Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена на основе

программы  авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназии  и     лицеев - М.,  изд.  "Дрофа",  2001  г.  -  стр. 57-108),  рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю). в соответствии с альтернативным учебником, допущенным министерством образования Российской федерации: Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.  «Биология: Человек» (М., изд. Центр «Вентана - Граф»2010 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе

программы  авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназии  и     лицеев - М.,  изд.  "Дрофа",  2001  г.  -  стр. 57-108),  рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю). в соответствии с альтернативным учебником, допущенным министерством образования Российской федерации: Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.  «Биология: Человек» (М., изд. Центр «Вентана - Граф»2010 год)

Нормативные правовые документы

1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312)

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждениях, на 2011/ 2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

6. Примерные программы  по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

7. Устав школы

8. Основная образовательная программа

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для  8 -го  класса  предусматривает обучение  биологии  в объеме  68 часов (2 часа в неделю).

Изучение биологии направлено на достижение  следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области  биологии  и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

             

    Задачи раздела  «Человек и его здоровье» ( 8 класс )

обучения:

  1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образовании  через систему из 68 уроков и  индивидуальные образовательные маршруты учеников

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности   через лабораторные  и практические работы и систему особых домашних заданий

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу  через систему разнообразных  заданий

развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии  через учебный материал уроков и КСО

                                                 

Сведения о программе:

Рабочая программа составлена:  на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108), рассчитанной на 68 часа (2 урока в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: А.Г. Драгомилова, Р.Д.   Маш. "Биология:  Человек и его здоровье" /М., изд. дом "Вентана-Граф",2010г./ 

Обоснование выбора: 

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ и является логическим продолжением изучения предмета «Биология: Животные» в 7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.

Место и роль учебного курса:

Содержание данного  курса является логическим продолжением  курса Биология: Человек и его здоровье для  8   класса  предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках  курса  раскрывается биосоциальная природа  человека , определяется место  человека  в природе, раскрываются предмет  и  методы анатомии, физиологии  и  гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма  человека . На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие  человека , наследственные  и  приобретенные качества личности.

Количество учебных часов:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе 9 лабораторных работ.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок, урок – игра.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий,  работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

    Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

   Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

   Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и в   курсе  «Биология: Человек и его здоровье»  основное  внимание  уделено на строение органов, системы органов и его функции, которые позволяют сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов,  которые могут привести к болезни.  

    Логика  изложения  и  содержание  авторской  программы  полностью  соответствует  требованиям  федерального  компонента  государственного  стандарта  основного  общего  образования,  поэтому  в  программу  не  внесено  изменений.

   Федеральный  базисный  учебный  план  для  общеобразовательных  учреждений  РФ  отводит  68  учебных  часа  для  обязательного  изучения  биологии  в  6 классе  основной  школы  из  расчета  2 учебный  часа  в  неделю.    Предмет  «Биология; Человек и его здровье» имеет  эколого-практическую  направленность.

    Рабочая  программа  предусматривает  формирование  у  учащихся  общеучебных  умений  и  навыков,  универсальных  способов  деятельности  и  ключевых  компетенций.  В  этом направлении  приоритетными  для  учебного  предмета «Биология»  являются:  приемы  элементарной  исследовательской  деятельности,  способы  работы  с  естественнонаучной  информацией,  коммуникативные  умения,  способы  самоорганизации  учебной  деятельности.

    Планирование  курса   «Биология: Человек и его здоровье»   для  8 класса  в  соответствии  с  учебным  планом  рассчитано  на  68 часа

   При  организации  занятий   с учащимися  8  классов  по  биологии  необходимо  использовать  различные  методы  и  средства  обучения  с  тем,  чтобы  достичь  наибольшего  педагогического эффекта. 

    В  обучении    параллельно  применяются  общие  и  специфические  методы,  связанные  с  применением  средств  ИКТ:

  1. словесные  методы  обучения (рассказ,  объяснение,  лекция,  беседа,  работа  с  учебником);
  2. наглядные  методы (наблюдение,  иллюстрация,  демонстрация  наглядных  пособий,  презентаций);
  3. практические  методы (устные  и  письменные  упражнения,  практические  компьютерные  работы);
  4. проблемное  обучение;
  5. метод  проектов;
  6. ролевой  метод.

  В  рамках  урока  биологии используется  коллективная,  фронтальная,  групповая,  парная  и  индивидуальная  (в  том  числе  дифференцированная   по  трудности  и  по  видам  техники)  формы  работы  учащихся.

    Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:  Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.

   Информацию  о  ходе  усвоения  учебного  материала получают  в  процессе  контроля – входного,  промежуточного,  проверочного, самоконтроля  и  итогового.

    Входной  контроль  осуществляется  в  начале  каждого  урока,  а  также  в  начале  учебного  года.  Он  актуализирует  ранее  изученный  учащимися  материал,  позволяет  определить  их  уровень  подготовки.

  Промежуточный  контроль  осуществляется  «внутри»  каждого  урока  или  в  середине  изучаемого  модуля.  Он  стимулирует  активность  учащихся,  поддерживает  интерактивность  обучения,  обеспечивает  необходимый  уровень  внимания,  позволяет  убедиться  в  усвоении  обучаемым  только  что  предложенный  его  вниманию  «порции»  материала.

    Проверочный  контроль  осуществляется  в  конце  каждого  урока  или  в  конце  пройденного  тематического  блока.  Он  позволяет  убедиться,  что  цели  обучения – достигнуты,  учащиеся  усвоили  понятия,  предложенные  им  в  ходе  изучения  материала.

    Итоговый  контроль  осуществляется  по  завершении  крупного  блока  или  всего  курса.  Он  позволяет  оценить  знания  и  умения  учащихся,  полученные  в  ходе  достаточно  продолжительного  периода  работы.

Требования  к  уровню  подготовки   учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  5. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  6. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  7. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения  мер   заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции,  вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);  нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Содержание учебной программы.

              Введение 1 час .

Введение . биологическая и социальная природа человека

  Организм человека. Общий обзор  6 часов

Науки, изучающие организм  человека : анатомия, физиология, психология  и  гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике живой природы.  Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Уровни организации. Структура тела.

Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Опорно- двигательная система  8 часов

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Кровь. Кровообращение. 5 часов

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхание  5 часов

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Пищеварение.  6 часов

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

             Обмен веществ и энергии   4 часа.

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

             Мочевыделительная система человека.  2 часа

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Кожа. 3 часа

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

         Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

            Нервная система человека 4 часа Нервная система человека 4 часа

Значение нервной системы. Мозг и психика. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

       

         Органы чувств.  Анализаторы  5  часов

        Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Поведение и психика.  7 часов

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.        Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы. рассудочная деятельность, динамический стереотип

        Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Индивидуальное развитие организма   5 + 4  часов

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Половые и возрастные особенности. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Технологическая карта по курсу  «Человек и его здоровье»   8 класс

        

№ п/п


Тема урока


Тип и форма  урока


Методы урока

Лабораторно-практические работы и опыты


Система контроля знаний


Дом работа, творческие задания

1

2

3

4

5

6

7

 

         Введение  1 час

1.

Введение. Биологическая и социальная природа человека

урок изучения нового материала,  вводная лекция

репродуктивный

Входная диагностика (Тест)

       Организм человека. Общий обзор  6 часов

2.

Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена

урок-актуализация знаний,  тематическая лекция

репродуктивный

устный: текущий сообщения об ученых-физиологах и анатомах

§ 1

3.

Структура тела. Место человека в живой природе

урок обобщения и систематизации знаний, беседа

репродуктивный,  

метод проблемного обучения

устный: текущий

§ 2

4.

Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность.

урок обобщения и систематизации знаний, беседа

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

§ 3. «Функции различных  органоидов и частей клетки»

5.

Ткани.

урок обобщения и систематизации знаний, беседа

объяснительно-иллюстративный

устный: текущий

§ 4 Заполнить таблицу до конца «Типы и виды тканей»

6.

Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция

урок изучения нового материала, рассказ

репродуктивный, метод   проблемного обучения

письменный: проверочная  раб. № 1 «Строение клетки и ткани организма человека»

§ 5 Изучить текст учебника,  желающим подготовить сообщения «Роль гормонов в обменных процессах.  Нервно –гуморальная регуляция, ее нарушение»

7.

Лабораторный практикум.

урок комплексного применения знаний

частично-поисковый

лабораторные работы № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» и № 2«Клетки и ткани под микроскопом»

письменный: по результатам лаборат. работ

       Опорно- двигательная система  8 часов

8.

Скелет: строение, состав и соединение костей.

урок изучения нового материала рассказ

объяснительно-

иллюстративный

§6. Изучить текст учебника. Заполнить таблицу «Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных»

9.

Скелет головы, туловища, конечностей

Урок –модуль.  Изучения нового материала рассказ

репродуктивный

устный: текущий тест

§7 и 8. ответить  на вопросы §7 (6 и 7)

10.

Первая помощь при повреждениях скелета

комбинированный урок беседа, самостоятельная работа с текстом учебного материла

репродуктивный, метод  проблемного обучения

письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека»

 § 9  упражняться в наложении шин, повязок и другие приемы оказания первой помощи.

11.

Мышцы.

урок изучения нового материала. рассказ

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

§ 10 изучить текст учебного материала и выписать  определения терминов мышечные волокна, миофибриллы, сухожилия.

12.

Работа мышц

комбинированный урок, беседа

репродуктивный, метод проблемного обучения

устный: текущий

§ 11. изучит текст учебного материала и ответить на вопросы

13.

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

урок обобщения и систематизации знаний, беседа

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

Устный – тестирование: текущий - опрос

§12- 13 подготовить сообщения «Великие люди о пользе физических упражнений»

14.

Лабораторный практикум

урок комплексного применения знаний

частично-поисковый

лабораторные работы № 3 «Строение костной ткани» и № 4 «Состав костей»

письменный: Заполнение таблицы по результатам лаборат. работ

Составить кроссворд по теме «Скелет человека» 5-6 слов

15.

Зачет № 1 по теме: Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система.

Урок -зачет

репродуктивный,    

метод    проблемного обучения

тематический: устный и письменный тест по теме «ОДС»

        Кровь. Кровообращение. 5 часов

16.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

урок изучения нового материала тематическая лекция

репродуктивный

§14. подготовит  доклад «Резус - фактор», сообщение «Дыхательная функция крови»

17.

Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

Задания по теме: Заполнить схему «Виды иммунитета», пропуски в тексте

§15-16. подготовить сообщения желающим «Из истории переливания крови»

18.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

комбинированный урок рассказ с элементами беседы

объяснительно-  

иллюстративный,

метод    проблемного обучения

Терминологический диктант «Кровообращение»

§17. заполнит кроссворды по теме «Кровообращение», «Иммунитет», «Строение и работа сердца»

19.

Движение лимфы и крови по сосудам.

комбинированный урок рассказ с элементами беседы

метод проблемного обучения

§18 -одготовить сообщения «Вредное влияние гиподинамии», «Влияние табака на сердечно-сосудистую систему».

20.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

урок обобщения и систематизации знаний беседа, самостоятельная работа с учебником

репродуктивный

письменный: по результатам заполнения таблицы «Наружное кровотечение»

§ 21подготовить сообщение «Болезнях сердечно-сосудистой системы


        Дыхание  5 часов

21

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях.

урок  - модуль изучения нового материала

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

§ 23 - 24

 Составить  кроссворд или графический диктант ан тему «Дыхание»

22

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

комбинированный урок рассказ

репродуктивный.

метод    проблемного обучения

письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»

§25 - 26

Дифференцированное задание на карточках.

23

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания.

урок обобщения и систематизации знаний беседа, самостоятельная работа с учебником

репродуктивный

Терминологический диктант

 §27  сообщения  «Болезни органов дыхания»

24

Лабораторный практикум.



урок комплексного применения знаний

частично-поисковый

лабораторные работы №6 «Состав вдыхаемого  выдыхаемого воздуха»

№7 «Дыхательные движения »

письменный: по результатам лабораторных работ

25

Зачет № 2 по теме: Кровь. Кровообращение. Дыхание.

контрольный урок- зачет

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

Тематический: устный и письменный


        Пищеварение.  6 часов

26.

Значение пищи и ее состав.

урок изучения нового материала беседа

репродуктивный

§ 29. составить меню из 4 –х разового питания из имеющихся дома продуктов.

27.

Органы пищеварения

Урок - лекция

объяснительно-

иллюстративный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий тест

§ 30. Докончить оформление таблицы «Строение пищеварительной системы»

28.

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный: провер. раб. № 5 «Органы пищеварения»

§ 32. Ответить на вопрос «Значение кулинарной обработки пищи»

29.

Изменение питательных веществ в кишечнике

урок изучения нового материала рассказ

метод проблемного обучения

устный: текущий

§ 33. изучить текст  учебного материала

30.

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

комбинированный урок, рассказ с элементами беседы

репродуктивный

Терминологический диктант по теме  «Пищеварение»

§ 34- 35 Подготовить  сообщения «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение»

31.

Лабораторный практикум.

урок комплексного применения знаний

частично-поисковый

лабораторные работы № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»  

№ 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

письменный: по результатам лабор. работ


        Обмен веществ и энергии.    4 часа

32.

Обменные процессы в организме.

урок изучения нового материала тематическая лекция

репродуктивный

§ 36. § прочитать,  повторить статью «Питательные веществ из §29»

33.

Нормы питания.

урок комплексного применения знаний беседа

метод проблемного обучения

устный: текущий

§ 37. подготовить сообщения «Как осуществляется выделение продуктов ж/д одно – и многоклеточных организмов»

34.

Витамины

урок изучения нового материала рассказ

объяснительно- иллюстративный

устный: текущий

§ 38. Подготовить презентации  ан тему «Витамины».

35.

Зачет № 3 по теме: Пищеварение. Обмен веществ и энергии.

контрольный урок зачет

репродуктивный

тематический: устный и письменный

        Мочевыделительная система человека.  2 часа

36.

Строение и функции почек.

урок изучения нового материала тематическая лекция

объяснительно-

иллюстративный

тест

§ 39. составить схему  взаимосвязи мочевыделительной системы с другими системами органов человека

37.

Предупреждение

заболеваний почек.

комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы

Репродуктивный



устный: текущий

§ 40 повторить материал учебника.


        Кожа. 3 часа

38.

Строение и функции кожи.

урок изучения нового материала тематическая лекция

объяснительно-

иллюстративный

§ 41. Заполнить таблицу «Строение кожи»

39.

Повреждения кожи.

комбинированный урок рассказ с элементами беседы

репродуктивный,

метод -  поисковый беседы

письменный: провер раб. № 6 «Кожа»

§ 42. Ответить на вопросы  и заполнить таблицу «Повреждение кожи и оказание первой помощи»

40.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

комбинированный урок беседа, самостоятельная работа с учебником

репродуктивный

письменный: по результатам работы с учебником

§ 43. Подготовить сообщение о космет. средствах для волос, ногтей и кожи


        Эндокринная система.  3 часа

41.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

урок изучения нового материала самостоятельное изучение текста

репродуктивный

§ 44. докончить заполнение таблицы «Эндокринный аппарат человека»

42.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный,

метод проблемного обучения

устный: текущий

§ 45. подготовиться к обобщающее – зачетному  уроку по темам «»Выделение. Кожа. Эн-докринная система

43.

Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система».

контрольный урок зачет





репродуктивный,

метод    проблемного обучения

тематический: устный и письменный



       Нервная система.   4 часа

44.

Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система

урок изучения нового материала тематическая лекция

репродуктивный

§ 46. изучить текст учебника, подготовить желающим сообщение «О роли  И.М Сеченова, И.П Павлова   развитии учения о рефлексах»

45.

Нейрогуморальная регуляция.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный

устный: текущий

§ 47

46.

Спинной мозг.

комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

устный: текущий

§ 48 Составит  кроссворд на тему  «Спинной мозг»

47.

Головной мозг.

комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный: проверочная  раб. № 7 «Большие полушария головного мозга»

§ 49 – 50.  изучит текст учебника, выполнить прак задание по выбору на стр 192. зап табл «Строение и функции головного мозга»


        Органы чувств. Анализаторы.  5 часов

48.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

урок обобщения и систематизации знаний беседа

репродуктивный,

метод    проблемного обучения

письменный: провер. раб. № 8 «Головной мозг»

§ 51. прочитать, ответить на вопросы

49.

Орган зрения. Зрительный анализатор.




урок изучения нового материала тематическая лекция

объяснительно-

иллюстративный

устный: текущий

§ 52. подготовить сообщение используя текст учебника стр. 198- 200. «Глаз и фотоаппарат», «Цветоощущение».

50.

Заболевания и повреждения глаз.

комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы

репродуктивный

устный: текущий

§  53. Сообщение о заболеваниях глаз

51.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Урок с элементами исследовательской деятельности

Исследовательский

устный: текущий

§ 54.  выполнить практическую работу

стр 207. сделать анализ.

52.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

комбинированный урок рассказ, самостоятельная работа с учебником

репродуктивный,

метод     проблемного обучения

письменный: провер. раб. № 9 «Органы зрения и слуха»

§ 55. изучить текст учебника.


        Поведение и психика.  7 часов

53.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный

§ 56 Заполнить таблицу «Формы поведения»

54.

Закономерности работы головного мозга.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный,

метод   проблемного обучения

устный: текущий

§ 57 прочитать текст, ответить на вопросы

55.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный

устный: текущий

§ 58 Изучить текст  учебника , подготовить сообщения «расстройства сна», « Гипноз – это частичный сон»

56.

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции.


комбинированный урок рассказ с элементами беседы, психологические тесты

репродуктивный

устный: текущий

§ 59 прочитать текст, ответить на вопросы

57.

Внимание и память.

комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы, психологические тесты

репродуктивный

устный: текущий

§ 60 – 61 выполнить практическую работу на стр 230                                                  

58.

Работоспособность. Режим дня.

комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы

репродуктивный

письменный: провер. раб. № 10 «Высшая нервная деятельность»

§ 62 Составить режим дня

59.

Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность».

контрольный урок зачет

репродуктивный,

метод   проблемного обучения

тематический: устный и письменный

 Подготовить тест по теме «Поведение и психика»


        Индивидуальное развитие организма.  5  + 4

60.

Половая система человека

видео-урок урок изучения нового материала

репродуктивный

§ 63. изучить текст и рисунки  в учебнике. готовят желающие сообщение «Активный образ жизни и проблема старения»

61.

Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

урок изучения нового материала тематическая лекция

репродуктивный

устный: текущий

§ 64. прочитать § подготовить плакат «ВИЧ» и «СПИД»

62.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.


урок изучения нового материала рассказ

репродуктивный

устный: текущий

§ 65. подготовить желающим сообщение «И.М.Сеченов – отец русской физиологии»

63.

О вреде наркогенных веществ.

комбинированный урок- мини-конференция

метод проблемного обучения

устный: по результатам выступления на мини-конференции

§ 66.  Подготовить брошюры на темы: «О вреде никотина, алкоголя, наркотиков»

64.

Психологические особенности личности

урок обобщения и систематизации знаний беседа

репродуктивный

устный: текущий

 

65.

Анатомия, физиология и гигиена в терминах.

контрольный урок- игра

репродуктивный

устный

66.

Итоговый тест по курсу  «Человек и его здоровье»

урок обобщения и систематизации знаний,  беседа

метод проблемного обучения

устный: по итогам участия в беседе

67

Анализ результатов теста «Человек и его здоровье»

68

Подведения итога года. Летние задания

Технологическая карта  лабораторных работ  по курсу «Человек и его здоровье»

Раздел дисцеплины

Темы  лабораторных работ

План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю)

1.

«Общее знакомство с организмом человека»

Лабораторная работа №1

«Виды тканей»

  1. М/п тканей
  2. Сравнение видов тканей человека

2.

«Нервная система»

Лабораторная работа №2

«Функции мозжечка»

1. Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка

3.

«Опорно-двигательная система»

Лабораторная работа №3

«Микроскопическое строение кости»

1. М/п кости

2. Канальцы, костные клетки

Лабораторная работа №4

«Мышцы человеческого тела»

1. Мышцы человеческого тела (головы, грудины, ключицы, туловища, руки, ноги)

Лабораторная работа №5

«Влияние нагрузки и ритма на работу мышц»

1. Проведение эксперимента по выполнению статической работы

2. Обработка полученных данных

Лабораторная работа №6

«Осанка и плоскостопие»

1. Выполнение задания по выявлению нарушений осанки (в школе)

2. Выполнение заданий по выявлению плоскостопия (дома)

4.

«Кровь и кровообращение»

Лабораторная работа №7

«Строение крови под микроскопом»

1. Рассмотрение м/п крови человека

2. Рассмотрение м/п крови лягушки

Лабораторная работа №8

«Движение крови по сосудам»

1. Функция венозных клапанов

2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (по рисунку)

Лабораторная работа №9

«Пульс, природа его появления. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». 

1. Опыт: пульс связан с колебаниями стенок артерий

2. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Лабораторная работа №10

«Функциональная проба»

1. Измерение пульса в состоянии покоя.

2. Измерение пульса в состоянии после физической нагрузки (сразу и после некоторого времени)

5.

«Дыхание»

Лабораторная работа №11

«Измерение обхвата грудной клетки в состояние вдоха и выдоха»

1. Измерение грудной клетки при вдохе

2. Измерение грудной клетки при выдохе

3. Обработка результатов с нормой (по таблице)

6.

«Пищеварение»

Лабораторная работа №12

«Действие слюны на крахмал»

1. Приготовление раствора – реактива на крахмал

2. Выполнение практической части лабораторной работы

7.

«Обмен веществ и энергии»

Лабораторная работа №13

«Составление рациона питания»

1. Рассчитать согласно норм количество ккал по времени приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

2. Рассчитать согласно норм количество белков, жиров и углеводов по времени приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

3. Составить примерное меню на 1 день

8.

«Анализаторы. Высшая нервная деятельность»

Лабораторная работа №14

«Выработка навыков зеркального письма»

1. Написать любое слово общепринятым способом на время

2. Написать любое слово в зеркальном отношении на время (повторить несколько раз)

Лабораторная работа №15

«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды»

1. Определение устойчивости непроизвольного внимания

2. Удержание образа произвольным вниманием

3. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...