
1.Удивительно красивое белоснежное оперение этой птицы. Весной с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются, до начала лета особые чудесные перья. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко. Сейчас охота на этих птиц запрещена. (Белая цапля)
2.Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых ядовитых гусениц. Еще об этих птицах известно, что они не строят гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда мелких певчих птиц. (Кукушка)
3.Это небольшая птица величиной с воробья, хвост ее в виде вилочки. Гнездо ее имеет полушаровидную форму. Оно вылепливается из комочков грязи и смачивается слюной. Питается насекомыми, которых ловит на лету. (Деревенская ласточка)
4.Птица очень мелких размеров, меньше воробья. Ловко лазает по деревьям, тростнику. Гнездо обычно делает из растительного пуха в виде рукавички с боковым входом. Подвешивает гнездо на тонких веточках, часто над водой. (Ремез)
5.Крупные птицы с длинной шеей и сравнительно короткими ногами. Всю жизнь живут парами. О верности этих птиц слагают стихи и поют песни. (Лебеди)
6.Эта птица относится к числу хищных птиц. Охотится днем. Хвост у него белый, клиновидный. Выслеживая добычу, способен подолгу парить высоко в небе. Питается зайцами, сусликами, рыбой. Занесен в Красную книгу. (Орлан - белохвост)
7.Птица средних размеров. Оперение черное. В средней полосе России прилет этих птиц означает наступление весны. Кормятся на пашне, чистят ее от червей. (Грачи)
8.Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)
9.Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (Птицы выносят их в клюве)
10.Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны)
11.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)
12.Пух этой птицы очень ценится? (Гага)
13.Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
14.Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птицы бросают гнездо)
15.Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (Одинаковая)
16.Какая птица поднимается вверх вертикально? (Жаворонок)
17.У каких птиц оперение нежно-розовое? (Розовый скворец, фламинго)
18.Какая птица со струнами? (Лира)
19.Какая птица носит название корабля? (Фрегат)
20.Какие птицы любят драгоценности? (Сорока, ворона)
21.У этой птицы гнездо плавает? (Чомга)
22.Как называется черный дятел? (Желна)
23. Эта крошка ест больше всех? (Колибри).
24. Эта птица летает только в воде?(Пингвин).
25. Какая птица издает крик овцы? (Бекас).
26.Самец этой птицы часто подражает голосу кошки? (Скворец).
27.Самая маленькая птичка в России? (Королек).
28. Красная утка, обитающая в Саратовской области? (Огарь)
29. Самая крупная птица нашей планеты? (Страус).
30. У какого писателя утиная фамилия? (Гоголь).
1 Ведущий. Друзья вы, наверное, уже смогли убедиться в том, что птицы удивительные животные. Они всегда живут рядом с нами. Все цивилизованное человечество 1 апреля отмечает День Птиц.
2 Ведущий. Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
1 Ведущий. У каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни напрямую связаны с прилетом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днем весеннего равноденствия пекли жаворонков. В честь появления первых грачей в середине марта (17 марта) день Святого Герасима получил название "грачевника". Птица утка считается символом семейного счастья.
2 Ведущий. Я предлагаю вашему классу тоже включиться в эту благородную акцию и стать участниками международного праздника, отметить это событие дома в кругу семьи, развесить скворечники, дуплянки, синичники. Только одна семья птиц за время выкармливания птенцов уничтожает огромное количество вредителей сада. Вы можете составить вопросы птичьей викторины для учащихся начальной школы, выступить со своими мини – проектами перед учащимися нашей школы.
1 Ведущий. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги (Зачитывается протокол, проводится награждение участников).
2 Ведущий. Что птицы подарили человечеству? Это, прежде всего сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы, более приземлено. Краски, пение, движение, вдохновение! Победу над силой тяжести. Глубокое ощущение свободы и радости. Каким скучным был бы мир без птиц!
1 Ведущий. Так давайте все мы вместе поможем им выжить на Земле в знак понимания их великой значимости. Мы и природа одна большая семья, а значит должны жить в мире и согласии.
(на фоне музыки зачитывается отрывок из стихотворения М. Левашова)
Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в. лесу поют,
Мошек, червяков клюют.
Плохо, если нет друзей
У лесов, садов, полей.
Если б перестали птицы
Есть букашек на обед, –
Черви, мыши, гусеницы
Нанесли б огромный вред.
Птицы все – мои друзья.
Их оберегаю я.
Честное даю я слово,
Что нигде и никогда
Им не сделаю плохого
И не трону их гнезда!
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема урока: Размножение и развитие Земноводных.
Цель урока:
- Обеспечить усвоение учащимися знаний о размножении и развитии земноводных;
- Совершенствовать умения работать с рисунками и текстами учебника, мультимедийным экраном, влажным препаратом;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: электронный учебник виртуальная школа Кирилла и Мифодия «Уроки биологии. Животные», таблица «Внутреннее строение земноводных», влажные препараты «Развитие прудовой лягушки», «Внутренне строение лягушки», проектор, мультимедийный экран.
Ход урока.
1. Изучение нового материала: работа в малых группах по модульной технологии с применением ИКТ.
1) ознакомление с технологической картой.
Технологическая карта урока.
Тема «Класс Земноводные или Амфибии»
Тема урока. Размножение и развитие земноводных»
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий | Номер слайда |
УЭ- 0 | Интегрирующая цель: ознакомиться с особенностями размножения и развития прудовой лягушки. | Внимательно прочти цель урока. | 2 |
УЭ-1 | Цель: ознакомиться влиянием сезонных измерений в природе на жизнь земноводных. 1. Послушайте внимательно сообщение одноклассника о влиянии сезонных измерений в природе на жизнь земноводных и ответьте на вопросы: 1)где зимуют земноводные? 2) как ведут себя земноводные в состоянии оцепенения? 3) что можно наблюдать у земноводных весной? | Работайте в группах и сообщите учителю. | 3 4 |
УЭ-2 | Цель: изучить органы размножения у земноводных 1.Внимательно рассмотри рисунок и статью «Органы размножения» в учебнике , расскажи об органах размножения лягушки. 2. Изучи по мультимедийному экрану размножение прудовой лягушки и ответь на вопросы: как происходит размножение лягушек? | Работайте в группе. В случае затруднения консультируйтесь с учителем. | 5-6 |
УЭ-3 | Цель: изучить стадии развития земноводных 1.Внимательно проследите по мультимедийному экрану стадии развития прудовой лягушки. 2. Ознакомьтесь статьёй в учебнике «Развитие земноводных». 3. Проследите развитие лягушки по влажному препарату и назовите эти стадии, дайте краткую характеристику каждой стадии. 4. Проследите по мультимедийному экрану «Развитие амфибий» 5. Заполните таблицу, которая лежит перед вами. Проверка заполненной таблицы Физкультминутка. | Работайте в группах, выводы сообщите учителю. | 7-11 12 |
УЭ-4 | Цель: научиться внимательно слушать одноклассников и сформулировать выводы. 1.Как заботятся о своём потомстве родители-земноводные?. Послушайте внимательно сообщения и выделите главные мысли. 2.Послушайте дополнение учителя и отметьте в тетради у себя. | Слушайте очень внимательно. | |
УЭ-5 | Домашнее задание . Опережающее домашнее задание. 1) первая группа « Хвостатые земноводные»; 2) вторая группа « Бесхвостые земноводные»; 3) третья группа «Происхождение земноводных»; 4) четвёртая группа «Земноводные Ставропольского края ». | ||
УЭ- 6 | Закрепление. Цель: закрепить изученный материал. а) выполнение заданий по мульмедийному экрану б) выполнение тестовых заданий в тетради. Задания прилагаются. | Выполняем задания. Проводим взаимопроверку. | 13-15 |
УЭ- 7 | Цель: подвести итоги урока. 1.Ещё раз прочитайте цели урока. 2.Достигли ли вы цели урока? 3. Что нового узнали на уроке? 4.Оцените свою работу в графе «Оценка». |
Тесты для проверки знаний.
1.Взрослая лягушка питается а) рыбами; б) дафниями; в) травой; г) мелкими беспозвоночными.
2.У головастика в отличие от лягушки: а)есть жабры, двухкамерное сердце
б) обтекаемая форма тела;
в) есть кровеносная система;
г)нет сердца
3.Размножение земноводных происходит: а) на суше
б) в воде;
в) и на суше и в воде
4.Развитие земноводных проходит: а) с превращением; б) без превращения;
5.Взрслые лягушки начинают размножаться: а) в возрасте 3-4 лет; б) 5-6 лет;
в) в возрасте 1-2 лет.
6.У головастика : а)двухкамерное сердце; б) трёхкамерное сердце;
в) четырёхкамерное сердце.
7.Появившиеся из икринок головастики похожи а) на рыб; б) на взрослую лягушку;
в) имеют свою форму.
8.Лягушки а) холоднокровные животные; б) теплокровные животные;
в) с постоянной температурой
Таблица для заполнения
Размножение и развитие лягушки
Признаки | Лягушка | Головастик |
1.Место обитания | ||
2.Способ передвижения | ||
3.Части тела. | ||
4.Способ питания. | ||
5.Органы дыхания. | ||
6.Строение сердца. | ||
7.Круги кровообращения. | ||
8.Боковая линия. | ||
9. Хорда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
Внеклассное занятие : «Калейдоскоп профессий».
Внеклассное занятие "Калейдоскоп профессий".Цель: через выполнение различных заданий закрепить и проверить знания воспитанников о различных профессиях. Развивать интерес к профессиям. Формировать умен...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп здоровья»
Для мероприятия я постаралась отобрать такой материал, чтобы достичь результата- заинтересовать детей. Чтобы игра получилась более интересной, я придумала задания разного характера....
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс.
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс....
Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп профессий"
Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях....
Разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп" по русскому языку и литературе
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку и литературе "Калейдоскоп наук"...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова
Поэтический час Открытое внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова,...