Рабочая программа по биологии, 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии составлена для работы в 8 классе по учебнику "Биология. Человек", авторами которого являются Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Она включает в себя пояснительную записку, основное содержание, календарно - тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии, 8 класс | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В Пасечника, В.В. Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М: Дрофа, 2006,-с.172.//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. .
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М: Дрофа, 2012. – ЗЗ2с.;
а также методического пособия для учителя:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М: Дрофа, 2010.
Содержание программы
8 класс
68 ч/год (2 ч/нед.)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека.
Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация: модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 ч)
Общий обзор организма (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Лабораторная работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»
Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функции нейрона. Синапс.
Демонстрация: разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны.
Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.
Опорно-двигательная система (8 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация: скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».
Лабораторная работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови (человека и лягушки)».
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Практическая работа №1 «Измерение кровяного давления».
Практическая работа №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
Практическая работа №3 «Изучение приемов остановки кровотечений»
Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация: модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания.
Лабораторная работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация: торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».
Практическая работа №4 «Измерение массы и роста своего организма»
Обмен веществ и энергии (4 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания».
Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация: рельефной таблицы «Строение кожи». Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Выделение (2 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация: модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Нервная система человека (4 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая.
Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.
Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Демонстрация: модели головного мозга человека.
Лабораторная работа №8 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)».
Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация: моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа №9 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация: безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторная работа №10 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».
Лабораторная работа №11 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»
Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация: модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой; почек с надпочечниками.
Индивидуальное развитие организма (6 ч + 1 ч на обобщение)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация: тестов, определяющих типы темпераментов.
Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | 03 -- 07.09 | ||
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) | ||||
2 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | 03 - 07.09 | ||
3 | Доказательства животного происхождения человека. | 10 -14.09 | ||
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 часов) Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час) | ||||
4 | Уровни организации. Структура тела. органы и системы органов. Лабораторная работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | 10 - 14.09 | ||
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (3 часа) | ||||
5 | Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. | 17 – 21.09 | ||
6 | Ткани. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей». | |||
7 | Обобщение «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани». | 24 -- 28.09 | ||
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час) | ||||
8 | Нервная регуляция. | 24 - 28.09 | ||
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 часов) | ||||
9 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | 01 – 05.10 | ||
10 | Скелет головы и скелет туловища. | |||
11 | Скелет конечностей. | 08 – 12.10 | ||
12 | Мышцы человека. Работа мышц. | |||
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. Лабораторная работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 15 – 19.10 | ||
14 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | |||
15 | Развитие опорно-двигательной системы. | 22 – 26.10 | ||
16 | Обобщение «Опорно-двигательная система». | |||
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа) | ||||
17 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови (человека и лягушки)». | 29.10 -02.11 | ||
18 | Иммунитет. | |||
19 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 12 –- 16.11 | ||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) | ||||
20 | Органы кровеносной и лимфатической систем. | 12 - 16.11 | ||
21 | Круги кровообращения. | 19-23.11 | ||
22 | Строение и работа сердца. | |||
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Практическая работа №1 «Измерение кровяного давления». Практическая работа №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | 26-30.11 | ||
24 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №3 «Изучение приемов остановки кровотечений» | |||
25 | Обобщение « Кровь. Кровообращение». | 03 -- 07.12 | ||
Тема 2.7. Дыхательная система (5 часов) | ||||
26 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 03 - 07.12 | ||
27 | Газообмен в легких. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | 10 - 14.12 | ||
28 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | |||
29 | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 17 – 21.12 | ||
30 | Обобщение «Дыхание». | |||
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов) | ||||
31 | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. | 24-28.12 | ||
32 | Значение пищеварения. Строение и функции пищеварит. системы. | |||
33 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал». | 14-18.01 | ||
34 | Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. | |||
35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 21-25.01 | ||
36 | Профилактика заболевания органов пищеварения. Гигиена питания. Практическая работа №4 «Измерение массы и роста своего организма» | |||
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 часа) | ||||
37 | Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. | 28.01-01.02 | ||
38 | Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания». | |||
39 | Витамины. | 04-08.02 | ||
40 | Обобщение «Пищеварительная система. Обмен веществ». | |||
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа) | ||||
41 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | 11-15.02 | ||
42 | Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | |||
43 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | 18 -- 22.02 | ||
Тема 2.11. Выделение (2 часа) | ||||
44 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. | 18 - 22.02 | ||
45 | Обобщение «Обмен веществ. Выделение. Кожа» | 25.02 - 01.03 | ||
Тема 2.12. Нервная система человека (4 часа) | ||||
46 | Значение и строение нервной системы. | 25.02 - 01.03 | ||
47 | Строение и функции спинного мозга. | 04-08.03 | ||
48 | Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №8 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)». | |||
49 | Вегетативная нервная система, строение и функции. | 11 -15.03 | ||
Тема 2.13. Анализаторы (5 часов) | ||||
50 | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их значение. | 11 - 15.03 | ||
51 | Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №9 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». | 18-21.03 | ||
52 | Заболевания и повреждения глаз | |||
53 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 01-05.04 | ||
54 | Обобщение «Нервная система. органы чувств. Анализаторы». | |||
Тема 2.14. высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | ||||
55 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 08-12.04 | ||
56 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №10 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». | |||
57 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 15-19.04 | ||
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | |||
59 | Воля и эмоции. Внимание. Лабораторная работа №11 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» | 22 -26.04 | ||
Тема 2.15. Эндокринная система (2 часа) | ||||
60 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 22 - 26.04 | ||
61 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 29 - 03.05 | ||
РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие организма (6 часов + 1 час на обобщение) | ||||
62 | Половая система человека. | 29 - 03.05 | ||
63 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 06-10.05 | ||
64 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | |||
65 | Личность и ее особенности. | 13-17.05 | ||
66 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | |||
67 | Обобщение «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма». | 20-24.05 | ||
68 | Обобщение и систематизация знаний «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека» |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Список литературы.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983
- Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: дрофа, 2003
- Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1997
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И.Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2006
- Фросин В.Н., Сивогллазов В.И.Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Биология. Человек.8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.- М.: Дрофа, 2006
- Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...