Рабоча программа «Биология. Человек. 8 кл»
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 8 класс | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята Директор ГБОУ
Решением Педагогического средней школы №368
совета ГБОУ средней школы № 368 Фрунзенского района
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
Санкт-Петербурга
протокол № ___ от 31 августа 2012 г. С. Н. Соколова
секретарь Педагогического совета
__________________Н.В. Гаврилова 2012.
Рабочая программа
по биологии
для 8 класса
на 2012-1013 уч.год
2 часа в неделю
68 часов в год
К учебнику Колесов Д.В., Маш Р.Д., И. Н. Беляев
«Биология. Человек. 8 кл».– М.: Дрофа, 2003
Автор программы: Соколова Т. И..
учитель биологии
высшая квалификационная категория
Санкт – Петербург 2012
Рабочая программа по биологии 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся, ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение темы: «Анализаторы» (6 часов) за счет часов резервного времени.
Поурочное планирование предмета, составляется с учетом использования ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организмом
Критерии и нормы оценки ЗУН
Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).
Нормы оценки знаний и умений по биологии
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю биологии необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных умений.
Примерные нормы оценок
«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения
«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении
основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя
«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает
ошибки при ответе
«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Содержание тем учебного курса биологии 8 класса
68 час
Введение (2часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
.Происхождение человека(3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
.Строение и функции организма(4 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обменвеществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
.Опорно-двигательная система(7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека ,черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
.Внутренняя среда организма(3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика .Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа: Рассматривание крови человека под микроскопом.
Кровеносная и лимфатическая системы организма(6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
.Дыхательная система(4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
.Пищеварительная система(6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Обмен веществ и энергии(3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
.Покровные органы. Теплорегуляция .Выделительная система(4часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
.Нервная система человека(5часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
.Анализаторы(6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
.Высшая нервная деятельность. (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
.Железы внутренней секреции(эндокринная система)(2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы .Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
.Индивидуальное развитие организм(6 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Повторение. Заключительный урок (2 часа)
Использование ИКТ в программе курса биологии
Пояснительная записка
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом. На современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. С современными детьми говорить на современном языке. Помочь здесь могут современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), используемые на различных стадиях учебного процесса.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить в памяти учащихся информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.
Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Игровой характер компьютерных технологий – важный мотивационный фактор.
Использование Цифрового микроскопа на лабораторных занятиях позволяет одновременно всем учащимся демонстрировать фотографию микропрепаратов и показывать особенности структуры на экране. Это особенно важно на лабораторных занятиях учеников. Работа с цифровой лабораторией «Архимед» вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы, оформления отчетов о работе.
В своей практике я применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.
Существует ряд отработанных моделей использование ИКТ в классе во время урока:
- демонстрация презентации, заранее подготовленной учителем или учеником;
- тестирование (с вводом или выбором ответа), что обеспечивает быструю безошибочную
- аттестацию учащихся по темам;
- отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Компьютерная программа «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006 может быть использована как демонстрационный материал на уроке и для самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе, а так же дома школьникам, находящимся на домашнем обучении. Использование программы для самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе позволяет решить формировать у учащихся:
- навыки самостоятельного приобретения знаний, применения имеющихся знаний;
- навыки работы с интерактивными моделями компьютерного курса «Открытая Биология»;
- навыки оформления отчёта о работе;
- отношения к компьютеру как к средству обучения;
- познавательный интерес у учащихся при использовании компьютерного курса «Открытая Биология» в учебном процессе.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. Достижение данной цели идет через реализацию следующих задач:
- повышение мотивации обучения;
- развитие познавательной активности учащихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
- повышение качества образования
- совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
На уроках используются ИТ как:
- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
- средство информационной поддержки учебного процесса;
- дополнительный источник информации;
- средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки домашнего задания;
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.
Поурочное планирование предмета, составляется с учетом использования ИКТ.
Поурочное планирование
Биология. 8 класс
(68 час)
Учебник Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс». М. «Дрофа», 2003
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
№ | Тема раздела Тема урока | Практика. | Дом. задание | Планируемые результаты | Контроль |
Введение (2 час) | Должны знать: Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья; Должны уметь: использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов | ||||
1 | 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его | §1, в р. т. №1-3 | Индивидуальный опрос | ||
2 | 2. Становление наук о человеке | §2, в р. т. №4 | Индивидуальный опрос | ||
Происхождение человека (3 час) | Должны знать: о строении и жизни древнейших, древних и первых современных людей; о становлении рас и народностей; Должны уметь: использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриоло-гические доказательства родства живых организмов. | ||||
3 | 1.Систематическое положение человека | §3, в р. т. №6 | |||
4 | 2. Историческое прошлое людей | Демонстрация модели Происхождение человека» | §4 в р. т. №7-9 | Индивидуальный опрос | |
5 | 3.Расы человека | §5 в р. т. №10-11 | Индивидуальный устный и тестовыйопрос, | ||
Строение организма (4 час) | Должны знать: расположение внутренних органов; функции нервных клеток, где и как функционируют клетки где и как функционируют ткани, рефлексы и их рефлекторные дуги Должны уметь: пользоваться анатомическими рисун-ками для определения места расположения внутренних органов в своем теле, работать с микроскопом; наблюдать клетки , определять ткани; анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги | ||||
6 | 4. Общий обзор организма | §6 в р. т. №14,15 | Индивидуальный опрос | ||
7 | 5. Клеточное строение организма | §7 в р. т. №17-21 | Индивидуальный опрос | ||
8 | 6. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. | №1 «Рассматри вание клеток и тканей в микроскоп» | §8 в р. т. №22-24 | Индивидуальный устный и тестовыйопрос | |
9 | 7. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | №2 «Самонаблю дение мигательного рефлекса» | §9в р. т. №25-28 | Индивидуальный устный и тестовыйопрос | |
Опорно-двигательная система (7 час) | Должны знать: строение и функции скелета и мышц; приспособления организма к труду и прямохождению; о нервной регуляции работы мышц, движений, о тренировочном эффекте и вреде и гиподинамии. Должны уметь: выявлять нарушения осанки и плоскостопие; оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах | ||||
10 | 1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | №3 «Микроскопическое строение кости» | §10 в р. т. №30-34 | Индивидуальный устный и тестовый опрос | |
11 | 2. Скелет человека | §11,12, в р. т. №35-38, 41-43 | Индивидуальный опрос | ||
12 | 3. Соединение костей | §12, в р. Т. №39, 40 | Биологический диктант | ||
13 | 4. Строение мышц. Обзор мышц человека. | «Мышцы человеческого тела» (выполняется дома) | §13, в р.т. №44- 46 | Индивидуальный опрос | |
14 | 5. Работа скелетных мышц. | №2 «Утомление при статической и динамической работе» - демонстрация | §14, в р.т. №47- 52 | Индивидуальный опрос | |
15 | 6. Осанка. Предупреждение плоскостопия. | №3»Выявление нарушения осанки, плоскостопия» (выполняется дома) | §15, в р.т. №53-55 | Индивидуальный опрос | |
16 | 7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Демонстрация приемов первой помощи при травмах | §16, в р.т. №56,57 | Индивидуальный опрос | |
Внутренняя среда организма (3 час) | Должны знать: о составе крови, лимфы и тканевой жидкости; о иммунной системе; о причинах возникновения о способах профилактики инфекционных заболеваний; о переливании крови; о пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости Должны уметь: определять форменные элементы крови; распознавать инфекционные болезни. пресекать пути их рас-пространения; бороться с болезнетворными микроорганизмами | ||||
17 | 1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | «Рассматривание микропрепарата крови под микроскопом» | §17, в р.т. №59-64 | Индивидуальный опрос | |
18 | 2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | §18, в р.т. №59-72 | Индивидуальный опрос | ||
19 | 3. Иммунология на службе здоровья. | §19, в р.т. №75-78 | |||
Кровеносная и лимфатическая системы (6 час) | 2 | Должны знать: как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы; как работает сердце и как его укре-пить; как происходит регуляция деятель-ности сердца и сосудов; что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровоте-чениях. Должны уметь: с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы; подсчитывать число пульсовых ударов; оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов. | |||
20 | 1. Транспортные системы организма. | §20, в р.т. №80-82 | Индивидуальный опрос | ||
21 | 2. Круги кровообращения. | №4 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение», | §21, в р.т. №83 -85 | Фронтальный опрос | |
22 | 3. Строение и работа сердца. | Демонстрация модели сердца | §22, в р.т. №86-92 | Индивидуальный опрос | |
23 | 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | №5«Определение скорости кровотоко в сосудах ноктевого ложа» (выполняется дома) | §23, в р.т. №93-96 | Индивидуальный опрос | |
24 | 5. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. | №6 «Функциональ ная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | §24, в р.т. №97 | Индивидуальный опрос | |
25 | 6. Первая помощь при кровотечениях. | Демонстрация приемов остановки кровотечения | §25, в р.т. №98- 102 | Тестовый контроль | |
Дыхание (4 час) | 1 | Должны знать: о строении и функциях органов дыхания, голосообразовании; о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной емкости легких; о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы, о мерах первой помощи при утоплении завалах землей, электротравмах, о клинической и биологической смерти и способах реанимации. Должны уметь: определять состояние миндалин и аденоидов; измерять обхват грудной клетки; проводить дыхательные функцио-нальные пробы; оказывать доврачебную помощь при нарушениях дыхания | |||
26 | 1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей. | §26, в р.т. №104-111 | Индивидуальный опрос | ||
27 | 2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | §27, в р.т. №112,113 | Индивидуальный опрос | ||
28 | 3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | №7 «Измерение объема легких» | §28, в р.т. №114-118 | Индивидуальный опрос | |
29 | 4. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, Первая помощь. | Демонстрация приемов искусственного дыхания» | §29, в р.т. №119-121 | Тестовый контроль | |
Пищеварение (6 час) | 1 | Должны знать: почему пищевые белки, жиры и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части; каковы строение и функции органов пищеварения и как они регурируются, что делать при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците, Должны уметь: опреде6лять местоположение желудка, печени, аппендикса; распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении | |||
30 | 1. Питание и пищеварение. | §30, в р.т. №123-126 | Индивидуальный опрос | ||
31 | 2. Пищеварение в ротовой полости. | Самонаблюдение: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании» | §31, в р.т. №127-129 | Индивидуальный опрос | |
32 | 3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | №8 «Действие слюны на крахмал» (выполняется дома) | §32, в р.т. №130-134 | Индивидуальный опрос | |
33 | 4. Функции тонкого и толстого кишечника. Аппендицит. | §33, в р.т. №135-138 | Индивидуальный опрос | ||
34 | 5. Регуляция пищеварения. | §34 в р.т. №139-140 | Индивидуальный опрос | ||
35 | 6. Гигиена органов пищеварения. | §35 в р.т. №141, 142 | Тестовый контроль | ||
Обмен веществ и энергии (3 час) | 1 | Должны знать: о подготовительной, основной и заключительной фазах обмена; о превращениях белков, жиров и углеводов в организме; о значении воды и минеральных солей; об энергозатратах организма и энергетической емкости пищевых веществ; о правилах рационального питания и значении витаминов. Должны уметь: составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат; | |||
36 | 1. Обмен веществ и энергии - основное свойство живого. | §36 в р.т. №144-147 | Индивидуальный опрос | ||
37 | 2. Витамины | §37 в р.т. №148-151 | Индивидуальный опрос | ||
38 | 3. Пищевой рацион | №9 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» | §38 в р.т. №152-154 | Индивидуальный опрос | |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.(4 час) | Должны знать: как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов; как поддерживается температура тела. как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови; Должны уметь: ухаживать за кожей, ногтями, волосами, следить за одеждой и обувью; предупреждать заболевания кожи; оказывать помощь при тепловом и солнечном ударе, закаливать организм, предупреждать заболевания почек | ||||
39 | 1. Кожа – наружный покровный орган | Самонаблюдение: рассмотрение тыльной и ладонной поверхности кисти под лупой. | §39 в р.т. №155-158 | Индивидуальный опрос | |
40 | 2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. | Самонаблюдение: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки | §40 в р.т. №159-160 | Индивидуальный опрос | |
41 | 3. Терморегуляция организма | №10«Выделительная и терморегуляторная функция кожи» | §41 | Фронтальный опрос | |
42 | 4. Выделение | Демонстрация рельефной таблицы, модели почки | §42 в р.т. №161-164 | Индивидуальный опрос | |
Нервная система (5 час) | 1 | Должны знать: о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов; о врожденных и приобретенных рефлексах; об осознанных и неосознанных действиях; о функционировании соматическо-го и автономного отделов нервной системы. Должны уметь: проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности | |||
43 | 1. Значение нервной системы | §43 в р.т. №166,167 | Индивидуальный опрос | ||
44 | 2. Строение нервной системы. Спинной мозг. | §44 в р.т. №168-173 | Фронтальный опрос | ||
45 | 3. Строение головного мозга. | №11 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка» | §45 в р.т. №174-177 | Индивидуальный опрос | |
46 | 4. Функции переднего мозга. | §46 в р.т. №178,179 | Индивидуальный опрос | ||
47 | 5. Соматический и автономный отделы нервной системы. | §47 в р.т. №180-182 | Индивидуальный опрос | ||
Анализаторы и органы чувств. (5 час) | 3 | Должны знать: как работают органы чувств и анализатор в целом; как предупредить возможные нарушения их работы; Должны уметь: оценивать работу органов чувств; предупреждать зрительные и слуховые расстройства, овладеть методами тренировки ряда анализаторов | |||
48 | 1. Анализаторы. | §48 в р.т. №183-187 | Индивидуальный опрос | ||
49 | 2. Зрительный анализатор. | Демонстрация модели глаза №12 «Выявление иллюзий зрения» | §49 в р.т. №188 | Фронтальный опрос | |
50 | 3. Гигиена зрения. | §50 в р.т. №189 | Индивидуальный опрос | ||
51 | 4. Слуховой анализатор. | Демонстрация модели уха | §51 в р.т. №190-194 | Индивидуальный опрос | |
52 | 5. Органы равновесия, обоняния, вкуса. | §52 в р.т. №195, 196 | Тестовый контроль | ||
Высшая нервная деятельность (5 час) | 2 | Должны знать: о врожденных и приобретенных программах поведения; о природе сна и сновидений, памяти, мышления, об эмоциях и волевых действиях; о значении речи и трудовой деятельности; Должны уметь: разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов; оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их. | |||
53 | 1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | §53 в р.т. №197, 198 | Индивидуальный опрос | ||
54 | 2. Врожденные и приобретенные программы поведения | №13 «Выявление навыка зрительного письма как пример разрушения старого и приобретения нового динамического стериотипа» (выполняется дома) | §54 в р.т. №199-201 | Индивидуальный опрос | |
55 | 3. Сон и сноведения. | §55 в р.т. №202, 203 | Индивидуальный опрос | ||
56 | 4. Особенности высшей нервной деятельности человека. | §56 в р.т. №204-206 | Индивидуальный опрос | ||
57 | 5. Воля, эмоции, внимание. | №15 | Индивидуальный опрос | ||
Эндокринная система (2 час) | Должны знать: о том. Как действуют гормоны; что происходит при их недостатке или избытке; какими признаками обладают наиболее часто встречающиеся эндокринные нарушения и какими способами можно помочь некоторым больным. Должны уметь: определять расположение некоторых желез в соответствующих областях тела; распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний | ||||
58 | 1. Роль эндокринной регуляции. | Демонстрация моделей | §58 в р.т. №213-216 | Индивидуальный опрос | |
59 | 2. Функции желез внутренней секреции. | §59 в р.т. №217,218 | Индивидуальный опрос | ||
Индивидуальное развитие организма (6 час) | Должны знать: об особенностях развития человеческого организма; об изменениях, происходящих в подростковом возрасте; о болезнях, передающихся половым путем. Должны уметь: доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами | ||||
60 | 1. Жизненные циклы. Размножение. | §60 в р.т. №220-222 | Индивидуальный опрос | ||
61 | 2. Развитие зародыша и плода. | §61 в р.т. №223-227 | Фронтальный опрос | ||
62 | 3. Наследственные и врожденные заболевания. | §62 в р.т. №228-229 | Фронтальный опрос | ||
63 | 4. Развитие ребенка после рождения. | §63 в р.т. №230 | Фронтальный опрос | ||
64 | 5. Индивидуальные особенности человека. | Тесты, определяющие тип темперпмента | §64 в р.т. №232-235 | Фронтальный опрос | |
65 | 6. Обобщение | Фронтальный опрос | |||
66-67 | Повторение (2 час) | ||||
68 | Заключительный урок. |
Уроки с использованием ИКТ
№ уроков | Тема урока | Задачи, решаемые с помощью ИКТ | Используемые технологии | Обоснование эффективности | Оборудование | Программное обеспечение/электронные ресурсы |
1 | Историческое прошлое людей | Расширение кругозора, развитие интереса к предмету | Демонстрация фрагмента видеофильма | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | Компьютер. Видеофрагмент «Прогулки с пещерным человеком» ВВС | DVD |
2 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная | Демонстрация микропрепаратов тканей | Демонстрация объектов с помощью цифрового микроскопа | Наглядность, учащиеся всего класса могут разглядеть объект | Компьютер. Электронный цифровой микроскоп MoticDM-52. Микропрепараты тканей. | MoticDM-52. |
3 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | Дать представление о нервной регуляции | Анимация коленного рефлекса, проведение возбуждения по нейрону, рефлекторной дуги | Наглядность, возможность показать биологические процессы. | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
4 | Значение опорно-двигательной системы. Строение костей. | Показать рис. строения костей, проверить усвоение материала | Демонстрация рис. строения костей, использование тренажера | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
5 | Скелет человека | Демонстрация рисунка скелета человека | Демонстрация интерактивной модели | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс». Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
6 | Строение мышц. Обзор мышц человека | Демонстрация строения мышц, проверить усвоение материала | Демонстрация интерактивной модели, использование тренажера | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
7 | Работа скелетных мышц | Показать сокращение мышц | Демонстрация анимации сокращения мышц | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
8 | Первая помощь при ушибах, вывихах и переломах костей | Дать представление о способах оказания первой помощи | Демонстрация видеофрагмента оказания первой помощи при переломе костей | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
9 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды | Дать представление о составе крови и других компонентах внутренней среды организма Показать, как происходит анализ крови | Показ презентации Демонстрация анализа крови | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | Компьютер. «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006 Авторская презентация «Внутренняя среда организма» | Презентация в Microsoft Office PowerPoint, «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006 |
10 | Круги кровообращения | Формировать навыки лабораторной работы, оформления отчетов, провести инструктаж с помощью видеофрагмента, созданного учащимися | Использование ЦЛ «Архимед», видеофрагмента в качестве инструктажа к работе | Формируется интерес к предмету, навыки работы ЦЛ, поддержка одаренных детей | ЦЛ: интерфейс , Nova5000, датчик датчик температуры. Компьютер. Видеофрагмент – инструктаж к л/ работе. | ЦЛ:регистратор данных Fourier Systems, программа MultiLab. Microsoft Office PowerPoint |
11 | Строение и работа сердца | Демонстрация работы сердца Отследить усвоение материала | Анимации: сердечный цикл, автоматизм сердца, нарушение работы сердца. Интерактивная модель сокращения сердца Использование тренажера | Наглядно показать работу сердца, нарушение работы сердца при употреблении алкоголя. Позволяет выяснить усвоение материала, повысить интерес к предмету | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
12 | Первая помощь при кровотечении | Дать представление о методах остановки кровотечения | Видеофрагмент оказания помощи при кровотечении | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
13 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей. | Дать представление о процессе дыхания, о строении дыхательной системы, отследить усвоение материала | Презентация | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | Авторская презентация «Дыхание. Органы дыхательной системы» Компьютер | презентация в Microsoft Office PowerPoint |
14 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | Дать представление об этапах дыхания, отследить усвоение материала | Презентация | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | Авторская презентация «Легкие. Легочное и тканевое дыхание» Компьютер | Презентация в Microsoft Office PowerPoint |
15 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Дать представление о механизме дыхания. Формировать навыки лабораторной работы, оформления отчетов, провести инструктаж с помощью видеофрагмента, созданного учащимися | Презентация с использованием видеофрагмента, созданного учащимися. ЦЛ «Архимед» | Формируется интерес к предмету, навыки работы ЦЛ, поддержка одаренных детей | Авторская презентация «Механизм вдоха и выдоха» ЦЛ: интерфейс , Nova5000, датчик датчик – пневмотахометр (спирометр) Компьютер. | Презентация в Microsoft Office PowerPoint, ЦЛ:регистратор данных Fourier Systems, программа MultiLab |
16 | Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, Первая помощь. | Дать представление об оказании первой помощи при остановке дыхания | Видеофрагмент «Искусственное дыхание» | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
17 | Пищеварение в ротовой полости | Показать механизм проглатывания и движения пищи | Анимация механизма и продвижения пищи | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся, возможность показать биологические процессы | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
18 | Регуляция пищеварения | Показать механизм действия ферментов пищеварения | Модель действия ферментов слюны | Наглядность, возможность показать биологические процессы | Компьютер. «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006 | «Открытая Биология» (сетевая версия), ООО Физикон 2006 |
19 | Терморегуляция организма | Формировать навыки лабораторной работы, оформления отчетов, провести инструктаж с помощью видеофрагмента, созданного учащимися | Презентация с использованием видеофрагмента, созданного учащимися. ЦЛ «Архимед» | Формируется интерес к предмету, навыки работы ЦЛ, поддержка одаренных детей | ЦЛ: интерфейс , Nova5000, датчик датчики температуры, влажности, соединительный провод для датчика. Компьютер. Видеофрагмент | ЦЛ:регистратор данных Fourier Systems, программа MultiLab. Microsoft Office PowerPoint |
20 | Строение головного мозга | Дать представление о строении головного мозга, выяснить усвоение материала | Интерактивная модель головного мозга, тренажер | Наглядность, вовлекаются все виды чувственного восприятия учащихся, возможность отследить усвоение материала | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Компьютер | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
21 | Зрительный анализатор | Дать представление о строении глаза, продемонстрировать зрачковый рефлекс, показать примеры иллюзии зрения, использовать на уроке презентацию учащихся | Интерактивные схемы зрачкового рефлекса, внутреннего строения глаза. Анимации: аккомодация глаза | Наглядность, возможность показать биологические процессы, поддержка одаренных детей, формирование интереса к предмету | Компьютер «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» Презентация учащихся «Иллюзии зрения» | Презентация в Microsoft Office PowerPoint, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
23 | Слуховой анализатор | Дать представление о работе органа слуха | Анимация работы органов слуха | Наглядность, возможность показать биологические процессы, | Компьютер «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
24 | Сон и сноведения | Показать физиологию сна и сновидений, используя на уроке презентацию учащихся | Презентация | Формируется интерес к предмету, поддержка одаренных детей | Компьютер. Презентация учащихся «Сон и сновидения» | Презентация в Microsoft Office PowerPoint |
25 | Функции желез внутренней | Отследить усвоение материала | Тренажер | Поддержание интереса к предмету, возможность выяснить усвоение материала | Компьютер «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.8 класс» | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 8 класс CD-ROM for Windos |
Литература
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8 кл».– М.: Дрофа, 2003
2. Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.3
3. Колесов Д. В. «Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д. В. Колесов а, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева Биология. Человек. 8 кл». М. Дрофа. 2003
4. Рохлов В. С. «Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя» М.; Просвещение, 1977
5. Рохлов В. С., Теремов А. В., Лернер Г. И., Трофимов С. Б. «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ.-М.: «Интеллект-Центр», 2010
6.«Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/Сост. И. Т. Григорян.-М.: ВАКО, 2010
7. Кириленко А. А. «Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011». Легион, Ростов-на-Дону, 2010
8. Кириленко А. А. «Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013». Легион, Ростов-на-Дону, 2011
9.«Цифровая лаборатория Архимед. Версия 3.0. Методические материалы». Институт новых технологий. М., 2007
10.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Человек и закон" 5 класс
Программа занятий кружка "Человек и закон" позволит формировать и развивать правовые знания и правовую культуру школьников....
Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...
Рабочая программа курса "Человек и его здоровье"
Разработка программы курса по выбору "Человек и его здоровье" для 9 класса...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
Рабочая программа Экология человека. Культура здоровья. 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной ...