Тема урока Классификация отдела Покрытосеменных растений Цель урока: 1. Познакомить обучающихся с признаками Покрытосеменных растений классов двудольных и однодольных; сформировать понятия о семействах покрытосеменных растений и о многообразии цветковых растений. 2. Развивать умение коллективной и групповой работы. 3. Воспитывать бережливое отношение к природе. Тип урока: комбинированный. 1. Организационный момент: - Встреча и приветствие учащихся; - Прием “Вход в урок”, приветственное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами разрежем цветок пополам, посмотрим его внутреннее строение, оголим его корень и растеребим листочек на мелкие части( совершаю действия над макетом) Прием “Системный лифт” и с объяснением и закреплением теоретического материала. НАДСИСТЕМА Биосфера; Царство растений 2 |
|
|
|
|
|
|
| СИСТЕМА Покрытосеменные 1 |
|
|
|
|
|
|
| ПОДСИСТЕМА Признаки растения: ЦВЕТОК КОРЕНЬ ЛИСТ 3 |
|
|
|
|
|
|
| НАГЛЯДНОСТЬ НА ДОСКЕ |
|
|
|
|
|
|
| ОДНОДОЛЬНЫЕ |
|
| ДВУДОЛЬНЫЕ |
|
|
| ПРИЗНАКИ 3х членный тип; Мочковатая; Продольное и дуговое |
| ПРИЗНАКИ 4\5 членный тип; Стержневая; Сетчатое расположение жилок |
|
|
|
| Можно ли поставить точку и закрыть таблицу? 5 |
|
|
|
|
|
|
| Семейства |
| 6 Семейства |
|
|
|
| Злаковые | Лилейные | Бобовые |
| Пасленовые | |
| Крестоцветные |
| Сложноцветные |
|
|
| Розоцветные |
|
|
|
|
1. Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, но не о всех. Для этого мы будем использовать системный лифт, где определим систему, надсистему и подсистему растений. Растения как систему мы рассмотрим на конкретном отделе, который указан в ребусе. (одеяло + семя = покрытосеменное) Какая функция у растений? Для чего они необходимы? (ответы детей - кислород. А почему?). 2. Растения будут являться частью чего? (ответы детей) А частью чего будет являться царство раст (ответы детей) Молодцы! 3. Закрепление ранее изученной темы и проверка знаний учащихся о строении цветка, видах листьев и о видах корневых систем. Прием “Блиц - опрос” Теперь рассмотрим подсистему Покрытосеменных растений, для этого мы вспомним с вами предыдущий урок. Из чего состоят растения, какие признаки вы знаете? (ответы детей) на доске вывесить изображение цветок, корень, лист) - Из чего состоит цветок?
- Какие виды существуют корневой системы?
- Какие виды листьев?
4. Изучение нового материала. 4.1. Деление цветковых растений на классы, их классификация. (Рассказ учителя с элементами беседы. Демонстрация таблиц “Однодольные и Двудольные растения”). 4.2. Прием “Ассоциация” для визуального представления. Вот мы заполнили признаки каждого класса, теперь я попрошу двух желающих провести ассоциации слова, т.е. заменить слово на подходящее изображение. Например: какой образ у вас возникает к слову мочковатая система? (ответ ребенка) - Фронтальная практическая работа. Остальным, я предлагаю открыть рабочую тетрадь на странице 23, найти упражнение 38. Вам необходимо по характерным признакам соотнести теоретические знания и изображение. Молодцы! 5. Проблемный вопрос “Можно ли в нашем системном лифте поставить точку?” ответ на этот вопрос вы можете получить, прочитав учебник на странице 82-83 и рассмотрев демонстрационные рисунки. Так можно ли поставить точку? Ответы детей на проблемный вопрос “нет, так как существуют семейства в каждом классе”. 6. Назовите какие семейства однодольных и двудольных вы выявили? (ответы детей) параллельно размещаю демонстративный материал на доске. Молодцы! 7. Игра “Мои друзья”. Теперь мы рассмотрим гербарий. Я буду демонстрировать схему, а вы должны с места поднять гербарий соответствующий схеме. 8. Итог урока: прием “Марафон”. Я вам задам 5 вопросов на которые вы очень кратко и быстро должны дать ответы, этот ответ вы должны быстро и схематично записать. Принимаются только первые 10 правильных ответов. Примерные вопросы: - Перечислить через “,” классы покрытосеменных? - Перечислить виды корневых систем - Изобразить лист с продольным жилкованием - Изобразить как выглядит корневая система лилейных - Нарисовать тычинку. Оценка марафона: поднимите руки у кого все 5 баллов, 4б. Сегодня вы получаете оценку 4-5. Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”. 1 вариант “Доклад по любым семействам” 2 вариант “Кроссворд по изученной теме” не менее 10 слов. 3 вариант “Составить тест по изученной теме”. Разработку урока составила: учитель биологии второй категории Капустина О.В. |