Рабоча программа «Биология. Человек. 8 кл»
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята                                                                                                           Директор ГБОУ

Решением Педагогического                                                                           средней школы №368

совета ГБОУ средней школы № 368                                                           Фрунзенского района

Фрунзенского района                                                                                     Санкт - Петербурга

Санкт-Петербурга        

протокол № ___ от 31 августа 2012 г.                                                                    С. Н. Соколова

секретарь Педагогического совета

__________________Н.В. Гаврилова                                                                                               2012.

Рабочая программа

           по биологии

   для 8 класса

   на 2012-1013 уч.год

2 часа в неделю

68 часов в год

К учебнику Колесов Д.В., Маш Р.Д., И. Н. Беляев  

«Биология. Человек. 8 кл».– М.: Дрофа, 2003

                                                                                Автор программы: Соколова Т. И..

учитель биологии

высшая квалификационная категория

Санкт – Петербург 2012


Рабочая программа по биологии 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся, ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение темы: «Анализаторы» (6 часов) за счет часов резервного времени.

Поурочное планирование предмета, составляется с учетом использования ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  1. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  2. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  1. изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  1. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  1. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  1. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  1. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  2. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  4. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  5. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  1. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  2. проведения наблюдений за состоянием собственного организмом 

Критерии и нормы оценки ЗУН

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).

Нормы оценки знаний и умений по биологии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю биологии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных умений.

Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

ошибки при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.


Содержание тем учебного курса биологии 8 класса

68 час

Введение (2часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

.Происхождение человека(3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

.Строение и функции организма(4 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обменвеществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

.Опорно-двигательная система(7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека ,черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

.Внутренняя среда организма(3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика .Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека под микроскопом.

Кровеносная и лимфатическая системы организма(6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

.Дыхательная система(4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

.Пищеварительная система(6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Обмен веществ и энергии(3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

.Покровные органы. Теплорегуляция .Выделительная система(4часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

.Нервная система человека(5часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

.Анализаторы(6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

.Высшая нервная деятельность. (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

.Железы внутренней секреции(эндокринная система)(2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы .Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

.Индивидуальное развитие организм(6 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Повторение. Заключительный урок (2 часа)

Использование ИКТ в программе курса биологии

Пояснительная записка

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом.  На современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. С современными детьми говорить на современном языке. Помочь здесь могут современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), используемые на различных стадиях учебного процесса.

В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить в памяти учащихся информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Игровой характер компьютерных технологий – важный мотивационный фактор.

Использование Цифрового микроскопа на лабораторных занятиях позволяет одновременно всем учащимся демонстрировать фотографию микропрепаратов и показывать особенности структуры на экране. Это особенно важно на лабораторных занятиях учеников. Работа с цифровой лабораторией «Архимед» вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы, оформления отчетов о работе.

В своей практике я применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.

Существует ряд отработанных моделей использование ИКТ в классе во время урока:

  1. демонстрация презентации, заранее подготовленной учителем или учеником;
  2. тестирование (с вводом или выбором ответа), что обеспечивает быструю безошибочную
  3. аттестацию учащихся по темам;
  4. отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Компьютерная программа «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006 может быть использована как демонстрационный материал на уроке и для самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе, а так же дома школьникам, находящимся на домашнем обучении. Использование программы для самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе позволяет решить формировать у учащихся:

  1. навыки самостоятельного приобретения знаний, применения имеющихся знаний;
  2. навыки работы с интерактивными моделями компьютерного курса «Открытая Биология»;
  3. навыки оформления отчёта о работе;
  4. отношения к компьютеру как к средству обучения;
  5. познавательный интерес у учащихся при использовании компьютерного курса «Открытая Биология» в учебном процессе.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. Достижение данной цели идет через реализацию следующих задач:

  1. повышение мотивации обучения;
  2. развитие познавательной активности учащихся;
  3. стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
  4. повышение качества образования
  5. совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

На уроках используются ИТ как:

  1. средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
  2. средство информационной поддержки учебного процесса;
  3. дополнительный источник информации;
  4. средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
  5. универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  1. как способ создания проблемной ситуации;
  2. как способ объяснения нового материала;
  3. как форма закрепления изученного;
  4. как форма проверки домашнего задания;

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.

Поурочное планирование предмета, составляется с учетом использования ИКТ.


Поурочное планирование

 Биология. 8 класс

(68 час)

Учебник Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс». М. «Дрофа», 2003

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Тема раздела

Тема урока

Практика.

Дом.

задание

Планируемые результаты

Контроль

Введение (2 час)

Должны знать:

Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;

Должны уметь:

использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов

1

1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

§1, в р. т. №1-3

Индивидуальный опрос

2

2. Становление наук о человеке

§2, в р. т. №4

Индивидуальный опрос

Происхождение человека

(3 час)

Должны знать:

о строении и жизни древнейших, древних и первых современных людей;

о становлении рас и народностей;

Должны уметь:

использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриоло-гические доказательства родства живых организмов.

3

1.Систематическое положение человека

§3, в р. т. №6

4

2. Историческое прошлое людей

Демонстрация модели Происхождение человека»

§4 в р. т. №7-9

Индивидуальный опрос

5

3.Расы человека

§5 в р. т. №10-11

Индивидуальный устный и тестовыйопрос,

Строение организма (4 час)

Должны знать:

расположение внутренних органов; функции нервных клеток,  где и как функционируют клетки

где и как функционируют ткани, рефлексы и их рефлекторные дуги

Должны уметь:

пользоваться анатомическими рисун-ками для определения места расположения внутренних органов в своем теле, работать с микроскопом;

наблюдать клетки , определять ткани;  анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги

6

4. Общий обзор организма

§6 в р. т. №14,15

Индивидуальный опрос

7

5. Клеточное строение организма

§7 в р. т. №17-21

Индивидуальный опрос

8

6. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

№1 «Рассматри

вание клеток и тканей в микроскоп»

§8 в р. т. №22-24

Индивидуальный устный и тестовыйопрос

9

7. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

№2 «Самонаблю

дение мигательного рефлекса»

§9в р. т. №25-28

Индивидуальный устный и тестовыйопрос

Опорно-двигательная система (7 час)

Должны знать:

строение и функции скелета и мышц;

приспособления организма к труду и прямохождению;

о нервной регуляции работы мышц, движений, о тренировочном эффекте и вреде и гиподинамии.

Должны уметь:

выявлять нарушения осанки и плоскостопие;

оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах

10

1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

№3 «Микроскопическое строение кости»

§10 в р. т. №30-34

Индивидуальный устный и тестовый опрос

11

2. Скелет человека

§11,12,  в р. т. №35-38, 41-43

Индивидуальный опрос

12

3. Соединение костей

§12,  в р. Т. №39, 40

Биологический диктант

13

4. Строение мышц. Обзор мышц человека.

«Мышцы человеческого тела» (выполняется дома)

§13,  в р.т. №44- 46

Индивидуальный опрос

14

5. Работа скелетных мышц.

№2 «Утомление при статической и динамической работе» - демонстрация

§14,  в р.т. №47- 52

Индивидуальный опрос

15

6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

№3»Выявление нарушения осанки, плоскостопия»

(выполняется дома)

§15,  в р.т. №53-55

Индивидуальный опрос

16

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация приемов первой помощи при травмах

§16,  в р.т. №56,57

Индивидуальный опрос

Внутренняя среда организма (3 час)

Должны знать:

о составе крови, лимфы и тканевой жидкости;

о иммунной системе;

 о причинах возникновения о способах профилактики инфекционных заболеваний;

о переливании крови;

о пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости

Должны уметь:

определять форменные элементы крови;

распознавать инфекционные болезни. пресекать пути их рас-пространения;

бороться с болезнетворными микроорганизмами

17

1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

«Рассматривание микропрепарата крови под микроскопом»

§17,  в р.т. №59-64

Индивидуальный опрос

18

2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

§18,  в р.т. №59-72

Индивидуальный опрос

19

3. Иммунология на службе здоровья.

§19,  в р.т. №75-78

Кровеносная и лимфатическая системы

(6 час)

2

Должны знать:

как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы;

как работает сердце и как его укре-пить;

как происходит регуляция деятель-ности сердца и сосудов;

что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровоте-чениях.

Должны уметь:

с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы;

подсчитывать число пульсовых ударов;

оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов.

20

1. Транспортные системы организма.

§20,  в р.т. №80-82

Индивидуальный опрос

21

2. Круги кровообращения.

№4 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»,

§21,  в р.т. №83

-85

Фронтальный опрос

22

3. Строение и работа сердца.

Демонстрация модели сердца

§22,  в р.т. №86-92

Индивидуальный опрос

23

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

№5«Определение скорости кровотоко в сосудах ноктевого ложа» (выполняется дома)

§23,  в р.т. №93-96

Индивидуальный опрос

24

5. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

№6 «Функциональ

ная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

§24,  в р.т. №97

Индивидуальный опрос

25

6. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация приемов остановки кровотечения

§25,  в р.т. №98- 102

Тестовый контроль

Дыхание (4 час)

1

Должны знать:

о строении и функциях органов дыхания, голосообразовании;

о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной емкости легких;

о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы, о мерах первой помощи при утоплении завалах землей, электротравмах, о клинической и биологической смерти и способах реанимации.

Должны уметь:

определять состояние миндалин и аденоидов;

измерять обхват грудной клетки;

проводить дыхательные функцио-нальные пробы;

оказывать доврачебную помощь при нарушениях дыхания

26

1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей.

§26,  в р.т. №104-111

Индивидуальный опрос

27

2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

§27,  в р.т. №112,113

Индивидуальный опрос

28

3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

№7 «Измерение объема легких»

§28,  в р.т. №114-118

Индивидуальный опрос

29

4. Болезни и травмы органов дыхания.  Их профилактика, Первая помощь.

Демонстрация приемов искусственного дыхания»

§29,  в р.т. №119-121

Тестовый контроль

Пищеварение (6 час)

1

Должны знать:

почему пищевые белки, жиры и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части;

каковы строение и функции органов пищеварения и как они регурируются,

что делать при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците,

Должны уметь:

опреде6лять местоположение желудка, печени, аппендикса;

распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении

30

1. Питание и пищеварение.

§30,  в р.т. №123-126

Индивидуальный опрос

31

2. Пищеварение в ротовой полости.  

Самонаблюдение: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании»

§31,  в р.т. №127-129

Индивидуальный опрос

32

3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

№8 «Действие слюны на крахмал» (выполняется дома)

§32,  в р.т. №130-134

Индивидуальный опрос

33

4. Функции тонкого  и толстого кишечника. Аппендицит.

§33,  в р.т. №135-138

Индивидуальный опрос

34

5. Регуляция пищеварения.

§34 в р.т. №139-140

Индивидуальный опрос

35

6. Гигиена органов пищеварения.

§35 в р.т. №141, 142

Тестовый контроль

Обмен веществ и энергии (3 час)

1

Должны знать:

о подготовительной, основной и заключительной фазах обмена;

о превращениях белков, жиров и углеводов в организме;

о значении воды и минеральных солей;

об энергозатратах организма и энергетической емкости пищевых веществ;

о правилах рационального питания и значении витаминов.

Должны уметь:

составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат;

36

1. Обмен веществ и энергии - основное свойство живого.

§36 в р.т. №144-147

Индивидуальный опрос

37

2. Витамины

§37

в р.т. №148-151

Индивидуальный опрос

38

3. Пищевой рацион

№9 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

§38 в р.т. №152-154

Индивидуальный опрос

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.(4 час)

Должны знать:

как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов;

как поддерживается температура тела.

как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови;

Должны уметь:

ухаживать за кожей, ногтями, волосами, следить за одеждой и обувью;

предупреждать заболевания кожи; оказывать помощь при тепловом и солнечном ударе, закаливать организм,

предупреждать заболевания почек

39

1. Кожа – наружный покровный орган

Самонаблюдение: рассмотрение тыльной и ладонной поверхности кисти под лупой.

§39 в р.т. №155-158


Индивидуальный опрос

40

2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Самонаблюдение: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки

§40 в р.т. №159-160

Индивидуальный опрос

41

3. Терморегуляция организма

№10«Выделительная и терморегуляторная функция кожи»

§41

Фронтальный опрос

42

4. Выделение

Демонстрация рельефной таблицы, модели почки

§42 в р.т. №161-164

Индивидуальный опрос

Нервная система (5 час)

1

Должны знать:

о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов;

о врожденных и приобретенных рефлексах;

об осознанных и неосознанных действиях;

о функционировании соматическо-го и автономного отделов нервной системы.

Должны уметь:

проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности

43

1. Значение нервной системы

§43 в р.т. №166,167

Индивидуальный опрос

44

2. Строение нервной системы. Спинной мозг.

§44 в р.т. №168-173

Фронтальный опрос

45

3. Строение головного мозга.

№11 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка»

§45 в р.т. №174-177

Индивидуальный опрос

46

4. Функции переднего мозга.

§46 в р.т. №178,179

Индивидуальный опрос

47

5. Соматический и автономный отделы нервной системы.

§47 в р.т. №180-182

Индивидуальный опрос

Анализаторы и органы чувств.  (5 час)

3

Должны знать:

как работают органы чувств и анализатор в целом;

как предупредить возможные нарушения их работы;

Должны уметь:

оценивать работу органов чувств;

предупреждать зрительные и слуховые расстройства,

овладеть методами тренировки ряда анализаторов

48

1. Анализаторы.

§48 в р.т. №183-187

Индивидуальный опрос

49

2. Зрительный анализатор.

Демонстрация модели глаза

№12 «Выявление иллюзий зрения»

§49 в р.т. №188

Фронтальный опрос

50

3. Гигиена зрения.

§50 в р.т. №189

Индивидуальный опрос

51

4. Слуховой анализатор.

Демонстрация модели уха

§51 в р.т. №190-194

Индивидуальный опрос

52

5. Органы равновесия, обоняния, вкуса.

§52 в р.т. №195, 196

Тестовый контроль

Высшая нервная деятельность (5 час)

2

Должны знать:

о врожденных и приобретенных программах поведения;

о природе сна и сновидений, памяти, мышления, об эмоциях и волевых действиях;

о значении речи и трудовой деятельности;

Должны уметь:

разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;

оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их.

53

1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

§53 в р.т. №197, 198

Индивидуальный опрос

54

2. Врожденные и приобретенные программы поведения

№13 «Выявление навыка зрительного письма как пример разрушения старого и приобретения нового динамического стериотипа» (выполняется дома)

§54 в р.т. №199-201

Индивидуальный опрос

55

3. Сон и сноведения.

§55 в р.т. №202, 203

Индивидуальный опрос

56

4. Особенности высшей нервной  деятельности человека.

§56 в р.т. №204-206

Индивидуальный опрос

57

5. Воля, эмоции, внимание.

№15

Индивидуальный опрос

Эндокринная система (2 час)

Должны знать:

о том. Как действуют гормоны;

что происходит при их недостатке или избытке;

какими признаками обладают наиболее часто встречающиеся эндокринные нарушения и какими способами можно помочь некоторым больным.

Должны уметь:

определять расположение некоторых желез в соответствующих областях тела;

распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний

58

1. Роль эндокринной регуляции.

Демонстрация моделей

§58 в р.т. №213-216

Индивидуальный опрос

59

2. Функции желез внутренней секреции.

§59 в р.т. №217,218

Индивидуальный опрос

Индивидуальное развитие организма (6 час)

Должны знать:

об особенностях развития человеческого организма;

об изменениях, происходящих в подростковом возрасте;

о болезнях, передающихся половым путем.

Должны уметь:

доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами

60

1. Жизненные циклы. Размножение.

§60 в р.т. №220-222

Индивидуальный опрос

61

2. Развитие зародыша и плода.

§61 в р.т. №223-227

Фронтальный опрос

62

3. Наследственные и врожденные заболевания.

§62 в р.т. №228-229

Фронтальный опрос

63

4. Развитие ребенка после рождения.

§63 в р.т. №230

Фронтальный опрос

64

5. Индивидуальные особенности человека.

Тесты, определяющие тип темперпмента

§64 в р.т. №232-235

Фронтальный опрос

65

6. Обобщение

Фронтальный опрос

66-67

Повторение (2 час)

68

Заключительный урок.


Уроки с использованием ИКТ

№ уроков

Тема урока

Задачи, решаемые с помощью ИКТ

Используемые технологии

Обоснование эффективности

Оборудование

Программное обеспечение/электронные ресурсы

1

Историческое прошлое людей

Расширение кругозора, развитие интереса к предмету

Демонстрация фрагмента видеофильма

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

Компьютер.

Видеофрагмент «Прогулки с пещерным человеком» ВВС

DVD

2

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Демонстрация микропрепаратов тканей

Демонстрация объектов с помощью цифрового микроскопа

Наглядность, учащиеся всего класса могут разглядеть объект

Компьютер.

Электронный цифровой микроскоп MoticDM-52.

Микропрепараты тканей. 

MoticDM-52.

3

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Дать представление о нервной регуляции

Анимация коленного рефлекса, проведение возбуждения по нейрону, рефлекторной дуги

Наглядность, возможность показать биологические процессы.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

4

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей.

Показать рис. строения костей, проверить усвоение материала

Демонстрация рис. строения костей, использование тренажера

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

5

Скелет человека

Демонстрация рисунка скелета человека

Демонстрация интерактивной модели

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс».

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

6

Строение мышц. Обзор мышц человека

Демонстрация строения мышц, проверить усвоение материала

Демонстрация интерактивной модели, использование тренажера

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

7

Работа скелетных мышц

Показать сокращение мышц

Демонстрация анимации сокращения мышц

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

8

Первая помощь при ушибах, вывихах и переломах костей

Дать представление о способах оказания первой помощи

Демонстрация видеофрагмента оказания первой помощи при переломе костей

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

9

Кровь и остальные компоненты внутренней среды

Дать представление о составе крови и других компонентах внутренней среды организма

Показать,  как происходит анализ крови

Показ презентации

Демонстрация анализа крови

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

Компьютер.

«Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006

Авторская презентация «Внутренняя среда организма»

Презентация в Microsoft Office PowerPoint, «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006

10

Круги кровообращения

Формировать навыки лабораторной работы, оформления отчетов, провести инструктаж с помощью видеофрагмента, созданного учащимися

Использование ЦЛ «Архимед», видеофрагмента в качестве инструктажа к работе

Формируется интерес к предмету,

навыки работы ЦЛ, поддержка одаренных детей

ЦЛ: интерфейс , Nova5000, датчик датчик температуры.

Компьютер.

Видеофрагмент – инструктаж к л/ работе.

ЦЛ:регистратор данных Fourier Systems, программа MultiLab.

Microsoft Office PowerPoint

11

Строение и работа сердца

Демонстрация работы сердца

Отследить усвоение материала

Анимации: сердечный цикл, автоматизм сердца, нарушение работы сердца.

Интерактивная модель сокращения сердца

Использование тренажера

Наглядно показать работу сердца, нарушение работы сердца при употреблении алкоголя.

Позволяет выяснить усвоение материала, повысить интерес к предмету

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

12

Первая помощь при кровотечении

Дать представление о методах остановки кровотечения

Видеофрагмент оказания помощи при кровотечении

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

13

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей.

Дать представление о процессе дыхания, о строении дыхательной системы, отследить усвоение материала

Презентация

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

Авторская презентация «Дыхание. Органы дыхательной системы»

Компьютер

презентация в Microsoft Office PowerPoint

14

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Дать представление об этапах дыхания, отследить усвоение материала

Презентация

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

Авторская презентация «Легкие. Легочное и тканевое дыхание»

Компьютер

Презентация в Microsoft Office PowerPoint

15

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Дать представление о механизме дыхания.

Формировать навыки лабораторной работы, оформления отчетов, провести инструктаж с помощью видеофрагмента, созданного учащимися

Презентация с использованием видеофрагмента, созданного учащимися. ЦЛ «Архимед»

Формируется интерес к предмету,

навыки работы ЦЛ, поддержка одаренных детей

Авторская презентация «Механизм вдоха и выдоха»

ЦЛ: интерфейс , Nova5000, датчик датчик – пневмотахометр (спирометр)

Компьютер.

Презентация в Microsoft Office PowerPoint,

ЦЛ:регистратор данных Fourier Systems, программа MultiLab

16

Болезни и травмы органов дыхания.  Их профилактика, Первая помощь.

Дать представление об оказании первой помощи при остановке дыхания

Видеофрагмент «Искусственное дыхание»

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

17

Пищеварение в ротовой полости

Показать механизм проглатывания и движения пищи

Анимация механизма и продвижения пищи

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся, возможность показать биологические процессы

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

18

Регуляция пищеварения

Показать механизм действия ферментов пищеварения

Модель действия ферментов слюны

Наглядность, возможность показать биологические процессы

Компьютер.

«Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006

«Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006

19

Терморегуляция организма

Формировать навыки лабораторной работы, оформления отчетов, провести инструктаж с помощью видеофрагмента, созданного учащимися

Презентация с использованием видеофрагмента, созданного учащимися. ЦЛ «Архимед»

Формируется интерес к предмету,

навыки работы ЦЛ, поддержка одаренных детей

ЦЛ: интерфейс , Nova5000, датчик датчики температуры, влажности, соединительный провод для датчика.

Компьютер.

Видеофрагмент  

ЦЛ:регистратор данных Fourier Systems, программа MultiLab.

Microsoft Office PowerPoint

20

Строение головного мозга

Дать представление о строении головного мозга, выяснить усвоение материала

Интерактивная модель головного мозга, тренажер

Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся, возможность отследить усвоение материала

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Компьютер

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

21

Зрительный анализатор

Дать представление о строении глаза, продемонстрировать зрачковый рефлекс, показать примеры иллюзии зрения, использовать на уроке презентацию учащихся

Интерактивные схемы зрачкового рефлекса, внутреннего строения глаза.

Анимации: аккомодация глаза

Наглядность, возможность показать биологические процессы,  поддержка одаренных детей, формирование интереса к предмету

Компьютер

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Презентация учащихся «Иллюзии зрения»

Презентация в Microsoft Office PowerPoint,

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

23

Слуховой анализатор

Дать представление о работе органа слуха

Анимация работы органов слуха

Наглядность, возможность показать биологические процессы,  

Компьютер

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos

24

Сон и сноведения

Показать физиологию сна и сновидений, используя на уроке презентацию учащихся

Презентация

Формируется интерес к предмету,

поддержка одаренных детей

Компьютер.

Презентация  учащихся «Сон и сновидения»

Презентация в Microsoft Office PowerPoint

25

Функции желез внутренней

Отследить усвоение материала

Тренажер

Поддержание интереса к предмету, возможность выяснить усвоение материала

Компьютер

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos


Литература

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И. Н. Беляев  «Биология. Человек. 8 кл».– М.: Дрофа, 2003

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.3

3. Колесов Д. В. «Биология. Человек. 8 класс: Тематическое  и поурочное планирование к учебнику Д. В. Колесов а, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева  Биология. Человек. 8 кл». М. Дрофа. 2003

4. Рохлов В. С. «Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя» М.; Просвещение, 1977

5. Рохлов В. С., Теремов А. В., Лернер Г. И., Трофимов С. Б. «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ.-М.: «Интеллект-Центр», 2010

6.«Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/Сост. И. Т. Григорян.-М.: ВАКО, 2010

7. Кириленко А. А. «Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011». Легион, Ростов-на-Дону, 2010

8. Кириленко А. А. «Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013». Легион, Ростов-на-Дону, 2011

9.«Цифровая лаборатория Архимед. Версия 3.0. Методические материалы». Институт новых технологий. М., 2007

10.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Человек и закон" 5 класс

Программа занятий  кружка "Человек и закон" позволит формировать  и развивать правовые знания и правовую культуру школьников....

Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы  авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

Рабочая программа курса "Человек и его здоровье"

Разработка программы курса по выбору "Человек и его здоровье" для 9 класса...

Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...

Рабочая программа Экология человека. Культура здоровья. 8 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной ...