Рабочая программа по биологии, 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Лобова Надежда Борисовна

Рабочая программа по биологии составлена для работы в 8 классе по учебнику "Биология. Человек", авторами которого являются Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Она включает в себя пояснительную записку, основное содержание, календарно - тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В Пасечника, В.В. Латюшина, В.М.Пакуловой  //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М: Дрофа, 2006,-с.172.//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.         .

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс: Учебник  для общеобразовательных учебных  заведений. - М: Дрофа, 2012. ЗЗ2с.;

а также методического пособия для учителя:

 Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое  и поурочное планирование к учебнику. - М: Дрофа, 2010.

Содержание программы

8 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека.

Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация: модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 ч)

Общий обзор организма (1 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Лабораторная работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция  клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.

Строение и функции нейрона. Синапс.

Демонстрация: разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны.

Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

Опорно-двигательная система (8 ч)

Скелет  и  мышцы,  их  функции.  Химический  состав  костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению,   трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).                                          Строение  мышц  и  сухожилий.  Обзор  мышц  человеческого  тела. Мышцы  антагонисты и  синергисты.  Работа   скелетных   мышц   и   их  регуляция.   Понятие   о    двигательной единице.  Изменение  мышцы  при  тренировке,  последствия    гиподинамии.   Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.                                                                        Причины  нарушения  осанки  и  развития  плоскостопия. Их  выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.                        

Демонстрация:   скелета   и    муляжей  торса   человека,   черепа,    костей    конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.                     Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.                                                                                                      Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Лабораторная работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»                                                                                           

Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.                                                                   Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.                                                                              

Лабораторная работа №5  «Изучение микроскопического строения крови (человека и лягушки)».

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Практическая работа №1 «Измерение кровяного давления».

Практическая работа №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Практическая работа №3 «Изучение приемов остановки кровотечений»

Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация: модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания.

 Лабораторная работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация: торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.

Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Практическая работа №4 «Измерение массы и роста своего организма»

Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

 Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания».

Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация: рельефной таблицы «Строение кожи».                                             Самонаблюдения:    рассмотрение   под   лупой   тыльной и ладонной поверхности кисти; определение   типа   кожи   с    помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Выделение (2 ч)

Значение  органов  выделения  в  поддержании  гомеостаза  внутренней   среды организма. Органы  мочевыделительной  системы,  их  строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.                                                                                                                 Демонстрация: модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Нервная система человека (4 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая.

Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.

Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический       и    автономный     отделы     нервной     системы.      Симпатический    и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.   Демонстрация: модели головного мозга человека.                                                        

Лабораторная работа №8 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)».

Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы    равновесия,    кожно-мышечной    чувствительности,    обоняния    и    вкуса.  Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.                                                              Демонстрация:  моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.                                                                     

Лабораторная работа №9 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).  Внимание.  Физиологические  основы  внимания, виды внимания, его основные свойства.    Причины     рассеянности.   Воспитание   внимания,   памяти,   воли.   Развитие наблюдательности и мышления.                                                                                     Демонстрация:  безусловных   и   условных   рефлексов   человека   по   методу   речевого подкрепления;  двойственных  изображений,  иллюзий  установки; выполнение  тестов  на наблюдательность   и   внимание,  логическую   и    механическую   память,  консерватизм мышления и пр.                                                                                                                   

Лабораторная работа №10 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

 Лабораторная работа №11 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация: модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой; почек с надпочечниками.

Индивидуальное развитие организма (6 ч + 1 ч на обобщение)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация: тестов, определяющих типы темпераментов.

Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 8 классе

п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

03 -- 07.09

РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

2

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

03 - 07.09

3

Доказательства животного происхождения человека.

10 -14.09

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 часов) Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

4

Уровни организации. Структура тела. органы и системы органов. Лабораторная работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

10 - 14.09

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (3 часа)

5

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки.

17 – 21.09

6

Ткани. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».

7

Обобщение «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани».

24 -- 28.09

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час)

8

Нервная регуляция.

24 - 28.09

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 часов)

9

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

01 – 05.10

10

Скелет головы и скелет туловища.

11

Скелет конечностей.

08 – 12.10

12

Мышцы человека. Работа мышц.

13

Нарушение осанки и плоскостопие. Лабораторная работа №4

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

15 – 19.10

14

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

15

Развитие опорно-двигательной системы.

22 – 26.10

16

Обобщение  «Опорно-двигательная система».

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

17

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №5  «Изучение микроскопического строения крови (человека и лягушки)».

29.10 -02.11

18

Иммунитет.

19

Тканевая совместимость и переливание крови.

12 –- 16.11

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

20

Органы кровеносной  и лимфатической систем.

12 - 16.11

21

Круги кровообращения.

19-23.11

22

Строение и работа сердца.

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Практическая работа №1 «Измерение кровяного давления». Практическая работа №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

26-30.11

24

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №3 «Изучение приемов остановки кровотечений»

25

Обобщение « Кровь. Кровообращение».

03 -- 07.12

Тема 2.7. Дыхательная система (5 часов)

26

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

03 - 07.12

27

Газообмен в легких. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

10 - 14.12

28

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

29

Первая помощь при поражении органов дыхания.

17 – 21.12

30

Обобщение «Дыхание».

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)

31

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

24-28.12

32

Значение пищеварения. Строение и функции пищеварит.  системы.

33

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

14-18.01

34

Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

21-25.01

36

Профилактика заболевания органов пищеварения. Гигиена питания. Практическая работа №4 «Измерение массы и роста своего организма»

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 часа)

37

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.

28.01-01.02

38

Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания».

39

Витамины.

04-08.02

40

Обобщение «Пищеварительная система. Обмен веществ».

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

41

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

11-15.02

42

Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями.

43

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

18 -- 22.02

Тема 2.11. Выделение (2 часа)

44

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек.

18 - 22.02

45

Обобщение «Обмен веществ. Выделение. Кожа»

25.02 - 01.03

Тема 2.12. Нервная система человека (4 часа)

46

Значение и строение нервной системы.

25.02 - 01.03

47

Строение и функции спинного мозга.

04-08.03

48

Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №8 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)».

49

Вегетативная нервная система, строение и функции.

11 -15.03

Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)

50

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их значение.

11 - 15.03

51

Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №9 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

18-21.03

52

Заболевания и повреждения глаз

53

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

01-05.04

54

Обобщение «Нервная система. органы чувств. Анализаторы».

Тема 2.14. высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

55

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

08-12.04

56

Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №10 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

57

Биологические ритмы. Сон и его значение.

15-19.04

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

59

Воля и эмоции. Внимание. Лабораторная работа №11 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

22 -26.04

Тема 2.15. Эндокринная система (2 часа)

60

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

22  - 26.04

61

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

29 - 03.05

РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие организма (6 часов + 1 час на обобщение)

62

Половая система человека.

29 - 03.05

63

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

06-10.05

64

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

65

Личность и ее особенности.

13-17.05

66

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

67

Обобщение «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма».

20-24.05

68

Обобщение и систематизация знаний «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

 ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  5. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  6. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  7. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Список литературы.

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983
  2. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: дрофа, 2003
  3. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1997
  4. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И.Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2006
  5. Фросин В.Н., Сивогллазов В.И.Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004
  6. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Биология. Человек.8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.- М.: Дрофа, 2006
  7. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...