Трудные вопросы ЕГЭ
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме
В презентации представлен личный опыт работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по биологии.Проанализированынаиболее сложные вопросы, требующие нестандартных ответов, дан алгоритм решения разноуровневых задач (С1 - С6). Система работы апробирована мной на протяжения четырёх лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_1.pptx | 949.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ . Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы . Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов ( КИМов ).
Структура экзаменационной работы Работа состоит из 3-х частей, включающих 50 заданий. Часть 1 состоит из 36 заданий (А1- А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Из них 26 – базового уровня, 10-повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 8 заданий повышенного уровня сложности: (В 1- В 8): 3 – с выбором трёх верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 2 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Структура экзаменационной работы Часть 3 состояла из 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня. Все задания части три контролировали умения выпускников самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части три были выделены следующие линии: С1 – практико-ориентированные задания; С2 – задания на работу с текстом или рисунком; С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразии организмов; С4 – задания по эволюции и экологии; С5 – задачи по цитологии, С6 – генетические задачи.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: Для каждого задания части1 (А) - 1-2 минуты; Для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут Для каждого задания части 3 (С) – 10- 20 минут
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году. В 2012 году в целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г . Но внесены следующие изменения . В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения . Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г . Вопрос А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции ? А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции . Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Правильный ответ: 2
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г . Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания. Вопрос А 35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается 1) в верхних слоях атмосферы 2) в глубинах океанов 3) в верхних слоях литосферы 4) на границах трёх сред обитания Правильный ответ: 4
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г . В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу.
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г . Вопрос В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом . ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА А) окисление органических веществ Б) образование полимеров из мономеров В) расщепление АТФ Г) запасание энергии в клетке Д) репликация ДНК Е) окислительное фосфорилирование 1) пластический 2) энергетический Ответ: 2 1 1 2 1 2
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г . В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.
С 1 – практико- ориентированные задания 1. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. 2.На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему. 3.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. 4.Приспособленность растений к жизни в тундре. 5.Значение воды в жизни растений 6. В чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? Укажите не менее двух признаков
С2 – задания на работу с текстом или рисунком 1. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? Элементы ответа: 1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен; 2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен; 3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения; 4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.
С2 – задания на работу с текстом или рисунком 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1 Насекомые – самый многочисленный класс членистоногих. 2. К ним относят разнообразных бабочек, жуков, мух, комаров, клещей, пчел и других животных. 3. Их тело состоит из головы, груди и брюшка. 4. На голове у всех насекомых расположены: пара простых глаз, пара усиков, ротовые органы. 5. У многих насекомых хорошо развиты крылья, они имеют по четыре пары ног. 6 Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду обитания, но имеются насекомые, живущие в воде Ответ: 1 ) 2 – клещей относят к классу паукообразных; 2) 4 – у насекомых развиты сложные (фасеточные) глаза; 3) 5 – насекомые имеют три пары ног.
С2 – задания на работу с текстом или рисунком 3. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани, и какие органы формируются из него? Элементы ответа: 1. зародышевый листок – энтодерма; 2. ткань – эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 3. органы : кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.
С2 – задания на работу с текстом или рисунком 4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их . 1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни.5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян. О шибки допущены в предложениях: 1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2) 4 – растения растут в течение всей жизни; 3) 6 – не все растения образуют семена.
С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразие организмов 1. Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу с сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека, и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов . 2.В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков. 3. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств . 4.По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? 5.Как повлияло появление фотосинтеза у организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? 6.Укажите , какие конечные продукты обмена веществ образуются в организме человека, и через какие органы они удаляются?
С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразие организмов 7 . Что собой представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека? 8 . Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий. 9 . Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. 10. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека? Охарактеризуйте не менее 3-х функций. 11. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе 12.По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков.
С4 – задания по эволюции и экологии 1. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? 2. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений. 3 .В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. 4 .Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров. 5. Какие изменения в строение тела позволили позвоночным животным освоить наземно- воздушную среду обитания?
С4 – задания по эволюции и экологии 6. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина? 7 . У позвоночных в процессе эволюции изменился орган слуха. В какой последовательности формировались его отделы у позвоночных животных различных классов? 8 . Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции, в связи с широким распространением на суши? 9 . Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих 4-х камерного сердца? 10. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. 11. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса?
С5 – задача по цитологии 1 . Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. Решение: ДНК ЦГТ ТГГ ГЦТ АГГ ЦТТ. т-РНК ГЦА АЦЦ ЦГА УЦЦ ГАА Триплет ГЦУ АК АЛА
С5 – задача по цитологии 2.Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на и РНК , антикодоны соответствующих т РНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода . Решение: ДНК: ГТГ ТАТ ГГА АГТ и-РНК : ЦАЦ АУА ЦЦУ УЦА Белок: гис - илей - про -сер т-РНК ГУГ УАУ ГГА АГУ
С5 – задача по цитологии 3. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т РНК . Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. Ответ: 1) одна т РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 т РНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот; 2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит 30 аминокислот, кодируют 30 триплетов; 3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.
С5 – задача по цитологии 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев цветкового растения. Объясните полученные результаты. Схема решения задачи включает: 1) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом 3n, а в клетках листьев цветкового растения 2n; 2) эндосперм (3n) развивается из клетки образованной от слияния двух клеток - центральной клетки семязачатка (2n) и одного из спермиев ( n ); 3) листья цветкового растения развиваются из клеток зародыша. В клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш формируется из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки.
С5 – задача по цитологии 5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе 2. Объясните какие процессы в эти периоды происходят и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом . Ответ : Перед началом мейоза ДНК 56,т.к. они удваиваются, число хромосом 28. В анафазе мейоза 1 число молекул ДНК 56, число хромосом – 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. В анафазе мейоз 2 число молекул ДНК -28, а хромосом -28, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды – хромосомы, т.к. после редукционного деления мейоза 1 число хромосом и ДНК уменьшается в 2 раза.
С5 – задача по цитологии Митоз Интерфаза 2п 4с (удвоение ДНК) Профаза 2п 4с ( спирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка разрушаются, центриоли расходятся к полюсам) Метафаза 2п 4с (хромосомы выстраиваются у экватора, к центромерам прикрепляются нити веретена деления) Анафаза 4п 4с (хроматида становятся хромосомами и расходятся к полюсам клетки) Телофаза 2п 2с ( деспирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка образуются, образуется две клетки) Значение: образуются клетки тела, заживление ран
С5 – задача по цитологии Мейоз Интерфаза 2п 4с (удвоение ДНК) Профаза 1 2п 4с ( спирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка разрушаются, центриоли расходятся к полюсам, конъюгация и кроссинговер) Метафаза 1 2п 4с (пары гомологичных хромосом выстраиваются у экватора, к центромерам прикрепляются нити веретена деления) Анафаза 1 2п 4с ( хромосомы расходятся к полюсам клетки) Телофаза 1 п 2с ( деспирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка востанавливаются , образуется две клетки) Второе деление такое же как митоз Значение: образуются гаметы у животных и споры у растений
С5 – задача по цитологии 6. Общая масса молекул ДНК в 46 хромосомах ядра соматической клетки человека составляет 6·10 − 9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах в конце интерфазы, конце телофазы мейоза I и телофазы мейоза II. Ответ поясните . Схема решения задачи включает: 1) в интерфазе при подготовке к мейозу в ядре происходит удвоение ДНК, поэтому масса ДНК в ядре составляет 2 х 6·10−9 = 12·10−9 мг; 2) в конце телофазы мейоза I образуется две клетки, масса ДНК в каждом ядре равна 6·10−9 мг (в ядрах находятся по 23 двухроматидные хромосомы); 3) перед мейозом II не происходит удвоение ДНК. В ядрах половых клеток (телофаза II) находится гаплоидный набор хромосом (23 однохроматидные хромосомы), поэтому масса ДНК в ядреах 3·10 −9 мг
С5 – задача по цитологии 7.В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы ПВК. Какое количество глюкозы подверглось расщеплению и сколько АТФ образовалось при полном окислении? Объясните полученные результаты. 8.Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы? 9.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 10.Почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки? 11.Объясните , в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости. 12.Проследите путь водорода в световой и темновой стадиях фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы.
С5 – задача по цитологии Для решения задач № 7и 8 необходимо знание уравнений диссимиляции глюкозы: Подготовительный этап происходит в пищеварительной системе. Энергия выделяется в виде тепла. 1.Уравнение неполного расщепления глюкозы(анаэробного гликолиза), происходящего при недостатке кислорода: C 6 H 12 O 6 = 2C 3 H 6 O 3 + 2АТФ 2. Уравнение кислородного(аэробного) расщепления глюкозы: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O + 36АТФ 3 . Общее уравнение: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O + 38АТФ При решении задач также необходимо знать, что в одной макроэргической связи молекулы АТФ аккумулируется 40кдж/моль.
С5 – задача по цитологии 7.В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы ПВК. Какое количество глюкозы подверглось расщеплению и сколько АТФ образовалось при полном окислении? Объясните полученные результаты . Ответ: Уравнение неполного расщепления глюкозы(анаэробного гликолиза), происходящего при недостатке кислорода: C 6 H 12 O 6 - 2C 3 H 6 O 3 + 2АТФ C 6 H 12 O 6 - 2C 3 H 6 O 3 х C 6 H 12 O 6 - 84 C 3 H 6 O 3 Х= 1 х 84/2 = 42 ПВК
С5 – задача по цитологии 8.Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы ? Дано: N ( C 6 H 12 O 6 ) = 310 Найти: N (АТФ) Ответ: На подготовительном этапе АТФ не образуется. При гликолизе 1 C 6 H 12 O 6 - 2 АТФ 310 C 6 H 12 O 6 – х АТФ Х= 310 х 2/ 1 = 620 При полном окислении 1 C 6 H 12 O 6 - 38АТФ 310 C 6 H 12 O 6 – х АТФ Х= 310 х 38/ 1 = 11780
С5 – задача по цитологии 8.Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы ? Дано: N ( C6H12O6 ) = 310 Найти: N (АТФ) Ответ : На подготовительном этапе АТФ не образуется. При гликолизе 1 C6H12O6 - 2 АТФ 310 C6H12O6 – х АТФ Х= 310 х 2/ 1 = 620 При полном окислении 1 C 6 H 12 O 6 - 38АТФ 310 C6H12O6 – х АТФ Х= 310 х 38/ 1 =11780
С5 – задача по цитологии 13. Участок молекулы ДНК (одна цепочка) содержит 50 с аденином , 250 нуклеотидов с тимином , 30 нуклеотидов с гуанином, 60 нуклеотидов с цитозином . Определите: общее количество нуклеотидов с А, Г, Ц, Т в двух цепочках этого участка ДНК; количество аминокислот, которое должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК. Ответ обоснуйте. Ответ: 1 цепочка 2 цепочка А - 50 - Т Т - 250 - А Г - 30 - Ц Ц - 60 - Г В двух цепочках ДНК содержится ( по принципу комплементарности ): А = Т = 50 + 250 = 300; Г = Ц = 30 + 60 = 90 В одной цепочке ДНК содержится нуклеотидов 390 (50 + 250 + 30+ 60), значит они будут кодировать 130 (390 : 3) аминокислот (одну аминокислоту кодирует три нуклеотида)
С 6 – генетические задачи 1.У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью ( безрогостью ). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое потомство можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с серым рогатым самцом, гомозиготным по второму признаку. Какой закон наследования? Дано: А- серая окраска АА – гибель эмбрионов а – чёрная окраска В- рогатость в- комолость Найти: F 1
С 6 – генетические задачи Р АаВв х АаВВ сер., рог. сер., рог. Р Аа х Аа Р Вв х ВВ G А а А G F ( 1/4 АА , 1/2Аа, 1/4аа) F ( 1/ 2 ВВ, 1/2 Вв ) F 1 ( 1/4 АА+1/2Аа +1/4аа) (1/ 2 ВВ + 1/2 Вв ) 1/8ААВВ 2/8=1/4 (25%) ААВ- умирают 1/8ААВв 1/4 АаВВ 2/ 4 =1/2 (50%) А- В- серые, рогатые 1/4 АаВв 1/8 ааВВ 2/8=1/4 (25%) ааВ - чёрные, рогатые 1/8 ааВв аА в В В а
С 6 – генетические задачи 2.У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (в) находятся в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (а). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метёлку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метёлками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточными метёлками. Определите генотипы родителей и потомков. Законы . 3. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
С6 – генетические задачи 4. При скрещивании самок дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом укорочёнными крыльями, но и небольшое количество особей с серым телом укороченными крыльями и чёрным телом нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены . Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты
С6 – генетические задачи 5.В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына- дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи. 6. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F 1 , если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
С6 – генетические задачи 7. При скрещивании серой крольчихи, оба родителя которой были серыми, с серым кроликом, родители которого тоже были серыми, родилось несколько чёрных крольчат. Определите генотип родителей и крольчат. 8. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B , рыжая - геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят . 9.Молодые родители удивлены, что у них, имеющих одинаковую (II) группу крови, появился не похожий на них ребенок с I группой крови. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье?
С6 – генетические задачи
С6 – генетические задачи 10.Мать имеет резус-положительную кровь первой группы, а ребенок – резус-отрицательную кровь второй группы. Определите возможные генотипы отца. Резус-положительная кровь доминирует над резус-отрицательной. Введем обозначение аллелей. D - резус-положительная группа крови, d - резус-отрицательная группа крови. Дано: D – резус-положительная группа крови d – резус-отрицательная группа крови Найти: генотип отца Решение: P ♀ D _ ii x ♂ _____ F 1 ddI A _ Следовательно, генотип матери Ddii , а фенотипический радикал отца - _ dI A _ . Определим возможные генотипы отца: DdI A I A , DdI A i , DdI A I B , ddI A I A , ddI A i , ddI A I B .
С6 – генетические задачи 11.У кареглазых родителей со второй группой крови родился голубоглазый сын с первой группой крови. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка фенотипически похожего на своих родителей. Дано: А – карий цвет глаз А – голубой цвет глаз Найти : Р (А_ I А _) Появление у кареглазых родителей голубоглазого ребенка свидетельствует о том, что карие глаза доминантны по отношению к голубым, а родители были гетерозиготны . Обозначим аллели: А – карие глаза, а - голубые глаза. Появление у родителей со второй группой крови ребенка с первой группой свидетельствует о гетерозиготности родителей и по гену I. Изобразим схему брака:
С6 – генетические задачи У кареглазых родителей со второй группой крови родился голубоглазый сын с первой группой крови. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка фенотипически похожего на своих родителей. Решение : P ♀ Аа I A i x ♂ Aa I a i Р ♀ Аа х ♂ Аа F ( 1/4 АА,1/2Аа, 1/4аа) P ♀ I A i x ♂ I a i F ( 1/4 _ I А I А , ½ I А i , 1/4 ii ) По генотипу: F 1 ( 1/4 АА+1/2Аа,+ 1/4аа ) ( 1/4 _ I А I А + ½ I А i + 1/4 ii ) По фенотипу: F 1 ( 3 /4 А +1/4 аа ) ( 3/4 I А +1/4 ii ) 9/16 А- I A – кареглазых со второй группой крови
С6 – генетические задачи 12.На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.
С6 – генетические задачи 13 . На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.
Содержание проверки на ЕГЭ по биологии в 2011 г., как и в прошлые годы, составляли знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они были объединены в семь содержательных блоков: Биология – наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического мира; Человек и его здоровье; Эволюция живой природы; Экосистемы и присущие им закономерности.
Сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный и организменный уровни. Экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического. Блок 1. Биология – наука о живой природе
При выполнении заданий, требующих проследить преобразование энергии или пути водорода в процессе метаболизма, участники чаще всего описывали весь процесс, но не отвечали на конкретный вопрос, предусмотренный в задаче. Например, в ответе на задание, в котором требовалось проследить путь водорода в световой и темновой стадии фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы, необходимо было указать на: 1) образование ионов водорода при фотолизе воды под действием солнечного света, 2) соединение водорода с переносчиком НАДФ+ и образование НАДФ•2Н, 3) использование НАДФ•2Н в реакции восстановления промежуточных соединений, из которых синтезируется глюкоза. Блок 2. Клетка как биологическая система
Блок 2. Клетка как биологическая система Задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза оказались особенно сложными. К числу типичных ошибок, которые были допущены относятся следующие: 1) отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом. В интерфазе перед началом деления удваивается число молекул ДНК, образуется две сестринские хроматиды , но число хромосом не меняется, так как хроматиды сцеплены центромерой и составляют одну хромосому. Число хромосом в клетке увеличивается и становится равным числу ДНК только в анафазе любого деления, так как сестринские хроматиды, разделяясь, становятся сестринскими хромосомами;
Блок 3. Организм как биологическая система Экзаменуемые затруднились определить партеногенез как особую разновидность полового размножения, каким организмам он присущ. Серьезные проблемы возникли при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Многие участники ЕГЭ по биологии плохо знают циклы развития растений, чередование гаметофита и спорофита у мхов и папоротников; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе. Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа, число аллелей в гаметах, соотношение потомков при моногибридном скрещивании. Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, рекомендуется перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков.
Плохо усвоен материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов. В частности, участники затруднились отличить бактерии от одноклеточных растений, определить способ питания бактерий гниения. Они не овладели понятиями «микориза», «симбиоз», не смогли определить по рисунку плесневый гриб мукор , хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии. С2 , требующим определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных. Участники правильно определяли класс изображенного растения, однако для этого использовали не рисунок, а известные им знания о признаках класса двудольных, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не смогли объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывали только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем. Блок 4. Система и многообразие органического мира
Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы), обособление переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии, особенности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга), насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки. Низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Выпускники не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше. Блок 4. Система и многообразие органического мира
Хуже всего усвоен материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека. Многие участники ЕГЭ не смогли определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, установить роль отдельных структур органов слуха и зрения, начальным звеном рефлекторной дуги посчитали кожу вместо рецептора. Особенно сложными оказались задания, требующие развернутого ответа на вопросы о нейрогуморальной регуляции работы сердца, нервной регуляции мочеиспускания организма человека. Экзаменуемые не знают, как осуществляется, безусловно - и условнорефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, где расположены центры этих рефлексов. Блок 5. Человек и его здоровье
К числу проблемных заданий относятся вопросы о взаимосвязи строения и функций эпителиальной, соединительной и нервной ткани. В частности выпускники не знают о секреторной функции эпителиальной ткани, связывают выработку пота с функцией подкожной жировой клетчатки. К плохо усвоенным относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом, ее роли в очищении крови от продуктов обмена веществ; об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы. Они не смогли указать причины малокровия, его зависимость от количества гемоглобина и эритроцитов в крови. Вызвал затруднение текст о строении и функциях дыхательной системы, в котором необходимо было найти ошибки в тексте и исправить их. Блок 5. Человек и его здоровье
К числу сложных вопросов относятся в первую очередь знания о критериях вида и умения определять их по описанию признаков. Например, к физиологическому критерию вместо продолжительности эмбрионального развития экзаменуемые относят особенности строения органов размножения . Многие выпускники не знают, что основой целостности вида является нескрещиваемость особей с другими видами; что увеличение числа популяций вида приводит к освоению разных условий ареала, а значит, и к биологическому прогрессу; что макроэволюционные процессы характерны для надвидового уровня организации жизни и не связаны с изменениями не особей и популяций, а с изменениями более крупных таксонов. Блок 6. Эволюция живой природы
Недостаточно усвоены знания о доказательствах и этапах эволюции органического мира. Так, часть экзаменуемых не смогли сделать вывод о родстве и единстве растительного мира на основе сходства в строении и жизнедеятельности растений разных отделов; определить, что палеонтологическим доказательством родства птиц и пресмыкающихся служат находки археоптерикса; определить эру господства млекопитающих. Слабые знания по биологии беспозвоночных животных не позволили выпускникам правильно определить признаки приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Они не указали на упрощение общего уровня организации, усложнение циклов развития, наличие плотных покровов. Блок 6. Эволюция живой природы
При ответе на задания по экологии экзаменуемые продемонстрировали освоение элементов содержания этого блока и сформированность ряда учебных умений: объяснять причины устойчивости, саморегуляции , саморазвития и смены экосистем; выявлять абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме и антропогенные изменения; составлять цепи питания; сравнить природные экосистемы и агроэкосистемы . Наибольшие трудности возникли у выпускников при выполнении задания на установление последовательности возможных процессов в водоеме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Они не сумели определить, что попадание удобрений в водоем приводит в начале к бурному размножению одноклеточных водорослей и цианобактерий , а потом – к их массовой гибели. В результате этих процессов резко снижается содержание кислорода в водоеме, что вызывает массовую гибель рыб и других организмов. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Советы по подготовке к ЕГЭ В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий. В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:
План изучения материала Предмет и методы биологии. Уровни организации живых систем. Свойства биологических систем. Клеточная теория. Клетка как биологическая система. Вирусы – неклеточные формы. Организм как биологическая система. Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии. Организм человека. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Основные систематические категории. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. Антропогенез. Биология растений. Биология животных. Биология человека. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ : Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения. Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения. Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься. Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте. Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ. Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
1.Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. www.fipi.ru 2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по биологии. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru 3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по биологии www.fipi.ru 4. http ://www.litra.ru/ege/subject/s/biology/ При составлении статьи были использованы материалы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
Читаем сказки... Трудные вопросы на уроках литературы
В чем смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как ответить на такие простые,на первый взгляд, вопросы? Что прежде всего отражает волшебная сказка?...
Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...
Алгоритмы по трудным вопросам русской орфографии
Подборка материалов для проведения уроков русского языка в 5-11 классах...
Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...
Спецкурс "Трудные вопросы орфографии"
Представлена авторская рабочая программа спецкурса, рассчитана на повторение и систематизацию знаний по русскому языку в 8 классе. ( з4 часа- 1 час в неделю)...
Комментарии
спасибо за полезную
спасибо за полезную информацию