Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе
программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназии и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю). в соответствии с альтернативным учебником, допущенным министерством образования Российской федерации: Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. «Биология: Человек» (М., изд. Центр «Вентана - Граф»2010 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназии и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю). в соответствии с альтернативным учебником, допущенным министерством образования Российской федерации: Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. «Биология: Человек» (М., изд. Центр «Вентана - Граф»2010 год)
Нормативные правовые документы
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312)
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждениях, на 2011/ 2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
6. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
7. Устав школы
8. Основная образовательная программа
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 8 -го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи раздела «Человек и его здоровье» ( 8 класс )
обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образовании через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные и практические работы и систему особых домашних заданий
- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО
Сведения о программе:
Рабочая программа составлена: на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108), рассчитанной на 68 часа (2 урока в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш. "Биология: Человек и его здоровье" /М., изд. дом "Вентана-Граф",2010г./
Обоснование выбора:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ и является логическим продолжением изучения предмета «Биология: Животные» в 7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.
Место и роль учебного курса:
Содержание данного курса является логическим продолжением курса Биология: Человек и его здоровье для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека , определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека . На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека , наследственные и приобретенные качества личности.
Количество учебных часов:
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе 9 лабораторных работ.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок, урок – игра.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и в курсе «Биология: Человек и его здоровье» основное внимание уделено на строение органов, системы органов и его функции, которые позволяют сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов, которые могут привести к болезни.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часа для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 2 учебный часа в неделю. Предмет «Биология; Человек и его здровье» имеет эколого-практическую направленность.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются: приемы элементарной исследовательской деятельности, способы работы с естественнонаучной информацией, коммуникативные умения, способы самоорганизации учебной деятельности.
Планирование курса «Биология: Человек и его здоровье» для 8 класса в соответствии с учебным планом рассчитано на 68 часа
При организации занятий с учащимися 8 классов по биологии необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- ролевой метод.
В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций: Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебной программы.
Введение 1 час .
Введение . биологическая и социальная природа человека
Организм человека. Общий обзор 6 часов
Науки, изучающие организм человека : анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике живой природы. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Уровни организации. Структура тела.
Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Опорно- двигательная система 8 часов
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Кровь. Кровообращение. 5 часов
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание 5 часов
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Пищеварение. 6 часов
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и энергии 4 часа.
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Мочевыделительная система человека. 2 часа
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Кожа. 3 часа
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Эндокринная система
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Нервная система человека 4 часа Нервная система человека 4 часа
Значение нервной системы. Мозг и психика. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Органы чувств. Анализаторы 5 часов
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Поведение и психика. 7 часов
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы. рассудочная деятельность, динамический стереотип
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Индивидуальное развитие организма 5 + 4 часов
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Половые и возрастные особенности. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Технологическая карта по курсу «Человек и его здоровье» 8 класс
№ п/п | Тема урока | Тип и форма урока | Методы урока | Лабораторно-практические работы и опыты | Система контроля знаний | Дом работа, творческие задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение 1 час | ||||||
1. | Введение. Биологическая и социальная природа человека | урок изучения нового материала, вводная лекция | репродуктивный | Входная диагностика (Тест) | ||
Организм человека. Общий обзор 6 часов | ||||||
2. | Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена | урок-актуализация знаний, тематическая лекция | репродуктивный | устный: текущий сообщения об ученых-физиологах и анатомах | § 1 | |
3. | Структура тела. Место человека в живой природе | урок обобщения и систематизации знаний, беседа | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | § 2 | |
4. | Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность. | урок обобщения и систематизации знаний, беседа | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | § 3. «Функции различных органоидов и частей клетки» | |
5. | Ткани. | урок обобщения и систематизации знаний, беседа | объяснительно-иллюстративный | устный: текущий | § 4 Заполнить таблицу до конца «Типы и виды тканей» | |
6. | Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция | урок изучения нового материала, рассказ | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: проверочная раб. № 1 «Строение клетки и ткани организма человека» | § 5 Изучить текст учебника, желающим подготовить сообщения «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно –гуморальная регуляция, ее нарушение» | |
7. | Лабораторный практикум. | урок комплексного применения знаний | частично-поисковый | лабораторные работы № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» и № 2«Клетки и ткани под микроскопом» | письменный: по результатам лаборат. работ | |
Опорно- двигательная система 8 часов | ||||||
8. | Скелет: строение, состав и соединение костей. | урок изучения нового материала рассказ | объяснительно- иллюстративный | §6. Изучить текст учебника. Заполнить таблицу «Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных» | ||
9. | Скелет головы, туловища, конечностей | Урок –модуль. Изучения нового материала рассказ | репродуктивный | устный: текущий тест | §7 и 8. ответить на вопросы §7 (6 и 7) | |
10. | Первая помощь при повреждениях скелета | комбинированный урок беседа, самостоятельная работа с текстом учебного материла | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека» | § 9 упражняться в наложении шин, повязок и другие приемы оказания первой помощи. | |
11. | Мышцы. | урок изучения нового материала. рассказ | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | § 10 изучить текст учебного материала и выписать определения терминов мышечные волокна, миофибриллы, сухожилия. | |
12. | Работа мышц | комбинированный урок, беседа | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | § 11. изучит текст учебного материала и ответить на вопросы | |
13. | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. | урок обобщения и систематизации знаний, беседа | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | Устный – тестирование: текущий - опрос | §12- 13 подготовить сообщения «Великие люди о пользе физических упражнений» | |
14. | Лабораторный практикум | урок комплексного применения знаний | частично-поисковый | лабораторные работы № 3 «Строение костной ткани» и № 4 «Состав костей» | письменный: Заполнение таблицы по результатам лаборат. работ | Составить кроссворд по теме «Скелет человека» 5-6 слов |
15. | Зачет № 1 по теме: Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система. | Урок -зачет | репродуктивный, метод проблемного обучения | тематический: устный и письменный тест по теме «ОДС» |
Кровь. Кровообращение. 5 часов | ||||||
16. | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | урок изучения нового материала тематическая лекция | репродуктивный | §14. подготовит доклад «Резус - фактор», сообщение «Дыхательная функция крови» | ||
17. | Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный, метод проблемного обучения | Задания по теме: Заполнить схему «Виды иммунитета», пропуски в тексте | §15-16. подготовить сообщения желающим «Из истории переливания крови» | |
18. | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | комбинированный урок рассказ с элементами беседы | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | Терминологический диктант «Кровообращение» | §17. заполнит кроссворды по теме «Кровообращение», «Иммунитет», «Строение и работа сердца» | |
19. | Движение лимфы и крови по сосудам. | комбинированный урок рассказ с элементами беседы | метод проблемного обучения | §18 -одготовить сообщения «Вредное влияние гиподинамии», «Влияние табака на сердечно-сосудистую систему». | ||
20. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | урок обобщения и систематизации знаний беседа, самостоятельная работа с учебником | репродуктивный | письменный: по результатам заполнения таблицы «Наружное кровотечение» | § 21подготовить сообщение «Болезнях сердечно-сосудистой системы | |
Дыхание 5 часов | ||||||
21 | Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. | урок - модуль изучения нового материала | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | § 23 - 24 Составить кроссворд или графический диктант ан тему «Дыхание» | ||
22 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | комбинированный урок рассказ | репродуктивный. метод проблемного обучения | письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания» | §25 - 26 Дифференцированное задание на карточках. | |
23 | Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания. | урок обобщения и систематизации знаний беседа, самостоятельная работа с учебником | репродуктивный | Терминологический диктант | §27 сообщения «Болезни органов дыхания» | |
24 | Лабораторный практикум. | урок комплексного применения знаний | частично-поисковый | лабораторные работы №6 «Состав вдыхаемого выдыхаемого воздуха» №7 «Дыхательные движения » | письменный: по результатам лабораторных работ | |
25 | Зачет № 2 по теме: Кровь. Кровообращение. Дыхание. | контрольный урок- зачет | репродуктивный, метод проблемного обучения | Тематический: устный и письменный | ||
Пищеварение. 6 часов | ||||||
26. | Значение пищи и ее состав. | урок изучения нового материала беседа | репродуктивный | § 29. составить меню из 4 –х разового питания из имеющихся дома продуктов. | ||
27. | Органы пищеварения | Урок - лекция | объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения | устный: текущий тест | § 30. Докончить оформление таблицы «Строение пищеварительной системы» | |
28. | Пищеварение в ротовой полости и желудке. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: провер. раб. № 5 «Органы пищеварения» | § 32. Ответить на вопрос «Значение кулинарной обработки пищи» | |
29. | Изменение питательных веществ в кишечнике | урок изучения нового материала рассказ | метод проблемного обучения | устный: текущий | § 33. изучить текст учебного материала | |
30. | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. | комбинированный урок, рассказ с элементами беседы | репродуктивный | Терминологический диктант по теме «Пищеварение» | § 34- 35 Подготовить сообщения «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение» | |
31. | Лабораторный практикум. | урок комплексного применения знаний | частично-поисковый | лабораторные работы № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | письменный: по результатам лабор. работ | |
Обмен веществ и энергии. 4 часа | ||||||
32. | Обменные процессы в организме. | урок изучения нового материала тематическая лекция | репродуктивный | § 36. § прочитать, повторить статью «Питательные веществ из §29» | ||
33. | Нормы питания. | урок комплексного применения знаний беседа | метод проблемного обучения | устный: текущий | § 37. подготовить сообщения «Как осуществляется выделение продуктов ж/д одно – и многоклеточных организмов» | |
34. | Витамины | урок изучения нового материала рассказ | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | § 38. Подготовить презентации ан тему «Витамины». | |
35. | Зачет № 3 по теме: Пищеварение. Обмен веществ и энергии. | контрольный урок зачет | репродуктивный | тематический: устный и письменный | ||
Мочевыделительная система человека. 2 часа | ||||||
36. | Строение и функции почек. | урок изучения нового материала тематическая лекция | объяснительно- иллюстративный | тест | § 39. составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими системами органов человека | |
37. | Предупреждение заболеваний почек. | комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы | Репродуктивный | устный: текущий | § 40 повторить материал учебника. | |
Кожа. 3 часа | ||||||
38. | Строение и функции кожи. | урок изучения нового материала тематическая лекция | объяснительно- иллюстративный | § 41. Заполнить таблицу «Строение кожи» | ||
39. | Повреждения кожи. | комбинированный урок рассказ с элементами беседы | репродуктивный, метод - поисковый беседы | письменный: провер раб. № 6 «Кожа» | § 42. Ответить на вопросы и заполнить таблицу «Повреждение кожи и оказание первой помощи» | |
40. | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. | комбинированный урок беседа, самостоятельная работа с учебником | репродуктивный | письменный: по результатам работы с учебником | § 43. Подготовить сообщение о космет. средствах для волос, ногтей и кожи | |
Эндокринная система. 3 часа | ||||||
41. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | урок изучения нового материала самостоятельное изучение текста | репродуктивный | § 44. докончить заполнение таблицы «Эндокринный аппарат человека» | ||
42. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | § 45. подготовиться к обобщающее – зачетному уроку по темам «»Выделение. Кожа. Эн-докринная система | |
43. | Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система». | контрольный урок зачет | репродуктивный, метод проблемного обучения | тематический: устный и письменный | ||
Нервная система. 4 часа | ||||||
44. | Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система | урок изучения нового материала тематическая лекция | репродуктивный | § 46. изучить текст учебника, подготовить желающим сообщение «О роли И.М Сеченова, И.П Павлова развитии учения о рефлексах» | ||
45. | Нейрогуморальная регуляция. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный | устный: текущий | § 47 | |
46. | Спинной мозг. | комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | § 48 Составит кроссворд на тему «Спинной мозг» | |
47. | Головной мозг. | комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: проверочная раб. № 7 «Большие полушария головного мозга» | § 49 – 50. изучит текст учебника, выполнить прак задание по выбору на стр 192. зап табл «Строение и функции головного мозга» | |
Органы чувств. Анализаторы. 5 часов | ||||||
48. | Как действуют органы чувств и анализаторы. | урок обобщения и систематизации знаний беседа | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: провер. раб. № 8 «Головной мозг» | § 51. прочитать, ответить на вопросы | |
49. | Орган зрения. Зрительный анализатор. | урок изучения нового материала тематическая лекция | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий | § 52. подготовить сообщение используя текст учебника стр. 198- 200. «Глаз и фотоаппарат», «Цветоощущение». | |
50. | Заболевания и повреждения глаз. | комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы | репродуктивный | устный: текущий | § 53. Сообщение о заболеваниях глаз | |
51. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Урок с элементами исследовательской деятельности | Исследовательский | устный: текущий | § 54. выполнить практическую работу стр 207. сделать анализ. | |
52. | Органы осязания, обоняния и вкуса. | комбинированный урок рассказ, самостоятельная работа с учебником | репродуктивный, метод проблемного обучения | письменный: провер. раб. № 9 «Органы зрения и слуха» | § 55. изучить текст учебника. | |
Поведение и психика. 7 часов | ||||||
53. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный | § 56 Заполнить таблицу «Формы поведения» | ||
54. | Закономерности работы головного мозга. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный, метод проблемного обучения | устный: текущий | § 57 прочитать текст, ответить на вопросы | |
55. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный | устный: текущий | § 58 Изучить текст учебника , подготовить сообщения «расстройства сна», « Гипноз – это частичный сон» | |
56. | Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции. | комбинированный урок рассказ с элементами беседы, психологические тесты | репродуктивный | устный: текущий | § 59 прочитать текст, ответить на вопросы | |
57. | Внимание и память. | комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы, психологические тесты | репродуктивный | устный: текущий | § 60 – 61 выполнить практическую работу на стр 230 | |
58. | Работоспособность. Режим дня. | комбинированный урок рассказ с элемента-ми беседы | репродуктивный | письменный: провер. раб. № 10 «Высшая нервная деятельность» | § 62 Составить режим дня | |
59. | Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность». | контрольный урок зачет | репродуктивный, метод проблемного обучения | тематический: устный и письменный | Подготовить тест по теме «Поведение и психика» | |
Индивидуальное развитие организма. 5 + 4 | ||||||
60. | Половая система человека | видео-урок урок изучения нового материала | репродуктивный | § 63. изучить текст и рисунки в учебнике. готовят желающие сообщение «Активный образ жизни и проблема старения» | ||
61. | Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | урок изучения нового материала тематическая лекция | репродуктивный | устный: текущий | § 64. прочитать § подготовить плакат «ВИЧ» и «СПИД» | |
62. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | урок изучения нового материала рассказ | репродуктивный | устный: текущий | § 65. подготовить желающим сообщение «И.М.Сеченов – отец русской физиологии» | |
63. | О вреде наркогенных веществ. | комбинированный урок- мини-конференция | метод проблемного обучения | устный: по результатам выступления на мини-конференции | § 66. Подготовить брошюры на темы: «О вреде никотина, алкоголя, наркотиков» | |
64. | Психологические особенности личности | урок обобщения и систематизации знаний беседа | репродуктивный | устный: текущий |
| |
65. | Анатомия, физиология и гигиена в терминах. | контрольный урок- игра | репродуктивный | устный | ||
66. | Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье» | урок обобщения и систематизации знаний, беседа | метод проблемного обучения | устный: по итогам участия в беседе | ||
67 | Анализ результатов теста «Человек и его здоровье» | |||||
68 | Подведения итога года. Летние задания |
Технологическая карта лабораторных работ по курсу «Человек и его здоровье»
Раздел дисцеплины | Темы лабораторных работ | План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю) | |
1. | «Общее знакомство с организмом человека» | Лабораторная работа №1 «Виды тканей» |
|
2. | «Нервная система» | Лабораторная работа №2 «Функции мозжечка» | 1. Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка |
3. | «Опорно-двигательная система» | Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости» | 1. М/п кости 2. Канальцы, костные клетки |
Лабораторная работа №4 «Мышцы человеческого тела» | 1. Мышцы человеческого тела (головы, грудины, ключицы, туловища, руки, ноги) | ||
Лабораторная работа №5 «Влияние нагрузки и ритма на работу мышц» | 1. Проведение эксперимента по выполнению статической работы 2. Обработка полученных данных | ||
Лабораторная работа №6 «Осанка и плоскостопие» | 1. Выполнение задания по выявлению нарушений осанки (в школе) 2. Выполнение заданий по выявлению плоскостопия (дома) | ||
4. | «Кровь и кровообращение» | Лабораторная работа №7 «Строение крови под микроскопом» | 1. Рассмотрение м/п крови человека 2. Рассмотрение м/п крови лягушки |
Лабораторная работа №8 «Движение крови по сосудам» | 1. Функция венозных клапанов 2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (по рисунку) | ||
Лабораторная работа №9 «Пульс, природа его появления. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1. Опыт: пульс связан с колебаниями стенок артерий 2. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа | ||
Лабораторная работа №10 «Функциональная проба» | 1. Измерение пульса в состоянии покоя. 2. Измерение пульса в состоянии после физической нагрузки (сразу и после некоторого времени) | ||
5. | «Дыхание» | Лабораторная работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состояние вдоха и выдоха» | 1. Измерение грудной клетки при вдохе 2. Измерение грудной клетки при выдохе 3. Обработка результатов с нормой (по таблице) |
6. | «Пищеварение» | Лабораторная работа №12 «Действие слюны на крахмал» | 1. Приготовление раствора – реактива на крахмал 2. Выполнение практической части лабораторной работы |
7. | «Обмен веществ и энергии» | Лабораторная работа №13 «Составление рациона питания» | 1. Рассчитать согласно норм количество ккал по времени приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) 2. Рассчитать согласно норм количество белков, жиров и углеводов по времени приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) 3. Составить примерное меню на 1 день |
8. | «Анализаторы. Высшая нервная деятельность» | Лабораторная работа №14 «Выработка навыков зеркального письма» | 1. Написать любое слово общепринятым способом на время 2. Написать любое слово в зеркальном отношении на время (повторить несколько раз) |
Лабораторная работа №15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды» | 1. Определение устойчивости непроизвольного внимания 2. Удержание образа произвольным вниманием 3. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...