Рабочая программа по природоведению для 5 класса.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Черяшов Александр Иванович

Программа  рассчитана на  70 часов в V классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю. Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено»

  Руководитель ШМО    

____________/Назмиева А.Ш../

Протокол № ___

от «__»__________2012г.

 «Согласовано»

  Заместитель директора по УВР

_____________/Н.В.Журавлёва/

 «__»____________2012г.

 «Утверждаю»       Директор

  МБОУ «Тюгеевская СОШ»

________________/А.И. Черяшов/

Приказ № ______

от «__»______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

МБОУ  «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа»

   Заинского муниципального района Республики Татарстан

5

класс

Учитель: Черяшов Александр Иванович

первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «__»___________2012 г.

2012 год

                                                    Пояснительная записка

   Рабочая программа  составлена на основе:     

  1.         федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года;                       ( http://mon.gov.ru/work/obr/dok/)  
  2. регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан (БУП РТ), реализующих программы начального и основного общего образования , утверждённого приказом Министерства образования и науки республики Татарстан № 4154/12  от 09.07.2012 года;
  3. федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на 2012-2013 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27.12. 2011 г. № 2885, зарегистрированным в Минюсте России 21 февраля 2012 года № 23290);
  4.         учебного плана МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан принятом на заседании педагогического совета протокол № 1 от 25 августа 2012 г.;
  5.         Положения о составлении рабочих программ по МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан;

 Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина // Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009. – 46 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа  рассчитана на  70 часов в V классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю. Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и забегание вперед.

РП ориентирована на использование учебника:

 Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 182 с.

Данный учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по природоведению, рекомендован МО и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Он входит в учебно-методический комплект Н.И.Сонина. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению учебного материала.

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В примерной программе приоритетной является  практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Курс «Природоведение» и РП построены с учетом введения в практику новых педагогических технологий с опорой на личностно-ориентированный подход в обучении.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.

Реализация национально - регионального компонента (НРК)  Государственного образовательного стандарта в процессе изучения тем осуществляется по нескольким содержательным линиям: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.

С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу «Природоведение. 5 кл.» использованы:

Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная (начальные этапы), развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, сообщения и т.д.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или контрольных диктантов.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и  тем – соответствует  авторской программе.

        Все демонстрации,  лабораторные опыты и  практические занятия взяты из Примерной программы, кроме:

Демонстраций:

  1. Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Практических работ:

  1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
  2. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
  3. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
  4. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)

Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой):

  1. Изучение строения микроскопа
  2. Строение растительной клетки

       В тексте элементы содержания Примерной программы выделены красным цветом,  авторской программы – черным.  Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

       На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению и авторской, были внесены следующие изменения:

в примерную:  включены:

  1. Галактики. Многообразие галактик.
  2. Внутреннее строение Земли (согласно авторской программе).
  3. Воздушная оболочка Земли(согласно авторской программе).
  4. Гидросфера Земли(согласно авторской программе).

Расширена практическая часть:

  1. Изучение строения микроскопа
  2. Строение растительной клетки

   

в авторскую: 

  1. уменьшено количество контрольных работ до 4-х.
  2. все демонстрации, практические занятия взяты из примерной программы;  
  3. в раздел «Вселенная» включён ряд  элементов содержания «Галактики. Многообразие галактик»,
  4. увеличено количество часов на тему урока «Возникновение Земли»,
  5. в раздел «Земля» включён ряд  элементов содержания «Движение воздуха»,
  6. в раздел «Человек на Земле» включён ряд  элементов содержания «Здоровье человека и безопасность жизни. Профилактика вредных привычек», «Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи» (из примерной программы).

       

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название раздела

Количество часов

Всего часов

Теоретические

Практичес-кие работы

1.

Введение. Изучение природы.

1

1

2.

Вселенная.

16

14

2

3.

Земля.

18

14

4

4.

Жизнь на Земле.  

17

12

5

5.

Человек на земле.

19

17

2

ИТОГО:

70

57

13

СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел 1: Введение. Изучение природы  (1 час)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология).

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Демонстрации:

Примеры простых и сложных веществ, смесей.

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. 

Наблюдение признаков химической реакции 

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Конструирование простейших измерительных приборов.

Раздел 2: Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16-17 веков и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Д.Бруно и Г.Галилея в развитии о пропаганде учения Н.Коперника. История «вытес-нения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Представление о Солнце как одной из звезд. 

Демонстрации:

Модель Солнечной системы.

Слайды планет Солнечной системы.

Карта звездного неба.

Практические работы:

Изучение созвездий и определение сторон горизонта по Полярной звезде и созвездию Большая медведица.

Раздел 3: Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы возникновения Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире. И их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом).

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

Глобус.

Исследование нескольких физических явлений.

Изучение свойств воды.

Практические работы:

Образцы горных пород и минералов, определение их свойств.

Нанесение на контурную карту действующих вулканов и зон землетрясений.

Знакомство с правилами работы с физической картой полушарий.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

Раздел 4: Жизнь на Земле (17 часов).

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к наземно-воздушной  среде обитания.

Примеры приспособлений растений и животных к водной  среде обитания.

Примеры приспособлений растений и животных к почвенной  среде обитания.

Практические работы:

Изучение строения микроскопа.

Строение растительной клетки.

Рассмотрение капли воды с одноклеточными организмами.

Определение названий растений и их групп с использованием гербариев.

Определение названий животных и их групп с использованием фотографий.

Раздел 5: Человек на Земле  (19 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология).

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь  здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.).

Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. 

Среда обитания человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений.

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. 

Наблюдение признаков химической реакции 

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Конструирование простейших измерительных приборов.

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Требования к уровню подготовки учащихся,

заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  1. естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  2. многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  3. как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  4. строение живой клетки (главные части);
  5. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  6. беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  7. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  8. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  9. как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  10. как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  11. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  12. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  13. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  1. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  2. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  3. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  4. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  5. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  6. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  7. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  8. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  9. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

   

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.
  3. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Список используемой литературы

Дополнительная литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

ЛИТЕРАТУРА  И  СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

       Учебно-методический комплект:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2006. – 174 с.

а также методических пособий для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Природоведение/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.
  2. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.

      Дополнительная литература для учителя:

  1. Природоведение. 5 класс : метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина / В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 185 с.
  2. Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 62 с.
  3. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.

      4.   Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.

       5.    Энциклопедия. Мир животных. Неизвестные и удивительные факты /пер. с англ. Н.С. Ляпковой – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

       6.   Энциклопедия. Живой мир./пер. с англ. Г.И.Рожковой – М,: «РОСМЭН», 1997.

       7.   Большая энциклопедия животных./под ред. Е.М.Акимовой – М.: ООО «Дом славянской   книги», 2008.

          Дополнительная литература для учащихся:

Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.

         

          MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  1. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. Просвещение – Медиа, 2005.
  2. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Растительный мир. Просвещение – Медиа, 2005.
  3. CD Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение –Медиа, 2001.
  4. CD 1C  Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. ООО «Дрофа», 2005.
  5. «Астрономия». 9-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ. @ ГУ РЦ ЭМТО @ ООО Физикон, 2003 год.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат, что ученик должен знать

Дата проведения

План

Факт

1

Раздел 1. Введение.

Изучение  природы.

Что такое природоведение?

Д/з: лекция

1

Вводный

Смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни

Знать: смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы; простые и сложные вещества, смеси.

Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

Объяснять: явления природы, отличия химических реакций от физических явлений.

Использовать приобретенные знания и практические умения на практике.

2

Раздел 2: Вселенная

Как древние люди представляли Вселенную 

Д/з: стр 4-5

15

1

Изучение новой темы

Понятие «Вселенная». Представления древних людей о строении Вселенной. Взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Знать: современное определение Вселенной; системы мира по Аристотелю и Птолемею.

Уметь: самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, используя материал учебника.

Сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

3

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Д/з: стр 6-9, записать определение на стр 9.

1

Комбинированный

Взгляды древнегреческих ученых на строение Вселенной (Аристотель, Птолемей). Черты сходства и отличия системы мира по Аристотелю и Птолемею.

Знать: какой вклад в науку внесли Аристотель и К.Птолемей.

Уметь: составлять рассказы, небольшие рефераты, используя материал учебника и дополнительную литературу.

Сравнивать модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, находить черты сходства и отличия.

4

От Коперника до наших дней

Д/з: стр 10-11

1

Комбинированный

Географические открытия, доказавшие шарообразность Земли. Н.Коперник – ученый, изменивший представление о Земле как центре мира.

Знать: особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником.

Уметь: работать  с материалом учебника, составлять схемы, рисунки.

Сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

5

Ученые перевернувшие мир.

Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.

Д/з: стр 12-15

1

Комбинированный

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

Дж.Бруно, его роль в распространении и развитии учения Н.Коперника. история жизни Г.Галилея.

Знать: заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучении Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении Вселенной.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекая из него нужную информацию; совершать логические операции – сравнивать, анализировать, делать выводы.

Формулировать выводы о взглядах Н.Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея по поводу  строения Вселенной.

6

Солнечная система, ее состав.

Д/з: стр 16-17

1

Изучение новой темы

Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их особенности: удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники.

Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.

Уметь: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.

 Решать  проблемные вопросы по данной теме.

7

Планеты земной группы.

Д/з: стр 18-21

1

Комбинированный

Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их особенности: удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники.

Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.

Уметь: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.

 Решать  проблемные вопросы по данной теме.

8

Планеты – гиганты. Плутон

Д/з: стр 22-23

1

Комбинированный

системы: Солнце и планеты. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их характеристика (удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники).  Плутон.

Знать: характеристику планет-гигантов и астероида Плутона. Их особенности.

Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать; изготавливать из различных материалов наглядные пособия.

Находить планеты-гиганты на схеме или модели Солнечной системы с их последующей характеристикой.

9

Спутники планет. Луна - естественный спутник Земли

Д/з: стр 26-27, нарисовать солнечную систему

1

Комбинированный

Строение Солнечной системы. Небесные тела – спутники планет. Луна – естественный спутник Земли. Изучение Луны, ее характеристики.

Знать: спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы.

Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Решать проблемные вопросы по данной теме.

10

Небесные тела.

Астероиды. Кометы.

Д/з: стр 28-29

1

Комбинированный

Строение Солнечной системы. Составные части Солнечной системы – астероиды, кометы. Их формы, размеры, происхождение. Движение комет относительно Солнца. Строение кометы. Мелкие тела и космическая пыль в межпланетном пространстве. Метеоры, метеориты. Особенности их происхождения.

Знать: небесные тела Солнечной системы – астероиды и кометы, их характеристики.

Уметь: извлекать из текста нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради в виде схем, рисунков.

Объяснять особенности происхождения небесных тел – астероидов и комет.

11

Небесные тела.

 Метеоры и метеориты

Д/з: стр 30-33

1

Комбинированный

Строение Солнечной системы. Мелкие тела и космическая пыль в межпланетном пространстве. Метеоры, метеориты. Особенности их происхождения.

Знать: происхождение космических тел – метеоров и метеоритов.

Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки в тетради.

Объяснять черты сходства и отличия небесных тел – метеоров, метеоритов, астероидов, комет.

12

Мир звезд. Солнце.

Д/з: стр 34-35

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Особенности звезд, их разнообразие. Звезда карлик – Солнце, как центр Солнечной системы. Значение солнечного света и тепла для жизни на Земле.

Знать: что такое звезда; размеры и природу Солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Уметь: работать с различными источниками информации, схемами, рисунками.

Находить верные ответы на вопросы

13

Мир  звезд.

Д/з: подготовить материал о звездах

1

Комбинированный

Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре. Сверхгиганты, гиганты и карлики.

Знать: то, что звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики.

Уметь:  работать с учебником, составлять схемы, рисунки.

Характеризовать расположение звезд относительно Земли.

14

Созвездия.

ЛПЗ «Изучение созвездий и определение сторон горизонта по Полярной звезде и созвездию Большая медведица».

Д/з: стр 36-39

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд.  Звездное небо. Участки звездного неба – созвездия. Их многообразие, самые известные созвездия. Ориентация по звездам, определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Знать: то, что звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики.

Уметь:  работать с учебником, составлять схемы, рисунки.

Характеризовать расположение звезд относительно Земли.

15

Галактики.

Многообразие галактик

Д/з: стр 40-43

1

Комбинированный

Галактика. Световой год. Межзвёздное пространство. Большое и Малое Магеллановы облака. Скопления галактик. Сверхскопления.

Разнообразие галактик

Знать: названия некоторых галактик, строение Вселенной.

Уметь: находить на звездном небе Млечный путь.  Ориентироваться Применять знания на практике. Решать проблемные вопросы по теме.

16

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Д/з: стр 44-48


1

Обобщение и систематизация знаний

Систематизация и обобщение представлений учащихся о строении Вселенной; Солнечной системы; о звездном небе и созвездиях; о галактиках.

Знать: как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика.

Уметь: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, находить нужную информацию.

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

17

Контрольная работа

по теме «Вселенная».

Д/з: повторение ранее изученного материала

1

Контрольный

Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме.

18

 Раздел 3: Земля

Работа над ошибками


Как возникла Земля.

Гипотезы о происхождении Земли

Д/з: стр 50-51

18

1

Комбинированный

Основные гипотезы возникновения Земли. Ученые, внесшие вклад в разработку проблемы возникновения Земли: Ж.Бюффон, И.Кант, П.Лаплас, Д.Джинс

Знать: различные гипотезы возникновения Земли; ученых, внесших вклад в решение этой проблемы.

Уметь: логически мыслить, работать с рисунками, схемами учебника, используя их при решении небольших проблем.

Объяснять суть различных взглядов ученых на проблему происхождения Солнечной системы и Земли как ее планеты.

19

Возникновение Земли (продолжение)

Д/з: стр 52-55


1

Комбинированный

Основная гипотеза возникновения Земли О.Ю.Шмидта. Современные представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Знать: различные гипотезы возникновения Земли; ученых, внесших вклад в решение этой проблемы.

Уметь: логически мыслить, работать с рисунками, схемами учебника, используя их при решении небольших проблем.

Объяснять суть различных взглядов ученых на проблему происхождения Солнечной системы и Земли как ее планеты.

20

Внутреннее строение Земли.

Д/з: стр 56-57

1

Комбинированный

Общие понятия о внутреннем строении Земли (ядро, мантия, земная кора). Ее состав, температура, движение плит и вызываемые ими изменения в земной коре.

Знать: внутреннее строение Земли, ее внешние оболочки, особенности земной коры, связанные с литосферными плитами.

Уметь: формулировать выводы, логически мыслить, решать проблемные вопросы; изготавливать из различных материалов наглядные пособия.

Объяснять причины явлений, происходящих в земной коре.

21

Горные породы, минералы.

 ЛПЗ «Образцы горных пород и минералов, определение их свойств»

Д/з: стр 58-61


1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Горные породы. Их свойства и происхождение. Отличие их от минералов.

Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов.

Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать результаты в тетради.

Объяснять особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.

22

Полезные ископаемые. Металлы

Д/з: стр 62-63

1

Комбинированный

Горные породы. Их свойства и происхождение. Отличие от минералов. Полезные ископаемые нашей местности. Металлы.

Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов. Суть термина «полезные ископаемые».

Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать результаты в тетради.

Объяснять использование полезных ископаемых, добываемых в нашей местности.

23

Природные явления.

Землетрясения.  

Д/з: стр 64-65

 

1

Комбинированный

Землетрясение как грозное природное явления. Сила, эпицентр, очаг землетрясения. Сейсмические зоны Земли. Сейсмо-благополучие нашей территории.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения

Знать: места и причины возникновения землетрясений. Сила, эпицентр, очаг землетрясения. Сейсмические зоны Земли.

Уметь: показывать на физической карте мира, России сейсмически активные территории.

Объяснять причины возникновения землетрясений.

24

Вулканы и гейзеры.

ЛПЗ «Нанесение на контурную карту действующих вулканов и зон землетрясений».

Д/з: стр 66-67


1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Вулкан, его строение. Причины извержений вулканов. Разнообразие вулканов: конические, щитовые. Зоны активной вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

Знать: строение и разнообразие вулканов.

Уметь: показывать на физической карте мира, России зоны активной вулканической деятельности; изготавливать из различных материалов наглядные пособия, работать с дополнительной литературой.

Объяснять причины вулканической деятельности

25

Суша планеты.

Д/з: стр 68-69

1

Комбинированный

Суша планеты – материки и острова. Части света. Характеристика материков – Евразия, Африка, Северная и Южная Америки.

Знать: общую характеристику материков (Евразия, Африка, Северная и Южная Америки.). Суть понятий «материки» и «части света».

Уметь: работать с контурной картой, наносить основные географические объекты материков (реки, озера, равнины, горы, моря)

Ориентироваться на физической карте мира, находить основные географические объекты на материках, острова.

26

Суша планеты. (продолжение). ЛПЗ «Знакомство с правилами работы с физической картой полушарий».

Д/з: стр 70-73

 1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Суша планеты – материки и острова. Части света. Характеристика материков – Австралия, Антарктида. Острова.

Знать: общую характеристику материков (Австралия, Антарктида).

Уметь: работать с контурной картой, наносить основные географические объекты материков (реки, озера, равнины, горы, моря

Ориентироваться на физической карте мира, находить основные географические объекты на материках, острова.

27

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Д/з: стр 74-75


1

Комбинированный

воздушная оболочка Земли. Облака. Воздух – смесь газов. Состав воздуха, его влияние на здоровье человека. Экологическая обстановка в нашем районе. Ветер. Сила и скорость ветра.

Знать: состав воздуха, типы облаков; границы атмосферы, слои атмосферы. Ветер, его характеристики.

Уметь: самостоятельно работать с различными источниками информации, преобразовывать текст в схему, таблицу  или рисунок.

Объяснять влияние состава воздуха на здоровье человека.

28

Движение воздуха. Ветер. Ураганы. Смерчи.

Д/з: стр 76-79



1

Комбинированный

Движение воздуха. Ветер, как одна из составляющих погоды. Причины движения воздушных масс. Сила и скорость ветра. Ураганы. Смерчи.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

Знать: ветер, его характеристики, причины и результаты действия ураганов и смерчей.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, логически мыслить, оформлять результаты в форме таблиц, схем.

Объяснять закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью, связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

29

Осадки, погода, климат. Влияние погоды на здоровье человека.

ЛПЗ «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра».

Д/з: составить карту погоды


1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

Осадки. Погода, ее признаки. Изменение погоды в течение суток, по временам года. Климат, его характеристики. Особенности погоды и климата нашей местности.

Знать: содержание понятий «погода», «климат», их характеристики.

Уметь: логически мыслить, сравнивать, обобщать, извлекать необходимую информацию из других источников.

Объяснять влияние погоды и климата нашей территории на жизнь растений, животных,  самочувствие и здоровье человека.

30

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Круговорот воды в природе.

Д/з: лекция


1

Комбинированный

Гидросфера - водная оболочка Земли. Свойства воды. Составные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяные пары в атмосфере, подземные воды, ледники.

Знать: содержание понятия «гидросфера». Составные части гидросферы.

Уметь: ориентироваться по физическим картам мира и России; выполнять несложные практические работы.

Решать проблемные вопросы, используя полученные знания. 

Объяснять сущность круговорота воды в природе

31

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

Д/з: стр 80-81

 

1

Комбинированный

Гидросфера - водная оболочка Земли. Свойства воды. Значение воды в природе. Составные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяные пары в атмосфере, подземные воды, ледники. Круговорот воды в природе.

Знать: содержание понятия «гидросфера». Составные части гидросферы. Суть круговорота воды в природе.

Уметь: ориентироваться по физическим картам мира и России; выполнять несложные практические работы.

.

32

Воды суши.

Д/з: стр 82-85


1

Комбинированный

Пресная вода, ее использование. Основные источники пресной воды в природе: ледники, айсберги, подземные воды, реки, озера, болота. Гидроресурсы нашей территории. Их охрана.

Знать: источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды. Основные источники пресной воды нашего района.

Уметь: абстрагировать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Рассуждать о мерах по охране водных ресурсов нашего района.

33

Неповторимая планета Земля.

Д/з: стр 86-91


1

Комбинированный

Внутреннее строение Земли

Особенности поверхности Земли

Особенности Гидросферы и атмосферы Правила поведения при природных явлениях

Выполнять задания в контурной карте. Доказывать уникальность планеты Земля

Знать: Внутреннее строение Земли

Особенности поверхности Земли

Особенности Гидросферы и атмосферы Уметь: работать с физической картой

Отвечать на вопросы.

Сравнивать географические объекты, давать определение

34

Обобщающий урок по теме «Земля»

Д/з: стр 92-94

1

Урок обобщения

Обобщить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по пройденной теме.

35

Контрольная работа № 2

по теме  «Земля»

Д/з: повторение ранее изученного материала

1

Контроль знаний

Знания по теме

Применять знания при выполнении заданий контрольной работы

Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме.

36

Раздел 4: Жизнь на Земле

Работа над ошибками по Контрольной работе по теме  «Земля»


Развитие жизни на Земле.

Д/з: стр 96-97

17

1

Изучение  новой темы

История развития жизни на Земле. Древние водные растения и животные, выход растений и животных на сушу. Возникновение и господство на Земле цветковых растений, млекопитающих, птиц.

Знать: историю развития жизни на Земле; значение воды; древние водные растения и животные.

Уметь: преобразовывать текст в таблицу, работать с дополнительной литературой, рисунками и текстом учебника.

Применять знания при обсуждении условий и причин происхождения земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

37

Животные прошлого. Динозавры.

Д/з: стр 98-101

1

Комбинированный

Историческое развитие растений и животных. Переход от водного образа жизни к наземному с постепенным усложнением. Динозавры.

Знать: историческое развитие растений и животных на Земле  с постепенным усложнением.

Уметь: выполнять несложные творческие задания; работать с дополнительной литературой; преобразовывать текст в таблицу, схему.

Доказывать усложнение растений и животных в процессе развития, применяя знания о палеонтологии.

38

Живые клетки.

Д/з: стр 102-103

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Клетка – структурная единица живых организмов. История открытия. Увеличительные приборы и их роль в изучении клеточного строения живых организмов. Главные части клетки – оболочка, цитоплазма, ядро. Разнообразие и жизнедеятельность (питание, дыхание, рост, размножение).

Знать: главные части клетки, основные процессы жизнедеятельности.

Уметь: выполнять практические задания; схематические рисунки, таблицы.

Формулировать вывод по теме о клеточном строении всех живых организмов.

39

Разнообразие клеток.

Д/з: стр 104-107

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Строение микроскопа. Правила пользования микроскопом. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Знать: разновидность клеток, их строение и жизнедеятельность, строение микроскопа и правила работы с ним.

Уметь: пользоваться микроскопом, соблюдая правила ТБ.

Формулировать вывод о клетке как единице строения и жизнедеятельности организма.

40

Царства живой природы. Одноклеточные организмы. 

ЛПЗ «Рассмотрение капли воды с одноклеточными организмами».

Д/з: стр 104-107

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Разнообразие живых организмов на Земле. Их распространение. Царства живой природы: Бактерии, Вирусы, Грибы, Растения, Животные. Их роль в природе.

Знать: царства живой природы. Одноклеточные организмы. Характерные особенности организации жизнедеятельности одноклеточных.

Уметь: работать с микроскопом, выполнять несложные практические задания, работать с дополнительной литературой.

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

41

Многоклеточные организмы (грибы, растения). 

ЛПЗ «Определение названий растений и их групп с использованием гербариев».

Д/з: стр 108-109

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

Знать: царства живой природы.  Многоклеточные организмы. Характерные особенности организации жизнедеятельности одноклеточных.

Уметь: работать с микроскопом, выполнять несложные практические задания, работать с дополнительной литературой.

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

42

Беспозвоночные и позвоночные животные. 

ЛПЗ «Определение названий животных и их групп с использованием фотографий».

Д/з: стр 110-113


1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Разнообразие живых организмов Разнообразие и распространение животных. Многообразие и отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных. Их многообразие и распространение на нашей территории, охрана.

Знать: позвоночные и беспозвоночные животные, их многообразие и отличительные черты.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника и оформлять результаты мыслительных операций в виде схем, таблиц.

Характеризовать связь животных с растениями и другими организмами. Обосновывать роль животных в круговороте веществ в природе.

43

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Д/з: стр 114-115

1

Изучение  новой темы

Многообразие сред обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная. Их роль в жизни организмов. Особенности наземно-воздушной среды.

Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Приспособленность организмов к обитанию в данной среде.

Знать: многообразие сред обитания организмов: (наземно-воздушная, водная, почвенная). Особенности обитания растений и животных в наземно-воздушной среде.

Уметь: самостоятельно изучать новый материал, оформлять конспект в тетради с сопроводительными схемами, рисунками, таблицами. Объяснять особенности органи-зации растений и животных, связанные с обитанием в наземно-воздушной среде.

44

Водная среда обитания.

Д/з: стр 116-117

1

Комбинированный

Отличие условий обитания живых организмов в водной среде от наземно-воздушной.

Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Особенности строения и приспособленности животных и растений к обитанию в водной среде.

Знать: отличительные особенности водной среды от других сред. Распространение растений в водной среде, причины такого распространения.

Уметь: работать с учебником, извлекая необходимую информацию, оформлять ее в виде схем, таблиц, рисунков.

Раскрывать особенности строения и жизне-деятельности живых организмов, обеспечи-вающих их обитание в водной среде.

45

Приспособленность организмов к жизни в почве.

Д/з: стр 118-119

1

Комбинированный

Почва – среда обитания бактерий, грибов, растений, животных. Особенности почвы, как среды обитания

Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Приспособленность растений и животных к обитанию в почве.

Знать: особенности почвы, как среды обитания для живых организмов.

Уметь: работать с учебником, извлекая необходимую информацию, оформлять ее в виде схем, таблиц, рисунков.

Раскрывать особенности строения и жизне-деятельности живых организмов, обеспе-чивающих их обитание в почвенной среде.

46

Жизнь на разных материках.

Д/з: стр 120-121

1

изучение новой темы

Особенности растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Антарктиды. Редкие и исчезающие растения и животные мира, Республики Татарстан, Заинского района.

Знать: особенности растительного и животного мира Евразии, Африки, Антарктиды. Редкие и исчезающие растения и животные мира, Республики Татарстан и нашей территории.

Уметь: работать с текстом учебника, преобразовывая его в таблицу.

Соблюдать меры по охране редких и исчезающих видов растений и животных нашей местности.

47

Жизнь на разных материках.

(продолжение)

Д/з: стр 122-125

1

Комбинированный

Особенности растительного и животного мира материков: Северной и Южной Америки, Австралии.

Знать: особенности растительного и животного мира Северной и Южной Америки, Австралии.

Уметь: работать с текстом и рисунками учебника, преобразовывая его в таблицу.

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

48

Природные зоны Земли.

Д/з: стр 126-131

1

Изучение новой темы

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни. Их климатические особенности, растительный и животный мир.

Знать: природные зоны Земли и их расположение на планете; особенности растительного и животного мира в них.

Уметь: показывать на физической карте основные природные зоны Земли, оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем.

Объяснять причины неравномерного распространения  живых организмов на Земле.

49

Жизнь в морях и океанах.

Д/з: стр 132-133


1

Изучение новой темы

Разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов: сообщество поверхностного слоя, обитатели толщи воды.

Знать: сообщества морских организмов – по-верхностного слоя, обитателей толщи воды.

Уметь: оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем.

Рассуждать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

50

Жизнь в морях и океанах.

(продолжение)

Д/з: стр 134-135


1

Комбинированный

Разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов: сообщество морских глубин; коралловые рифы, их обитатели.

Знать: сообщества  организмов -  морских глубин; коралловых рифов, их обитателей.

Уметь: оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем.

Рассуждать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

51

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

Д/з: стр 136-137

1

урок обобщения и повторения

Обобщить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по пройденной теме.

52

Контрольная работа по теме  «Земля»

 Д/з: повторение ранее изученного материала

1

Урок контроля

Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме.

53

Раздел 5: Человек на Земле

Работа над ошибками по теме «Земля»

Происхождение человека. Древние предки человека.

Д/з: стр 140-141

19

1

Изучение новой темы

Место и роль человека в природе, особенности его строения и жизнедеятельности. Человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла). Древесные обезьяны, австралопитеки.

Знать: предков человека, среду их обитания и образ жизни. Уметь: работать с различными источниками информации (коллекции, муляжи, рисунки, схемы); проявлять творчество и логически мыслить.

Творчески подходить к решению проблемных вопросов.

54

Первые люди.

Д/з: стр 142-145

1

Комбинированный

Первые люди. Человек умелый, среда его обитания и образ жизни. Человек прямоходящий: его особенности. Человек разумный  (неандертальцы, кроманьонцы и современные люди).

Знать: представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни.

Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную из разных источников.

Рассматривать особенности усложнения организации (строение, поведение)  первых людей в процессе исторического развития.

55

Науки о природе.

Д/з: стр 146-151

1

Комбинированный

Комплекс наук о природе. На примере физического тела – Земля раскрыть значение некоторых естественных наук.

Знать: объекты изучения естественных наук.

Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности. Объяснять: значение естественных наук в познавании природы.

56

Методы изучения природы. Наблюдение

Д/з: стр 152-153

      1

Комбинированный

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Различные способы познания природы – наблюдение, опыт (эксперимент), измерение. Наблюдение – один из способов изучения природы. Роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности.

Знать: основные методы изучения природы. Роль наблюдений при изучении природы.

Уметь: выполнять несложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений.

Использовать наблюдение, как один из методов изучения природы в практической деятельности.

57

Изучение  природы.

Эксперимент, измерение – методы познания природы.

 ЛПЗ «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами».

«Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».

Д/з: стр 153

      1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Знать: суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение.

Уметь: выполнять несложные практические работы и фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Использовать приобретенные знания и практические умения на практике.

.

58

Оборудование для научных исследований.

ЛПЗ   «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования»

ЛПЗ «Конструирование простейших измерительных приборов».

Д/з: стр 154-155

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Методы познания природы – эксперимент и измерение. Значение и использование человеком Значе-ние и многообразие лабораторного оборудования: увеличительные при-боры (лупы, микроскопы), измери-тельные приборы (весы, термометр, линейка, часы), лабораторное оборудование (спиртовка, штатив, пробирки, колбы).

Знать: увеличительное, измерительное и лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека.

Уметь: пользоваться лупой, световым микроскопом; работать со спиртовкой, весами, штативами и другим оборудованием.

Использовать приобретенные знания и практические умения на практике

59

История географических открытий. Открытие Америки.

Д/з: стр 158

1

Изучение новой темы

Первые и современные географические карты, их отличия. Роль географических открытий в формировании представлений о поверхности Земли. Открытие Америки (Х.Колумб).

Знать: отличия первых и современных карт; историю открытия Америки.

Уметь: пользоваться картой, показывая основные пути первооткрывателей материков и других географических объектов.

Характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

60

Открытие Австралии и Антарктиды. 

Д/з: стр 159

1

Комбинированный

Первооткрыватели Австралии. Открытие Антарктиды. Роль русских мореплавателей в открытии шестого материка Земли.

Знать: первооткрывателей Австралии, Антарктиды.

Уметь: пользоваться картой, показывая основные пути первооткрывателей материков и других географических объектов.

Характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

61

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Д/з: стр  160-163

1

Комбинированный

Имена путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн и др. Их заслуги.

Знать: основных первооткрывателей, путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн.

Уметь: составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Применять полученные знания при решении проблемных вопросов, подходя к их решению творчески.

62

Как человек изменил Землю

Д/з: стр 164-165

1

Комбинированный

Влияние на природу Земли древних людей, изменения, вызванные с развитием сельского хозяйства, опасность радиоактивных веществ, экологические проблемы.

Знать: как люди повлияли на природу, какие изменения вызвало сельское хозяйство, чем опасны радиоактивные отходы 

Уметь: приводить конкретные примеры негативного влияния деятельности человека (прямого и косвенного).

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности.

63

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект.

Д/з: стр 166-169

1

Изучение новой темы

Основные источники загрязнения окружающей среды. Причины кислотных дождей, разрушение озонового слоя, парниковый эффект и его влияние на изменение климата.

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

Знать: естественные и вызванные хозяйственной деятельностью человека источники загрязнения атмосферы, виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности.

64

Жизнь под угрозой.

Д/з: стр 170-173

1

Комбинированный

Биологическое разнообразие. Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений и животных. Прямое и косвенное влияние. Редкие и исчезающие виды растений и животных  Природные и антропогенные причины сокращения живых организмов.  Экологическая обстановка нашей территории.

Знать: понятие «биологическое разнообразие»; последствия влияния деятельности человека на живые организмы.

Уметь: приводить конкретные примеры негативного влияния деятельности человека (прямого и косвенного).

Применять полученные знания при решении проблемных вопросов.

65

Меры сохранения жизни на Земле.

Д/з: лекция


1

Комбинированный

Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов: вырубка лесов, загрязнения водоемов нефтепродуктами. Основные меры сохранения биоразнообразия и среды их обитания. Экологическая обстановка нашей территории.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Знать: основные меры сохранения биоразнообразия и природных сообществ, в т.ч. нашей территории. Редкие и исчезающие виды живых организмов.

Уметь: составлять рассказы, логически мыслить, используя  дополнительную литературу.

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности.

66

Опустынивание и его причины.

Защита Земли от опустынивания.

Д/з: стр 174-177

1

Изучение новой темы

Сущность понятия «опустынивание».Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов: «опустынивание». Основные меры сохранения пахотных земель и выпасов для животных.

Знать: Сущность понятия «опустынивание», его причины и меры предотвращения.

Уметь: составлять рассказы, логически мыслить, используя  дополнительную литературу.

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности.

67

Здоровье человека и безопасность жизни. Профилактика вредных привычек.

Д/з: лекция

1

Изучение новой темы

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.).

Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Знать: Сущность понятий «здоровый образ жизни», вредные привычки, их профилактика и влияние на здоровье человека.

Уметь: логически мыслить, анализировать, рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Предлагать свои возможные варианты  здорового образа жизни, избавления от вредных привычек.

68

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

ЛПЗ  «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений».

Д/з: лекция

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Знать: Сущность понятий «здоровый образ жизни», вредные привычки, их профилактика и влияние на здоровье человека.

Уметь: логически мыслить, анализировать, рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Предлагать свои возможные варианты  здорового образа жизни, избавления от вредных привычек.

69

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Д/з: стр 178-182

1

Урок обобщения и повторения

Человек умелый, человек прямоходящий, разумный, естественные науки, методы изучения природы, экологические проблемы, биологическое разнообразие, опустынивание.

Обобщить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по пройденной теме.

70

Контрольная работа

«Итоговая работа за курс «Природоведение  5 класс».

Д/з: индивидуальные задания на лето

1

Контроль  знаний

Выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего обр...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...