Рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Лобова Надежда Борисовна

Рабочая программа по биологии предназначена для работы в 9 классе по учебнику "Биология. Введение в общую биологию и экологию", авторами котррого являются А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание, календарно - тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии  для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М  Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности,

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. 

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены  в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование  активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.-304с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

9 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)

Введение  (3ч). Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.

Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)

        Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч). Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.

        Глава 2. Клеточный уровень (14). Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков  в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.

Практические работы:

№1 «Изучение клеток растений и животных»

№2 «Изучение клеток прокариот»

        Глава 3. Организменный уровень (15 ч). Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация.

Практические работы:

№3 «Решение генетических задач»

№4 «Выявление изменчивости организмов»

        Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч). Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.  

        Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч). Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

Практические работы:

№5 «Составление схем передачи веществ и энергии»

№6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

        Глава 6. Биосферный уровень (5 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Практическая работа:

№7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»        

Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч).

        Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.

Практическая работа

№8 «Выявление приспособленности к среде обитания»

        Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Обобщение (5 ч)

Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания.

Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 классе

   

урока

  Наименование разделов и тем

    Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Примечание

Введение (3 ч)

Биология – наука о жизни

03-07.09

Методы исследования

Сущность жизни,  свойства живого

10 -14.09

Раздел I. Уровни организации живой природы (49 ч)

Глава 1. Молекулярный уровень (8 ч)

Молекулярный уровень

10 - 14.09

Углеводы. Липиды

17-21.09

Состав и строение белков

Функции белков

24-28.09

Нуклеиновые кислоты

АТФ и другие органические вещества

01-05.10

Биологические катализаторы

Вирусы

08 -12.10

Глава 2. Клеточный уровень (14 ч)

Основные положения клеточной теории

08 - 12.10

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

15-19.10

 Органоиды цитоплазмы

Органоиды цитоплазмы

22-26.10

Ядро

Изучение клеток растений и животных. Пр/р №1 «Изучение клеток растений и животных»

29.10 – 02.11

Строение прокариот. Пр/р №2 «Изучение клеток прокариот»

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

12-16.11

Энергетический обмен

Питание клетки. Хемосинтез

19 - 23.11

Фотосинтез

Биосинтез белков

26 - 30.11

Деление клетки. Митоз

Контроль знаний «Молекулярный уровень. Клеточный уровень»

03-- 07.12

Глава 3. Организменный уровень (15 ч)

Размножение организмов. Бесполое размножение

03 - 07.12

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

10-14.12

Онтогенез. Эмбриональное развитие

Постэмбриональный период.  

17-21.12

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

24-28.12

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков

Сцепленное наследование

14-18.01

Взаимодействие генов

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр/р №3 «Решение генетических задач»

21-25.01

Модификационная изменчивость

Мутационная изменчивость.

Пр/р №4 «Выявление изменчивости организмов»

28.01-01.02

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

Основные методы селекции

04-08.02

Контроль знаний «Организменный уровень»

Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч)

Критерии вида

11-15.02

Популяции

Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

18-22.02

Состав и структура сообщества

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пр/р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии»

25.02-01.03

Продуктивность сообщества

Саморазвитие экосистемы. Пр/р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

04 - 08.03

Глава 6. Биосферный уровень (5 ч)

Биосфера. Эволюция биосферы

04 - 08.03

Средообразующая деятельность организмов

11-15.03

Круговорот веществ в биосфере

Антропогенное воздействие на биосферу

18-21.03

Экологические проблемы. Пр/р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч)

Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч)

Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина

01-05.04

Борьба за существование и естественный отбор

Формы естественного отбора

08-12.04

Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции. Пр/р №8 «Выявление приспособленности к среде обитания»

Видообразование

15-19.04

Направления эволюции. Общие закономерности эволюции

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)

Гипотезы возникновения жизни

22-26.04

Основные этапы развития жизни

Развитие жизни в протерозое и палеозое

29.04-03.05

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

06 -10.05

Обобщение (5 ч)

 Клетка – структурная и функциональная единица живого

06 - 10.05

65.

 Закономерности наследственности и изменчивости

13-17.05

66.

Становление современной теории эволюции

67.

Взаимодействие организма и среды обитания

20-24.05

68.

Повторение и обобщение знаний

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

        В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны:

 знать/понимать:

  1. Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; генов и хромосом; популяций; экосистем;
  2. Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, основных процессов жизнедеятельности, развития;

уметь:

  1. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, родство, общность происхождения и эволюцию органического мира; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;
  2. Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  4. Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;
  5. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
  6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи  при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;
  1. Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2006
  2. Методическое пособие для учителя
  3. Рабочая тетрадь на печатной основе
  4. Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004
  5. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994
  6. Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997
  7. Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002
  8. Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Комплект учебных таблиц
  2. Муляжи
  3. Микроскопы
  4. Микропрепараты

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей биологии

«_____»      ______________2012 г.  №____  

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________  М. А. Замолодчикова

«_____»__________________ 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...