Рабочая программа по природоведению для 5 класса.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Программа рассчитана на 70 часов в V классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю. Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по природоведению для 5 класса. | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Назмиева А.Ш../ Протокол № ___ от «__»__________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/Н.В.Журавлёва/ «__»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Тюгеевская СОШ» ________________/А.И. Черяшов/ Приказ № ______ от «__»______________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
5
класс
Учитель: Черяшов Александр Иванович
первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________
от «__»___________2012 г.
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года; ( http://mon.gov.ru/work/obr/dok/)
- регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан (БУП РТ), реализующих программы начального и основного общего образования , утверждённого приказом Министерства образования и науки республики Татарстан № 4154/12 от 09.07.2012 года;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на 2012-2013 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27.12. 2011 г. № 2885, зарегистрированным в Минюсте России 21 февраля 2012 года № 23290);
- учебного плана МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан принятом на заседании педагогического совета протокол № 1 от 25 августа 2012 г.;
- Положения о составлении рабочих программ по МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан;
Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина // Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009. – 46 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа рассчитана на 70 часов в V классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю. Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и забегание вперед.
РП ориентирована на использование учебника:
Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 182 с.
Данный учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по природоведению, рекомендован МО и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Он входит в учебно-методический комплект Н.И.Сонина. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению учебного материала.
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Курс «Природоведение» и РП построены с учетом введения в практику новых педагогических технологий с опорой на личностно-ориентированный подход в обучении.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.
Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.
Реализация национально - регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта в процессе изучения тем осуществляется по нескольким содержательным линиям: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу «Природоведение. 5 кл.» использованы:
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная (начальные этапы), развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, сообщения и т.д.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или контрольных диктантов.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе.
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы, кроме:
Демонстраций:
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Практических работ:
- Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
- Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
- Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
- Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой):
- Изучение строения микроскопа
- Строение растительной клетки
В тексте элементы содержания Примерной программы выделены красным цветом, авторской программы – черным. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению и авторской, были внесены следующие изменения:
в примерную: включены:
- Галактики. Многообразие галактик.
- Внутреннее строение Земли (согласно авторской программе).
- Воздушная оболочка Земли(согласно авторской программе).
- Гидросфера Земли(согласно авторской программе).
Расширена практическая часть:
- Изучение строения микроскопа
- Строение растительной клетки
в авторскую:
- уменьшено количество контрольных работ до 4-х.
- все демонстрации, практические занятия взяты из примерной программы;
- в раздел «Вселенная» включён ряд элементов содержания «Галактики. Многообразие галактик»,
- увеличено количество часов на тему урока «Возникновение Земли»,
- в раздел «Земля» включён ряд элементов содержания «Движение воздуха»,
- в раздел «Человек на Земле» включён ряд элементов содержания «Здоровье человека и безопасность жизни. Профилактика вредных привычек», «Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи» (из примерной программы).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Всего часов | |
Теоретические | Практичес-кие работы | |||
1. | Введение. Изучение природы. | 1 | 1 | |
2. | Вселенная. | 16 | 14 | 2 |
3. | Земля. | 18 | 14 | 4 |
4. | Жизнь на Земле. | 17 | 12 | 5 |
5. | Человек на земле. | 19 | 17 | 2 |
ИТОГО: | 70 | 57 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1: Введение. Изучение природы (1 час)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология).
Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Демонстрации:
Примеры простых и сложных веществ, смесей.
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений.
Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.
Наблюдение признаков химической реакции
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Конструирование простейших измерительных приборов.
Раздел 2: Вселенная (15 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16-17 веков и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.
Роль Д.Бруно и Г.Галилея в развитии о пропаганде учения Н.Коперника. История «вытес-нения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Представление о Солнце как одной из звезд.
Демонстрации:
Модель Солнечной системы.
Слайды планет Солнечной системы.
Карта звездного неба.
Практические работы:
Изучение созвездий и определение сторон горизонта по Полярной звезде и созвездию Большая медведица.
Раздел 3: Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы возникновения Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире. И их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом).
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
Глобус.
Исследование нескольких физических явлений.
Изучение свойств воды.
Практические работы:
Образцы горных пород и минералов, определение их свойств.
Нанесение на контурную карту действующих вулканов и зон землетрясений.
Знакомство с правилами работы с физической картой полушарий.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
Раздел 4: Жизнь на Земле (17 часов).
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к наземно-воздушной среде обитания.
Примеры приспособлений растений и животных к водной среде обитания.
Примеры приспособлений растений и животных к почвенной среде обитания.
Практические работы:
Изучение строения микроскопа.
Строение растительной клетки.
Рассмотрение капли воды с одноклеточными организмами.
Определение названий растений и их групп с использованием гербариев.
Определение названий животных и их групп с использованием фотографий.
Раздел 5: Человек на Земле (19 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология).
Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.).
Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Среда обитания человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений.
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека.
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.
Наблюдение признаков химической реакции
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
- Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Список используемой литературы
Дополнительная литература для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;
3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;
4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;
5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.
6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2006. – 174 с.
а также методических пособий для учителя:
- Сборник нормативных документов. Природоведение/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.
- Природоведение. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.
Дополнительная литература для учителя:
- Природоведение. 5 класс : метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина / В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 185 с.
- Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 62 с.
- Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.
4. Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.
5. Энциклопедия. Мир животных. Неизвестные и удивительные факты /пер. с англ. Н.С. Ляпковой – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
6. Энциклопедия. Живой мир./пер. с англ. Г.И.Рожковой – М,: «РОСМЭН», 1997.
7. Большая энциклопедия животных./под ред. Е.М.Акимовой – М.: ООО «Дом славянской книги», 2008.
Дополнительная литература для учащихся:
Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. Просвещение – Медиа, 2005.
- CD Электронные уроки и тесты. Биология. Растительный мир. Просвещение – Медиа, 2005.
- CD Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение –Медиа, 2001.
- CD 1C Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. ООО «Дрофа», 2005.
- «Астрономия». 9-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ. @ ГУ РЦ ЭМТО @ ООО Физикон, 2003 год.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат, что ученик должен знать | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1 | Раздел 1. Введение. Изучение природы. Что такое природоведение? Д/з: лекция | 1 | Вводный | Смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни | Знать: смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы; простые и сложные вещества, смеси. Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности. Объяснять: явления природы, отличия химических реакций от физических явлений. Использовать приобретенные знания и практические умения на практике. | ||
2 | Раздел 2: Вселенная Как древние люди представляли Вселенную Д/з: стр 4-5 | 15 1 | Изучение новой темы | Понятие «Вселенная». Представления древних людей о строении Вселенной. Взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Знать: современное определение Вселенной; системы мира по Аристотелю и Птолемею. Уметь: самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, используя материал учебника. Сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | ||
3 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Д/з: стр 6-9, записать определение на стр 9. | 1 | Комбинированный | Взгляды древнегреческих ученых на строение Вселенной (Аристотель, Птолемей). Черты сходства и отличия системы мира по Аристотелю и Птолемею. | Знать: какой вклад в науку внесли Аристотель и К.Птолемей. Уметь: составлять рассказы, небольшие рефераты, используя материал учебника и дополнительную литературу. Сравнивать модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, находить черты сходства и отличия. | ||
4 | От Коперника до наших дней Д/з: стр 10-11 | 1 | Комбинированный | Географические открытия, доказавшие шарообразность Земли. Н.Коперник – ученый, изменивший представление о Земле как центре мира. | Знать: особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь: работать с материалом учебника, составлять схемы, рисунки. Сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | ||
5 | Ученые перевернувшие мир. Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. Д/з: стр 12-15 | 1 | Комбинированный | История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) Дж.Бруно, его роль в распространении и развитии учения Н.Коперника. история жизни Г.Галилея. | Знать: заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучении Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении Вселенной. Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекая из него нужную информацию; совершать логические операции – сравнивать, анализировать, делать выводы. Формулировать выводы о взглядах Н.Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея по поводу строения Вселенной. | ||
6 | Солнечная система, ее состав. Д/з: стр 16-17 | 1 | Изучение новой темы | Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их особенности: удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники. | Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики. Уметь: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию. Решать проблемные вопросы по данной теме. | ||
7 | Планеты земной группы. Д/з: стр 18-21 | 1 | Комбинированный | Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их особенности: удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники. | Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики. Уметь: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию. Решать проблемные вопросы по данной теме. | ||
8 | Планеты – гиганты. Плутон Д/з: стр 22-23 | 1 | Комбинированный | системы: Солнце и планеты. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их характеристика (удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники). Плутон. | Знать: характеристику планет-гигантов и астероида Плутона. Их особенности. Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать; изготавливать из различных материалов наглядные пособия. Находить планеты-гиганты на схеме или модели Солнечной системы с их последующей характеристикой. | ||
9 | Спутники планет. Луна - естественный спутник Земли Д/з: стр 26-27, нарисовать солнечную систему | 1 | Комбинированный | Строение Солнечной системы. Небесные тела – спутники планет. Луна – естественный спутник Земли. Изучение Луны, ее характеристики. | Знать: спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы. Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать. Решать проблемные вопросы по данной теме. | ||
10 | Небесные тела. Астероиды. Кометы. Д/з: стр 28-29 | 1 | Комбинированный | Строение Солнечной системы. Составные части Солнечной системы – астероиды, кометы. Их формы, размеры, происхождение. Движение комет относительно Солнца. Строение кометы. Мелкие тела и космическая пыль в межпланетном пространстве. Метеоры, метеориты. Особенности их происхождения. | Знать: небесные тела Солнечной системы – астероиды и кометы, их характеристики. Уметь: извлекать из текста нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради в виде схем, рисунков. Объяснять особенности происхождения небесных тел – астероидов и комет. | ||
11 | Небесные тела. Метеоры и метеориты Д/з: стр 30-33 | 1 | Комбинированный | Строение Солнечной системы. Мелкие тела и космическая пыль в межпланетном пространстве. Метеоры, метеориты. Особенности их происхождения. | Знать: происхождение космических тел – метеоров и метеоритов. Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки в тетради. Объяснять черты сходства и отличия небесных тел – метеоров, метеоритов, астероидов, комет. | ||
12 | Мир звезд. Солнце. Д/з: стр 34-35 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Особенности звезд, их разнообразие. Звезда карлик – Солнце, как центр Солнечной системы. Значение солнечного света и тепла для жизни на Земле. | Знать: что такое звезда; размеры и природу Солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Уметь: работать с различными источниками информации, схемами, рисунками. Находить верные ответы на вопросы | ||
13 | Мир звезд. Д/з: подготовить материал о звездах | 1 | Комбинированный | Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре. Сверхгиганты, гиганты и карлики. | Знать: то, что звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики. Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки. Характеризовать расположение звезд относительно Земли. | ||
14 | Созвездия. ЛПЗ «Изучение созвездий и определение сторон горизонта по Полярной звезде и созвездию Большая медведица». Д/з: стр 36-39 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Звездное небо. Участки звездного неба – созвездия. Их многообразие, самые известные созвездия. Ориентация по звездам, определение сторон горизонта по Полярной звезде. | Знать: то, что звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики. Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки. Характеризовать расположение звезд относительно Земли. | ||
15 | Галактики. Многообразие галактик Д/з: стр 40-43 | 1 | Комбинированный | Галактика. Световой год. Межзвёздное пространство. Большое и Малое Магеллановы облака. Скопления галактик. Сверхскопления. Разнообразие галактик | Знать: названия некоторых галактик, строение Вселенной. Уметь: находить на звездном небе Млечный путь. Ориентироваться Применять знания на практике. Решать проблемные вопросы по теме. | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» Д/з: стр 44-48 | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Систематизация и обобщение представлений учащихся о строении Вселенной; Солнечной системы; о звездном небе и созвездиях; о галактиках. | Знать: как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика. Уметь: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, находить нужную информацию. Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы. | ||
17 | Контрольная работа по теме «Вселенная». Д/з: повторение ранее изученного материала | 1 | Контрольный | Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме. | |||
18 | Раздел 3: Земля Работа над ошибками Как возникла Земля. Гипотезы о происхождении Земли Д/з: стр 50-51 | 18 1 | Комбинированный | Основные гипотезы возникновения Земли. Ученые, внесшие вклад в разработку проблемы возникновения Земли: Ж.Бюффон, И.Кант, П.Лаплас, Д.Джинс | Знать: различные гипотезы возникновения Земли; ученых, внесших вклад в решение этой проблемы. Уметь: логически мыслить, работать с рисунками, схемами учебника, используя их при решении небольших проблем. Объяснять суть различных взглядов ученых на проблему происхождения Солнечной системы и Земли как ее планеты. | ||
19 | Возникновение Земли (продолжение) Д/з: стр 52-55 | 1 | Комбинированный | Основная гипотеза возникновения Земли О.Ю.Шмидта. Современные представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы. | Знать: различные гипотезы возникновения Земли; ученых, внесших вклад в решение этой проблемы. Уметь: логически мыслить, работать с рисунками, схемами учебника, используя их при решении небольших проблем. Объяснять суть различных взглядов ученых на проблему происхождения Солнечной системы и Земли как ее планеты. | ||
20 | Внутреннее строение Земли. Д/з: стр 56-57 | 1 | Комбинированный | Общие понятия о внутреннем строении Земли (ядро, мантия, земная кора). Ее состав, температура, движение плит и вызываемые ими изменения в земной коре. | Знать: внутреннее строение Земли, ее внешние оболочки, особенности земной коры, связанные с литосферными плитами. Уметь: формулировать выводы, логически мыслить, решать проблемные вопросы; изготавливать из различных материалов наглядные пособия. Объяснять причины явлений, происходящих в земной коре. | ||
21 | Горные породы, минералы. ЛПЗ «Образцы горных пород и минералов, определение их свойств» Д/з: стр 58-61 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Горные породы. Их свойства и происхождение. Отличие их от минералов. | Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов. Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать результаты в тетради. Объяснять особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. | ||
22 | Полезные ископаемые. Металлы Д/з: стр 62-63 | 1 | Комбинированный | Горные породы. Их свойства и происхождение. Отличие от минералов. Полезные ископаемые нашей местности. Металлы. | Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов. Суть термина «полезные ископаемые». Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать результаты в тетради. Объяснять использование полезных ископаемых, добываемых в нашей местности. | ||
23 | Природные явления. Землетрясения. Д/з: стр 64-65 | 1 | Комбинированный | Землетрясение как грозное природное явления. Сила, эпицентр, очаг землетрясения. Сейсмические зоны Земли. Сейсмо-благополучие нашей территории. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения | Знать: места и причины возникновения землетрясений. Сила, эпицентр, очаг землетрясения. Сейсмические зоны Земли. Уметь: показывать на физической карте мира, России сейсмически активные территории. Объяснять причины возникновения землетрясений. | ||
24 | Вулканы и гейзеры. ЛПЗ «Нанесение на контурную карту действующих вулканов и зон землетрясений». Д/з: стр 66-67 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Вулкан, его строение. Причины извержений вулканов. Разнообразие вулканов: конические, щитовые. Зоны активной вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | Знать: строение и разнообразие вулканов. Уметь: показывать на физической карте мира, России зоны активной вулканической деятельности; изготавливать из различных материалов наглядные пособия, работать с дополнительной литературой. Объяснять причины вулканической деятельности | ||
25 | Суша планеты. Д/з: стр 68-69 | 1 | Комбинированный | Суша планеты – материки и острова. Части света. Характеристика материков – Евразия, Африка, Северная и Южная Америки. | Знать: общую характеристику материков (Евразия, Африка, Северная и Южная Америки.). Суть понятий «материки» и «части света». Уметь: работать с контурной картой, наносить основные географические объекты материков (реки, озера, равнины, горы, моря) Ориентироваться на физической карте мира, находить основные географические объекты на материках, острова. | ||
26 | Суша планеты. (продолжение). ЛПЗ «Знакомство с правилами работы с физической картой полушарий». Д/з: стр 70-73 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Суша планеты – материки и острова. Части света. Характеристика материков – Австралия, Антарктида. Острова. | Знать: общую характеристику материков (Австралия, Антарктида). Уметь: работать с контурной картой, наносить основные географические объекты материков (реки, озера, равнины, горы, моря Ориентироваться на физической карте мира, находить основные географические объекты на материках, острова. | ||
27 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли Д/з: стр 74-75 | 1 | Комбинированный | воздушная оболочка Земли. Облака. Воздух – смесь газов. Состав воздуха, его влияние на здоровье человека. Экологическая обстановка в нашем районе. Ветер. Сила и скорость ветра. | Знать: состав воздуха, типы облаков; границы атмосферы, слои атмосферы. Ветер, его характеристики. Уметь: самостоятельно работать с различными источниками информации, преобразовывать текст в схему, таблицу или рисунок. Объяснять влияние состава воздуха на здоровье человека. | ||
28 | Движение воздуха. Ветер. Ураганы. Смерчи. Д/з: стр 76-79 | 1 | Комбинированный | Движение воздуха. Ветер, как одна из составляющих погоды. Причины движения воздушных масс. Сила и скорость ветра. Ураганы. Смерчи. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | Знать: ветер, его характеристики, причины и результаты действия ураганов и смерчей. Уметь: извлекать информацию из различных источников, логически мыслить, оформлять результаты в форме таблиц, схем. Объяснять закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью, связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы. | ||
29 | Осадки, погода, климат. Влияние погоды на здоровье человека. ЛПЗ «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». Д/з: составить карту погоды | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Осадки. Погода, ее признаки. Изменение погоды в течение суток, по временам года. Климат, его характеристики. Особенности погоды и климата нашей местности. | Знать: содержание понятий «погода», «климат», их характеристики. Уметь: логически мыслить, сравнивать, обобщать, извлекать необходимую информацию из других источников. Объяснять влияние погоды и климата нашей территории на жизнь растений, животных, самочувствие и здоровье человека. | ||
30 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Круговорот воды в природе. Д/з: лекция | 1 | Комбинированный | Гидросфера - водная оболочка Земли. Свойства воды. Составные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяные пары в атмосфере, подземные воды, ледники. | Знать: содержание понятия «гидросфера». Составные части гидросферы. Уметь: ориентироваться по физическим картам мира и России; выполнять несложные практические работы. Решать проблемные вопросы, используя полученные знания. Объяснять сущность круговорота воды в природе | ||
31 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Д/з: стр 80-81 | 1 | Комбинированный | Гидросфера - водная оболочка Земли. Свойства воды. Значение воды в природе. Составные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяные пары в атмосфере, подземные воды, ледники. Круговорот воды в природе. | Знать: содержание понятия «гидросфера». Составные части гидросферы. Суть круговорота воды в природе. Уметь: ориентироваться по физическим картам мира и России; выполнять несложные практические работы. . | ||
32 | Воды суши. Д/з: стр 82-85 | 1 | Комбинированный | Пресная вода, ее использование. Основные источники пресной воды в природе: ледники, айсберги, подземные воды, реки, озера, болота. Гидроресурсы нашей территории. Их охрана. | Знать: источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды. Основные источники пресной воды нашего района. Уметь: абстрагировать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать. Рассуждать о мерах по охране водных ресурсов нашего района. | ||
33 | Неповторимая планета Земля. Д/з: стр 86-91 | 1 | Комбинированный | Внутреннее строение Земли Особенности поверхности Земли Особенности Гидросферы и атмосферы Правила поведения при природных явлениях Выполнять задания в контурной карте. Доказывать уникальность планеты Земля | Знать: Внутреннее строение Земли Особенности поверхности Земли Особенности Гидросферы и атмосферы Уметь: работать с физической картой Отвечать на вопросы. Сравнивать географические объекты, давать определение | ||
34 | Обобщающий урок по теме «Земля» Д/з: стр 92-94 | 1 | Урок обобщения | Обобщить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по пройденной теме. | |||
35 | Контрольная работа № 2 по теме «Земля» Д/з: повторение ранее изученного материала | 1 | Контроль знаний | Знания по теме Применять знания при выполнении заданий контрольной работы | Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме. | ||
36 | Раздел 4: Жизнь на Земле Работа над ошибками по Контрольной работе по теме «Земля» Развитие жизни на Земле. Д/з: стр 96-97 | 17 1 | Изучение новой темы | История развития жизни на Земле. Древние водные растения и животные, выход растений и животных на сушу. Возникновение и господство на Земле цветковых растений, млекопитающих, птиц. | Знать: историю развития жизни на Земле; значение воды; древние водные растения и животные. Уметь: преобразовывать текст в таблицу, работать с дополнительной литературой, рисунками и текстом учебника. Применять знания при обсуждении условий и причин происхождения земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений. | ||
37 | Животные прошлого. Динозавры. Д/з: стр 98-101 | 1 | Комбинированный | Историческое развитие растений и животных. Переход от водного образа жизни к наземному с постепенным усложнением. Динозавры. | Знать: историческое развитие растений и животных на Земле с постепенным усложнением. Уметь: выполнять несложные творческие задания; работать с дополнительной литературой; преобразовывать текст в таблицу, схему. Доказывать усложнение растений и животных в процессе развития, применяя знания о палеонтологии. | ||
38 | Живые клетки. Д/з: стр 102-103 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Клетка – структурная единица живых организмов. История открытия. Увеличительные приборы и их роль в изучении клеточного строения живых организмов. Главные части клетки – оболочка, цитоплазма, ядро. Разнообразие и жизнедеятельность (питание, дыхание, рост, размножение). | Знать: главные части клетки, основные процессы жизнедеятельности. Уметь: выполнять практические задания; схематические рисунки, таблицы. Формулировать вывод по теме о клеточном строении всех живых организмов. | ||
39 | Разнообразие клеток. Д/з: стр 104-107 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Строение микроскопа. Правила пользования микроскопом. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | Знать: разновидность клеток, их строение и жизнедеятельность, строение микроскопа и правила работы с ним. Уметь: пользоваться микроскопом, соблюдая правила ТБ. Формулировать вывод о клетке как единице строения и жизнедеятельности организма. | ||
40 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. ЛПЗ «Рассмотрение капли воды с одноклеточными организмами». Д/з: стр 104-107 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Разнообразие живых организмов на Земле. Их распространение. Царства живой природы: Бактерии, Вирусы, Грибы, Растения, Животные. Их роль в природе. | Знать: царства живой природы. Одноклеточные организмы. Характерные особенности организации жизнедеятельности одноклеточных. Уметь: работать с микроскопом, выполнять несложные практические задания, работать с дополнительной литературой. Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы. | ||
41 | Многоклеточные организмы (грибы, растения). ЛПЗ «Определение названий растений и их групп с использованием гербариев». Д/з: стр 108-109 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Многоклеточные организмы (грибы, растения). | Знать: царства живой природы. Многоклеточные организмы. Характерные особенности организации жизнедеятельности одноклеточных. Уметь: работать с микроскопом, выполнять несложные практические задания, работать с дополнительной литературой. Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы. | ||
42 | Беспозвоночные и позвоночные животные. ЛПЗ «Определение названий животных и их групп с использованием фотографий». Д/з: стр 110-113 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Разнообразие живых организмов Разнообразие и распространение животных. Многообразие и отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных. Их многообразие и распространение на нашей территории, охрана. | Знать: позвоночные и беспозвоночные животные, их многообразие и отличительные черты. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника и оформлять результаты мыслительных операций в виде схем, таблиц. Характеризовать связь животных с растениями и другими организмами. Обосновывать роль животных в круговороте веществ в природе. | ||
43 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Д/з: стр 114-115 | 1 | Изучение новой темы | Многообразие сред обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная. Их роль в жизни организмов. Особенности наземно-воздушной среды. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Приспособленность организмов к обитанию в данной среде. | Знать: многообразие сред обитания организмов: (наземно-воздушная, водная, почвенная). Особенности обитания растений и животных в наземно-воздушной среде. Уметь: самостоятельно изучать новый материал, оформлять конспект в тетради с сопроводительными схемами, рисунками, таблицами. Объяснять особенности органи-зации растений и животных, связанные с обитанием в наземно-воздушной среде. | ||
44 | Водная среда обитания. Д/з: стр 116-117 | 1 | Комбинированный | Отличие условий обитания живых организмов в водной среде от наземно-воздушной. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Особенности строения и приспособленности животных и растений к обитанию в водной среде. | Знать: отличительные особенности водной среды от других сред. Распространение растений в водной среде, причины такого распространения. Уметь: работать с учебником, извлекая необходимую информацию, оформлять ее в виде схем, таблиц, рисунков. Раскрывать особенности строения и жизне-деятельности живых организмов, обеспечи-вающих их обитание в водной среде. | ||
45 | Приспособленность организмов к жизни в почве. Д/з: стр 118-119 | 1 | Комбинированный | Почва – среда обитания бактерий, грибов, растений, животных. Особенности почвы, как среды обитания Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Приспособленность растений и животных к обитанию в почве. | Знать: особенности почвы, как среды обитания для живых организмов. Уметь: работать с учебником, извлекая необходимую информацию, оформлять ее в виде схем, таблиц, рисунков. Раскрывать особенности строения и жизне-деятельности живых организмов, обеспе-чивающих их обитание в почвенной среде. | ||
46 | Жизнь на разных материках. Д/з: стр 120-121 | 1 | изучение новой темы | Особенности растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Антарктиды. Редкие и исчезающие растения и животные мира, Республики Татарстан, Заинского района. | Знать: особенности растительного и животного мира Евразии, Африки, Антарктиды. Редкие и исчезающие растения и животные мира, Республики Татарстан и нашей территории. Уметь: работать с текстом учебника, преобразовывая его в таблицу. Соблюдать меры по охране редких и исчезающих видов растений и животных нашей местности. | ||
47 | Жизнь на разных материках. (продолжение) Д/з: стр 122-125 | 1 | Комбинированный | Особенности растительного и животного мира материков: Северной и Южной Америки, Австралии. | Знать: особенности растительного и животного мира Северной и Южной Америки, Австралии. Уметь: работать с текстом и рисунками учебника, преобразовывая его в таблицу. Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы. | ||
48 | Природные зоны Земли. Д/з: стр 126-131 | 1 | Изучение новой темы | Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни. Их климатические особенности, растительный и животный мир. | Знать: природные зоны Земли и их расположение на планете; особенности растительного и животного мира в них. Уметь: показывать на физической карте основные природные зоны Земли, оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов на Земле. | ||
49 | Жизнь в морях и океанах. Д/з: стр 132-133 | 1 | Изучение новой темы | Разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов: сообщество поверхностного слоя, обитатели толщи воды. | Знать: сообщества морских организмов – по-верхностного слоя, обитателей толщи воды. Уметь: оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем. Рассуждать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. | ||
50 | Жизнь в морях и океанах. (продолжение) Д/з: стр 134-135 | 1 | Комбинированный | Разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов: сообщество морских глубин; коралловые рифы, их обитатели. | Знать: сообщества организмов - морских глубин; коралловых рифов, их обитателей. Уметь: оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем. Рассуждать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. | ||
51 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» Д/з: стр 136-137 | 1 | урок обобщения и повторения | Обобщить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по пройденной теме. | |||
52 | Контрольная работа по теме «Земля» Д/з: повторение ранее изученного материала | 1 | Урок контроля | Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме. | |||
53 | Раздел 5: Человек на Земле Работа над ошибками по теме «Земля» Происхождение человека. Древние предки человека. Д/з: стр 140-141 | 19 1 | Изучение новой темы | Место и роль человека в природе, особенности его строения и жизнедеятельности. Человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла). Древесные обезьяны, австралопитеки. | Знать: предков человека, среду их обитания и образ жизни. Уметь: работать с различными источниками информации (коллекции, муляжи, рисунки, схемы); проявлять творчество и логически мыслить. Творчески подходить к решению проблемных вопросов. | ||
54 | Первые люди. Д/з: стр 142-145 | 1 | Комбинированный | Первые люди. Человек умелый, среда его обитания и образ жизни. Человек прямоходящий: его особенности. Человек разумный (неандертальцы, кроманьонцы и современные люди). | Знать: представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни. Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную из разных источников. Рассматривать особенности усложнения организации (строение, поведение) первых людей в процессе исторического развития. | ||
55 | Науки о природе. Д/з: стр 146-151 | 1 | Комбинированный | Комплекс наук о природе. На примере физического тела – Земля раскрыть значение некоторых естественных наук. | Знать: объекты изучения естественных наук. Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности. Объяснять: значение естественных наук в познавании природы. | ||
56 | Методы изучения природы. Наблюдение Д/з: стр 152-153 | 1 | Комбинированный | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Различные способы познания природы – наблюдение, опыт (эксперимент), измерение. Наблюдение – один из способов изучения природы. Роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности. | Знать: основные методы изучения природы. Роль наблюдений при изучении природы. Уметь: выполнять несложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений. Использовать наблюдение, как один из методов изучения природы в практической деятельности. | ||
57 | Изучение природы. Эксперимент, измерение – методы познания природы. ЛПЗ «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами». «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян». Д/з: стр 153 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. | Знать: суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение. Уметь: выполнять несложные практические работы и фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами. Использовать приобретенные знания и практические умения на практике. | ||
. | |||||||
58 | Оборудование для научных исследований. ЛПЗ «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования» ЛПЗ «Конструирование простейших измерительных приборов». Д/з: стр 154-155 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Методы познания природы – эксперимент и измерение. Значение и использование человеком Значе-ние и многообразие лабораторного оборудования: увеличительные при-боры (лупы, микроскопы), измери-тельные приборы (весы, термометр, линейка, часы), лабораторное оборудование (спиртовка, штатив, пробирки, колбы). | Знать: увеличительное, измерительное и лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека. Уметь: пользоваться лупой, световым микроскопом; работать со спиртовкой, весами, штативами и другим оборудованием. Использовать приобретенные знания и практические умения на практике | |||
59 | История географических открытий. Открытие Америки. Д/з: стр 158 | 1 | Изучение новой темы | Первые и современные географические карты, их отличия. Роль географических открытий в формировании представлений о поверхности Земли. Открытие Америки (Х.Колумб). | Знать: отличия первых и современных карт; историю открытия Америки. Уметь: пользоваться картой, показывая основные пути первооткрывателей материков и других географических объектов. Характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков. | ||
60 | Открытие Австралии и Антарктиды. Д/з: стр 159 | 1 | Комбинированный | Первооткрыватели Австралии. Открытие Антарктиды. Роль русских мореплавателей в открытии шестого материка Земли. | Знать: первооткрывателей Австралии, Антарктиды. Уметь: пользоваться картой, показывая основные пути первооткрывателей материков и других географических объектов. Характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков. | ||
61 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Д/з: стр 160-163 | 1 | Комбинированный | Имена путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн и др. Их заслуги. | Знать: основных первооткрывателей, путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн. Уметь: составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. Применять полученные знания при решении проблемных вопросов, подходя к их решению творчески. | ||
62 | Как человек изменил Землю Д/з: стр 164-165 | 1 | Комбинированный | Влияние на природу Земли древних людей, изменения, вызванные с развитием сельского хозяйства, опасность радиоактивных веществ, экологические проблемы. | Знать: как люди повлияли на природу, какие изменения вызвало сельское хозяйство, чем опасны радиоактивные отходы Уметь: приводить конкретные примеры негативного влияния деятельности человека (прямого и косвенного). Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности. | ||
63 | Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект. Д/з: стр 166-169 | 1 | Изучение новой темы | Основные источники загрязнения окружающей среды. Причины кислотных дождей, разрушение озонового слоя, парниковый эффект и его влияние на изменение климата. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения. | Знать: естественные и вызванные хозяйственной деятельностью человека источники загрязнения атмосферы, виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы. Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности. | ||
64 | Жизнь под угрозой. Д/з: стр 170-173 | 1 | Комбинированный | Биологическое разнообразие. Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений и животных. Прямое и косвенное влияние. Редкие и исчезающие виды растений и животных Природные и антропогенные причины сокращения живых организмов. Экологическая обстановка нашей территории. | Знать: понятие «биологическое разнообразие»; последствия влияния деятельности человека на живые организмы. Уметь: приводить конкретные примеры негативного влияния деятельности человека (прямого и косвенного). Применять полученные знания при решении проблемных вопросов. | ||
65 | Меры сохранения жизни на Земле. Д/з: лекция | 1 | Комбинированный | Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов: вырубка лесов, загрязнения водоемов нефтепродуктами. Основные меры сохранения биоразнообразия и среды их обитания. Экологическая обстановка нашей территории. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. | Знать: основные меры сохранения биоразнообразия и природных сообществ, в т.ч. нашей территории. Редкие и исчезающие виды живых организмов. Уметь: составлять рассказы, логически мыслить, используя дополнительную литературу. Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности. | ||
66 | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. Д/з: стр 174-177 | 1 | Изучение новой темы | Сущность понятия «опустынивание».Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов: «опустынивание». Основные меры сохранения пахотных земель и выпасов для животных. | Знать: Сущность понятия «опустынивание», его причины и меры предотвращения. Уметь: составлять рассказы, логически мыслить, используя дополнительную литературу. Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности. | ||
67 | Здоровье человека и безопасность жизни. Профилактика вредных привычек. Д/з: лекция | 1 | Изучение новой темы | Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. | Знать: Сущность понятий «здоровый образ жизни», вредные привычки, их профилактика и влияние на здоровье человека. Уметь: логически мыслить, анализировать, рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения. Предлагать свои возможные варианты здорового образа жизни, избавления от вредных привычек. | ||
68 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. ЛПЗ «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений». Д/з: лекция | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). | Знать: Сущность понятий «здоровый образ жизни», вредные привычки, их профилактика и влияние на здоровье человека. Уметь: логически мыслить, анализировать, рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения. Предлагать свои возможные варианты здорового образа жизни, избавления от вредных привычек. | ||
69 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» Д/з: стр 178-182 | 1 | Урок обобщения и повторения | Человек умелый, человек прямоходящий, разумный, естественные науки, методы изучения природы, экологические проблемы, биологическое разнообразие, опустынивание. | Обобщить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по пройденной теме. | ||
70 | Контрольная работа «Итоговая работа за курс «Природоведение 5 класс». Д/з: индивидуальные задания на лето | 1 | Контроль знаний | Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего обр...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...