рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №7 города Чебоксары»
«Утверждаю» И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7» ____________________Г.А.Гусарова/ « _____»___________________2011 | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________Н.В.Царегородцева «________»_____________2011 | Рассмотрено на заседании ШМО Биологии. химии, экологии «_____»__________________2011 Протокол №________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 9 а классе
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна
Стаж: 17 лет,
Чебоксары – 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
- социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
- способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебный план МВСОУ «ВСОШ №7 г.Чебоксары» на 2011 – 2012 учебный год
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа построена из расчета 70 часов, мной она переработана из расчета 36 часов
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 9 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 36.
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
II. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основной материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Введение | |||||||||
1 | Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. | Вводный урок | Сформировать знания о практическом применении достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Умение Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | Основные понятия Биология "микология "бриология "палеоботаника "биотехнология "биофизика "биохимия "радиобиология Факты Биология как наука. Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: Практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/ з: стр. 3 -5, | |
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ | |||||||||
2 | Многообразие живых организмов. Свойства живых организмов | Комбинированный урок | Сформировать знания о свойствах живых организмов , об уровнях организации живой материи | Основные понятия Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, Основные понятия Таксон Система Иерархия Факты Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие. | Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. | Учебник, таблицы | Задания № 3,4, 6,7,8 (Раздел 1, Глава 1); "Задание №9 (Раздел 1, Гпава1 Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, § 1) | Д/ з: Глава 1, стр. 7-11. Вопросы к тексту параграфа № 4,5,6,7,8,9. Глава 2 , §1. Вопросы №1,3,4 к тексту §1. | |
3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.. Формы естественного отбора. | Комбинированный | Сформировать знания о додарвиновском периоде развития биологии Сформировать знания о движущих силах эволюции | Основные понятия Эволюция. Искусственный отбор Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук Основные понятия Наследственная изменчивость Борьба за существование Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.. Характеризовать сущность борьбы за существование | Учебник, таблицы | Задания № 1,2 (ГлаваЗ, § 3). | Д/з: §2, §3, §4 §5, стр. 24-26. Вопросы № 3,4,6 к тексту. §6. Вопросы № 1,2,3. | |
4 | Приспособленность организмов к среде обитания. | Обобщающий урок | Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов. | Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия. Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относител ьный характер приспособительных признаков у организмов. | Учебник, таблицы | Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9); | Д/з: Глава 4, § 7,8,9. Вопросы к § 7,8. | |
5 | Вид, его критерии и структура Популяция.. | Комбинированный урок. | Сформировать понятие вида, его критериев, популяции. | Основные понятия Вид. Виды-двойники Ареал Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Основные понятия. Популяция Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица. | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 5, § 10, записи в тетради. | |
6 | Видообразование. Эволюционная роль мутаций. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о механизмах микроэволюции. | Основные понятия Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 5 , §11. | |
7 | Главные направления эволюции. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о механизмах макроэволюции. | Основные понятия Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Процессы макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса. | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 6, §12. | |
8 | Современные представления о происхождении жизни. | Комбинированный урок. | Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле. | Основные понятия Гипотеза. Коацерваты Пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | Давать определение термину- гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 7, §14. | |
9 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле. | Основные понятия Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: Глава 7, §15. | |
10 | Развитие жизни в архейскую,протерозойскую и палеозойскую эры. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле. | Основные понятия Ароморфоз. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. | Давать определение термину- ароморфоз. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Глава 8, §16,17. | |
11 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле. | Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | Учебник, таблицы | Фронтальный | : Глава 8, §18,19. | |
12 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о происхождении человека. | Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Глава 7, §20. | |
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | |||||||||
13 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о химическом составе клетки. | Микроэлементы Макроэлементы. Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Вода, минеральные соли живых организмов. | Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Глава 9, стр. 104 -105, § 21. | |
14 | Органические вещества клетки. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки. | Основные понятия Углеводы Липиды Гормоны Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Белки, Гормоны Ферменты Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Молекула белка. Нуклеиновые кислоты | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 9, § 22 , стр. 109-111. Вопросы | |
15 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Комбинированный урок. | Сформировать знания об обмене веществ в клетке | Основные понятия Ассимиляция. Диссимиляция Фермент. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. | Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § 23 , стр. 113, записи в тетради. | |
16 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке | Основные понятия Гпиколиз. Брожение. Дыхание Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологи- | Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. | Учебник, таблицы | Фронтальный | : § 24. Вопросы № 1,2,3,4. | |
17 | Прокариотические клетки. | Комбинированный урок. | Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки. | Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микропрепараты). Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Клетки прокариот. Спорообразование у бактерий. | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. | Учебник, таблицы | Д/з: Глава 11, §25. Вопросы № 1-5 к § 25. | ||
18 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. | Комбинированный урок. | Сформировать знания об строении эукариотической клетки. | Основные понятия Органоиды Цитоплазма Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 11, § 26. Вопросы № 1-4 к § 26. | |
19 | Эукариотическая клетка. Ядро. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки. | Основные понятия Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы, | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 11, §27. Вопросы № 1-7 к § 27. | |
20 | Деление клеток. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о митозе, его фазах. | Основные понятия Митотический цикл Интерфаза. Митоз Редупликация. Хроматиды | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | ||
21 | Клеточная теория строения организмов. | Комбинированный урок. | Познакомить с клеточной теорией строения организмов. | Основные понятия Цитология Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § 29. Подготовиться к зачету. | |
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов) | |||||||||
22 | Размножение. Бесполое размножение. | Комбинированный урок | Сформировать знания о бесполом размножении организмов. | Основные понятия Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы Гэрмафродиты Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. | Дать определение понятию размножение. Называть: >основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; ^способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 12, стр.146, §30. | |
23 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о половом размножении организмов. | Основные понятия Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: §31. Вопросы №1-5. | |
24 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития.. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о эмбриональном развитии организмов и постэмбриональном развитии организмов. | Основные понятия Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. | Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: Глава 13, § 32. Вопросы № 1-6. | |
25 | Общие закономерности развития. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов. | Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер). | Давать определение понятию эмбриогенез. Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать:Сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионально- | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 13, §34. | |
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ | |||||||||
26 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. | Вводный урок. | Познакомить с основными понятиями генетики | Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: Глава 14, § 35,36. Вопросы №1-5 к § 35 и №1-3 к §36. | |
27 | Законы Г.Менделя. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о первом законе Менделя | Основные понятия Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак | Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: §37, стр. 176-180, записи в тетради. Вопросы №1-11. | |
28 | Генетика пола. | Комбинированный урок. | Сформировать знания об особенностях генетики пола. | Основные понятия Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы . Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности Закон сцепленного наследования. | Давать определение термину Аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: §39, записи в тетради. Вопросы к параграфу. | |
29 | Наследственная (ге-нотипическая) изменчивость. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о наследственной изменчивости. | Основные понятия Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия. Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. | Давать определение терминам изменчивость. Называть: вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § 41. Вопросы № 1-4. | |
30 | Фенотипическая (мо-дификационная) изменчивость. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о ненаследственной изменчивости. | Основные понятия "Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: > ненаследственной изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модифика-ционную изменчивость. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з:§42. Вопросы | |
31 | Селекция. | Вводный урок. | Сформировать знания о Центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Основные понятия Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/?: Глава 16, стр. 204-205, § 43. Вопросы №1-4. 44. Вопросы №1-7. | |
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |||||||||
32 | Структура биосферы. | Вводный урок. | Сформировать знания о структуре биосферы. | Основные понятия Биосфера Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 17, стр. 216, § 46. Вопросы № 5,6,8 к §46. | |
33 | Круговорот веществ в природе. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о круговороте веществ в природе. | Основные понятия Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус Фильтрация Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота. веществ в экосистеме. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: Глава 17, § 47 | |
34 | Экологические факторы. Биогеоценозы | Комбинированный урок. | Сформировать знания об экологических факторах Сформировать знания о биоценозах. | Основные понятия Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. Популяция. Биоценоз Экосистема Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. | Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 17, §50,51. Вопросы № 1-7 к §50 и вопросы №1-4 к §51. | |
35 | Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере | Комбинированный урок. | Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании. | Основные понятия Агроэкосистема Природные ресурсы | Давать определение термину агроэкосистема (агроце-ноз). Приводить примеры: | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: Глава 18, § 54. Вопросы и задания №1-6. | |
36 | Экологические проблемы. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о экологических проблемах. | Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. | Называть: Современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: Последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | повторить материал глав № 2,3,4,5,6 учебника. | |
ОБОБЩЕНИЕ |
III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
IV. Литература и средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;
а также методических пособий для учителя:
- Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...