Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Стома Елена Ивановна

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего образования  по  природоведению   с  учётом  методических рекомендаций программы основного общего образования по природоведению  авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Программа  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 г.).В пояснительной  записке указаны требования к уровню  подготовки учащихся (предметные, метапредметные и личностные), дан  подробный перечень учебно-методической  литературы как для  учителя, так и для обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общих сведений о рабочей программе

Предмет: биология

Класс: 5

Учитель: Стома Елена Ивановна

Уровень рабочей программы:  базовый

Общее количество часов по учебному плану: 68

Количество часов в неделю:2

УМК:

  1. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008
  2. Л.Д.Панфилова.  Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение, 5 класс»: метод. Пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
  3. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. Поурочные  планы по учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин . 5 класс. Автор  составитель Т.В.Козачек.-Изд.2-е, испр.- Волгоград : Учитель, 2012.


Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  5  КЛАСС


урока

Планируемые сроки  проведения(неделя  учебного  года)

Тема урока

Основные элементы  содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Контроль

Домашнее

задание

Тема 1. Изучение природы 4 ч.

1

1

Науки о природе

Естествознание - комплекс наук о

природе.

Находят значение указанных терминов.

использовать полученную информацию по назначению и уметь её применить; высказывать свою точку зрения;

составлять таблицы;

С.6-13

2.

1

Методы изучения природы. Наблюдения

Методы изучения природы:

наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Приборы и инструменты

Различать методы познания окружающего мира по их назначению;

анализировать результаты опытов и наблюдений. Проводят наблюдение природных объектов, описывают их.

Пр.р.№1 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

тест

С.15-16

3.

2

Эксперимент, измерение - методы познания природы.

Знакомятся с лабораторным оборудованием и приборами,

а также с различными способами измерений.

.

Пр.р№2 Проведение опытов и измерений.

Проводят простейший эксперимент, составляют план его проведения;

формулируют выводы;

анализировать результаты опытов и наблюдений

С.17-19

4.

2

Великие естествоиспытатели.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо  человека или во вред? (на примере 1-2 историй конкретных  открытий

Кратко пересказывают доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделяют его главную мысль.

Текущий  контроль

Стр.21-22

Тема 2. Вселенная 13ч.

5.

3

Развитие представлений о Вселенной.

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Понятие «Вселенная». Представление древних людей о Вселенной. Система мира Аристотеля и Птолемея.

Работают сразличными источниками дополнительной

информации, в том числе с Интернетом презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

С.24-28

6

3

Развитие представлений о Вселенной от Н.Коперника до наших дней.

Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Обучающиеся должны знать:

- представления о строении Вселенной у суть системы мира по Н. Копернику, роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии учения Н. Коперника; состав Солнечной системы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Устный опрос

С.29-33

7

4

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

Планеты  Солнечной системы.

Планеты земной группы.

Описывают одну из планет.

Изучают фотографии планет Солнечной системы.

Работают

с дополнительными источниками информации, в том числе с Интернетом. Проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения


Проверка  Д/з Составление  схемы

С.34-36

8.

4

Планета Земля и ее соседи.

Меркурий, Венера, Земля, Марс

- систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание.


Тест

С.37

9.

5

Планеты-гиганты и маленький Плутон

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

- проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения;

С.39-42

10.

5

Небесные тела: астероиды и кометы

Показать, что в состав Солнечной системы входят 2/7многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы – хвостатые «звезды», их движение относительно звезд, строение комет, наблюдение за кометами.

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;




Текущий  контроль  по  вопросам

С.43-44

11.

6

Небесные тела: метеоры и метеориты.

Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

тест

С.45-46

12

6

Таинственные соседи Солнца

Комета Галлея

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),

С.46-67

13.

7

Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда

Первоначальное представление о звездах. Солнце – ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

Текущий  опрос

С.48-49

14.

7

Многообразие звезд.

Звезды сверхгиганты, карлики.

Показать разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли.

Практическая работа

Пр.№.3.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Писать небольшие рефераты, доклады, используя информацию, полученную из разных источников.

С.50-51

15.

8

Созвездия

Дать понятие созвездия. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия

Пр..№ 4  Работа с картой звездного неба

Текущий  опрос

С.51

16.

8

Галактики. Световой год. Далекие миры.

Млечный  путь.

Работают

с дополнительными источниками информации, в том числе с Интернетом

17.

9

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Повторить основные понятия темы «Вселенная».

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

Итоговая  проверочная  работа   по теме

Тема 3.    Земля.   17 ч.

18.

9

Представления  людей о возникновении Земли.

Познакомить с различными гипотезами о происхождении Земли; с учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.

Анализируют научные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.

Знать  современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;

С.54-59

19.

10

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Познакомить с  теорией движения материков – литосферными плитами

Описывают Землю как элемент

Солнечной системы, её внутреннее

строение.

Устный  опрос

С.60

20.

10

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Горные породы, минералы, полезные ископаемые; их свойства и особенности. Отличие горных пород от минералов.


Определяют горные породы и

минералы по образцам;

различать и классифицировать основные горные породы

С.61-62

21.

11

Вещества  в окружающем мире и из использование человеком.

О многообразии тел, веществ и их простейших классификациях


Пр.№5 Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.



С.63

22

Простые и сложные вещества, смеси.

Вещества в окружающем мире. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Изучают и описывают по предложенному плану свойства различных веществ.

Учатся распознавать простые и сложные вещества.

Пр.№6. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка 

текущий опрос

С.64-65

23.

11

Физические явления  и их использования в повседневной жизни.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Характеризуют и систематизируют известные природные явления

Пр.№7. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) Наблюдают испарение воды, кипение воды, плавление, горение древесины, погодные явления и описывают их.

С.67-71

24.

12

Природные явления. Землетрясения. Вулканы и гейзеры.

Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Многообразие явлений природы.

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.


Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

С.72-777

25.

12

Суша. Материки. Острова.

Материки и острова, части света и их основные характеристики. Особенности климата, крупные реки, озера и горы.

Находят на карте материки и океаны. Классифицируют и сравнивают изучаемые объекты.

Пр.№8 Практическая карта с физической картой мира и контурной картой

С.78-79

26.

13

Особенности материков планеты Земля. Характеристика природных условий материков.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков.

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение выделенных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объёму текст естественно-научного характера и выделять его главную мысль; самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Тест

С.80-84

27.

13

Атмосфера планеты Земля

Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер.

Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.


С.85

28.

14

Погода. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Климат.

Погода..Ветер, облака

Писать небольшие рефераты, доклады, используя информацию, полученную из разных источников.

Устный опрос

С.86-87

29


14

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

следовать правилам безопасности при проведении практических работ. Пр.№10.Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).

30.

15

Ураганы и смерчи.

Ураганы и смерчи, их причины и характеристики.

С.88-90

31.

15

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Крупнейшие моря и океаны планеты.

Выполнение                    Пр.№11. Океаны Земли

Тест

С.91—92

32.

16

Воды суши.

Основные источники пресной воды (ледники, айсберги, подземные воды), их роль в круговороте воды

Называть  основные  источники  пресной  воды устанавливать  причинно-следственные  связи

С.93

33.

16

Неповторимая планета Земля

Значение Солнца для жизни на Земле, уникальность Земли – существование на ней живых организмов

Доказывают уникальность планеты Земля. Работают с различными источниками

информации

Устный  опрос

С.97-100

34.

17

Обобщающий урок по теме: «Земля»


Систематизируют понятия и знания. Формулируют выводы.

Контрольная  работа

Тема 4. Жизнь на Земле   15 ч.

35.

17

Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Эры, периоды

Определяют закономерности и причины изменения живых организмов. Составляют своё суждение и мнение.

- основные этапы развития жизни на Земле;

С.102-101

36.


18

Животные прошлого

Древние животные, их ископаемые остатки. Длительность и постепенность развития растений и животных на Земле.

 Пр.№ 12.Изучение ископаемых остатков    организмов

знать:- основные     этапы развития жизни

Тест

С.104-106

37.

18

Живые клетки. Методы их изучения

Клетка и ее структуры, половые клетки.

Пр.№ 13 Изучение строения клетки растений с помощью микроскопа

С.107-108

38.

19

Разнообразие клеток

Клеточное строение организмов. Клетка - структурная единица живого. Разнообразие клеток и их жизнедеятельность.

Пр.№ 14 Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.

. Наблюдают и сравнивают строение растительной и животной клеток. Сворачивают информацию в форме таблицы.

С.109-112

39.

19

Разнообразие живого

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Определяют, к какому царству относится изучаемый организм. Дают характеристику

основных царств живой природы.


Тест

С.113-114

40.

20

Одноклеточные организмы

Разнообразие организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Пр.№15 «Рассматривание одноклеточных организмов»

С.114

41.

20

Многоклеточные растения и грибы

Многоклеточные организмы: Растения, их многообразие и роль в круговороте грибы, растения, животные. Грибы – особое царство живой природы, их многообразие. веществ

Пр.№16 «Рассматривание различных групп растений. Грибы.»

Текущий опрос

С.114-117

42.

21

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Среды обитания, их разнообразие и заселение, их роль в жизни организмов. Особенности наземно – воздушной среды.

Наблюдают и

описывают обитателей различных сред. Приводят примеры приспособлений животных к условиям среды обитания

С.118-120

43.

21

Организмы разных сред обитания. Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Особенности водной среды, водные жители и особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в воде.

Пр.№ 17 «Знакомство с организмами разных сред обитания»

Наблюдают и

описывают обитателей различных сред. Приводят примеры приспособлений животных к условиям среды обитания

Тест

С.119

44.

22

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Особенности почвенной среды, жители почвы, особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в почвенной среде.

находить отличительные особенности организмов  почвенной  среды

С.119-120

45.

22

Жизнь на разных материках

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли.

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.

Устный  опрос

С.123-127

46.

23

Природные зоны Земли

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, трав. равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса 

Находят на карте природные зоны, приводят примеры типичных представителей и характеризуют их

приспособления к среде обитания.

С.129

47.

23

Растения и животные различных природных зон.

Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира

Пр.№ 18 «Особенности растений и животных различных природных зон»

С.130-134

48.

24

Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Пр.№19 «Рассматривание коллекций влажных препаратов морских животных»

Устанавливают причинно-следственные связи (особенности водной среды и организмов). Определяют понятия.

С.135-140.

49.

24

Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле, клеточном строении организмов, о средах обитания, о природных зонах Земли.



Контрольная работа

Тема  5. Человек на Земле 12 ч.

50.

25

Происхождение человека. Древние предки человека.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный

С.142-144

51.

25

Первые люди. Жизнь наших предков.

Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек

Изучают и описывают особенности строения древних предков человека. Систематизируют и обобщают учебный материал о древних предках человека. Выдвигают гипотезы.

Тест

С.144-148

52.

26

Обобщающий урок  по теме «Происхождение человека»

Систематизировать и обобщить знания учащихся об эволюции человека

Проверочная  работа

53.

26

Страницы истории географических открытий. Открытие  Америки

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Первые и современные географические карты, их отличия. Путешествие Колумба и открытие

Изучают и описывают важнейшие географические открытия;

показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана,

Х. Колумба;

С.149-150

54.

27

Открытие Австралии и Антарктиды

Первооткрыватели Австралии и Антарктиды. Васко да Гама, Афанасий Никитин, Марко Поло, Ф. Магеллан и их заслуги перед географической наукой.

Работа  с контурными  картами

Текущий  опрос

С.150-151

55.

27

Великие путешественники-первооткрыватели новых  земель.

Открытие полюсов Земли Р. Пири и

Р. Амундсеном. Русские путешественники: В. Беренг, Н. Пржевальский, И. Ф. Крузенштерн, их открытия

С.152-154

56.

28

Как человек изменил Землю

Последствия влияния человека на природу. Экологические проблемы, которые нужно решать на современном этапе.

Приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

Текущий  опрос

С.155-156

57.

28

Три «подарка» человека самому себе и своей планете

. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

Участвуют в деятельности школы по

изучению экологических проблем родного края.

С.157-159

58.

29

Не станет ли Земля пустыней?. Обсуждение важнейших экологических проблем

Основные меры сохранения биологического разнообразия на Земле. Красная книга. Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.

объяснять причины возникновения экол. проблем;

 Создают проектные работы (презентации,

сообщения, плакаты) по темам «Редкие

и исчезающие растения и животные родного

Тест

С.163-165

59.

29

Красная Книга. Красная Книга Ленинградской области

Основные меры сохранения биологического разнообразия в Ленинградской области. Красная книга. Заповедники в Ленинградской области их значение для сохранения биологического сообщества

Участвуют в деятельности школы по

изучению экологических проблем родного края. Распознают охраняемые растения и животные своей местности,

а также занесённые в Красные книги (региона, Российской Федерации).

60.

30

Обобщающий урок «Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле».

Обобщить знания учащихся по данной теме.

Контрольная  работа

61.

30

Здоровье человека

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей;

С.166-168

62

31

Безопасность жизни и первая  помощь

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, грозы, граде),

Знакомятся с правилами поведения в опасных

ситуациях природного происхождения

Осваивают простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Тест

С.170-172

63.

31

Ядовитые животные

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых животных. Правила безопасного поведения с ядовитыми животными. Правила оказания первой помощи при укусе ядовитых животных

Уметь оказать  первую  помощь  при укусе ядовитых животных

Тест

64.

32

Ядовитые растения

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений. Правила безопасного поведения с ядовитыми растениями. животных

Уметь оказать  первую  помощь  при отравлении ядовитыми  растениями

Диктант

65.

32

Как я умею сохранять своё здоровье (урок-практикум по применению полученных знаний и умений)

Осваивают простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Создают презентации «Правила поведения в лесу

(на реке, у озера)» и т.

Беседа

66.

33

Обобщение темы «Здоровье человека»

67.

33

Итоговое повторение за курс природоведения

Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению ест. наук.

Итоговый  тест

68.


34

        Итоговое повторение за курс природоведения

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» (далее Рабочая учебная программа) обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года.

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего образования  по  природоведению   с  учётом  методических рекомендаций программы основного общего образования по природоведению  авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Программа  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 г.).

Изучение «Природоведения»осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения                                                  в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год (Приказ МО РФ от  19.12.2012 № 1067);
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

Региональный уровень:

  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013)

      «Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

        Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы 68 учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В 68 часов входит7часов резерва.  Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) исходя из  34  учебных недель в году.

Изучение природоведения в 5-ом классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

       

      В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 7 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.  Увеличение количества часов в разделе «Здоровье человека и безопасность жизни» в рабочей программе происходит за счёт использования  резервного времени.

   Для реализации рабочей учебной программы используется УМК  Плешакова А.А, Сонина  Н.И. «Природоведение 5кл.», который соответствует  требованиям государственного образовательного стандарта и входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в учебном процессе.

       Важными формами деятельности обучающихся являются:

  •   практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  •   развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

       В преподавании  природоведения используются следующие формы работы с обучающимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических работ.

Тематическое  планирование

п/п

Тема

 (5 класс)

Кол-во часов

Из них практических работ

Контроль

1.

Изучение природы

4

2

Итоговый

2.

Вселенная

Земля

Жизнь на Земле

45

17

Промежуточный

3.

Человек

на Земле

12

Текущий

Резерв

7

Итоговый  контроль за  курс Природоведение

Итого:

68

19

Средства и формы контроля

Преобладающей формой текущего контроля является письменный (тестовые работы) и устный опрос (собеседование, фронтальный и индивидуальный опрос, отчёт о выполнении творческих заданий).

Технологическая карта контроля

Виды/ формы контроля

5 класс

Итого

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Текущий  контроль

(Тест)

1

2

1

1

5

Промежуточный контроль (тест)

-

1

-

-

1

Итоговый контроль (тест)

-

-

-

1

1

Итого

1

3

1

2

7

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  •  великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.
  • представления о строении Вселенной у древних народов; суть системы мира по Н. Копернику, роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии учения Н. Коперника; состав Солнечной системы, отличие планет от звёзд, особенности планет земной группы и планет-гигантов.
  •  современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
  • внутреннее строение Земли; примеры горных пород, минералов и полезных ископаемых; многообразие тел, веществ и явлений природы, их простейшую классификацию; внешние оболочки Земли; состав воздуха; основные океаны и моря Земли.
  • основные этапы развития жизни на Земле;
  • что клетка - единица строения живых организмов; основные части клетки; - царства живой природы;
  • среды обитания организмов;
  •  важнейшие природные зоны Земли;
  •  природные сообщества морей и океанов;
  •  важнейшие экологические проблемы.
  •  важнейшие этапы становления человека;
  • основные географические открытия;
  •  основных первооткрывателей нашей планеты;
  • изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека (на уровне представлений);
  • факторы здорового образа жизни.

Обучающиеся должны уметь:

  • давать определения понятий: «астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки»;
  • сравнивать системы мира К. Птолемея и Н. Коперника;
  • указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной системе;
  • проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения;
  • находить основные созвездия Северного полушария при помощи карты звёздного неба.
  •  выдвигать собственные гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы;
  • давать характеристику природных условий материков;
  • объяснять причины уникальности планеты Земля;
  • различать и классифицировать основные горные породы, минералы, полезные ископаемые;
  •  приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ;
  • находить на физической карте материки и океаны.
  •  в общих чертах описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле;
  •  давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей;
  •  приводить примеры организмов из разных природных сообществ;
  • узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности; определять названия растений или животных с использованием атласа-определителя;
  •  кратко характеризовать основные природные зоны Земли;
  •  характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.
  •  проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • находить и использовать причинно-следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков;
  •  показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба;
  • объяснять причины возникновения экологических проблем;
  • оказывать простейшую первую доврачебную помощь;
  • разрабатывать пути решения экологических проблем своей местности.
  • соблюдать правила поведения в опасных ситуациях.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  •  проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты;
  • систематизировать и обобщать различные виды информации;
  • осуществлять сбор дополнительной информации при подготовке сообщений (в том числе используя мультимедийные пособия и Интернет)
  •  составлять план выполнения учебной задачи;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • выделять тезисы из текста;
  • составлять конспект текста;
  •  владеть таким видом изложения текста, как описание;
  • находить значение выделенных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объёму текст естественно-научного характера и выделять его главную мысль;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты;
  •  описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Личностные результаты обучения:

  • Формирование интереса к изучению природы
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  •  Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
  • Признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей;
  •  Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Перечень учебно-методических средств обучения

Программа

  • Примерная  программа  основного общего образования  по  природоведению   (5 кл.)

Авторская

программа

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология.  5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Базовый учебник

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2006 г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  • Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  • Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  • Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы  по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению                к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
  • Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2004.
  • Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения, 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
  • Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.
  • Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
  • Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.                            
  • Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
  • Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  • Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература:

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  • Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  • Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  • Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  • Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
  • Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

     

Электронные издания:

  • Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
  • Интерактивная модель Солнечной системы
  • Планета Земля: аудиэндиклопедия.
  • Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
  • Современные чудеса света («Новый диск»)
  • Хочу все знать: Земля и Вселенная
  • Хочу все знать: Растительный мир
  • Чудеса света («ИДДК»)
  • Экология
  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.



Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга




РАССМОТРЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО

К

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МО

протокол

№ ___от  _____


Педагогический совет

протокол

№ ____от_______


Зам. директора по УВР

ГБОУ средней школы № 233

____________

(ФИО, в зависимости от уровня общего образования)


Директор

ГБОУ средней школы № 233

_______Л.В.Панфилова

приказ № ______

от ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

для учащихся  5 класса

Составитель:

Учитель биология

высшей квалификационной категории

Стома Елена Ивановна

2013-14 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Естествознание (химия 5-й класс) А.А. Плешаков Н.И. Сонин

Одной из целью естественного образования в 5-м классе является формирование представления о физических и химических явлениях, постепенное введение учащихся в мир этой удивительной науки. Курс данной н...

Итоговый тест по теме: Астероиды.Кометы.Метеоры.Метеориты. Природоведение 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тест составлен по материалам статьи учебника Природоведение 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Задания теста подробно  отбражают содержание  статьи учебника. Тест содержит 2 варианта одних и т...