Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Поэтический час
Открытое внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова, в рамках образовательного проекта «Юный патриот России» (для учащихся 8 – 11 классов)
Тема: Калейдоскоп воспоминаний о К.М. Симонове
Предметная область: Литература.
Цель: Содействие формированию у учащихся патриотизма на примере биографии и творчества Константина Симонова, содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Задачи:
1.Знакомство с биографией Константина Симонова и с его произведениями о войне; привлечение внимания к писателю Константину Симонову.
2. Развитие навыков выразительного чтения, творческих и артистических способностей учащихся.
3. Воспитание патриотических чувств, мужества,
Роль мероприятия: привлечение внимания детей к изучению истории, чтению художественных произведений о войне, развитие творческих способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
Поэтический час
«Калейдоскоп воспоминаний
о
К.М. Симонове»
Андреева Г.О., учитель русского
языка и литературы
2016 год
Поэтический час
Открытое внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова, в рамках образовательного проекта «Юный патриот России» (для учащихся 8 – 11 классов)
Тема: Калейдоскоп воспоминаний о К.М. Симонове
Предметная область: Литература.
Цель: Содействие формированию у учащихся патриотизма на примере биографии и творчества Константина Симонова, содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Задачи:
1.Знакомство с биографией Константина Симонова и с его произведениями о войне; привлечение внимания к писателю Константину Симонову.
2. Развитие навыков выразительного чтения, творческих и артистических способностей учащихся.
3. Воспитание патриотических чувств, мужества,
Роль мероприятия: привлечение внимания детей к изучению истории, чтению художественных произведений о войне, развитие творческих способностей.
Формы и методы реализации: устный журнал, литературно-музыкальная композиция.
Возраст участников: 8-11 классы (14-16 лет)
Продолжительность: 1 час
Оборудование: Презентация «К.М. Симонов»; выставка книг со стихами поэта о Великой Отечественной войне, фонограммы песен «Жди меня», фрагменты к/ф «Жди меня» и «Парень из нашего города».
Слайд 1
Предварительная работа: Данное мероприятие подготовлено силами учащихся 8-11 классов.
Найти и прочитать стихи поэта о Великой Отечественной войне, распределение поиска нужной информации между учащимися, разучивание наизусть стихов.
Под звуки песни «Жди меня» гости занимают места.
Аннотация: Методическая разработка «Калейдоскоп воспоминай о Константине Симонове».
представляет собой сценарий поэтического часа, посвященного поэзии Константина Симонова. В представленном сценарии отражена биография поэта и его творчество. Внеклассное мероприятие предполагает в качестве участников и зрителей учащихся 8-11 классов. Устный журнал сопровождается презентацией, кадрами кинофильмов, выступлением учащихся, прослушиванием фонограмм.
Слайд 2
…Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень важно изучать, собирать документы, создавать музеи, не забывать славные имена воинов. Относитесь к ним бережно.
Маршал Жуков Г.К.
Учитель Добрый день, ребята! Сегодня в рамках проведения образовательного проекта «Юный патриот России» мы собрались на внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай о Константине Симонове».
О войне сказано, наверное, почти всё, немало и мы, люди 21 века, знаем о ней из фильмов и прочитанных книг, рассказов ветеранов и детей войны. Но почему-то снова и снова хочется прикоснуться к той великой эпохе, ощутить героизм тех, кто несмотря ни на что выстоял и победил. Сегодня мы поговорим о том, как поэты-очевидцы, активные участники войны и творцы победы показали нам тяжёлые будни военного лихолетья. Одним из них является К. М. Симонов, все четыре огневых года сражавшийся плечом к плечу с солдатами.
15 ноября 2015 года Константину Симонову исполнилось 100 лет со Дня рождения. Константин Михайлович Симонов вошёл в литературу как военный корреспондент ещё до начала
Великой Отечественной войны. Он прошёл войну в Испании, конфликты на Халхин-Голе, финскую компанию. Его стихи показывают войну тяжёлым и опасным делом.
Провести Поэтический час мне помогут ученики 8 и 11 классов.
На сцене появляются двое ведущих.
. Слайд 3
1 чтец Творчество Константина Михайловича Симонова занимает особое место в русской литературе. Его имя при рождении: Кирилл, но он выбрал псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции: не выговаривая «р» и твердого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность.
Слайд 4 (родители)
2 чтец Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. В «Автобиографии», написанной в 1978 году, своего физического отца Симонов не упоминает, воспитывался отчимом, Александром Ивановичем Иванищевым, участником японской и германской войн, преподавателем военного училища, которого очень любил и уважал.
1 чтец Детство провел в Рязани и Саратове. Семья была военная, жила в командирских общежитиях. Вынесенные из военной службы привычки — аккуратность, требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, сдержанность — формировали особую семейную атмосферу. Сам Константин Симонов вспоминал: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная».
2 чтец В 1930 г. окончил школу-семилетку, выучился в ФЗУ на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, точной механики, едет работать на тракторный завод. Объяснял свой выбор Симонов в «Автобиографии» двумя причинами: «Первая и главная — пятилетка и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина — желание самостоятельно зарабатывать». В эти же годы начинает писать стихи. Печататься начал в 1934 г.
Слайд 5 (журналы)
1 чтец В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны стихи К. Симонова. С 1934 по 1938 г. учился в Литературном институте им. Горького, после окончания поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940-41 годах окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
2 чтец Перед самой войной была написана пьеса «Парень из нашего города» (1941), в основу которой лёг реальный опыт боёв на Халхин-Голе. Название пьесы символично: её герой – обыкновенный, простой человек, такой же, как многие. Он там, где трудно, где нужны мужество и поддержка – в Испании и на Халхин-Голе. Пьеса была необходима тем, кто защищал страну от врага: она не забегала вперёд, не рассказывала о грядущей победе, но вселяла уверенность.
(фрагмент к/ф «Парень из нашего города») Слайд 6
Слайд 7 («Красная звезда»)
1 чтец В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда», постоянно находясь в действующей армии, переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В «Автобиографии» Симонов признавался: «22 июня мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать до конца войны.
Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте».
2 чтец Работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны
написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
Слайд 8-14
1 чтец Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. «Подобно электрическому току, - как сказал А. Сурков, - пронизало тысячи сердец стихотворение К. Симонова «Жди меня». Публикация в январе 1942 года в газете «Правда» принесла писателю всемирную известность. О легендарном стихотворении «Жди меня» К. Симонов написал в своем дневнике: «Я считал, что эти стихи – моё личное дело. Но потом самые разные люди при свете керосиновой коптилки переписывали на клочке бумаги «Жди меня», которое я написал только для одного человека. Этот факт, что оно доходило до их сердца, заставил меня напечатать его в газете».
2 чтец Вот, что рассказывает об истории создания стихотворения дочь Мария: «Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль».
1 чтец Любовь к Валентине Серовой, по словам Симонова, была в его жизни самым большим счастьем. Валентина Васильевна Серова была необыкновенной актрисой и ослепительной женщиной. Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создаётся настойчивым повторением «жди меня», «жди».
(чтение стихотворения «Жди меня» Карпенко Е.)
Жди меня, и я вернусь. | Жди меня, и я вернусь, | Жди меня, и я вернусь, |
1 чтец В 1943 году вышел на экраны фильм «Жди меня», сценарий для которого написал К. Симонов. Благодаря этой кинокартине актриса при жизни стала живой легендой.
(демонстрируются кадры из к/ф «Жди меня»)
2 чтец Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвящённое другу Симонова Алексею Суркову «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
Слайд 15
Стихотворение передаёт боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождём». «Усталые женщины», «деревни, деревни с погостами» - родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся «за в бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.
(чтение стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» Уфимцева П.)
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - | Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, |
1 чтец Обобщенным образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…» Этого седого мальчика поэт встретил на Минском шоссе июльским днём 41 года. У ребенка погибла мать, а отец вёз его вместе со своей батареей из-под Бреста. Мальчик видел столько горя, что «за десять лет ему зачтутся эти десять дней». Слайд 16 (читает стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…» Маркосян К.)
Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой... Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой... | Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он. |
2 чтец В это же время Симонов написал стихотворение «Родина», которое лишь через несколько десятилетий приобрело широкую известность. В сознание народа навсегда вошли удачно найденные поэтом определения большой и малой Родины, раскинувшейся между тремя великими океанами.
(чтение стихотворение «Родина» Ильиных А.)
Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину - такую, Какой ее ты в детстве увидал. | Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. |
1 чтец Многие произведения поэта освещают очень важную тему-тему патриотизма. В стихотворении «Если дорог тебе твой дом…» рисуется образ родного дома, который становится олицетворением Родины. Звучит призыв автора защитить свой дом от врага.
2 чтец К.М.Симонов обращается к каждому русскому человеку с призывом ценить свой дом и не отдавать его на поругание врагу. Велика сила эмоционального воздействия на читателя, не случайно автор использует анафору: большинство строф начинается со слова если («Если дорог тебе твой дом…»)
(чтение стихотворения «Если дорог тебе твой дом…»Баташова О.)
Если дорог тебе твой дом, | Если ты отца не забыл, Так убей фашиста, чтоб он, |
1 чтец В 1942 году поэт Николай Тихонов назвал Симонова «голосом своего поколения». Лев Финк, доктор филологических наук, профессор, в своей книге о К. Симонове пишет: «К. Симонов был трибуном и агитатором, он выражал и вдохновлял свое поколение. Потом он стал его летописцем». Война каждый час разлучает людей: то навсегда, то на время; то смертью, то то увечьем, то раной. И все-таки, как ни наглядишься на все это, но что она такое, разлука, до конца понимаешь, только когда она нагрянет на тебя самого.
Слайд 17
(чтение стихотворения «Смерть друга» Ильиных Алёна)
Памяти Евгения Петрова Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает. Он кров с тобой не разделяет, Из фляги из твоей не пьет. В землянке, занесен метелью, Застольной не поет с тобой И рядом, под одной шинелью, Не спит у печки жестяной. Но все, что между вами было, Все, что за вами следом шло, С его останками в могилу Улечься вместе не смогло. Упрямство, гнев его, терпенье — Ты все себе в наследство взял, Двойного слуха ты и зренья Пожизненным владельцем стал. | Любовь мы завещаем женам, Воспоминанья — сыновьям, Но по земле, войной сожженной, Идти завещано друзьям. Никто еще не знает средства От неожиданных смертей. Все тяжелее груз наследства, Все уже круг твоих друзей. Взвали тот груз себе на плечи, Не оставляя ничего, Огню, штыку, врагу навстречу Неси его, неси его! Когда же ты нести не сможешь, То знай, что, голову сложив, Его всего лишь переложишь На плечи тех, кто будет жив. И кто-то, кто тебя не видел, Из третьих рук твой груз возьмет, За мертвых мстя и ненавидя, Его к победе донесет. 1942 |
2 чтец Как военный корреспондент К. Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Любимый жанр К. Симонова – очерк. Симонов повествует о том, что происходит на передовой, ведя свой репортаж из окопов, из танка, торпедного катера, самолета, подводной лодки.
В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
СЛОВО ВЕРЕ ВАСИЛЬЕВНЕ
Слайд 18-22
1 чтец В послевоенные годы К. Симонов - поэт и воин, журналист и общественный деятель - пишет по впечатлениям поездок за границу книгу стихотворений «Друзья и враги» (1948), повесть «Дым отечества», много работает в драматургии, создает эпическое повествование в прозе об Отечественной войне - романы «Живые и мертвые» (1959) и «Солдатами не рождаются» (1964).
2 чтец В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: в 1946-50 главный редактор журнала «Новый мир». В 1946-54 заместитель Генерального секретаря Союза писателей СССР. В 1946-54 депутат Верховного Совета СССР. В 1952-56 член ЦК КПСС. В 1954-58 вновь возглавил «Новый мир». Одновременно в 1954-59 и 1967-79 секретарь правления Союза писателей СССР. В 1956-61 и с 1976 член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда
Слайд 23-25
1 чтец Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Через полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Симонова — Ларисы. Она пожелала быть рядом с мужем.
2 чтец Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны». На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Слайд 26
Учитель: Наше мероприятие мне бы хотелось закончить словами ещё одного писателя-фронтовика А. Фадеева: «Эта война – особенная война, освободительная, справедливая война против самых реакционных сил истории, против самых жестоких и зверских из когда-либо
бывавших на земле захватчиков и поработителей… В этой войне миллионы людей раскрыли самые сильные, благородные, героические стороны своего характера, встали во весь свой человеческий исполинский рост… это и главное, что должен показать художник.» И Симонову, это, как видим, удалось.
Л. Финк1 - Лев Адольфович Финк (псевд. Леонид Широков), литературовед, педагог, журналист, доктор филологических наук, профессор, автор работ по советской литературе.
Литература:
- Константин Симонов. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998.
- Финк, Лев Адольфович. Константин Симонов: творческий путь/ Л.А. Финк: 2-е изд., перераб. – Москва: Советский писатель, 1983-400 с.
- К. Симонов в воспоминаниях современников, составитель Л.А. Жданова и др. – Москва: Советский писатель, 1984. – 608 с.
- Константин Симонов рассказывает … /составитель и автор вступительных статей Л. Лазарев. – Москва: Советская Россия, 1981. – 174 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.aforizmov.net/stihi/tags/stihi-konstantina-simonova/
2. http://ruspoeti.ru/aut/simonov/11888/
3. http://www.epwr.ru/quotauthor/431/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Великий Ломоносов» к 300-летию со дня рождения
«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать» М.В. Ломоносов Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о мног...
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...
Внеклассное мероприятие "Конкурс стихов, посвящённый 125 - летию со дня рождения С. Я. Маршака"
Внеклассное мероприятие - проект для учащихся 5- 11 классов, с ИКТ.Цель: повышение мотивации к изучению английского языка....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт» Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...
СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова». Ход мероприятия.
СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурсстихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова».Ход мероприятия....