конспект урока по биологии "Отдел Покрытосеменные"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Данный конспект разработан к заключительному уроку по биологии растений в 6 классе по теме "Отдел Покрытосеменные". Он может быть использована учителем при проведении урока в форме игры. К конспекту есть призентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cvetok.docx | 760.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
Созонова Екатерина Ивановна Урок биологии.
Учитель биологии МОУ СОШ №4
Класс 6 (7) вида обучения.
ТЕМА КУРСА: «ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ»
ТЕМА УРОКА: «Семейства растений отдела Покрытосеменные»
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Вид урока: Урок- путешествие.
Цели: Обобщить и систематизировать знания по теме «Отдел Покрытосеменные».
Задачи: образовательные:
- Закрепить знания о семействах растений отдела Покрытосеменные
- Повторить основные вопросы данной темы:
А) Характеристика класса Однодольные и класса Двудольные растения.
Б) названия семейств, их признаки и принадлежность к определенному классу.
В) Значение и многообразие цветковых растений.
- Выявить уровень усвоения знаний по данной теме и оценить его..
Воспитательные:
- Развитие интереса к предмету, через применение занимательных форм и методов обучения.
- Воспитание умения уважительно относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им.
- Воспитание бережного отношения к природе .
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция и развитие умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, коррекция развития памяти, внимания, мышления, приемов учебной деятельности.
- Коррекция и развитие мелкой моторики руки, через применение коррекционно-развивающего упражнения.
- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Оборудование:
Таблицы: «Растения семейств отдела « Покрытосеменные».
Муляжи: цветков разных семейств растений, плодов.
Фотографии и рисунки: различные представители семейств отдела «Покрытосемянные».
Приемы деятельности учителя: Беседа, организация опроса по теме, оценивание ответов учащихся, организация работы у доски с рисунками, фотографиями и схемами и с раздаточным материалом.
Методы и приемы: устные ответы учащихся у доски, решение занимательных задач, сравнение признаков объекта, обсуждение ответа товарища, определение соответствий между названием объекта и его признаком, зарисовка схематических рисунков на доске.
Личностная значимость изучаемого для ученика: Формирование чувства успеха, удовлетворения собой от того. Что многое узнал об окружающей среде.
Планируемые результаты: учащиеся обобщают свои знания, понимают роль и место изученных организмов в природе.
Концепция урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о семействах отдела Покрытосеменные. Показать, что самые разнообразные растения на Земле, относятся к данному отделу. Все растения отдела Покрытосеменные многообразны и отличаются друг от друга по ряду признаков.
Структура урока:
1-организационный момент.
2- Психологический настрой на урок.
3- Обобщение и систематизация знаний( в ходе путешествия)
4. физкультминутка
5.Рефлексия( игра» таинственный ящик»)
6. подведение итогов урока.
7. выставление оценок за урок.
Ход урока:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
«Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!
Учитель:
«Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с Вами не совсем обычный урок. На предыдущих уроках мы рассмотрели тему « Семейства растений класса Однодольные и класса Двудольные». А сегодня Вы покажите свои знания, как усвоили материал данной темы. Мы совершим небольшое, увлекательное путешествие по океану знаний в мир цветковых растений. В пути Вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить несколько интересных заданий, прежде чем мы достигнем конечной цели нашего путешествия и в ходе которого сделаем много новых открытий, узнаем много полезной информации, которая пригодится Вам для дальнейшего изучения и понимания тем курса « Биология растений»
Во время пути необходимо выполнять 3 основных правила:
- Хорошо себя вести.
- Активно работать.
- Уважительно относится к ответам своих одноклассников.
За урок у Вас будет возможность получить оценку: за устные ответы .
За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберёте, тем выше будет ваша оценка за устную работу."
- Психологический настрой на урок.
Успешность познавательной учебной деятельности зависит от эмоционального благополучия ребенка, от его позитивного психологического настроя на урок.
Упражнение « Коробочка пожеланий»
« Каждому путешественнику необходима удача в пути. Мы начнем наш путь с коробочки пожеланий, посмотрим, какие пожелания она нам приготовила?» см. Приложение №1.
- Ход путешествия: « А теперь в путь, вот наше первое задание….
1.Упражнение « Цветок знаний» Выполняется у доски, каждый ученик подходит и выбирает понравившийся лепесток цветка, а за ним спрятан вопрос. см. Приложение №2.
Вопросы:
- Какие растения называют Цветковыми?
- Почему Цветковые растения называют еще и Покрытосемянными?
- Зачем нужен цветок растению?
- Какие два класса отдела Цветковые Вы знаете?
- Перечислите названия семейств класса Однодольные?
- Перечислите названия семейств класса Двудольные?
Помимо этих вопросов учитель задет дополнительные, сопутствующие вопросы.
6
1
7
2
3
4
Молодцы!
2. Упражнение « Найди соответствие». см. Приложение №3.
Выполняется у доски двумя учениками. На доске закреплены карточки с названиями семейств, а ученикам нужно выбрать соответствующую характеристику каждого семейства и прикрепить с помощью магнитов к своей карточке.
однодольные
двудольные
Признаки семейств:: ( карточки, из цветной бумаги с краткой характеристикой )
1 семядоля.
Корневая система – мочковатая.
Корневая система –стержневая.
2 семядоли.
Жилкование листьев- дуговое
или параллельное
Жилкование листьев – сетчатое.
«Молодцы, Вы все правильно определили. Прежде чем мы отправимся дальше, давайте немножко отдохнем…..
3. Физкультминутка (2-3мин.)
- Двигательная гимнастика. ( упражнения :« Тянемся к небу», « Звезда», « Движения рук», «Приседания»)
- Снятие телесного напряжения (упражнения : «Напряглись- расслабились», «Разминка шеи», «Разминка и расслабление рук»)
- Зрительная гимнастика ( упражнения : «Массирование закрытых глаз фалангами пальцев», « Посмотри вдаль», «Посмотри на зеленый цвет»
4.Упражнение «Зарисовки на доске» см. Приложение №.4
Выполняется учащимися у доски, необходимо зарисовать корневую систему растений класса Однодольные и класса Двудольные, а так же жилкование листьев растений данных 2 классов.
Один учащийся выходит и делает только одну зарисовку, потом его работа обсуждается одноклассниками и комментируется учителем.
- « Двигаемся дальше?
«Следующее задание посвящено признакам растений, по которым их определяют к тому или иному семейству. Назовите эти признаки.
А) СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА ( ФОРМУЛА) Б) ПЛОД. В) СОЦВЕТИЕ.
Какой признак является самым главным? Правильно, ЦВЕТОК. Для каждого семейства характерен свой тип цветка. В зависимости от строения его частей и их количества составляется ФОРМУЛА ЦВЕТКА.
Что означают эти буквы?
Ч Л Т П
Ч- чашелистики, Л- лепестки, Т- тычинки, П- пестик.
«Ребята, у Вас на партах есть карточки с названием семейств и формулой цветка , расположите их правильно относительно друг друга, чтобы каждому семейству соответствовала своя формула цветка.»
Учитель показывает рисунок или муляж цветка, учащиеся называют семейство и поднимают вверх карточку с соответствующей формулой цветка. Ответы обсуждаются. Кто правильно поднял карточку, получает жетон. см. Приложение №5.
4.Упражнение «Что неправильно? »
Упражнение выполняется по карточкам, на которых записаны утверждения, характеризующие то или иное семейство. Необходимо определить какое из этих утверждений неправильно. Неверные утверждения обсуждаются и дополняются верными. см. Приложение №6.
- У Крестоцветных плод- ЯГОДА.
- У Пасленовых Плод – СТРУЧОК.
- У Злаков – красивые, яркие цветки.
- У Бобовых плод- ЗЕРНОВКА.
- У Злаков плод- СЕМЯНКА.
- У растений семейства Крестоцветные в плодах содержаться ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА.
5.Игра «Таинственный ящик»
К учащимися выносится «Таинственный ящик» ( красивая, яркая картонная коробка).
« Ребята, у нас есть ящик, в котором находятся различные предметы, имеющие прямое отношение к теме нашего урока. Кроме того, в таинственном ящике находятся небольшие сюрпризы для Вас. Чтобы получить эти сюрпризы, необходимо отгадать загадки. Если Вы правильно отгадаете загадку, то этот предмет с сюрпризом остается у Вас»( В коробочке находятся плоды, корнеплоды и побеги овощных и плодовых растений отдела Цветковы . К ним прикреплены ( с помощью скотча) небольшие сюрпризы-подарки – шоколадки, канцелярские товары)
« Это плод овощного растения с яркими розовыми, красными, желтыми и даже черными плодами округлой формы. Это представитель семейства Пасленовые. Выращивают это растение в основном в теплице. Из этих плодов делают пасту. Что это за плод?»
« Это представитель семейства Розоцветные. Его плоды округлой формы, разной окраски. Зеленые, желтые, красные, могут даже сочетать два цвета. Внутри много косточек. Растут эти плоды на деревьях. При надкусывании плоды хрустят.
« Это тоже овощное растение. Человек использует в пищу не плоды данного растения, а его корнеплоды»
« Это представитель семейства Розоцветные. Самый яркий и главный. Цветки Яркие, большие, очень красочные, ароматные. Данный представитель считается « Королевой всех цветов»
«Это представитель семейства Бобовые.
Цветок-крылатка
Плод- лопатка
Плод- зелен и молод,
Но сладок, как солод»
« Это тоже овощное растение. Человек использует в пищу не плоды данного растения, а его стебель шаровидной формы и его листья. Листья у этого растения очень крупные. Сто одежек и все без застежек?»
- Заключение.
« Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Не расстраивайтесь, впереди еще много подобных уроков. Вы все такие Молодцы, все условия нашего путешествия Вы выполнили.
Наш урок мне хочется закончить , следующими словами:
Милые ребята!
Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!
ЗА !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Тесты "Покрытосеменные растения. Семейства покрытосеменных"
Тестовый контроль знаний по теме "Многообразие покрытосеменных растений"...
План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.
Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Разработка урокапо географии Тывы "Реки Тывы"
Комбинированный урок...
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....