Проблемные вопросы и задачи по истории России
материал по истории

В данной работе помещеные проблемные вопросы и задачи по истории Древней Руси, которые можно использовать на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnye_voprosy_i_zadachi_po_istorii_rossii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Павловский техникум народных художественных промыслов России»

          ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Выполнил:

преподаватель истории

и обществознания

Ястребов

Сергей Вячеславович

Павлово

2023 г.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Предыстория Российского государства (VI-XIV вв.)

1.        Историк В.О. Ключевский, характеризуя Скифию, писал, что скифские цари строили дворцы в городах, скифская знать училась в Греции, а в скифских курганах находят высокохудожественные из делия. Тем не менее он заметил: «Все эти данные имеют большую общеисторическую цену; но они относятся больше к истории нашей страны, чем к истории нашего народа». Как это понимать? Что же тогда, если не культура, может характеризовать народ? Или здесь за ложен какой-то другой смысл?

2.«Здесь, следовательно на севере, в Новгороде, началась Русская земля, началось Русское государство», — писал один из патриархов отечественной истории СМ. Соловьев (Соловьев СМ. Общедоступ ные чтения о русской истории. М., 1992. С. 193). Почему же в учеб нике, по которому мы длительное время изучали историю Отечества, говорилось, что «от Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV-XVII вв., к Российской Империи...»

3.Норманнскую теорию, связывающую возникновение государства у славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, часть историков отрицает. Тогда как оценить тот факт, что на заре зарождения государственности на Руси в Новгород пришли княжить три брата-варяга - Рюрик, Синеус и Трувор?

4. Варяги (норманны) приходили к славянам «из-за моря». Они стали появляться не только на Волхове и Днепре, но и на Черном море и в Греции, в Британии и Франции, Испании и Италии, даже проникли в Америку. Норманны нанимались на военную службу, часто жили за счет грабежей, где-то даже становились правителями. Что заставляло их покидать родные земли и скитаться на чужбине?

5.        В Житии святого Стефана Сурожского, бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о чудесах, которые творил святой. К его дивам автор Жития относит, в частности, исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина, хотя князь пришел в Крым совсем не с целью лечения. «Воинственный и сильный князь Новгорода русского... Бравлин... с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу... сломал железные ворота, вошел в город...», — писал автор.

Не будем рассматривать феномен исцелений князя и его военные походы. Нас интересует вопрос о начале Руси. И здесь, по мнению отдельных авторов, возникает много «но»: и имя Бравлин кажется странным, и Новгорода, по устоявшемуся мнению, тогда еще не существовало и т.д. Однако по описанию и Новгород уже существовал, и Бравлин в нем уже княжил. Но, заметим, шел VIII в. Как же тогда быть с «киевской» теорией происхождения Русского государства из Киева (882)? Поскольку княжение уже предполагает государственность, то, может быть, началом Руси как государственного образования правильнее считать вторую половину VIII в. (Новгород), а не конец IX в.? Почему «Повести временных лет» доверять можно, а Житию святого Стефана Сурожского нет?

  1. Рюриковичи, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления и подчинилось их воле. Почему?
  2. Названия двух великих торговых путей, проходивших по территории Древнерусского государства, начинаются со слова «варяг»: «Из варяг в греки» и «Из варяг в персы». Таким образом, можно предположить, что эти пути проложили именно варяги. Но фактически было все наоборот: первооткрывателями торговых артерий стали византийцы и персы. Тогда почему такое название? Ведь обычно первое слово из определения любого факта, события — за первыми свершившими их?

      8.В 944 г. Игорь Старый повел на Византию войско. Вскоре греки предложили приемлемый для русичей мир, который и был заключен в конце того же года. Игорь повернул войско домой. Но передвигаться войску от Киева до Дуная можно было только осенью, когда воины могли кормиться на полях противника. Осенью же, как гласит «По весть временных лет», Игорь отправился собирать дань с древлян. Получается, что Игорь был «и тут, и там»?

9.        Огромные русские караваны с товаром, достигавшие Византии по Днепру и Черному морю, греки не пускали в свою столицу Царьград. Русские по полгода проживали в предместьях города, оставаться на зиму в Греции им не разрешалось. Почему существовала такая дискриминация? Ведь не воевать пришли русичи, а торговать.

10.        Княгиня Ольга, желая отомстить за убитого древлянами мужа, длительное время проявляла безмерную жестокость: закапывала послов живыми, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила
вместе с жителями г. Искоростень, и т.д. Княгиня не позволила своему сыну Святославу жениться на беременной от него ключнице Малуше. В общем, грехов предостаточно. И тем не менее Ольга канонизирована православной церковью. Почему?

11.В ряде источников подчеркивается почтительное отношение Византии к Древней Руси: Византия якобы вынуждена была считать ся с русичами и даже побаивалась их. Если это так, то почему во время поездки княгини Ольги в Царьград (примерно в 955 г.) корабль с русским посольством около двух с половиной месяцев простоял в бухте, ожидая приема у императора Константина VII? Какое же здесь почтение, какая боязнь?

12.        Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимира, как, к примеру, его сыновей Бориса и Глеба или бабки Ольги, долго не оказывалось. Почему? Почему к лику святых первыми из русских были официально причислены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка (Владимир был канонизирован лишь при Иване Грозном)?

   13.Ольга, вернувшись из Византии крещеной, не стала повсеместно внедрять христианство, как это впоследствии сделал Влади-Мир. Почему она этого не сделала? Не хотела? Тогда ради чего крестилась сама?

     14.В 967-968 гг. по неизвестным нам причинам возник русско-византийский конфликт. Однако летописные свидетельства о битвах Святослава в те годы говорят о нечто странном: Святослав идет в поход на болгар, побеждает их, покоряет 80 городов на Дунае, садится княжить в Переяславце, а дань ему платят... греки. В чем тут, интересно, дело?

    15. Принято считать, что Российское государство берет свое начало с 882 г. из Киева. Но что же это было за государство, если почти через 90 лет, «оставив стольный Киев князь (Святослав) хочет жить в «Переяславце на Дунае» и только нужда заставляет его вернуться обратно? Причем Святослав уходил не один, он уводил с собой дру- исконно «русьские письмена» не получили дальнейшего развития, а на вооружение была взята кириллица, названная так по имени византийца Кирилла, составившего ее?

16. Святослава, потерпевшего поражение, византийский импер тор Цимисхий отпустил с условием, что русы отступят из Болгари Князь не пошел в родные края, а расположил свое войско на о. Б( резань (в сказке А.С. Пушкина — о. Буян). Войско стало ощущать ш достаток продовольствия. Казалось бы, нужно двигаться по речны: долинам к Киеву. Один из воевод князя Свенельд так и поступил ; вскоре прибыл домой. А что же заставило Святослава остаться н о. Березань и провести там мучительную, голодную зиму 971-972 гг.'

      17.Византийский император Цимисхий, отпустив русов из До ростола, будто бы договорился с печенегами о последующем их истреблении. Зачем нужно было тратить золото и драгоценности на подкуп кочевников, если византийская эскадра насчитывала 300 кораблей и на них были огнеметы, которые могли сжечь все деревянные ладьи израненных русов на месте? Да и времени у Цимисхия на связь с печенегами если бы и хватило, то только чудом.

   18. Историк С.Ф. Платонов писал: «Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы». Как могли далекие монголы добраться и осесть в столь северных землях? Что их, степняков, любителей жаркого климата, прельстило в лесах с лютыми морозами?

19. Неоднозначен был князь Владимир. Он запятнал себя убийством полоцкого князя Рогволода и его сыновей, которые никогда не были ему врагами. Он изнасиловал дочь Рогволода Рогнеду и принудил ее стать его женой. Он вероломно умертвил собственного брата. Он предал своих боевых товарищей — варягов. Он отличился многоженством: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном числе наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове...» Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?

20.        В условиях дохристианского быта славян человека защищал не князь, а свои, близкие люди; за убитого мстили отец, братья, дядья, племянники. Почему — не князь, ведь суд тогда мог бы быть более
справедливым?

21.        После принятия христианства на Руси стало распространенным двоеверие — диалог ценностей христианства и язычества. Казалось бы, византийские церковные власти должны были всеми силами
бороться с этой тенденцией в своей 60-й епархии, но они этого не делали. Почему?

22. Письменность у восточных славян имела место еще задолго до принятия на Руси христианства и появления кириллицы. Почему исконно «русские письмена» не получили дальнейшего развития, а на вооружение была взята кириллица, названная так по имени византийца Кирилла, составившего её?

  1. Историк О.М. Рапов, анализируя причины принятия Русью христианства, так же как и другие авторы, исходит из признания христианства в качестве классовой религии. В самом деле, в исторической литературе давно уже сложился штамп противопоставления язычества как религии доклассовой, родовой и христианства как религии классовой. Но Рапов пошел дальше и в этой связи поставил такой вопрос: « ...Совершенно непонятно, почему религия родового общества (язычество), не освящавшая господства одного класса над другим, вполне соответствовала рабовладельческому строю, существовала в рабовладельческих государствах сотни, а иногда и тысячи лет и совсем не подрывала неограниченной власти египетских фараонов, ассиро-вавилонских царей, римских императоров... вдруг перестает удовлетворять правящие круги общества при переходе к феодальному способу производства?» Действительно, почему?
  2. Когда Русь вступила в общение с христианством (крещение в 988 г.), Византия переживала расцвет своих культурных сил. Западная Европа еще не вышла из состояния варварства, последовавшего за падением Римской империи. Она сама была готова учиться у Византии, которая оставалась культурным центром христианского мира до самой эпохи крестовых походов. Казалось, древнерусское славянство имело в лице Византии особо благоприятную школу и условия для своего культурного развития. Тем поразительнее тот несомненный факт, что оно не сумело воспользоваться этой школой. Почему?
  3. В 1083 г. Олег Святославич после двухлетнего отсутствия на Руси скромно прибыл морем в Тмутаракань. Олег сошел на берег, и... в городе учинилась страшная резня: истреблялись иудеи-хазары, изгнаны князья Давид и Володарь. У Олега не было своей дружины, он вернулся практически из плена. Тогда кто, какие силы и почему Могли использовать приезд князя и провести эту жестокую экзекуцию?
  4. Абсолютное большинство исторических источников отводят Хазарам место на Нижней Волге. Но почему же археологи не обнаружили ни одного хазарского памятника в низовьях этой реки?
  5. Князь Василько Ростиславич был оклеветан Давидом Игоревичем, изменнически захвачен Святополком Изяславичем и варварски ослеплен ими при возвращении их из Любеча со съезда князей (1097), где все целовали крест на... взаимную верность. Какова же Истинная цена съезду, которому отдельные авторы отводят историческую роль в сплочении русских княжеств?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы итогового повторения по истории России в 10 классе.

Вопросы составлены самими учащимися по теме "Русь изначальная". Для удобства даются примерные ответы....

Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»

Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...

Элективный курс по истории «Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.» 10-11 кл.

Элективный курс « Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в»  адресован учащимся 10 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача к...

Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»

Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»....

Система учебных задач по истории России

система учебных задач по истории России (20-21 вв.) по А.Ю. Морозову...

Проблемные задания в школьном курсе история России.

Российское общество на современном этапе поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Обр...