рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 8 классе
на 2011-2012 учебный год
27 часов (1,6 часа в неделю )
Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна
Стаж: 17 лет,
Чебоксары – 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;
- социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
- способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, мной она переработана из расчета 27 часов в год.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 8 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 27
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
II. Содержание рабочей программы
Тема | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Лабораторные работы | Проверочные работы |
Человек как биологический вид | Знать:
Уметь:
| |||
Происхождение человека | знать:
| |||
Общий обзор организма человека | знать:
Уметь:
| |||
Координация и регуляция | Знать:
Уметь:
| |||
Нервная система | Знать:
Уметь:
| |||
Анализаторы | Знать:
Уметь:
| |||
Опора и движение | Знать:
Уметь:
| |||
Внутренняя среда организма | Знать:
Уметь:
| |||
Транспорт веществ | Знать:
Уметь:
| |||
Дыхание | Знать:
Уметь:
| |||
Пищеварение | Знать:
Уметь:
| |||
Обмен веществ и энергии. Витамины. | Знать:
Уметь:
| |||
Выделение | Знать:
Уметь:
| |||
Покровы тела | Знать:
Уметь:
| |||
Размножение и развитие | Знать:
Уметь:
| |||
Высшая нервная деятельность | Знать:
Уметь:
|
III. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основной материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Тема 1. Человек как биологический вид | |||||||||
1 | Место человека в системе органического мира | Вводный урок | Познакомить учащихся с основными особенностями человека.. Выявить черты сходства и различия между человеком и животными, определить место человека в системе органического мира | Человек – часть живой природы. Черты сходства человека с животными. Человекообразными обезьянами. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. | Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник | Фронтальный | ||
Тема 2. Происхождение человека | |||||||||
2 | Происхождение человека. Расы человека | Комбинированный урок | Сформировать знания о происхождении человека, этапах его эволюции. | Происхождение человека. Эволюция предков человека – гоминид. История возникновения человека. Этапы эволюции человека Расы человека | Называть стадии эволюции человека, характеризовать их. Объяснять причины эволюции человека Знать расы человека, их признаки. Объяснять причины образования рас. Различать понятия расоведение и расизм. | Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник | Индивидуальный | ||
Тема 3. общий обзор организма человека | |||||||||
3 | Клеточное строение организма Ткани.. Органы. Системы органов | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении живой клетки. Структуре и функциях ее органоидов, развитие умения работать с микроскопом | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть органоиды клетки. Сравнивать клетки , ткани растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.Дать понятие тканям органам системам органов. | Учебник, микроскопы. Микропрепараты клеток, таблица «Строение клетки» | Индивидуальный | ||
Тема 4. координация и регуляция | |||||||||
4 | Гуморальная регуляция.Нервная регуляция. | Комбинированный урок | Раскрыть понятие гуморальной регуляции, сформировать знания о железах эндокринного аппарата, особенностях желез внутренней секреции. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Учебник, таблицы, модели желез внутренней секреции | Фронтальный | ||
5 | Нервная система. Отделы нервной системы: | Вводный урок | Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях, раскрыть рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Давать определения понятию: рефлекс. Называть особенности строения нервной системы (отделы, органы);принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. | Учебник, таблицы | Фронтальный.Задания «Подумайте» стр.55 | ||
Тема 5. анализаторы | |||||||||
6 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор | Вводный урок | Раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза .Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | Учебник, модель глаза, таблица | Фронтальный. Задания «Выберите прав.ответ» стр.79 | ||
7 | Анализаторы слуха и равновесия | Комбинированный урок | Сформировать понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха. | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. на здоровье. Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; профилактики вредных привычек. | Учебник, модель уха, таблица | Фронтальный. Задания «Какие утверждения верны» стр.84 | ||
8 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Комбинированный урок | Познакомить с различными видами анализаторов, их локализацией, дать представление о строении и функциях каждого из них. | Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Расположение органа обоняния. Вкус. Расположение вкусовых рецепторов в ротовой полости. | Знать разные виды анализаторов, их расположение. Иметь представление о функциях каждого анализатора. | Учебник, таблица | Тестовый. | ||
Тема 6. опора и движение | |||||||||
9 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Вводный урок | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей. Строение сустава. | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей. | Учебник, таблицы, шлифы костей, скелет человека | Фронтальный | |||
10 | Строение скелета | Комбинированный урок | Расширить знания о строении и функциях скелета. Научить выявлять особенности строения, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка. Скелет поясов: плечевой, тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя; приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности | Называть особенности строения скелета человека. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скелета человека. | Учебник, таблицы, скелет человека | Фронтальный | ||
11 | Мышцы, их строение и функции | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении и функциях скелетных мышц, сформировать представление об основных группах мышц тела человека | Строение скелетных мышц. Строение мышечных тканей, их свойства. Основные группы мышц, их расположение , функции. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | Учебник, таблицы | Словарная работа | ||
12 | Работа мышц | Комбинированный урок | Познакомить с условиями функционирования мышц, условиями повышения работоспособности мышц | Работа мышц. Движение в суставах. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Условия работы мышц, роль кровообращения. Утомление мышц. | Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | Учебник, таблицы, гантели. секундомер | Фронтальный.Задания «Какие утверждения верны» стр.114 | ||
Тема 7. внутренняя среда организма | |||||||||
13 | Внутренняя среда организма. Кровь. | Вводный урок | Познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составом. Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма | Понятие внутренняя среда организма и ее значение. Состав внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав крови и ее функции. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови» | Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Называть состав плазмы. Знать особенности строения клеток крови. Характеризовать сущность свертывания крови. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | Учебник, таблицы. Микроскопы, микропрепараты. | Вопросы стр. 120 | ||
14 | Иммунитет | Комбинированный урок | Сформировать понятия иммунитет, вакцина, сыворотка, познакомить с видами иммунитета | Иммунитет. Иммунная система человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Учебник, таблицы, портрет Мечникова. | Фронтальный,вопросы «Проверьте свои знания»стр. 124 | ||
Тема 8. транспорт веществ | |||||||||
15 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | Вводный урок | Рассмотреть особенности строения органов кровообращения. Показать движение крови и лимфы | Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. Строение и функции сердца. Круги кровообращения. Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки кровеносных сосудов, органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах:систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; органы лимфатической системы.. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | Учебник, таблицы, модель сердца | Индивидуальный, Задания «Выберите прав.ответ» стр.стр.128 | ||
16 | Работа сердца Движение крови по сосудам | Комбинированный урок | Сформировать понятия фазы работы сердца, пауза, автоматия Сформировать понятия кровяное давление пульс. Объяснить причины движения крови | Секрет неутомимости сердца. Автоматия. Работа сердца и ее фазы. Регуляция работы сердца. Гигиена кровеносной системы. Понятие кровяное давление. Давление в различных участках кровеносной системы. Измерение кровяного давления. Подсчет пульса. | Давать определения понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия Называть фазы работы сердца. Распознавать и описывать на таблицах: фазы работы сердца. Характеризовать сущность биологических процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы. | Учебник, таблицы, модель сердца | «Проверьте свои знания»стр. 132 | ||
Тема 9. дыхание | |||||||||
17 | Значение дыхания. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях | Вводный урок | Познакомить с сущностью дыхания. Сформировать знания о строении органов дыхания | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. Строение легких и грудной полости. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Обмен газов в легких и тканях. Легочная и пристеночна плевра, их значение. | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Характеризовать: сущность газообмена в легких и тканях.. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Учебник, таблицы, муляж гортани | Фронтальный опрос | ||
Тема 10. пищеварение | |||||||||
18 | Пищевые продукты и питательные вещества. | Вводный урок | Раскрыть особенности пищи, ее значение, роль питательных веществ в организме. | Значение и состав пищи. Питательные вещества , их функции. Органы пищеварения. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | Учебник, таблицы | Фронтальный | ||
19 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях строения пищеварительной системы человека | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Называть органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.. | Учебник, таблицы | Индивидуальный. Заполнение таблицы | ||
20 | Пищеварение в ротовой полости. | Комбинированный урок | Раскрыть особенности пищеварения в ротовой полости | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: роль ферментов в пищеварении. | Учебник, таблицы, бинт, йод, ватные палочки | Фронтальный | ||
21 | Пищеварение в желудке. | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении желудка, Раскрыть особенности пищеварения в желудке | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении. | Учебник, таблицы | Фронтальный«Проверьте свои знания»стр. 160 | ||
22 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении кишечника, Раскрыть особенности пищеварения в кишечнике, всасывании | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения; | Учебник, таблицы | Индивидуальный, «Выберите прав.ответ» стр.стр.161 | ||
Тема 11. обмен веществ и энергии | |||||||||
23 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен Витамины,. | Вводный урок | Сформировать понятие о пластическом и энергетическом обмене | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. | Учебник, таблицы | Фронтальный«Проверьте свои знания»стр. 170 | ||
Тема 12. выделение | |||||||||
24 | Органы выделения. Строение и функции почек. | Вводный урок | Сформировать знания о строении выделительной системы, установить взаимосвязь строения и функций почек | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Называть особенности строения органов мочевыделительной системы; Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов выделительной системы. | Учебник, таблицы, модель почек | Фронтальный | ||
Тема 13. покровы тела | |||||||||
25 | Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. | Вводный урок | Сформировать знания о строении и функциях кожи | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение | Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. . | Учебник, таблицы | Фронтальный | ||
Тема 14. размножение и развитие | |||||||||
26 | Система органов размножения. Развитие человека. Возрастные процессы | Вводный урок | Сформировать знания об особенностях полового размножения, особенностях половой системы | Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем. | Учебник, таблицы | Фронтальный | ||
Тема 15. высшая нервная деятельность | |||||||||
27 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. | Вводный урок | Обобщить знания о рефлексах. Раскрыть рефлекторную теорию поведения. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Учебник, таблицы | Фронтальный | ||
28 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | Комбинированный урок | Раскрыть особенности высшей нервной деятельности, значение речи, мышления, сознания | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. | Учебник, таблицы | Индивидуальный. |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
V. Литература и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
а также методических пособий для учителя:
1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
- Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1) Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8
класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;
2) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.
-96с
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...