Рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии предназначена для работы в 9 классе по учебнику "Биология. Введение в общую биологию и экологию", авторами котррого являются А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание, календарно - тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии, 9 класс | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности,
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы».
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.-304с.;
а также методического пособия для учителя:
В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 класс
68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение (3ч). Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)
Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч). Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.
Глава 2. Клеточный уровень (14). Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.
Практические работы:
№1 «Изучение клеток растений и животных»
№2 «Изучение клеток прокариот»
Глава 3. Организменный уровень (15 ч). Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация.
Практические работы:
№3 «Решение генетических задач»
№4 «Выявление изменчивости организмов»
Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч). Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.
Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч). Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.
Практические работы:
№5 «Составление схем передачи веществ и энергии»
№6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
Глава 6. Биосферный уровень (5 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Практическая работа:
№7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч).
Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.
Практическая работа
№8 «Выявление приспособленности к среде обитания»
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.
Обобщение (5 ч)
Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания.
Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 классе
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
Введение (3 ч) | ||||
Биология – наука о жизни | 03-07.09 | |||
Методы исследования | ||||
Сущность жизни, свойства живого | 10 -14.09 | |||
Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч) | ||||
Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч) | ||||
Молекулярный уровень | 10 - 14.09 | |||
Углеводы. Липиды | 17-21.09 | |||
Состав и строение белков | ||||
Функции белков | 24-28.09 | |||
Нуклеиновые кислоты | ||||
АТФ и другие органические вещества | 01-05.10 | |||
Биологические катализаторы | ||||
Вирусы | 08 -12.10 | |||
Глава 2. Клеточный уровень (14 ч) | ||||
Основные положения клеточной теории | 08 - 12.10 | |||
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 15-19.10 | |||
Органоиды цитоплазмы | ||||
Органоиды цитоплазмы | 22-26.10 | |||
Ядро | ||||
Изучение клеток растений и животных. Пр/р №1 «Изучение клеток растений и животных» | 29.10 – 02.11 | |||
Строение прокариот. Пр/р №2 «Изучение клеток прокариот» | ||||
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 12-16.11 | |||
Энергетический обмен | ||||
Питание клетки. Хемосинтез | 19 - 23.11 | |||
Фотосинтез | ||||
Биосинтез белков | 26 - 30.11 | |||
Деление клетки. Митоз | ||||
Контроль знаний «Молекулярный уровень. Клеточный уровень» | 03-- 07.12 | |||
Глава 3. Организменный уровень (15 ч) | ||||
Размножение организмов. Бесполое размножение | 03 - 07.12 | |||
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | 10-14.12 | |||
Онтогенез. Эмбриональное развитие | ||||
Постэмбриональный период. | 17-21.12 | |||
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание | ||||
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 24-28.12 | |||
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков | ||||
Сцепленное наследование | 14-18.01 | |||
Взаимодействие генов | ||||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр/р №3 «Решение генетических задач» | 21-25.01 | |||
Модификационная изменчивость | ||||
Мутационная изменчивость. Пр/р №4 «Выявление изменчивости организмов» | 28.01-01.02 | |||
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | ||||
Основные методы селекции | 04-08.02 | |||
Контроль знаний «Организменный уровень» | ||||
Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч) | ||||
Критерии вида | 11-15.02 | |||
Популяции | ||||
Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч) | ||||
Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 18-22.02 | |||
Состав и структура сообщества | ||||
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пр/р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 25.02-01.03 | |||
Продуктивность сообщества | ||||
Саморазвитие экосистемы. Пр/р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | 04 - 08.03 | |||
Глава 6. Биосферный уровень (5 ч) | ||||
Биосфера. Эволюция биосферы | 04 - 08.03 | |||
Средообразующая деятельность организмов | 11-15.03 | |||
Круговорот веществ в биосфере | ||||
Антропогенное воздействие на биосферу | 18-21.03 | |||
Экологические проблемы. Пр/р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | ||||
Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч) | ||||
Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч) | ||||
Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина | 01-05.04 | |||
Борьба за существование и естественный отбор | ||||
Формы естественного отбора | 08-12.04 | |||
Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции. Пр/р №8 «Выявление приспособленности к среде обитания» | ||||
Видообразование | 15-19.04 | |||
Направления эволюции. Общие закономерности эволюции | ||||
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч) | ||||
Гипотезы возникновения жизни | 22-26.04 | |||
Основные этапы развития жизни | ||||
Развитие жизни в протерозое и палеозое | 29.04-03.05 | |||
Развитие жизни в мезозое и кайнозое | ||||
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека | 06 -10.05 | |||
Обобщение (5 ч) | ||||
Клетка – структурная и функциональная единица живого | 06 - 10.05 | |||
65. | Закономерности наследственности и изменчивости | 13-17.05 | ||
66. | Становление современной теории эволюции | |||
67. | Взаимодействие организма и среды обитания | 20-24.05 | ||
68. | Повторение и обобщение знаний |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны:
знать/понимать:
- Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; генов и хромосом; популяций; экосистем;
- Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, основных процессов жизнедеятельности, развития;
уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, родство, общность происхождения и эволюцию органического мира; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;
- Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2006
- Методическое пособие для учителя
- Рабочая тетрадь на печатной основе
- Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994
- Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997
- Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002
- Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009
ОБОРУДОВАНИЕ
- Комплект учебных таблиц
- Муляжи
- Микроскопы
- Микропрепараты
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей биологии
«_____» ______________2012 г. №____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ М. А. Замолодчикова
«_____»__________________ 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...