Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп профессий"
методическая разработка на тему
Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_professiy.docx | 54.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного мероприятия: Калейдоскоп профессий.
Цель: Актуализация знаний детей о мире профессий.
Задачи:
- Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях.
- Активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению.
- Вооружение учащихся методами самопознания и самовоспитания.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
- Развивать внимание, умение работать в коллективе.
Коррекционная задача: корректировать внимание, работать над связностью речи.
Лексическая тема: Профессии.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, карточки с заданиями,
На доске оформление:«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» А.П.Чехов.
Ход занятия
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Отгадывание кроссворда.
- Ребята, чтобы узнать то о чём мы будем сегодня говорить нужно разгадать кроссворд по загадкам.(Слайд №1).
Встаём мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен- он капли предложит принять,
Тому, кто здоровый разрешит погулять. (Доктор)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз- и помним вас. (Фотограф).
Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра- машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он…… (артист).
Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит ………(сталевар).
Встаём мы очень рано.
Ведь наша работа-
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
Мастерица нам все руки
Нам сошьёт пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
- Пекарь.
- Маляр.
- Доктор.
- Фотограф.
- Учитель.
- Артист.
- Сталевар.
- Водитель.
- Портниха.
- Что получилось?
- Правильно, ребята, мы будем говорить о профессиях.
- Наше мероприятие называется «Калейдоскоп профессий». (Слайд №2).
- Посмотрите, ребята, на экран. Давайте прочитаем. Слово профессия в переводе с латинского означаетрод трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. (Слайд №3).
- Сегодня мы будем говорить о профессиях. И когда вы закончите школу сможете выбрать для себя понравившуюся профессию. (Слайд №4).
- Входящая рефлексия.(Слайд №5).
- Ребята, у вас в конвертиках три кружочка. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Светофор». Вы должны будете поднять кружочек определённого цвета.
- Поднимите синие кружочки те, кто считают, что мало знают о профессиях и хотел бы узнать больше.
- Зелёные поднимите те, кто считает, что достаточно знает о профессиях, но не всё.
- Красный те, кто знают о профессиях всё.
- Основная часть.
- Ребята, для того чтобы сыграть в викторину мы должны разбиться на две команды по 5 человек.
- Ребята, давайте, вспомним правила работы в группе. (Слайд №6).
- Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Знакомство с профессиями».
- Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».
- Есть два способа выбора профессии.
- Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
- Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.
- Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие.
- Классификация профессий по Климову.
Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе необходимо знать полезную информацию о мире профессий. Поможет нам в этом классификация профессий (Слайд №7).- 5 фотографий.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:
1. «Человек – природа»- 1-я фотография.
2. «Человек – техника»- 2-я фотография.
3. «Человек- человек»- 3-я фотография.
4. «Человек – знакомые системы»- 4-я фотография.
5 « Человек – художественный образ»- 5-я фотография.
Предлагаю вам попробовать соотнести профессии, которые записаны на карточках, с их типом (учащиеся выполняют задание, рассказывают о результатах).
(Слайд №8).
«Человек- человек» – здесь главный предмет труда – люди. Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов: воспитатель, учитель, мастер производственного обучения и т.д.;
- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием: продавец, парикмахер и т.д.;
- профессии, связанные с медицинским обслуживанием и т.д.
(Слайд №9).
«Человек- художественный образ»- главный предмет труда- искусство. Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с музыкой;
- профессии, связанные с театром;
- профессии, связанные с художеством с творчеством.
(Слайд №10).
«Человек – техника» – самое большое подразделение, т к. с техникой связаны почти все профессии( перечислим всего несколько таких профессий):
- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов: столяр, ткач, швея мотористка, инженер – технолог и т.д.
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств и т.д.
- профессии по монтажу и ремонту зданий, сооружений, конструкций : арматурщик-бетонщик; электросварщик, слесарь-судоремонтник и т.д.
- профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов: электромонтажник, сборщик часов, сборщик микросхем, инженер – физик и т.д.
- профессии, связанные с применение подъемных, транспортных средств, управлением ими;
- профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
(Слайд №11).
«Человек- природа» – здесь главный, ведущий предмет труда – живая природа.
Среди профессий этого типа можно выделить:
- профессии, предмет труда в которых - растительные организмы;
- профессии, предмет труда в которых – микроорганизмы;
- профессии, предмет труда в которых - животные организмы.
(Слайд №12).
«Человек- знаковые системы» –в этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Современные человек находится в мире знаков и знакомых систем – тексты, чертежи, схемы, карты, таблицы, формулы, дорожные знаки. Значит, нужны и соответствующие специалисты.
- Викторина.
- Разминка.
- Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
- самая зелёная профессия (садовник, лесник)
- самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
- самая волосатая (парикмахер)
- самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
- самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
- самая смешная (клоун) )
- самая серьёзная (атомщик)
- самая умная (учёный, профессор)
- самая белая (врач)
- самая зубастая (стоматолог)
- самая начитанная (библиотекарь)
- самая требовательная (тренер)
- самая высокая (монтажник-высотник)
- самая быстрая (гонщик)
- самая техническая (инженер-конструктор)
- самая свободная (художник)
- самая смелая (милиционер)
- самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
- самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
- Собери пословицу
Команды должны собрать пословицы. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и правильнее.
Пословицы: «Сделал дело, гуляй смело», «Терпение и труд - всё перетрут», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Одни в поле не воин» и т.д.
- Назови профессию
А теперь сменим задание: я прошу вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор) и т.д побеждает та команда, в которой названо больше профессий..
- Игра «Узнай профессию»
- Я показываю инструменты, а вы должны назвать профессию:
- Стетоскоп, градусник, шприц…
- Указка, ручка, книга…
- Гаечный ключ, отвертка…
- Ложка, нож, поварешка…
- Краска, шпаклевка, валик…
- Тряпка, ведро, швабра…
- Иголка, нитка, ножницы, кусочек ткани
- Игровая разминка- Игра «Угадай профессию»
- Я раздаю карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.
- Игра-конкурс «Профессия или должность».
- А теперь, ребята, давайте обсудим значения слов профессия (с использованием толкового словаря С.И. Ожегова).
- Профессия – основной вид трудовой деятельности человека.
Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующих определенной подготовки и является источником существования. Например: Врач – лечит людей. Учитель – учит детей.
- А директор – это профессия?
- Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.
- Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. На должность выбирают ответственных, добросовестных людей.
- Кого у нас выбирают, назначают?
- Президента. Губернатора. Директора. Завуча, врач, заведующий, бухгалтер, директор, продавец, губернатор, строитель, президент, шахтёр, завуч, бригадир, летчик.
- Игра «Прочитай и отгадай»
- Ребята, на столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.
Токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач.
- Игра «Один рабочий день»
- Ребята, давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так: звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок…
- Итак, рассказ о типичном дне … Повара, Дворника.
- Отгадывание загадок о профессиях.
Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастухи.)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле.
(Тракторист.)
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики.)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер.)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(Милиционер-регулировщик.)
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ...
(Врач.)
Он на вахте трудовой в час любой:
В шахте уголь добывает под землёй,
Ремонтирует машины в автопарке,
Плавит сталь в цехах он жарких.
У печатного станка стоит все ночи.
Самый главный он и важный, он - …
(Рабочий.)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
(Маляр.)
Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Отвечайте, кто такой?
(Шахтёр.)
Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт.
(Фермер.)
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …
(Ветеринар.)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр.)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.
(Сапожник.)
Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ...
(Лётчик.)
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
(Повар.)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
(Учитель.)
Он работает, играя
(Есть профессия такая).
Он на сцене с давних пор.
Та профессия …
(актер)
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают.
(Доярка.)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост …
(Солдат.)
Он по крышам ходит смело –
У него такое дело.
В дымоход с ершом ныряет
И от сажи нас спасает.
(Трубочист.)
Что за сторож есть такой
На фабричной проходной?
Всех работников он знает,
Посторонних не пускает.
(Вахтёр.)
- Задание «Выберите профессионально важные качества».
- Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально важными?соотнести ПВК с профессией.Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам нужно будет догадаться, в каких профессиях какие качества необходимы.
- Давайте настроимся на серьезную работу. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.Сейчас мы выясним качества, присущие этим профессиям. Вы, ребята, должны на карточках найти и подобрать к каждой профессии присущие к ним качества.
Врач, учитель, юрист, экономист
- Гуманность Любовь к детям Честность Терпение
- Тактичность Гуманность Порядочность Собранность
- Интуиция Образованность Эрудированность Информированность
- Ответственность Терпение Знание законов Коммуникабельность
- Точность Находчивость Непредвзятость Точность
- Собранность Самосовершенствование Информированность Образованность
- Сила воли Эрудированность Тактичность Находчивость
- Информированность Интуиция Ответственность Тактичность
- Образованность Воспитанность Собранность Интуиция
- Жизнерадостность Информированность Коммуникабельность Ответственность
- Милосердие Коммуникабельность Интуиция Порядочность
- Ум Милосердие
- Умение оперировать цифрами, информацией
- Заключительная часть.
- Я думаю, что вы, ребята, сегодня продемонстрировали много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. Поэтому в нашей викторине все оказались победителями. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.
- Ребята, какие качества нужны для людей всех профессий? (Слайд №13).
- Трудолюбие и ответственность.
- Все профессии на самом деле связаны друг с другом.(Слайд № 14).
- Есть стихотворение подтверждающее, что все профессии очень важны. (Слайд № 15).
Слово жюри.
Награждение победителей
- Рефлексия.
Вопросы для рефлексии.
- Что понравилось?
- Что было полезным?
- Какие чувства вас посетили?
- Какие выводы можно сделать для себя?
- Ребята, у вас в конвертиках три кружочка. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Светофор». Вы должны будете поднять кружочек определённого цвета.
- Поднимите синие кружочки те, кто считают, что мало знают о профессиях и хотел бы узнать больше.
- Зелёные поднимите те, кто считает, что достаточно знает о профессиях, но не всё.
- Красный те, кто знают о профессиях всё.(Слайд № 16).
- В заключение занятия давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”.
Учитель читает начало предложения, учащиеся хором заканчивают.
- Трактор водит – … (тракторист),
- Электричку – … (машинист),
- Стены выкрасил – … (маляр),
- Доску выстругал – … (столяр),
- В доме свет провел – … (монтер),
- В шахте трудится – … (шахтер),
- В жаркой кузнице – … (кузнец),
- Кто все знает – … (молодец)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны! "
Целью данного мероприятия является оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии....
Презентация для внеклассного мероприятия "Все профессии нужны, все профессии важны"
Презентация для внеклассного мероприятия в рамках проведения профориентационной работы с обучающимися ГБОУ "Центр "Динамика"...
Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»
Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и...
внеклассное занятие "Профессии"
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с нарушенным слухом...
план конспект внеклассного мероприятия "Профессия с погонами"
план конспект внеклассного мероприятия "Профессия с погонами"...
Внеклассное мероприятие "Профессий много есть на свете".
Материал предназначен для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ....
Конспект внеклассного мероприятия "Профессия повар - это престижно"
Конспект внеклассного занятия, разработан с целью знакомства детей с профессией "Повар". Историей возникновения профессии, какими необходимыми качествами и умениями должен обладать человек д...