Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
(ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА, В.Б. ЗАХАРОВА)
6 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об неучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уро ков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2004. -48с.
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
2012-2013 учебный год
Тематический план
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Строение и свойства живых организмов | 23 |
Тема 2. Жизнедеятельность организмов | 31 |
Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества | 6 |
Итого: | 60ч +8ч резервного времени |
Календарно-тематическое планирование
Четверть | Сроки | Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание |
Тема 1. Строение и свойства живых организмов (23 часа) | |||||
1 | Многообразие живых организмов | ||||
2 | Основные свойства живых организмов | ||||
3 | Химический состав клетки | Лабораторная работа «Состав семян» | |||
4 | Органические вещества клетки | ||||
5 | Химический состав клетки | Лабораторная работа «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов». | |||
6 | Клетка – элементарная частица живого | Лабораторная работа «Строение клетки» | |||
7 | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клетки | ||||
8 | Вирусы | Обобщение знаний | |||
9 | Деление клетки. Митоз | ||||
10 | Мейоз, его биологическое значение | ||||
11 | Ткани растений | Лабораторная работа «Ткани растений» | |||
12 | Ткани животных | Лабораторная работа «Ткани животных» | |||
13 | Органы цветкового растения | ||||
14 | Строение корня | Лабораторная работа «строение корневых систем», «микроскопическое строение корня» | |||
15 | Строение и значение побега. Почка | Лабораторная работа «строение и расположений почек» | |||
16 | Стебель как осевой орган побега | ||||
17 | Лист. Строение и функции | Лабораторная работа «простые и сложные листья» | |||
18 | Цветок, его строение и значение. Соцветия | Лабораторная работа «строение цветка» | |||
19 | Плоды: значение и разнообразие | Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды» | |||
20 | Строение семян двудольного и однодольного растения | Закрепление материала, обобщение. Лабораторная работа «Строение семян двудольного и однодольного растения» | |||
21 | Системы органов животного | ||||
22 | Организм как единое целое | ||||
23 | Что мы узнали об организме. | Обобщение изученного | |||
Тема 2. Жизнедеятельность организмов (31 час) | |||||
24 | Особенности питания растительных организмов | ||||
25 | Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы | ||||
26 | Особенности питания животных | ||||
27 | Пищеварение и его значение | ||||
28 | Пищеварительные ферменты | Лабораторная работа «Действие слюны и желудочного сока на вещества» | |||
29 | Дыхание у растений | ||||
30 | Дыхание у животных | ||||
31 | Обобщающий урок по теме «Дыхание» | ||||
32 | Передвижение веществ в растении | Лабораторная работа «передвижение растворов по стеблю» | |||
33 | Строение кровеносной системы у позвоночных организмов | ||||
34 | Передвижение веществ в животном организме | Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека» | |||
35 | Обобщающий урок. Передвижение веществ в организме. | ||||
36 | Значение процессов выделения у животных | ||||
37 | Значение процессов выделения у растений и грибов | ||||
38 | Обмен веществ и превращение энергии в организме растения | ||||
39 | Обмен веществ и превращение энергии в организме животных | ||||
40 | Опорные системы, их значение в жизни организма | ||||
41 | Опорные системы позвоночных животных и растений | Лабораторная работа «строение костей» | |||
42 | Движение | Лабораторная работа «движение инфузории – туфельки, дождевого червя» | |||
43 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражительность | ||||
44 | Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязей с окружающей средой | ||||
45 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | ||||
46 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений | ||||
47 | Размножение, его виды. Бесполое размножение | Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений» | |||
48 | Половое размножение животных | ||||
49 | Половое размножение растений | ||||
50 | Обобщение изученного материала по теме «Размножение» | ||||
51 | Рост и развитие растений | Лабораторная работа «прорастание семян» | |||
52 | Рост и развитие животных | ||||
53 | Послезародышевое развитие животных | Лабораторная работа «прямое и непрямое развитие насекомых» | |||
54 | Обобщающий урок «жизнедеятельность организмов» | ||||
Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества (6 часов) | |||||
55 | Среда обитания организмов. Факторы среды | ||||
56 | Влияние факторов неживой природы | ||||
57 | Взаимосвязи живых организмов | ||||
58 | Природные сообщества | ||||
59 | Цепи с сети питания | ||||
60 | Обобщающий урок по теме «организм и среда. Природные сообщества» | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...