рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №7 г. Чебоксары»
«Утверждаю» И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7» ____________________Г.А.Гусарова/ « _____»___________________2011 | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________Н.В.Царегородцева «________»_____________2011 | Рассмотрено на заседании ШМО Биологии. химии, экологии «_____»__________________2011 Протокол №________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 11 классе
на 2011-2012 учебный год
72 часа (2 часа в неделю)
Учитель: Царегородцева Н.В
Стаж: 17 лет,
г.Чебоксары - 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
а использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебный план МВСОУ «ВСОШ №7» на 2011 – 2012 учебный год
6. Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с)
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс.. Ч.2/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня:
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа построена из расчета 1 час в неделю, мной она переработана из расчета 2 часов в неделю. Всего 72 часа.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 11 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 72
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
II. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основной материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Тема 1 . Эволюционное учение. | |||||||||
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Античные и средневековые представления. Работы К.Линнея. (2 часа) | Вводный урок | Сформировать знания о вкладе разных ученых в развитие биологической науки. | Ключевые понятия Эволюция Креационизм Трансформизм Классификация Таксоны История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии | Давать определения ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | Учебник, таблицы | Задания со свободным ответом. | Д/з: §, вопросы семинара и индивидуальные задания. | |
2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | Комбинированный урок | Сформировать знания о эволюционной теории Ламарка | Ключевые понятия Эволюция Факты Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. «Упражнение и неупражнение органов» | Давать определения ключевым понятиям Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков».. | Учебник, таблицы. Портрет Ламарка | Вопросы №1,2 на стр. 204 учебника. | Д/з: §, вопросы семинара и индивидуальные задания. | |
3 | Эволюционная теория Дарвина. (2 часа) | Комбинированный | Сформировать знания о предпосылках развития теории Ч.Дарвина | Ключевые понятия Эволюционная палеонтология Определенная изменчивость Неопределенная изменчивость Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках. | Учебник, таблицы, портрет Дарвина | Вопросы №1, 2, 3, 5 на стр. 209 учебника. | Д/з: § вопросы семинара и индивидуальные задания. | |
4 | Искусственный отбор. | Комбинированный | Сформировать понятие: Искусственный отбор. | Ключевые понятия Искусственный отбор Эволюционная теория | Характеризовать сущность действия искусственного отбора. | Учебник, таблицы, набор плакатов «Домашние животные» | Вопросы № 2, 4, 5, в на стр.217 учебника. | Д/з: повторить по учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция». | |
5 | Борьба за существование | Обобщающий урок | Сформировать понятие: борьба за существование | Наследственная изменчивость Борьба за существование | Характеризовать сущность действия борьбы за существование | Учебник, таблицы | фронтальный | ||
6 | Естественный отбор | Комбинированный урок. | Сформировать понятие: естественный отбор | Естественный отбор. Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира | Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения. | Учебник, таблицы | фронтальный | ||
7 | Вид. Критерии и структура. | Комбинированный урок. | Сформировать понятие: вид. Познакомить с критериями вида.. | Ключевые понятия. Вид Критерии вида Генофонд Популяция. Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, peпродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. | Характеризовать критерии вида. | Учебник, таблицы. | Вопросы № 1, 5, 7 на стр.221 учебника. Задания со свободным ответом. | Д/з: § | |
8 | Популяция -структурная единица вида и эволюции. (2 часа) | Обобщающий урок | Сформировать понятие: популяция. | Ключевые понятия Вид. Популяция. Генофонд популяции Популяция.. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Эволюционные изменения в популяциях.. | Характеризовать: популяцию как структурную единицу вида; популяцию как единицу эволюции. | Учебник, таблицы | Вопрос №1, 4, 5 на стр. 225 учебника. Вопрос №1, 3, 4 на стр. 228 учебника. | Д/з: § | |
9 | Факторы эволюции. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Мутации. Популяционные волны Дрейф генов Изоляция | Ключевые понятия Наследственная изменчивость Мутации. Популяционные волны Дрейф генов Изоляция Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | Называть факторы эволюции. | Учебник, таблицы | фронтальный | Д/з: § | |
10 | Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. | Комбинированный урок. | Закрепить понятия: Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор | Ключевые понятия Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор -главная движущая сила эволюции. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | Характеризовать: естественный отбор как результат борьбы за существование; формы естественного отбора. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: §. | |
11 | Адаптации организмов к условиям обитания. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Адаптации и их многообразие, виды адаптации морфологические, физиологические, поведенческие | Ключевые понятия Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические, поведенческие). Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации. Процесс формирования приспособленности. | Характеризовать: >приспособленность как закономерный результат эволюции; >виды адаптации. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
12 | Видообразование. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Видообразование Географическое видообразование Экологическое видообразование | Ключевые понятия Видообразование Географическое видообразование Экологическое видообразование Видообразование - результат эволюции. Видообразование. | Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
13 | Сохранение многообразия видов. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Биологический прогресс Биологический регресс | Ключевые понятия Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия. Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия | Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать: причины процветания или вымирания видов; условия сохранения видов. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § . | |
14 | Доказательства эволюции органического мира. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Цитологии Сравнительная морфология Палеонтология, Эмбриология Биогеография. | Ключевые понятия: Цитологии Сравнительная морфология Палеонтология, Эмбриология Биогеография. Прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Записи в тетради | |
15 | Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | Обобщающий урок | Обобщить знания учащихся по изученному материалу. | Движущие силы эволюции. Направления эволюции. Результаты эволюции. | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Подготовиться к к.р. | |
16 | Проверочная работа по теме «Эволюционное учение» | Урок контроля ЗУН | Проверка усвоения материала по теме. | Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ. | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Учебник, таблицы | Фронтальный | ||
ТЕМА 2. Развитие органического мира | |||||||||
17 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | Вводный урок. | Сформировать понятия: Материализм, Идеализм, Креационизм. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия. | Ключевые понятия: Материализм, Идеализм, Креационизм. Происхождение жизни на Земли - вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия. | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
18 | Современные представления о возникновении жизни. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Абиогенез Биогенез, Коацерваты. | Ключевые понятия: Абиогенез Биогенез, Коацерваты. Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции. | Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхо-ждения жизни на Земле. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
19 | Развитие жизни на Земле. Архей. Протерозой. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о развитии жизни в архейской и протерозойской эрах. | Ключевые понятия Биологическая эволюция . Эры: архей, протерозой, Развитие жизни в архее, протерозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
20 | Развитие жизни на Земле. Палеозой. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о развитии жизни в палеозойской эре. | Ключевые понятия Биологическая эволюция . Эры: палеозой. Развитие жизни в палеозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
21 | Развитие жизни на Земле. Мезозой. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о развитии жизни в мезозойской эре. | Ключевые понятия Биологическая эволюция. Эры мезозой. Развитие жизни в мезозое, Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
22 | Развитие жизни на Земле. Кайнозой. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о развитии жизни в кайнозойской эре. | Ключевые понятия Кайнозой. Развитие жизни в, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
23 | Гипотезы происхождения человека. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Сформировать понятие: Антропогенез | Ключевые понятия Антропогенез Проблема антропогенеза - сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Современная теория антропогенеза. | Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
24 | Положение человека в системе животного мира. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Антропогенез, Атавизмы Рудименты | Ключевые понятия Антропогенез, Атавизмы Рудименты,. Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнитель- | Называть место человека в системе животного мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
25 | Эволюция человека. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о этапах эволюции человека. | Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Антропогенез. | Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать: Особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
26 | Эволюция человека. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о этапах эволюции человека. | Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Антропогенез. | Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать: Особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
27 | Человеческие расы. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о расах человека. | Ключевые понятия Расы и нации Расизм Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный. Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма. | Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: повторить § подготовиться | |
28 | Обобщающий урок по теме: | Обобщающий урок | Обобщить знания учащихся по изученному материалу. | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Учебник, таблицы | Фронтальный | |||
29 | Проверочная работа по теме «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека.» | Урок контроля ЗУН | Проверка усвоения материала по теме. | Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ. | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | ||
Тема 3. Основы экологии | |||||||||
30 | Абиотические факторы среды. | Вводный урок. | Сформировать знания о абиотических факторах среды. | Ключевые понятия Абиотические факторы Биологические ритмы Фотопериодизм | Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
31 | Абиотические факторы среды. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о абиотических факторах среды. | Экологические факторы -определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Влияние абиотических факторов на организмы. | Выявлять: действие местных абиотических факторов на живые организмы; и оценивать практическое значение ограничивающего фактора. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | ||
32 | Биотические факторы среды. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Биотические факторы Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз | Ключевые понятия Биотические факторы Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз Антропогенный фактор Экосистемы. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. | Называть виды взаимоотношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: §. | |
33 | Биотические факторы среды. | Комбинированный урок. | Продолжить формирование понятий: Биотические факторы Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз | Ключевые понятия Биотические факторы Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз Антропогенный фактор Экосистемы. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. | Называть виды взаимоотношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
34 | Структура экосистем. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биотоп Зооценоз. Фитоценоз Микробиоценоз. Продуценты Консументы. Редуценты | Ключевые понятия Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биотоп Зооценоз. Фитоценоз Микробиоценоз. Продуценты Консументы. Редуценты Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. | Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
35 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Пищевые цепи Экологическая пирамида | Ключевые понятия Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи: пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида Трофическая структура биоценоза. | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
36 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Пищевые цепи Экологическая пирамида | Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Закономерности Экологическая пирамида. | Характеризовать: > трофическую структуру биоценоза; >роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; >солнечный свет как энергетический ресурс. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
37 | Причины устойчивости и смены экосистем. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о причинах смены биоценозов, факторах устойчивости экосистем. | Динамическое равновесие Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем. Процесс Смена популяций различных видов. Закономерности Смена экосистем в природе. | Объяснять: >причину устойчивости экосистем; > причины смены экосистем; Необходимость сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем. Выявлять изменения в экосистемах | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
38 | Влияние человека на экосистемы. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Агроценозы Агроэкосистемы | Ключевые понятия Аборигенные виды Агроценозы Агроэкосистемы (агроценозы). Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. | Приводить примеры экологических нарушений Называть: способы оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения естественных экосистем.. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
39 | Биосфера - глобальная экосистема. | Вводный урок. | Сформировать понятия: Биосфера Биогенное вещество Живое вещество. | Ключевые понятия Биосфера Биогенное вещество Живое вещество. Биосфера - глобальная экосистема. | Называть: структурные компоненты и свойства биосферы; | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: §. | |
40 | Биосфера - глобальная экосистема. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о компонентах и свойствах биосферы. | Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Характеризовать: живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Д/з: § | |
41 | Роль живых организмов в биосфере. | Комбинированный урок. | Сформировать понятия: Круговорот веществ и элементов | Ключевые понятия Круговорот веществ и элементов Ноосфера. Круговорот веществ -обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере. | Описывать: биохимические циклы воды, углерода; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Характеризовать: сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
42 | Обобщающий урок | Обобщающий урок | Обобщить знания учащихся по изученному материалу. | Экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами. | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Учебник, таблицы | Фронтальный | Подготовиться к к.р. | |
43 | Проверочная работа | Урок контроля ЗУН | Проверка усвоения материала по теме. | Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ. | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Учебник, таблицы | Фронтальный | ||
ТЕМА 4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК | |||||||||
44 | Биосфера и человек. | Вводный урок. | Сформировать знания о антропогенных факторах воздействия на биосферу. факторах, вызывающих экологический кризис. | Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. | Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. Предлагать пути преодоления экологического кризиса. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: §, | |
45 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о глобальных экологических проблемах: кислотных дождях, парниковом эффекте, смоге, озоновых дырах, перерасходе воды, просадке грунта, эрозии почв. | Ключевые понятия Предельно допустимая концентрация (ПДК) Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Процессы Рациональное использование природных ресурсов. | Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования. ^Предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Д/з: § | |
47 | Роль биологии в будущем. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о роли биологии в будущем. | Ключевые понятия Устойчивое развитие Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья. | Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами. | Учебник, таблицы | Д/з: § | ||
Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | |||||||||
48 | Биология – наука о живой природе | Комбинированный урок. | Повторить уровни организации живой материи. Критерии живых систем | Уровни организации живой материи. Критерии живых систем. | Знать уровни организации живой материи. Критерии живых систем | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
49 | Биология – наука о живой природе | Комбинированный урок. | Повторить методы изучения природы. Царства живой природы | Методы изучения природы. Царства живой природы. | Знать методы изучения природы. Царства живой природы | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
50 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе» | Обобщающий урок | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Биология – наука о живой природе» | Индивидуальный | |||
51 | Клетка как биологическая система | Комбинированный урок. | Повторить клеточную теорию, ее основные положения. Клеточное строение Многообразие клеток. | Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Химическая организация клетки. | Знать клеточную теорию, ее основные положения. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Химическую организацию клетки. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
52 | Клетка как биологическая система | Комбинированный урок. | Повторить Строение клеток. Метаболизм. Митоз. Мейоз. | Строение клеток. Метаболизм. Митоз. Мейоз. | Знать строение клеток. Метаболизм. Митоз. Мейоз. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
53 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система» | Комбинированный урок. | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Клетка как биологическая система» | Индивидуальный | |||
54 | Организм как биологическая система | Обобщающий урок. | Повторить разнообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез. | Разнообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез. | Знать разнообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
55 | Организм как биологическая система | Вводный урок. | Повторить генетику. Закономерности наследственности.. изменчивость. Генетику человека. Биотехнологию. | Генетика. . Закономерности наследственности.. изменчивость. Генетика человека. Биотехнология. | Знать генетику. . Закономерности наследственности.. изменчивость. Генетику человека. Биотехнологию. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
56 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система» | Комбинированный урок. | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Организм как биологическая система» | Индивидуальный | |||
57 | Многообразие организмов | Комбинированный урок. | Повторить систематику. Царства живой природы. Многообразие растений. | Систематика. Царства растений, грибов, бактерий. Многообразие растений. | Знать систематику. Царства растений, грибов, бактерий. Многообразие растений. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
58 | Многообразие организмов | Комбинированный урок. | Повторить Царство животных. Многообразие животных.. | Царство животных. Многообразие животных.. | Знать Царство животных. Многообразие животных.. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
59 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Многообразие организмов» | Комбинированный урок. | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Многообразие организмов» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Многообразие организмов» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Многообразие организмов» | Индивидуальный | |||
60 | Человек и его здоровье | Обобщающий урок. | Повторить строение и жизнедеятельность организма человека. | Строение и жизнедеятельность организма человека. | Знать строение и жизнедеятельность организма человека. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
61 | Человек и его здоровье | Повторительно-обобщающий урок | Повторить строение и жизнедеятельность организма человека. | Строение и жизнедеятельность организма человека. Гигиена. | Знать строение и жизнедеятельность организма человека. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
62 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Человек и его здоровье» | Повторительно-обобщающий урок | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Человек и его здоровье» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Человек и его здоровье» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Человек и его здоровье» | Индивидуальный | |||
63 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Повторительно-обобщающий урок | Повторить Надорганизменные системы. Эволюцию органического мира | Вид. Популяция. Видообразование. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Направления эволюции. | Знать Надорганизменные системы. Эволюцию органического мира | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
64 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | Повторительно-обобщающий урок | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | Индивидуальный | |||
65 | Экосистемы и присущие им закономерности | Повторительно-обобщающий урок | Повторить экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами. | Экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами. | Знать экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами. | Учебник, таблицы | Индивидуальный | Конспект в тетради | |
66 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» | Повторительно-обобщающий урок | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» | Индивидуальный | |||
67 | Итоговая контрольная работа за курс средней школы | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ | Итоговая контрольная работа за курс средней школы | Поверить уровень усвоения материала за курс средней школы. | Индивидуальный |
III. Требования к уровню подготовки учащихся
– объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
- выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
- определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
- отличать научные методы, используемые в биологии;
- определять место биологии в системе естественных наук;
- доказывать, что организм - единое целое;
- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
- обосновывать единство органического мира;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
- объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
- отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
IV. Литература и средства обучения.
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с; а также методических пособий для учителя:
- Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. Н, Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
- Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
- Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Гоаф, 1997. - 240с;
- Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
- Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г. С. Кал и нова, А. Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
- Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Гэнджер», 1997. - 96с;
5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
- Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
- Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. суглубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Гпаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...