ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УЧЕБНО – ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии по теме
В данной статье отражён мой опыт работы по использованию комплекса нового учебно-лабораторного оборудования на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya_uchebnogo_oborudovaniya.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УЧЕБНО – ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ
В УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
В 2009 – 2010 учебном году наша школа получила новое цифровое оборудование немецкой фирмы «PHYWE» для кабинета биологии. Оборудование включает в себя: измерительную систему «Кобра», предназначенную для проведения измерения, контроля и регулирования процессов в области биологии, экологии, и оборудование системы «Тесс», предназначенное для проведения исследовательских работ.
Цель применения цифровой лаборатории в процессе обучения биологии
• Помочь учителю в организации и проведении лабораторных работ в рамках проектной и исследовательской работе.
• При их выполнении учащиеся получают конкретные и достаточно полные представления об изучаемых объектах, используя компьютерные технологии.
• Проведение практических занятий формирует у учащихся умения, навыки использования цифрового лабораторного оборудования.
• Позволяет успешно усваивать учебное содержание, иллюстрировать его примерами полученными в ходе выполнения практических и лабораторных работ.
Данное оборудование успешно используется учителем при проведении лабораторных и демонстрационных работ, как в рамках школьной программы, так и при проведении внешкольных исследований. При его использовании обучающиеся углубляют знания по предмету, овладевают опытом исследовательской работы, приобретают навыки использования лабораторного оборудования нового поколения. У учащихся развивается практический интерес к изучению предмета.
При изучении программного материала по БИОЛОГИИ проводятся следующие лабораторные работы и демонстрации с использованием системы «Тесс» и цифрового микроскопа: в 6-х классах «Приготовление препарата растительных клеток и рассматривание их под микроскопом», «Строение тканей и органов растений», «Строение и многообразие бактерий и грибов», «Изучение строения плесневых грибов», «Набухание семян», «Условия необходимые для прорастания семян», «Корень и корневые волоски», «Дыхание растений», «Фотосинтез», «Крахмал, как запасное вещество в растении», «Пластиды в клетках кожуры и мякоти плодов».
Использование видеоокуляра – малоформатной цифровой цветной камеры на уроках биологии позволяет всему классу одновременно видеть предмет изучения под микроскопом на мониторе компьютера и интерактивной доске.
В 7-х классах: проектируется изображение движущихся объектов (например - простейших) или процессов происходящих в клетках живых тканей (например – митоз), видимое через микроскоп, которое можно сохранять в виде компьютерных файлов (делать электронный дневник наблюдения). Файл может дополняться и сравниваться с ранней версией наблюдения, прослеживаться изменения. При изучении «Одноклеточные животные», «Изучение клеток и тканей животных, на готовых микропрепаратах», «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов, бактерий», «Крылья насекомых», «Строение махового пера птиц», «Строение ротового аппарата насекомых».
На уроках в 8 классах и факультативных занятиях «Основы гигиены и санитарии» проводятся лабораторные и демонстрационные работы: «Получение электро миограммы /ЭМГ/ в икроножной мышце и мускул верхней части руки /бицепса/», «Строение и многообразие клеток и тканей организма человека», «Изучение строения крови человека и лягушки», «Работа сердца /ЭКГ/», «Определение норм рационального питания», «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц», «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке», «Измерение кровяного давления».
Использование базовой установки системы «Кобра-3» дает возможность проследить за функционированием сердечно - сосудистой системы. Выполнение лабораторных работ по определению электрокардиограммы, фонограммы, позволяет наглядно увидеть и проследить изменение результатов состояния сердечно - сосудистой системы у разных учеников, при разных состояниях (покоя, до и после физической нагрузки, отличие показателей, занимающихся спортом и ведущих пассивный образ жизни). В результате проведенных опытов и измерений, учащиеся наглядно убедились в преимуществе показателей учеников, ведущих здоровый образ жизни. Однако, следует отметить, что данные полученные в школе не могут служить для диагностики сердечных заболеваний.
Показатели опорно - двигательной системы позволяет определить электромиография на мышцах руки. Электро миограмма рефлекса растяжения в мышцах голени, по теме «Нервная система» определяется постукиванием по ахиловому сухожилию специальным молоточком. С его помощью, одновременно регистрируется работа мышц, и определяется скорость. Это подтверждает рефлекс растяжения мышц голени.
В 9-10 классах с использованием измерительной системы «Кобра-4» выполняются экспериментальные опыты: «Измерение кислотности воды», «Определение электропроводности воды». В результате учащиеся приходят к выводу, о различных свойствах, электропроводности и кислотности воды, взятой из разных источников (водопроводной, минеральной, дистиллированной, бутилированной). Природная вода, при этом, представляет собой растворы смесей сильных и слабых электролитов, минеральную часть воды составляют преимущественно ионы натрия, калия, кальция, хлора, сульфата, гидрокарбоната. Наиболее чистой является бутилированная вода. В настоящее время ведется работа по организации использования лабораторного оборудования для реализации экологического образования обучающихся во вне урочное время, за счет интеграции с возможностями лабораторного оборудования «PHYWE» по химии.
В старших классах также проводятся лабораторные и демонстрационные работы по наблюдению клеток растений, животных, бактерий под микроскопом по темам: «Элементарный состав клетки», «Изучение и описание процессов митоза, изменчивости», «Изучение хромосом» - на готовых микропрепаратах», «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке», «Сравнение процессов брожения и дыхания», «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования.
Материал включает в себя доклад на тему "Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования" и презентацию о видах исследовательской деятельности....
презентация по теме "Использование учебно-лабораторного оборудования для активизации процесса обучения
для окружного форума по биологии 2015 год...
Применение здоровьесберегающих технологий при использовании учебно-лабораторного оборудования и в медиатеке
Статья посвящена тому, что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?...
Использование учебно- лабораторного оборудования на уроках.
Использование учебно- лабораторного оборудования на уроках биологии и экологии....
Мониторинг эффективности использования учебно-лабораторного оборудования в ОО - 2018
Справка по итогам мониторинга эффективности использования учебно-лабораторного оборудования в общеобразовательных учреждениях, подведомственных Юго-Восточному управлению МОиН СО...
Конкурс «Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования проектов предпрофессионального образования»
Организатором городского конкурса образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, «Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудовани...