Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии
(по авторской программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина)
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»! класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. Для
общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
а также методических пособий для учителя:
- Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
дополнительной литературы для учителя
Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
для учащихся
В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
Содержание учебного предмета
Введение | 3 ч |
1.Царство Прокариот | 3ч |
2.Царство грибы | 4ч |
3.Царство растений | 19ч |
4.Царство Животные | 38ч |
5.Царство Вирусы | 1ч |
Итого | 68ч |
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно-тематическое планирование
Четверть | Сроки | Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание |
Введение | |||||
1 | Мир живых организмов. Уровни организации живого | ||||
2 | Ч.Дарвин и происхождение видов | ||||
3 | Многообразие организмов и их классификация | ||||
Тема 1. Царство Прокариоты | |||||
4 | Общая характеристика прокариот | ||||
5 | Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение | ||||
6 | Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение | ||||
Тема 2. Царство Грибы | |||||
7 | Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека | ||||
8 | Многообразие грибов | Лабораторная работа «Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей» | |||
9 | Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы» | ||||
10 | Отдел Лишайники | ||||
Тема 3. Царство Растения | |||||
11 | Общая характеристика царства Растения | Лабораторная работа «Строение растительной клетки» | |||
12 | Подцарства Низшие растения. Общая характеристика водорослей | Лабораторная работа «Строение одноклеточных водорослей» | |||
13 | Размножение и развитие водорослей | ||||
14-15 | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение | Лабораторная работа «Строение спирогиры» | |||
16 | Общая характеристика подцарства Высшие растения | Лабораторная работа «ткани растений» | |||
17 | Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности | Лабораторная работа «строение мхов» | |||
18 | Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности | Лабораторная работа «строение плауна» | |||
19 | Отдел Хвощевидные. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе. | Лабораторная работа «строение хвоща» | |||
20 | Отдел Папоротникообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности. | Лабораторная работа «строение папоротника» | |||
21 | Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль природе, практическое значение. | ||||
22 | Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение. | Лабораторная работа «строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны» | |||
23 | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | ||||
24 | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | ||||
25 | Размножение покрытосеменных растений | ||||
26 | Характерные особенности семейства Розоцветные. Класс Двудольные. | Лабораторная работа «Семейство Розоцветные. Строение шиповника » | |||
27 | Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые | ||||
28 | Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки | Лабораторная работа «строение злакового растения» | |||
29 | Характерные признаки семейства Лилейные | ||||
30 | Повторительно-обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. | ||||
Тема 4. Царство Животные | |||||
31 | Общая характеристика царства Животных | ||||
32 | Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация | ||||
33 | Многообразие и значение одноклеточных животных | Лабораторная работа «строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки» | |||
34 | Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные | ||||
35 | Особенности организации кишечнополостных | Лабораторная работа «Строение и поведение пресноводной гидры» | |||
36 | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных | ||||
37 | Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека | ||||
38 | Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви | ||||
38 | Плоские черви-паразиты | ||||
40 | Тип Круглые черви, особенности их организации | ||||
41 | Особенность строения и жизнедеятельность кольчатых червей | Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» | |||
42 | Многообразие кольчатых червей | ||||
43 | Особенности организации моллюсков, их происхождение | Лабораторная работа «строение раковины моллюсков» | |||
44 | Многообразие моллюсков. Их значение в природе | ||||
45 | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные | Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака» | |||
46 | Многообразие ракообразных, их роль в природе | ||||
47 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности | ||||
48 | Разнообразие Паукообразных, их роль в природе | ||||
49 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого» | |||
50 | Размножение и развитие насекомых | ||||
51 | Многообразие насекомых их роль в природе и практическое значение | ||||
52 | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе | ||||
53 | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные | ||||
54 | Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные | Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы» | |||
55 | Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение | ||||
56 | Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных | Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки» | |||
57 | Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе | ||||
58 | Класс пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных | ||||
59 | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение | ||||
60 | Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных | Лабораторная работа «Внешнее строение птицы», «скелет птицы и мускулатура» | |||
61 | Особенности организации птиц, связанные с полетом | ||||
63 | Экологические группы птиц (продолжение) | ||||
64 | Класс млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | Лабораторная работа «строение скелета млекопитающих» | |||
65 | Класс млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение) | ||||
66 | Плацентарные млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость | ||||
67 | Повторительно-обобщающий урок. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности | ||||
Тема 5. Царство Вирусы | |||||
68 | Вирусы | ||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...