Материал темы « Царства Бактерии и Грибы» при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА. 2 варианта
тест по биологии по теме
Методические рекомендации по повторению темы « Царства Бактерии и Грибы» при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА. 2 варианта контрольной работы формата КИМов, Спецификация и Кодификатор контрольной работы для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. Обобщенный план контрольной работы по биологии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
carstva_bakterii_i_griby.zip | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА
в условиях современной образовательной среды с использованием современных образовательных
технологий
г. Мичуринск
2011 г.
Методические рекомендации по повторению темы « Царства Бактерии и Грибы» при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА.
Выделение данных групп из мира растений позволило привести содержание биологического образования в соответствие с современным уровнем развития науки о живой природе.
Бактерии.
Повторение темы следует начать с того, чтобы учащиеся вспомнили, что бактерии, это группа организмов, существенно отличающаяся от растений, животных, грибов. Бактерии очень малого размера, не имеют ядерной оболочки, настоящего ядра, поэтому их относят к доядерным организмам.
Основное внимание должно быть сосредоточено на уяснении особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, примитивного уровня их организации, роли в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Особо следует выделить вопрос о выращивании бактерий для производства лекарств, витаминов и других органических веществ.
На основе беседы, демонстрации таблиц, рисунков, схем, промежуточного тестирования, мультимедийных презентаций, интерактивных карточек учитель обобщает и закрепляет знания обучающихся о бактериях (самых примитивных и просто организованных), об отличиях от других представителей живой природы, об особенностях строения, питания, дыхания, размножения.
Для повторения знаний о значении бактерий организуется демонстрация первого фрагмента кинофильма «Бактерии», а затем проводится беседа по вопросам: какую роль играют бактерии в природе? Почему без бактерий была бы невозможна жизнь на Земле? Почему бактерии широко используются в промышленном производстве различных веществ? Как сохранить продукты питания от гниения? Какие способы хранения пищевых продуктов используются человеком? На чём они основаны?
При повторении данной темы затрагиваются вопросы о болезнетворных бактериях, мерах борьбы с ними., правилах гигиены, которые следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями.
Грибы.
В процессе повторения материала о грибах важно подвести учащихся к выводу, что грибы занимают особое положение в системе органического мира, выделяются в самостоятельное царство наряду с царствами растений и животных. Это обусловлено тем, что грибы, в отличие от растений, не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, а питаются готовыми органическими веществами. По химическому составу оболочка клеток и запасные вещества грибов сходны с клеткой животных.
В то же время грибы имеют сходство и с растениями, на основании чего их ранее объединяли в одну группу. Как и растения, грибы не передвигаются, растут в течение всей жизни, питаются путём всасывания, а не заглатывания пищи.
Главное внимание должно быть сосредоточено на выявлении биологических особенностей грибов, как самостоятельного царства живой природы, их роли в природе и народном хозяйстве.
Успешному повторению знаний о грибах способствует использование методов рассказа, беседы, наблюдения, демонстрации плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов – трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, презентация «Грибы», кинофрагмент «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», а также опорные конспекты.
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Повторение учащихся с особенностями грибов как самостоятельного царства начинается с рассмотрения шляпочных грибов, их строения, жизнедеятельности и их охраны.
Учитель на основе демонстрации кинофрагмента закрепляет знания о симбиозе грибов с корнями высших растений, особенно древесных пород. Грибница гриба тесно оплетает корни растений, и благодаря этому гриб получает от растений органические вещества, а растения от гриба – воду и минеральные вещества. Без симбиоза с грибами деревья развиваются хуже, отстают в росте, более ослаблены и легче подвергаются заболеваниям. Не случайно при посадке лесополос вместе с саженцами в почву вносят споры шляпочных грибов.
При повторении следует обратить внимание, что некоторые грибы вступают в симбиоз со многими породами деревьев, например, белый – с берёзой, дубом, сосной, елью, другие – только с определёнными видами растений (лиственничный маслёнок – только с лиственницей).
Затем рассматривается практическое значение шляпочных грибов, употребление их в пищу, выясняются съедобные и ядовитые и съедобные грибы. В процессе беседы повторяются правила сбора грибов, способы их заготовки, сохранения грибницы.
Особое внимание необходимо уделить вопросу о ядовитых грибах, мерах предупреждения отравлений ими. Учитель демонстрирует муляжи, таблицы, кинофрагмент «Шляпочные грибы», рассказывает о первой помощи при отравлениях.
С целью закрепления знаний об отличительных признаках царства грибов, о шляпочных грибах организуется беседа по вопросам: почему грибы выделяют в отдельное царство живой природы? Каково строение шляпочных грибов? Как питаются шляпочные грибы? Почему некоторые шляпочные грибы могут жить только в симбиозе с деревьями? Какие правила следует соблюдать при сборе шляпочных грибов?
Плесневые грибы. Дрожжи.
При систематизации знаний учитель обращает внимание на то, что группа грибов очень разнообразна, большое место в ней занимают плесневые грибы. Демонстрируется кинофрагмент «Плесневые грибы» и учащиеся вспоминают материал о строении, питании и строении пеницилла.
Затем повторяется биология дрожжей: строение, питание, размножение в сравнении с мукором.
Для закрепления знаний о биологических особенностях плесневых грибов и дрожжей организуется беседа по вопросам: чем отличаются плесневые грибы от шляпочных? Что общего в их строении и жизнедеятельности? Чем отличаются мукор от пеницилла? Каковы особенности строения дрожжей?
При повторении включается вопрос о биотехнологии – специальном выращивании бактерий и грибов для производства витаминов, лекарств, кормовых дрожжей.
Подчеркиваются биологические особенности микроорганизмов, которые позволяют использовать их в промышленном производстве: большая скорость размножения, неприхотливость в пище (их можно выращивать на дешёвом сырье, отходах производства), для выращивания микробной массы не требуется создавать особые условия. Однако необходима полная стерильность, отсутствие других микроорганизмов, кроме тех, которые выращиваются.
Учитель может рассказать о том, что корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с такими издавна применяемыми человеком процессами , в которых участвуют микроорганизмы, - хлебопечение, сыроделие, приготовление кисломолочных продуктов, выделка кож, силосование и т.п. Сообщается о том, что микробиологическая промышленность выпускает 150 видов продукции, крайне необходимой народному хозяйству. Её гордость – кормовой белок, получаемый на основе выращивания дрожжей. В год его производят более 1 млн.т. Другое важное достижение – выпуск ценнейшей кормовой добавки – лизина. Эти сведения следует подкрепить следующими примерами: 1 т кормового белка экономит 5 – 8 зерна, а1 т лизина даёт возможность эффективно использовать 125 фуражного зерна.
Можно сообщить, что для получения 1,5 – 2 кг кристаллической лимонной кислоты надо переработать тонну лимонов. В настоящее время для получения лимонной кислоты используются плесневые грибы, которые выращиваются на сахаре. Такое производство лимонной кислоты исключает необходимость выращивания лимонов на больших площадях.
Особое внимание следует уделить производству дрожжей, которые широко используются. Дрожжи используют в хлебопечении, в кондитерской промышленности, в медицине. Отдельные виды дрожжей участвуют в очищении сточных вод, так как они используют для жизнедеятельности, содержащиеся в них органические вещества. Некоторые виды дрожжей выращивают на отходах различных производств для получения кормового белка – ценного корма для скота. Получение дрожжей из дешёвых источников сырья показывает экономическую эффективность их производства.
Учитель заостряет внимание на плесневых грибах, которые наносят ущерб экономике. Грибы, развивающиеся на продуктах питания, промышленных материалах и изделиях, вызывают их порчу. Особенно вредны плесневые грибы, поселяющиеся на картофеле, овощах, зерне во время хранения этих продуктов, вот почему с ними необходимо вести борьбу, соблюдать правила хранения овощей (обработка химическими препаратами, создание определённого воздушного и теплового режима и т.д.).
С целью закрепления знаний о роли грибов в народном хозяйстве организуется беседа по вопросам : каков роль плесневых грибов в природе? Как используются плесневые грибы в медицине? Какой вред и ущерб экономике приносят плесневые грибы? Ч то представляют собой дрожжи, на чём основано их производство?
Грибы – паразиты.
Большую группу составляют грибы-паразиты, поражающие растения и наносящие значительный урон сельскому и лесному хозяйству.
При повторении обращается внимание на строение и жизнедеятельность грибов-паразитов. Также рассматриваются такие представители, которые повреждают посевы культурных растений и снижающие урожай зерновых, - головня и спорынья. На основании последующей беседы необходимо показать значимость мер борьбы с головнёй: протравливание семян, их термическая обработка, применение севооборота, использование сортов, устойчивых к грибковым заболевания.
Особое внимание уделяется вопросу о спорынье, фитофторе, мучнистой росе, грибе-трутовике и мерах борьбе с ними. Организуется беседа с демонстрацией плодовых тел трутовика, таблицы «Грибы-паразиты» по следующим вопросам: на каких деревьях чаще всего можно встретить трутовики? Чем они питаются? Что представляет собой копытообразное образование на берёзе? В чём заключается вред, наносимый трутовиками деревьям? Как можно защитить деревья от заражения спорами трутовиков?
В результате обсуждения этих вопросов учащиеся подводятся к выводу, что трутовики причиняют большой вред лесному хозяйству, вызывая повреждение и гибель деревьев. В дереве, поражённом трутовиком, древесина становится хрупкой, ломкой, и в результате дерево погибает. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых собирают сок, повреждена кора и открывается доступ спорам гриба. Вот почему при сборке сока нужно замазывать раны.
Для обобщения знаний о грибах-паразитах и мерах борьбы с ними организуется беседа на основе демонстрации кинофрагмента «Грибы-паразиты» по следующим вопросам: какие грибы называют паразитами? Назовите грибы-паразиты, повреждающие посевы культурных растений. Как происходит поражение растений головнёй? Как с ней бороться? Каково строение, питание и размножение трутовика? Какой вред приносят трутовики деревьям? Как бороться с ними?
Вариант 1.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А36) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1. Бактерии – это:
1) одноклеточные организмы, имеющие ядро
2) одноклеточные организмы без ядра
3) клетки, имеющие ядро и вакуоли
4) клетки, имеющие пластиды
А2. Какая наука изучает грибы?
1) микология 3) систематика
2) цитология 4) экология
А3. Образование спор у бактерий – это:
1) способ размножения
2) способ питания
3) способ деления
4) способ выживания в неблагоприятных условиях
А4. Фотосинтез – это процесс:
1) образования неорганических веществ из органических
2) образования органических веществ из неорганических
3) поглощения кислорода
4) выделения углекислого газа
А5. Симбиоз – это тип взаимоотношения между двумя организмами, при котором:
1) выгодно одному из организмов 3) безразлично обоим
2) не выгодно обоим 4) выгодно обоим
А6. К заболеваниям человека, вызываемым бактериями, относятся:
1) грипп 3) краснуха
2) туберкулёз 4) стригущий лишай
А7. Симбиоз грибницы и корней дерева называется:
1) мицелий 3) микориза
2) плодовое тело 4) клубеньки
А8. Какой из перечисленных грибов является ядовитым?
1) желчный 3) трюфель
2) вешенка 4) груздь
А9. Дрожжи размножаются:
1) спорами 3) мицелием
2) почкованием 4) гифами
А10. Гриб – паразит, поражающий картофель и томаты:
1) спорынья 3) головня
2) трутовик 4) фитофтора
А11. Бактерии и грибы относят к:
1) одному царству живых организмов
2) царству растений
3) разным царствам живой природы
4) лишайникам
А12. Пеницилл относится к:
1) плесневым грибам 3) шляпочным грибам
2) грибам – паразитам 4) дрожжевым грибам
А13. Шляпочные грибы в природе размножаются:
1) спорами 3) делением грибницы
2) частями плодового тела 4) спорами и делением грибницы
А14. Осенний опёнок по способу питания:
1) сапрофит на отмершей древесине 3) вначале сапрофит, затем паразит
2) паразит на дереве 4) вначале паразит, затем сапрофит
А15. Какой буквой обозначены бациллы?
1) 2) 3) 4)
А16. Белый пушистый налёт на хлебе – то гриб:
1) пеницилл 3) мукор
2) трутовик 4) фитофтора
А17. По способу питания грибы похожи на животных, так как:
1) способны к фотосинтезу
2) питаются готовыми органическими веществами
3) сами производят органические вещества
4) поглощают пищу путём всасывания
А18. Оболочка клеток большинства грибов содержит:
1) хитин 3) муреин
2) целлюлозу 4) глюкозу
А19. Бактерии, которые превращают в перегной отмершие организмы, называются:
1) бактериями гниения 3) почвенными
2) клубеньковыми 4) бактерии-паразиты
А20. Какие грибы ищут специально обученные свиньи?
1) свинушки 3) трюфели
2) лисички 4) сморчки
А21. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление?
1) спорынья 3) трутовик
2) головня 4) фитофтора
А22. Клубеньковые бактерии живут на корнях…растений:
1) розоцветных 3) бобовых
2) паслёновых 4) лилейных
А23. Стерилизованное молоко хранится дольше пастеризованного, потому что при его обработке погибают:
1) только клетки бактерий 3) болезнетворные бактерии
2) только споры бактерий 4) клетки и споры бактерий
А24. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?
1) фитофтора 3) головня
2) трутовик 4) спорынья
А25. К трубчатым грибам относится:
1) сыроежка 3) опёнок
2) рыжик 4) подберёзовик
А26. К пластинчатым грибам относится:
1) белый 3) волнушка
2) маслёнок 4) подосиновик
А27. Сливки превращаются в сметану благодаря деятельности… бактерий:
1) почвенных 3) клубеньковых
2) молочнокислых 4) болезнетворных
А28. Какие грибы появляются первыми в конце апреля, начале мая?
1) шампиньоны 3) маслята
2) сыроежки 4) сморчки
А29. Эпидемия – это:
1) массовое заболевание среди людей 3) название бактерии
2) вид болезни 4) часть бактерии
А30. Грибница гриба-трутовика разрушает:
1) кору дерева 3) древесину
2) камбий 4) сердцевину
А31. Роль клубеньковых бактерий в природе:
1) образуют органические вещества из углекислого газа и воды
2) обогащают почву азотными солями
3) используют в пищу отмершие части растений
4) играют важную роль в накоплении кислорода в атмосфере
А32. Пища бактерий-паразитов:
1) органические остатки мёртвых растений и животных
2) органические вещества, синтезированные из углекислого газа и воды
3) неорганические вещества, содержащиеся в почве, в водоёмах
4) органические вещества, входящие в состав живых организмов
А33. Среди перечисленных грибов плесневыми грибами являются:
1) сыроежка и подберёзовик 3) белый и груздь
2) мукор и пеницилл 4) мухомор и бледная поганка
А34. Круглые бактерии называют:
1) кокки 3) спириллы
2) бациллы 4) вибрионы
А35. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:
1) дрожжи 3) мукор
2) трутовик 4) фитофтора
А36. Бактериальная клетка отличается от растительной:
1) наличием цитоплазмы 3) отсутствием оформленного ядра
2) наличием оболочки 4) наличием вакуоли
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. |
В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу. |
В1. Чем отличаются грибы от бактерий?
1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
2) относятся к гетеротрофным организмам
3) размножаются спорами
4) включают одноклеточные и многоклеточные организмы
5) при дыхании используют кислород воздуха
6) участвуют в в круговороте веществ в экосистеме
В2. Выберите верные утверждения.
1) в неблагоприятных условиях бактерии могут образовывать спору
2) азотфиксирующие бактерии поселяются на корнях злаковых растений
3) клетки грибницы, чаще всего трёхъядерные
4) споры шляпочных грибов образуются в пластинках или трубочках
5) головня, трутовик, спорынья, фитофтора являются грибами-паразитами
6) в клетках пластинчатых грибов образуется вещество способное убивать некоторые болезнетворные бактерии
В3. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
1) зелёные растения
2) плесневые грибы
3) цианобактерии
4) растительноядные животные
5) красные водоросли
6) болезненные прокариоты
При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбрнных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов. |
В4. Установите соответствие между грибом и группой организмов, к которой его относят.
ГРИБ ГРУППА
А) дрожжи 1) паразиты
Б) пеницилл 2) сапротрофы
В) фитофтора
Г) мукор
Д) головня
А | Б | В | Г | Д |
В5. Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится.
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО
А) оболочка клеток содержит хитин 1) Грибы
Б) клетки содержат хлоропласты 2) Растения
В) в клетках накапливается гликоген
Г) размножаются с помощью мицелия
Д) имеют автотрофный тип питания
Е) в экосистеме выполняют роль редуцентов
А | Б | В | Г | Д | Е |
В6. Установите соответствие между грибом, и группой, к которой его относят.
Гриб Группа
А) маслята 1) Трубчатые
Б) шампиньоны 2) Пластинчатые
В) подберёзовик
Г) сыроежка
Д) опята
Е) подосиновик
А | Б | В | Г | Д | Е |
При выполнении задании В7 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов. |
В7. Определите последовательность сроков плодоношения (сбора) грибов
1) Лисичка настоящая
2) Чернушка
3) Строчок обыкновенный
4) Сыроежка
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 |
Часть 3.
Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 – С6 – полный развёрнутый ответ. |
С1. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
С2. Какое значение имеют дрожжи в природе и жизни человека?
С3. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее трёх признаков.
С4. Что общего у грибов с животными? Назовите не менее трёх признаков.
С5. Как происходит заражение дерева грибом-трутовиком? Опишите, как происходит разрушение древесины? Ответ поясните.
С6. Какие грибы можно встретить в архивохранилищах, которые разрушают бумагу? Какую опасность представляют они для человека? Перечислите основные способы профилактики повреждения документов. Ответ поясните.
Вариант 2.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А36) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1. Какая из перечисленных форм не встречается у бактериальных клеток?
1) шарообразная | 2)спиралевидные |
3)гантелеобразная | 4)палочковидные |
А2. Цианобактерии по способу питания являются | |
1)фотосинтезирующими автотрофами | 2)сапротрофами |
3)хемосинтезирующими автотрофами | 4)паразитами |
А3. Основное отличие бактериальной клетки от растительной заключается в | |
1)отсутствие клеточной оболочки | 2)отсутствие цитоплазмы |
3)отсутствие ядерного вещества | 4)отсутствие ядра |
А4. Не является бактериальным заболеванием | |
1) сибирская язва | 2)сальмонеллез |
3)дизентерия | 4)грипп |
А5. Различные болезнетворные бактерии могут поражать | |
1) только людей | 2) только растения |
3 )только животных | 4) всех перечисленных |
А6. Бактерии , вызывающие такое заболевание, как туберкулёз, имеют форму | |
1) вибрионы | 2) кокки |
3) палочки | 4) спириллы |
А7. Чтобы избежать заражения дизентерией, необходимо | |
1) чаще проветривать жилые помещения | 2) мыть руки , овощи, фрукты перед едой |
3) регулярно уничтожать всех грызунов в окрестности человеческого жилища | 4) избегать воздушно – капельного контакта с заболевшим |
А8. Образование спор у бактерий это | |
1) способ размножения | 2) способ питания |
3) способ выживания в неблагоприятных условиях | 4) способ расселения |
А9. Планетарная роль бактерий заключается в том, что они | |
1) используются для приготовления молочнокислых продуктов | 2) избавляют от скоплений органического мусора, участвуют в образовании гумуса |
3) способствуют усвоению сельскохозяйственными бобовыми растениями азота воздуха | 4) обитают в пищеварительной системе человека, помогают при расщеплении глюкозы, молочного сахара |
А10. Бактерии относят к | |
1) царству растений | 2) царству грибов |
3) царству животных | 4) самостоятельному царству |
А11. Грибы выделяют в | |
1) род | 2) царство |
3) семейство | 4) порядок |
А12. Признаком грибов, сближающим их с царством растений, является | |
1) гетеротрофный способ питания | 2) Верхушечный рост мицелия гриба |
3) Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма | 4) Наличие хитина в клеточных стенках |
А13. Плодовое тело шляпочного гриба образовано | |
1) Шляпкой и мицелием | 2) Шляпкой и ножкой |
3) Ножкой и мицелием | 4) Микоризой и спорангием |
А14. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается? | |
1) сапрофиты | 2) хищные |
3) паразиты | 4) фотосинтезирующие |
А15. К грибам, получающим органические вещества из корней деревьев, относятся: | |
1) мукор | 2) дрожжи |
3) пеницилл | 4) подберёзовик |
А16. Среди перечисленных грибов шляпочными не являются | |
1) сыроежка и подберёзовик | 2) мукор и пеницилл |
3) белый и груздь | 4) мухомор и бледная поганка |
А17. К грибам паразитам относят: | |
1) бледная поганка и мухомор | 2) пеницилл и мукор |
3) гриб трутовик и головня | 4) шампиньоны и вешенки |
А18. Грибы не могут размножаться | |
1) семенами | 2) спорами |
3) вегетативно | 4) половым путем |
А19. Прочность клеточной оболочки грибам придает | |
1) пектин | 2) целлюлоза |
3) хитин | 4) гликоген |
А20. Среди перечисленных грибов пластинчатыми являются: | |
1) сыроежка и опенок | 2) подберезовик и белый |
3) подосиновик и лисичка | 4) масленок и шампиньон |
А21. Грибы, питающиеся органическими остатками растений и животных относят к группе организмов | |
1) автотрофных | 2) гетеротрофных |
3) паразитов | 4) симбиотических |
А22. Бактерии характеризуются наличием | |
1) двух и более хромосом | 2) плотной клеточной оболочки |
3) митохондрий и ЭПС | 4) клеточного центра и комплекса Гольджи |
А23. Свободно располагается в цитоплазме ядерное вещество | |
1) бактерий | 2) дрожжей |
3) одноклеточных водорослей | 4) одноклеточных животных |
А24. В экосистеме болота в процессе круговорота веществ разложение органических веществ до минеральных производят | |
1) мхи и осоки | 2) бактерии и грибы |
3) земноводные и пресмыкающиеся | 4) болотные птицы |
А25. Изучением грибов занимается наука | |
1) экология | 2) морфология |
3) микология | 3) палеонтология |
А26. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? | |
1) вирусы | 2) бактерии |
3) лишайники | 4) грибы |
А27. К запасным питательным веществам у грибов относят | |
1) гликоген | 2) белки |
3) жиры | 4) крахмал |
А28. Какие грибы размножаются почкованием? | |
1) мукор | 2) дрожжи |
3) пеницилл | 4) шампиньоны |
А29. К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения? | |
1) хемотрофов | 2) фототрофов |
3) сапротрофов | 4) симбионтов |
А30. Почему бактерии выделяют в особое царство? | |
1) У них нет оформленного ядра | 2) В их клетках отсутствует цитоплазма |
3) среди них есть только одноклеточные формы | 4) среди них есть паразиты и сапрофиты |
А31. В круговороте веществ бактерии и грибы, как правило, выполняют роль | |
1) производителей органических веществ | 2) разрушителей органических веществ |
3) начального звена в цепи питания | 4) консументов второго порядка |
А32. Неклеточные формы, способные размножаться, только проникнув в клетку-мишень, - это | |
1) вирусы | 2) бактерии |
3) простейшие | 4) лишайники |
А33. Внутриклеточные паразиты, существующие вне клетки в форме кристаллов - | |
1) вирусы | 2) бактерии |
3) одноклеточные грибы | 4) простейшие |
А34. Споры растений и грибов представляют собой | |
1) клетки, служащие для размножения и расселения | 2) клетки, из которых образуются сложные переплетения нитей |
3) удлиненные клетки , выполняющие функцию питания | 4) множество вытянутых клеток, выполняющих функцию газообмена с окружающей средой |
А35. Укажите способ размножения бактерий | |
1) слияние половых клеток | 2) деление надвое |
3) образование спор | 4) митоз |
А36. Главная особенность бактерий – это | |
1) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы | 2) нет рибосом |
3) отсутствует оболочка | 4) клетки маленьких размеров |
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. |
В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу. |
В1. Растения, как и грибы
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение
В2. В отличие от шляпочных грибов, бактерии
1) одноклеточные организмы
2) многоклеточные организмы
3) имеют в клетках рибосомы
4) не имеют митохондрий
5) доядерные организмы
6) не имеют цитоплазмы
В3. В отличие от животных, бактерии
1) относят к безъядерным организмам
2) являются эукариотами
3) питаются готовыми органическими веществами
4) могут быть хемотрофами
5) структура молекулы ДНК линейна
6) имеют ДНК кольцевидной формы
При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбрнных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов. |
В4. Установите соответствие между организмом и царством, к которому он относится.
Одноклеточный организм | Царство |
А) хлорелла | 1) Бактерии |
Б) хламидоманада | 2) Грибы |
В) обыкновенная амеба | 3) Растения |
Г) инфузория –туфелька | 4) Животные |
Д) дрожжи | |
Е) стрептококки |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В5. Установите соответствие
А) лисичка настоящая 1) вид
Б) лисичка 2) царство
В) грибы 3) род
А | Б | В |
В6. Установите соответствие между грибом, и группой, к которой его относят.
Гриб Группа
А) белый гриб 1) Трубчатые
Б) мухомор 2) Пластинчатые
В) подосиновик
Г) лисичка
Д) опята
Е) волнушка
А | Б | В | Г | Д | Е |
При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов. |
В7. Определите последовательность сроков плодоношения (сбора) грибов
1) Белый гриб
2) Сморчки
3) Волнушки
4) Опенок осенний
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 |
Часть 3.
Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 – С6 – полный развёрнутый ответ. |
С1. В чем значение в природе и жизни человека гриба мукор головчатый?
С2. В чем заключается положительная роль бактерий гниения в жизни и хозяйственной деятельности человека.
С3. Предложите санитарные мероприятия по предупреждению развития туберкулезом.
С4. Перечислите симптомы отравления ядовитыми грибами.
С5. Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами.
С6. Какова роль бактерий в образовании торфа и угля! Ответ поясните.
Ответы
Выставление баллов за задания
Часть 1(А)
За каждое верно выполненное задание А1 – А36 выставляется 1 балл. Максимальное число баллов за правильно выполненные задания этой части – 36 баллов.
Часть 2(В)
За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится, если в ответеневерно определена последовательность двух букв в одном случае, но в любом месте ответа. В других случаях выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов за верно выполненные задания этой части – 14 баллов.
Часть 3(С)
За верное выполнение задания С1 выставляется 2 балла, за верное выполнение заданий С2 – С6 – по 3 балла. Максимальное число баллов за верно выполненные задания части 3 – 17 баллов.
Часть А
№ вар. | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 |
Вариант 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 |
Вариант 2 | 3 | 1 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 |
№ вар. | А17 | А18 | А19 | А20 | А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | А28 | А29 | А30 |
Вариант 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 |
Вариант 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 |
№ вар. | А31 | А32 | А33 | А34 | А35 | А36 |
Вариант 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 3 |
Вариант 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Часть В
№ вар. | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 |
Вариант 1 | 134 | 145 | 135 | 22121 | 121121 | 121221 | 3142 |
Вариант 2 | 136 | 145 | 146 | 334421 | 132 | 121222 | 2134 |
Часть С.
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Вариант 1.
С1. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какое значение имеют дрожжи в природе и жизни человека?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение; 2) используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов; 3) являются объектами изучения биохимиков и генетиков. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С3. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее трёх признаков.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
2) грибы отличаются строением и химическим составом: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество – гликоген; 3) тело грибов образовано гифами. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
С4. Что общего у грибов с животными? Назовите не менее трёх признаков.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Клеточная стенка содержит хитин; 2) грибы и животные имеют запасное питательное вещество – гликоген; 3) грибы – гетеротрофы, не способные к фотосинтезу. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
С5. Назовите гриб-паразит, который используется в медицине? Как происходит заражение дерева грибом-трутовиком? Опишите, как происходит разрушение древесины? Ответ поясните.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Один из видов трутовика (чага) используется в медицине. 2) Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на различных предметах в лесу: на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору, прорастают и образуют мицелий. Мицелий постепенно разрастается и через некоторое время образуются плодовые тела грибов. 3) Мицелий гриба находится внутри ствола дерева. Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженного грибом дерева постепенно становится трухлявой, в этих деревьях часто образуются дупла и деревья ломаются. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Какие грибы можно встретить в архивохранилищах, которые разрушают бумагу? Какую опасность представляют они для человека? Перечислите основные способы профилактики повреждения документов. Ответ поясните.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Целлюлозоразрушающие грибы. В настоящее время изучено свыше 250 видов плесневых грибов, живущих на бумаге. Однако далеко не все из них способны разрушать целлюлозу волокна. Такой способностью обладают только те грибы, которые вырабатывают фермент цитазу. 2) Опасность для человека представляют частицы мицелия и спор грибов, которые попадают в воздух при дезинфекции. Даже мертвые остатки грибов могут вызвать раздражение слизистых оболочек и аллергические заболевания. 3) Поддержание оптимального микроклимата, при котором исключается прорастание спор (температура 16 - 200С и влажности 50-60%); документы со свежими поражениями должны подвергаться дезинфекции. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Часть С.
Вариант 2.
С1. В чем значение в природе и жизни человека гриба мукор головчатый?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) участвует в разложении растительных остатков 2) наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. В чем заключается положительная роль бактерий гниения в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Избавляют от скопления органического мусора; 2) участвуют в образовании гумуса; 3) некоторые из бактерий используют при переработке отходов производства. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С3. Предложите санитарные мероприятия по предупреждению развития туберкулезом.
Назовите не менее трёх признаков.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) регулярные проверки на наличие возбудителей в организме; 2) соблюдение гигиены, проветривание помещений; 3) прививание населения от данного возбудителя.. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
С4. Перечислите симптомы отравления ядовитыми грибами.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Боли в животе, тошнота, многократная рвота; 2) диареея: стул до 10-15 раз в сутки, сначала жидкими каловыми массами, а потом водянистым обильным отделяемым; 3) озноб, повышение температуры тела до 37,5-39оС, общая слабость. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Необходимо обильное питье с последующим вызыванием рвоты, очистительная клизма; 2) промывание желудка активированным углем; 3) срочная госпитализация. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Какова роль бактерий в образовании торфа и угля! Ответ поясните.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Образование углей и торфа происходит в две стадии: Первая стадия — период быстрого разложения нестойких веществ растительных остатков и накопление устойчивых соединений типа лигнина, кутина и др. — проходит под действием микроорганизмов. 2) Вторая — период медленного превращения этих соединений в еще более стойкие продукты, например превращение легкорастворимых в щелочах гуминовых кислот в совершенно нерастворимые вещества каменных углей. Вторая фаза проходит в анаэробных условиях. В формировании каменных углей в этот период микроорганизмы участия не принимают.. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы
для подготовки к единому государственному экзамену
по биологии.
1. Назначение контрольной работы – определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по теме «Царства Бактерии и Грибы» (биология 6 класс) к единому государственному экзамену по БИОЛОГИИ.
Контрольная работа по биологии ориентирована как на профильный, так и на базовый уровень Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии 2004 г..
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольной работы.
Основу разработки контрольной работы составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Стандарте 2004 г.для базового и профильного уровня и в различных учебниках по биологии, рекомендованных Минобрнауки РФ для использования общеобразовательных учреждениях.
Контрольная работа проверяет усвоение школьниками знаний и умений по теме «Царства Бактерии и Грибы», одного из основных разделов курса биологии за 6 класс.
В контрольной работе даются задания , где интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматривается строение и жизнедеятельность бактерий и грибов. Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные элементы темы «Царства Бактерии и Грибы» и проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения и биологическую компетентность.
3. Структура контрольной работы.
Работа состоит из трех частей.
Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня.
Часть 2 (В) включает 7 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие и 2 задания на определение последовательности биологических явлений и процессов.
Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом:
1 – повышенного уровня и 5 – высокого уровня.
Распределение заданий контрольной работы по частям с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приводится в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий контрольной работы по частям
№ | Части работы | Число зада-ний | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
1 | Часть 1 (А) | 36 | 36 | 52 | с выбором ответа |
2 | Часть 2 (В) | 7 | 14 | 23 | с кратким ответом |
3 | Часть 3 (С) | 6 | 17 | 25 | с развернутым ответом |
Итого | 49 | 67 | (100%) |
4. Распределение заданий контрольной работы по содержанию (знаниям и умениям).
Контрольная работа включает 3 содержательных блоков с учетом уровней организации живой природы (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биосферно-биоценотический), экологических закономерностей и эволюции органического мира. Основное содержание этих блоков направлено на проверку у учащихся общебиологических знаний как основы научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы.
Первый блок «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий природе и жизни человека » включает материал о строении бактериальной клетки (оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения) и о таких процессах как питание, размножение, образование спор. В данном блоке также составляются задания, проверяющие знания о работах Луи Пастера и Роберта Коха в области бактериологии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Второй блок «Общая характеристика грибов. Шляпочные, плесневые грибы, дрожжи. Грибы - паразиты » включает материал об особенностях строения и жизнедеятельности грибов (на примере конкретных представителей). Признаки царства грибов. Разнообразие грибов по способу питания (сапрофиты , паразиты) . Размножение грибов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Блок включает материал об особенностях строения шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами проверяются знания о многообразии, строении и жизнедеятельности растительного, животного, грибного, бактериального организмов. Биологических основах выращивания культурных форм.
Выявляется уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности данных грибов, о роли плесневых грибов ( мукор, пеницилл) и дрожжей в природе и жизни человека.
Также включены задания, направленные на контроль знаний об основных представителях грибов – паразитов (головня, спорынья, фитофтора, мучнистая роса, плодовая гниль), о мерах профилактики заражения сельскохозяйственных растений.
Третий блок «Общие биологические знания» включает материал, с помощью которого проверяется у школьников научное мировоззрение и биологическая грамотность и компетентность.
Распределение заданий по основным содержательным блокам
курса биологии
Содержательные блоки | Число зада-ний | Максимальный первичный балл |
1. Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий природе и жизни человека | 15 | 16 |
2. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы – паразиты. | 30 | 46 |
3. Общие биологические знания. | 4 | 5 |
Итого | 49 | 67 |
Контрольная работа предусматривает проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать биологические объекты, процессы, явления, давать определения основных биологических понятий, пользоваться терминами.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и явления. Задания на воспроизведение знаний и на применение знаний в незнакомой ситуации направлены на выявление уровня усвоения основного содержания, изложенного во всех шести блоках работы.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания.
Применение знаний в новой ситуации предполагает овладение умениями использовать теоретические знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать творческие задачи. Задания этого типа проверяют также сформированность у школьников научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
Распределение заданий по видам проверяемой деятельности
Виды учебной деятельности | Число заданий | Максималь-ный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу (%) |
1. Воспроизведение знаний | 14 | 14 | 20 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 16 | 16 | 23 |
3. Применение знаний и умений в изменённой ситуации | 14 | 22 | 35 |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | 5 | 15 | 22 |
Итого | 49 | 67 | 100% |
В тесте проверяются следующие учебные умения:
- описывать биологические объекты, явления, процессы;
- приводить примеры биологических объектов, процессов и явлений, происходящих в природе;
- распознавать особенности строения, процессов жизнедеятельности, индивидуального развития организмов, основные систематические категории;
- определять и классифицировать биологические объекты и явления;
- объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязь организмов и окружающей среды, причины биологических процессов и явлений;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ и органоидов клетки, органов, систем органов и организмов в экосистемах, средой обитания и приспособленностью организмов к ней;
- применять биологические знания в практических ситуациях;
- использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения биологических объектов, процессов, явлений;
- обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека, роль биоразнообразия и круговорота веществ в сохранении равновесия в биосфере;
- оценивать и прогнозировать состояние окружающей среды, последствия деятельности грибов, их влияние на здоровье человека.
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 38% от максимального первичного балла, повышенного – 40%, высокого уровня – 22%. Они соответствуют минимуму содержания основного и среднего (полного) общего биологического образования, требованиям к подготовке выпускников.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу (%) |
Базовый | 26 | 26 | 38 |
Повышенный | 18 | 26 | 40 |
Высокий | 5 | 15 | 22 |
Итого | 49 | 67 | 100 |
Все задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх.
Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений в живой природе, определение их последовательности, со свободным ответом. Выполнение этих заданий служит показателем овладения более сложными и разнообразными видами учебной деятельности. Они позволяют проверить знания учащихся о сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях, умения сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать свободный ответ.
Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку знаний о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, решать биологические задачи, применять теоретические знания на практике.
6. Время выполнения работы. На выполнение контрольной работы отводится 3 часа (180 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 (А) – 1–2 минуты;
2) для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут;
3) для каждого задания части 3(С) – до 18 минут.
7. План контрольной работы.
Контрольная работа проводится по вариантам, разработанным
на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии.
Обобщенный план контрольной работы представлен в Приложении.
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня Части 1 оценивается одним баллом. Задания Части 2 оцениваются от нуля до двух баллов. Задание С1 повышенного уровня оценивается от 0 до двух баллов, задания С2–С6 высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов.
Оценка заданий Части 3 проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.
9. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.
10. Рекомендации по подготовке к контрольной работе
При подготовке к контрольной работе рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Приложение
Обобщенный план
контрольной работы по биологии
Вариант 1.
По- ряд- ковый номер зада- ния | Обозна- чение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяе- мых элементов содержания (по кодификатору) | Коды требований к уровню подготовки выпускников (по кодифи- катору) | Уровень слож- ности задания | Макс. балл за выпол- нение задания |
Часть 1 | ||||||
1 | А1 | строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.1, 2.6 | Б | 1 |
2 | А2 | общая характеристика грибов; общие биологические знания | 2.1,3.1 | 1.3 | П | 1 |
3 | А3 | строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.2.2 | Б | 1 |
4 | А4 | общие биологические знания | 3.1 | 1.2.1 | Б | 1 |
5 | А5 | общие биологические знания | 3.1 | 1.2.1 | Б | 1 |
6 | А6 | роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 1.4, 3.1 | П | 1 |
7 | А7 | общая характеристика грибов | 2.1 | 1.2.1, 2.2 | Б | 1 |
8 | А8 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.4, 2.3 | Б | 1 |
9 | А9 | плесневые грибы и дрожжи | 2.3 | 1.12.2, 2.6 | Б | 1 |
10 | А10 | грибы - паразиты | 2.4 | 1.4, 2.1.3 | Б | 1 |
11 | А11 | строение и жизнедеятельность бактерий; общая характеристика грибов; общие биологические знания | 1.1,2.1,3.1 | 1.3, 2.6 | П | 1 |
12 | А12 | плесневые грибы и дрожжи | 2.3 | 1.3, 2.6 | Б | 1 |
13 | А13 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.2.2 | Б | 1 |
14 | А14 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.1, 2.3, 2.6 | Б | 1 |
15 | А15 | строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 2.1.1, 1.3 | Б | 1 |
16 | А16 | плесневые грибы и дрожжи | 2.3 | 1.3,2.1.1 | П | 1 |
17 | А17 | общая характеристика грибов; общие биологические знания | 2.1,3.1 | 2.5 | Б | 1 |
18 | А18 | общая характеристика грибов | 2.1 | 1.2, .2.6 | Б | 1 |
19 | А19 | роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии - паразиты | 1.2 | 1.1, 2.6 | П | 1 |
20 | А20 | общие биологические знания | 2.5,3.1 | 1.3.1,2.1.3 | Б | 1 |
21 | А 21 | грибы - паразиты | 2.4 | 1.1, 3.1 | Б | 1 |
22 | А 22 | роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии - паразиты | 1.2 | 1.1 | П | 1 |
23 | А23 | Роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 1.1, 2.1.3 | Б | 1 |
24 | А24 | грибы - паразиты | 2.4 | 1.4, 2.3, 2.6 | Б | 1 |
25 | А25 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.1, 2.5 | Б | 1 |
26 | А26 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.1, 2.5 | П | 1 |
27 | А27 | роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 1.1, 1.2.3 | Б | 1 |
28 | А28 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.4, .2.6 | Б | 1 |
29 | А29 | общие биологические знания | 3.1 | 1.3, 3.1 | Б | 1 |
30 | А30 | грибы - паразиты | 2.4 | 1.2, 1.4, 2.1.2, 2.6 | П | 1 |
31 | А31 | роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 1.2.1, 1.4,2.6 | Б | 1 |
32 | А32 | строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.2.1, 1.4, 2.6 | Б | 1 |
33 | А33 | плесневые грибы и дрожжи | 2.3 | 1.1, 2.5 | Б | 1 |
34 | А34 | строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.1, 2.3 | П | 1 |
35 | А35 | роль грибов в природе и жизни человека; общие биологические знания | 2.5,3.1 | 1.3, 1.4, 3.3 | П | 1 |
36 | А36 | строение и жизнедеятельность бактерий; общие биологические знания | 1.1,3.1 | 2.5,1.1, 2.6 | П | 1 |
Часть 2 | ||||||
37 | В1 | общая характеристика грибов | 2.1 | 1.1, 2.5, 2.6 | П | 2 |
38 | В2 | строение и жизнедеятельность бактерий; шляпочные грибы; грибы – паразиты; роль грибов в природе и жизни человека | 1.1,2.2,2.4,2.5 | 1.1, 2.4, 2.7 | П | 2 |
39 | В3 | строение и жизнедеятельность бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека. бактерии – паразиты; плесневые грибы и дрожжи | 1.1,1.2, 2.3 | 1.1, 1.3,. 2.6 | П | 2 |
40 | В4 | плесневые грибы и дрожжи; грибы – паразиты; роль грибов в природе и жизни человека | 2.3,2.4,2.5 | 1.1,2.5, 1.3 | П | 2 |
41 | В5 | общая характеристика грибов | 2.1 | 1.1, 2.5, 1.3 | П | 2 |
42 | В6 | шляпочные грибы | 2.2 | 1.1, 1.3, 2.5, | П | 2 |
43 | В7 | шляпочные грибы; роль грибов в природе и жизни человека; | 2.2,2.5 | 1.1, 2.2, 1.7 | П | 2 |
Часть 3 | ||||||
44 | С1 | роль бактерий в природе и жизни человека;. бактерии - паразиты | 1.2 | 1.1, 1.2.2, 2.1.3 | П | 2 |
45 | С2 | плесневые грибы и дрожжи; роль грибов в природе и жизни человека | 2.3,2.5 | 2. 1.1, 2.1.3 | В | 3 |
46 | С3 | общая характеристика грибов; общие биологические знания | 2.1,3.1 | 2.4, 2.5, 2.6 | В | 3 |
47 | С4 | общая характеристика грибов | 2.1 | 2.4, 2.5, 2.6 | В | 3 |
48 | С5 | грибы – паразиты; роль грибов в природе и жизни человека | 2.4,2.5 | 2.1.2 | В | 3 |
49 | С6 | роль грибов в природе и жизни человека; общие биологические знания | 2.5,3.1 | 2.1.2, 2.1.3 | В | 3 |
Вариант 2.
По- ряд- ковый номер зада- ния | Обозна- чение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяе- мых элементов содержания (по кодификатору) | Коды требований к уровню подготовки выпускников (по кодифи- катору) | Уровень слож- ности задания | Макс. балл за выпол- нение задания |
Часть 1 | ||||||
1 | А1 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.1, 2.3 | Б | 1 |
2 | А2 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.2.1 | Б | 1 |
3 | А3 | Строение и жизнедеятельность бактерий; общие биологические знания | 1.1,3.1 | 1.1, 2.5 | П | 1 |
4 | А4 | Роль бактерий в природе; бактерии - паразиты | 1.2 | 2.1.3, 3.1 | Б | 1 |
5 | А5 | Роль бактерий в природе; бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 2.1.3, 3.1 | П | 1 |
6 | А6 | Роль бактерий в природе; бактерии - паразиты | 1.2 | 1.1, 2.3 | Б | 1 |
7 | А7 | Роль бактерий в природе; бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 1.1, 2.2 | П | 1 |
8 | А8 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.2.2 | Б | 1 |
9 | А9 | Роль бактерий в природе; бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 1.1, 2.1.2 | П | 1 |
10 | А10 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.1, 2.1.5 | Б | 1 |
11 | А11 | Строение и жизнедеятельность бактерий; общие биологические знания | 1.1,3.1 | 1.1, 2.6 | П | 1 |
12 | А12 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1,3.1 | 1.1, 2.5 | П | 1 |
13 | А13 | Шляпочные грибы | 2.2 | 1.1 | Б | 1 |
14 | А14 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1 | 1.1, 1.2.1 | Б | 1 |
15 | А15 | Царство Грибы. Общая характеристика; Шляпочные грибы | 2.1-2.3 | 2.1.2 | П | 1 |
16 | А16 | Шляпочные грибы; Плесневые грибы и дрожжи | 2.2,2.3 | 1.1,2.6 | П | 1 |
17 | А17 | Плесневые грибы и дрожжи; грибы – паразиты; | 2.3,2.4 | 2.7, 3.1 | П | 1 |
18 | А18 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1 | 1.2.2 | Б | 1 |
19 | А19 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1 | 1.1, 2.6 | Б | 1 |
20 | А20 | Шляпочные грибы | 2.2 | 2.6 | Б | 1 |
21 | А 21 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1 | 1.2.1, 2.6 | Б | 1 |
22 | А 22 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.1 | Б | 1 |
23 | А23 | общие биологические знания | 3.1 | 1.1 | Б | 1 |
24 | А24 | общие биологические знания | 3.1 | 1.1.2, 1.2.1, 2.1.3 | Б | 1 |
25 | А25 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1,3.1 | 1.3, | П | 1 |
26 | А26 | общие биологические знания | 3.1 | 1.1, 2.6 | Б | 1 |
27 | А27 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1 | 1.1, 1.2.1 | Б | 1 |
28 | А28 | Царство Грибы. Общая характеристика; Плесневые грибы и дрожжи | 2.1,2.3 | 1.1, 1.2.2 | Б | 1 |
29 | А29 | Царство Грибы. Общая характеристика; роль грибов в природе и жизни человека; | 2.1,2.5 | 1.1, 1.2.2 | Б | 1 |
30 | А30 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.2, 3.1 | Б | 1 |
31 | А31 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 2.1.3 | Б | 1 |
32 | А32 | общие биологические знания | 3.1 | 1.2.2 | Б | 1 |
33 | А33 | общие биологические знания | 3.1 | 1.1, 1.2.2 | Б | 1 |
34 | А34 | Царство Грибы. Общая характеристика; общие биологические знания | 3.1,2.1 | 1.1, 1.2.2 | Б | 1 |
35 | А35 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 1.2.2 | Б | 1 |
36 | А36 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.1 | 2.4 | Б | 1 |
Часть 2 | Часть 2 | |||||
37 | В1 | Царство Грибы. Общая характеристика; общие биологические знания | 2.1,3.1 | 1.1, 2.5 | П | 2 |
38 | В2 | Строение и жизнедеятельность бактерий; Царство Грибы. Общая характеристика; | 1.1, 2.1 | 1.1, 2.5 | П | 2 |
39 | В3 | Строение и жизнедеятельность бактерий; общие биологические знания | 1.1, 3.1 | 1.1,2.5 | П | 2 |
40 | В4 | Строение и жизнедеятельность бактерий; Царство Грибы. Общая характеристика; общие биологические знания | 1.1, 2.1, 3.1 | 2.6, 1.3 | П | 2 |
41 | В5 | Царство Грибы. Общая характеристика; | 2.1,3.1 | 2.6, 1.3 | П | 2 |
42 | В6 | Царство Грибы. Общая характеристика; Шляпочные грибы | 2.1, 2.2 | 2.5,2.6, 2.7 | П | 2 |
43 | В7 | Шляпочные грибы; роль грибов в природе и жизни человека; | 2.2, 2.5 | 2.4 | П | 2 |
Часть 3 | Часть 3 | |||||
44 | С1 | роль грибов в природе и жизни человека; общие биологические знания | 2.5,3.1 | 1.1, 1.4, 1.2.1 | П | 2 |
45 | С2 | Роль бактерий в природе; бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2, 3.1 | 1.1, 2.1.3 | В | 3 |
46 | С3 | Роль бактерий в природе; бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2,3.1 | 2.1.3, 3.1 | В | 3 |
47 | С4 | роль грибов в природе и жизни человека ; общие биологические знания | 2.5,3.1 | 2.1.3, 3.1, 3.2 | В | 3 |
48 | С5 | Шляпочные грибы; роль грибов в природе и жизни человека; общие биологические знания | 2.2, 2.5, 3.1 | 2.1.3, 3.1, 3.2 | В | 3 |
49 | С6 | Роль бактерий в природе; бактерии – паразиты; общие биологические знания | 1.2, 3.1 | 1.1, 2.1.2, 2.2, 2.4 | В | 3 |
Кодификатор
элементов содержания и требований для подготовки выпускников к единому государственному экзамену по БИОЛОГИИ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку контрольной работы. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов
основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. № 1089).
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни).
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код раз- дела | Код контроли- руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
1 | Царство Бактерий | |
1.1 | Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность. | |
1.2 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. | |
2 | Царство Грибы | |
2.1 | Общая характеристика грибов | |
2.2 | Шляпочные грибы | |
2.3 | Плесневые грибы и дрожжи | |
2.4 | Грибы - паразиты | |
2.5 | Роль грибов в природе и жизни человека | |
3 | Общие биологические знания | |
3.1 | Общие биологические знания |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников,
достижение, которого проверяется при подготовке обучающихся к ЕГЭ по теме «Царства Бактерии и Грибы»
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на контрольной работе по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на контрольной работе.
Код | Требования | Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на контрольной работе |
1. | ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: | |
1.1 | строение и признаки биологических объектов; одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы ( бактерий, грибов, растений, животных); | |
1.2. | сущность биологических процессов и явлений: | |
1.2.1. | дыхание, питание, рост; | |
1.2.2. | развитие и размножение; | |
1.2.3. | круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; | |
1.3. | современную биологическую терминологию по ботанике; | |
1.4 | роль грибов и бактерий в природе и жизни человека; | |
2. | УМЕТЬ: | |
2.1. | объяснять: | |
2.1.1. | различия, родство грибов (на примере сопоставления отдельных групп); | |
2.1.2. | взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды; | |
2.1.3 | роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; | |
2.2. | устанавливать взаимосвязи: строения и функций организмов; | |
2.3. | распознавать и описывать: биологические объекты по их изображению; | |
2. 4. | выявлять: приспособления у грибов и бактерий к среде обитания; | |
2.5. | сравнивать (и делать выводы на основе сравнения): биологические объекты (организмы бактерий, грибов, растений); | |
2.6. | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); | |
2.7. | анализировать: строение биологических объектов, воздействие факторов окружающей среды (влияние грибов и бактерий на здоровье человека); | |
3. | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ | |
3.1. | соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и грибами; | |
3.2 | оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами; | |
3.3 | выращивание культурных грибов и бактерий; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Царства Бактерии и Грибы"
Два варианта контрольного теста по теме "Царство Бактерии, Царство Грибы"...
Тест по теме «Царства Бактерии, Грибы»
Тестирование по теме «Царства Бактерии, Грибы» для 5класса по программе В.В. Пасечника...
Диагностическая работа по биологии для 5 класса "Царства Бактерии и Грибы". 2 варианта.
Диагностическая работа по биологии для 5 класса "Царства Бактерии и Грибы" для 5 класса к УМК В.В. Пасечника. 2 варианта....
Тестовая работа по теме: «Царства Бактерии и Грибы»
Работа по теме "Цраство Бактерии и грибы" за 2-ю четверть...
Дистанционные курсы. Тема: "Царства бактерий, грибов. Лишайники".
Учебный материал, опорные схемы по теме. Проверочный тестовый материал....
Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов».
Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов» разработана и может быть использована на заключительном этапе изучения раздела «Ба...
Итоговый тест по биологии для 5 класса по теме «Царства Бактерии и Грибы» по учебнику В.В. Пасечника
Данный тест можно использовать при контроле и проверке знаний учащихся....