Дистанционные курсы. Тема: "Царства бактерий, грибов. Лишайники".
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Учебный материал, опорные схемы по теме. Проверочный тестовый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsarstva_bakteriy_gribov._lishayniki.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Царство Бактерии
Бактерии не имеют ядра, отделенного мембраной от цитоплазмы.
Формы бактерий
Шаровидные палочковидные изогнутые спиралевидные
(кокки) (бациллы) (вибрионы) (спириллы)
Они способны к самостоятельному движению с помощью жгутиков или благодаря сокращению клеток.
По способу питания
Гетеротрофы – пищей им служат готовые органические вещества.
1.Сапрофиты – бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами
мертвых организмов (молочно – кислые, бактерии гниения);
2. Паразиты - бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами
Живых организмов (менингококки);
3. Смешанного питания – способны к паразитическому и сапрофитному питанию
( палочки сыпного тифа, сибирской язвы).
Автотрофы – способны синтезировать органические вещества из неорганических
(фотосинтезирующие – зеленые бактерии и хемосинтетики – серобактерии, железобактерии)
Дыхание
Аэробное анаэробное
(кислородное) ( бескислородное
Факультативное
(смешанное)
Размножение бактерий
Амитоз
(деление клетки на 2 части)
Вывод: Быстрое размножение (клетка делится через каждые 20-30 минут) , способность к спорообразованию обеспечили не только сохранение этих примитивных организмов с древнейших времен до наших дней (с архейской эры), но и их повсеместное распространение. Наибольшее их количество находится в почве
Роль бактерий в природе
- В круговороте веществ Земли;
- Сапрофиты обеспечивают минерализацию органических веществ;
- Вызывают гниение – разложение азотосодержащих веществ с выделением аммиака, сероводорода и т.д.
- Молочнокислое брожение (используется для получения простокваши, сметаны, квашение капусты, силосование кормов и т.д.)
- Обогащают почву минеральными солями, доступными для растений
- Бактерии используют для получения столового уксуса, лекарств.
Болезнетворные бактерии
Это бактерии, вызывающие инфекционные заболевания. Они способны выделять
токсины - ядовитые вещества ( дифтерийная и столбнячная палочки, холерный вибрион)
Чаще всего человек заражается следующими болезнями: тиф, холера, дифтерия, столбняк, туберкулез, ангина, бруцеллез, сибирская язва.
Меры борьбы:
- Высушивание
- Пастеризация
- Стерилизация
- Охлаждение
- Засолка, засахаривание
- Кислая среда
- Прямой солнечный свет
- Дезинфекция.
Проверочный тест:
1. Палочковидные бактерии называются:
а) спириллами в)вибрионами
б) кокками г) бациллами
2. Шаровидные бактерии называются:
а) спириллами в)вибрионами
б) кокками г) бациллами
3. Бактерии – сапрофиты питаются:
а) живыми клетками в) неорганическими веществами
б) умершими организмами г)любыми из этих способов
4. Споры у бактерий служат для:
а) активного передвижения в) переживания неблагоприятных условий
б) размножения г) выполняют все эти функции
5. В благоприятных условиях бактериальная клетка делится через каждые:
а) 20-30 минут в) 6-10 часов
б) 60-80 минут г) 1-2 суток
6. Бактерии являются возбудителями:
а )чумы в) столбняка
б) холеры г) всех этих болезней
7.Больше всего бактерий на единицу объема обитает в:
а) в плодородном слое почвы в) воздухе городов
б) болотной воде г) океане
8. Выберите нужные характеристики бактерий и соответствующие им цифры занесите в таблицу:
Характеристики бактерий | Названия бактерий | ||||
Молочно -кислые | Бактерии гниения | Бактерии холеры | Клубеньковые бактерии | Стафило- кокки | |
Характер жизнедеятельности | |||||
Значение |
Характер жизнедеятельности:
1.Способствуют перегниванию отмерших остатков организмов.
2. Усваивают сахар с выделением молочной кислоты.
3. Отравляют живые организмы продуктами своей жизнедеятельности.
4. Усваивают атмосферный азот и переводят его в доступные для растений соединения.
Значение бактерий:
1.Вызывают инфекционные заболевания человека и животных.
2. Являются «санитарами» планеты, участвуют в почвообразовании, вызывают порчу продуктов питания.
3. Обогащают почву соединениями азота, доступными для растений.
4. Используются для получения кефира, сыра, силоса и т.д.
Царство Грибы.
Наука о грибах – микология.
Грибы сочетают в себе признаки растений и животных:
А) признаки животных – наличие в обмене мочевины, в оболочке клеток – хитина, запасного продукта гликогена.
Б) признаки растений – способ питания (всасывание, а не заглатывание пищи), неограниченный рост.
Грибы по способу питания гетеротрофы:
- Паразиты ( мучнистая роса, ржавчинные грибы)
- Сапрофиты –составляют ¾ всех грибов. Живут в основном на растениях
- Симбионты ( грибы в лишайниках, микориза – сожительство гриба с корнями высших растений)
Тело гриба называют грибницей или мицелием. Мицелий образован переплетением нитей – гиф.
Грибы
Плесневые Дрожжи Шляпочные
(мукор, Трубчатые Пластинчатые
пеницилл) (белый гриб) (сыроежки)
Строение шляпочных грибов
Грибница Пенек Шляпка
Плодовое тело
Шляпочные грибы по способу питания – сапрофиты. Размножаются спорами и частями мицелия.
Грибы есть съедобные ( белый гриб, опенок, лисички, грузди и т.д.) и ядовитые (мухомор, бледная поганка, ложный опенок, ложные лисички и т.д.)
Профилактика отравления ядовитыми грибами:
- Собирать только известные грибы;
- Нельзя собирать старые грибы;
- Сморчки и строчки нужно дважды отварить и воду слить, так как олтвар ядовит;
- Надо помнить. Что если даже съедобный гриб долго лежал без обработки, он может быть ядовит.
представители | строение | Способ питания | Особенности размножения | значение |
Плесневые грибы: Мукор – «белая плесень» Пеницилл – «зеленая плесень» | Грибница многоядерная, на ней развиваются шаровидные спорангии на ножках Мицелий многоклеточ –ный На концах образуются кисточки со спорами | Сапрофит, развивается на хлебе Сапрофит развивается на овощах, фруктах, варенье | При помощи спор; при истощении питательной среды перехо- дит к полово му размноже- нию так же | Порча продуктов питания Клетки мицелия вырабатывают пеницилл – антибиотик по-давляющий рост бактерий |
Дрожжи | Микроскопические Одноклеточные, не имеют мицелия, образуют колонии из овальных клеток | Сапрофиты, питаются путем сбраживания сахаров | Почкованием, при истоще- нии питатель- ной среды -половое размножение | Широко используются в хлебопечении |
Паразитические грибы: Спорынья Головня Трутовик Грибы паразиты, живущие на животных и человеке | На мицелии, развивающимся в колосьях злаков вырастают темные рожки, содержащие ядовитые вещества Мицелий развивается внутри побегов. Колосья приобретают «обугленный» вид Копытообразное тело на деревьях, мицелий находится в древесине | Паразит хлебных злаков Паразит хлебных Злаков Паразит, живущий на деревьях | Спорами,раз носящемися ветром Спорами | Мука, зараженная спорыньей, может стать причиной отравления Вызывает заболевание злаков – Головню Приносит вред лесному хозяйству Вызывают заболевания кожи, ногтей, волос |
Проверочный тест на тему «Грибы»
- С животными грибы объединяет:
а)отсутствие пластид в)наличие внутреннего скелета
б) способ размножения г) все эти признаки
2. Мицелий гриба образован:
а)хитиновыми волокнами в) спорами
б) гифами г) ризоидами
3.К пластинчатым грибам относят:
а)сыроежки в) белый гриб
б)маслята г)подосиновик
4.К трубчатым грибам относят:
а) грузди в) подберезовики
б)шампиньоны г) волнушки
5. Самым ядовитым грибом в наших широтах является:
а)эмпуза в)бледная поганка
б) головня г)мухомор
6. Микориза представляет собой:
а) грибковое заболевание ржи в)орган размножения грибов
б) симбиоз гриба с корнями растений г)один из самых ядовитых грибов
7.Мицелием, состоящим из одной клетки, обладает:
а)головня в) пеницилл
б) трутовик г) мукор
8. Головня является паразитом:
а) животных в) плодовых культур
б)хлебных злаков г) картофеля
9. Плесневые грибы человек использует при:
а) выпечке хлеба в) получении сыров
б) силосовании кормов г) приготовлении столового вина
Лишайники
Лишайник – комплексный организм, состоящий из гифов гриба и клеток водорослей, находящихся в симбиозе. Тело лишайника – слоевище
Лишайники
Накипные листовые кустистые
Лишайники растут медленно, живут долго. Они требовательны к чистоте воздуха, к кислороду. Размножаются вегетативным способом – делением на части .
Роль лишайников в природе и хозяйстве
В природе:
- Пионеры растительности, поселяются там, где растения расти не могут
- Выделения лишайников разрушают горные породы
- Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества, выполняя роль индикаторов
- Лишайниковый покров мешает прогреванию почвы, поддерживая «вечную мерзлоту»
В хозяйственной деятельности:
1.Служит кормом для оленей
2. Отдельные виды лишайников человек употребляет в пищу (лишайниковая манна)
3. Из лишайников получают спирт, краски.
4. Используют в парфюмерии и медицине
Ответы на тест « Бактерии»
1 – г 5 - а
2 – б 6 - г
3 – б 7 - а
4 – в
8
Характеристики бактерий | Названия бактерий | ||||
Молочно -кислые | Бактерии гниения | Бактерии холеры | Клубеньковые бактерии | Стафило- кокки | |
Характер жизнедеятельности | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 |
Значение | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 |
Ответы на тест «Грибы»
1 – а 6 - б
2 – б 7 - г
3 – а 8 - б
4 – в 9 -в
5 - в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"
Обобщающий урок биологиив 7 классе...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"
Итоговая контрольная работа по биологии, 6 класс, 2 варианта (по УМК В.В. Пасечника)....
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник под редакцией И.Н. Пономарёвой
учебный модуль расчитанный на 3 часа...
Тест 6 класс Бактерии. Грибы. Лишайники.
Предлагаю для проверки и обобщения знаний по теме "Бактерии. Грибы. Лишайники" тест по биологии для 6 класса. Главная цель - закрепить понятия "прокариоты", "эукариоты", "автотрофы", "гетеротрофы", "с...
Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой
план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...