Рабочая программа, 6 класс (УМК В.В. Пасечник)
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии, 6 класс (УМК В.В. Пасечник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr.po_biologii_6_kl.docx | 81.9 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(биология, 6 класс)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии, в ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель курса: формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей., приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека.
Задачи курса:
- Сформировать систему научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
- Сформировать первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; понятийный аппарат биологии;
- Обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по её охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира;
- Сформировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки обучающихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ:
Учебный план школы отводит на изучение биологии в 6 классе - 34 часа за год, 1 час в неделю.
2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УМК:
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование предполагает использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник - М. Дрофа, 2018.
Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Рабочая тетрадь - М. Дрофа, 2014.
Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Диагностические работы - М. Дрофа, 2019.
УМК относится к классической линии учебников биологии для 5-9 классов. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Видеоуроки по предметам школьной программы http://interneturok.ru/ru
Виртуальная физика химия биология экология. Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб http://www.virtulab.net/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/
Портал «2berega.spb.ru» http://2berega.spb.ru
Портал «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» www.km.ru/education
Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам http://www.gnpbu.ru/ web_resurs /Estestv_nauki_2.htm.
Дополнительно используемые информационные ресурсы:
Открытая биология, версия 2.6 ООО «Физикон» 2006
Уроки Кирилла и Мефодия 6-11 кл ООО «Кирилл и Мефодий» 2004
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- Знать правила поведения в природе.
- Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы.
- Уметь реализовывать теоретические познания на практике.
- Видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
- Проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.
- Испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными.
- Признавать право каждого на собственное мнение.
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
Ученик научится
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
"БИОЛОГИЯ. Многообразие покрытосеменных растений. 6 КЛАСС" (34часа, 1 час в неделю)
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Глава 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Глава 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Глава 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, лабораторные и практические работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Количество часов | из них, | |||
Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | Экскурсии | |||
1. | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 3 | 10 | 1 | |
2. | Жизнь растений | 10 | 6 | 3 | 1 | |
3. | Классификация растений | 6 | 6 | |||
4. | Природные сообщества | 3 | 3 | |||
5. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
итого | 34 | 18 | 13 | 3 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ("Многообразие покрытосеменных растений" (6 класс))
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды/форма контроля | Дата проведения | |||
Освоение предметных знаний | Метапредметные УДД | Личностные УДД | План | Факт | |||||
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||||||
Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа №1 "Изучение строения семян двудольных растений". Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа №2 "Изучение строения семян однодольных растений". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятия «однодольные и двудольные растения», «семядоля», «эндосперм» «зародыш» «семенная кожура» «микропиле». | Познавательные: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные на уроке знания на практике. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Рисуют схему "Органы покрытосеменного растения". Выполняют лабораторные работы в парах по инструкциям (с. 9-10 учебника) при консультативной помощи учителя. Заполняют таблицу "Сравнение семян двудольных и однодольных растений". | |||
Виды корней, типы корневых систем. Лабораторная работа №3 "Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: -Функции корня. - Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Учащиеся должны уметь: -различать типы корневых систем; - оценивать роль корней в жизни растений. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные на уроке знания на практике. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 14 учебника) при консультативной помощи учителя. Выполняют рисунок "Типы корневых систем". | |||
| Строение корней. Лабораторная работа №4 "Корневой чехлик и корневые волоски". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Учащиеся должны уметь: -описывать зоны корня; -характеризовать признаки, на основе которых они выделены; Различать и описывать ткани в корне растения | Познавательные: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; экологическое сознание; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 18 учебника) при консультативной помощи учителя. Заполняют таблицу "Связь строения зон корня с выполняемыми функциями" | ||
| Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». - Учащиеся должны уметь: - объяснять причины видоизменения корней и их значение для растений - устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения корней растений и условиями окружающей среды. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, заполнение таблицы "Видоизменения корней". | ||
Побег. Почки их строение. Рост и развитие побега Лабораторная работа №5 "Строение почек. Расположение почек на стебле". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Учащиеся должны уметь: применять знания, полученные при изучении темы, обобщить и систематизировать знания по теме, делать выводы. работать с диагностирующими заданиями разного уровня сложности. | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 28 учебника) при консультативной помощи учителя. Составление схемы о видах и строении почек. | |||
Внешнее строение листа | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия "листовая пластинка", "черешок", виды листьев, типы жилкования. Учащиеся должны уметь: - характеризовать функции листьев растения; -приводить примеры растений с различными видами листьев. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют рисунки "Типы жилкования листьев", заполняют таблицу со стр. 36 учебника. | |||
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья»,. Учащиеся должны уметь: - описывать внутреннее строение листа, ткани, клетки которых образуют лист. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. выполняют рисунки "Строение устьица листа", "Клеточное строение листа" | |||
Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №6 "Внутреннее строение ветки дерева". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Учащиеся должны уметь: - описывать внутреннее строение стебля, - различать древесные слои на поперечном срезе, - объяснять причину появления древесных колец. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 50-51 учебника) при консультативной помощи учителя. Заполнение таблицы "Виды стеблей по направлению роста", зарисовка поперечного среза ветви. | |||
Видоизменение побегов. Лабораторная работа №7 "Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Учащиеся должны уметь: - выделять существенные признаки побега, - объяснять причины видоизменения побегов. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 54-56 учебника) при консультативной помощи учителя. Заполнение таблицы "Функции видоизмененных побегов". | |||
Цветок и его строение. Лабораторная работа №8 "Изучение строения цветка". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Учащиеся должны уметь: - называть и показывать главные части цветка и околоцветник на рисунках и муляжах, - характеризовать функции цветка и его частей, - различать раздельно полые и обоеполые цветки, -читать формулы цветка и объяснять их значение. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 62-63 учебника) при консультативной помощи учителя. | |||
Соцветия. Лабораторная работа №9 "Ознакомление с различными видами соцветий". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. - значение соцветий. Учащиеся должны уметь: -объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения, -характеризовать типы опыления у растений, - устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 66 учебника) при консультативной помощи учителя. Заполнение таблицы "Типы соцветий". | |||
Плоды и их классификация. Лабораторная работа №10 "Ознакомление с сухими и сочными плодами". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Учащиеся должны уметь: - объяснять процесс образования плода, -определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам, - описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 72 учебника) при консультативной помощи учителя. Составление схемы "Классификация плодов". | |||
Распространение плодов и семян. | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны уметь: - определять способы распространения семян и плодов с помощью ветра, воды, человека и животных объяснять процесс | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, заполняют таблицу "Способы распространения плодов и семян". | ||||
Контрольная работа | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Учащиеся должны знать: — внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; — видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь: — различать и описывать органы цветковых растений; — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; — изучать органы растений в ходе лабораторных работ; - применять знания, полученные при изучении темы, обобщить и систематизировать знания по теме, делать выводы. работать с диагностирующими заданиями разного уровня сложности. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию и коррекцию деятельности Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности | Индивидуальное выполнение тестовых и иных диагностических заданий. | |||
Глава 2. Жизнь растений (10 часов) | |||||||||
Минеральное питание растений. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».. Учащиеся должны уметь: - объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания, - обосновывать роль почвенного питания в жизни растений, - сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений, - устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Зарисовывают поперечный срез корня в зоне всасывания, заполняют схему "Виды удобрений". | |||
Фотосинтез. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза; Учащиеся должны уметь: - характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, - объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе, - приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании, - обосновывать космическую роль зелёных растений. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Работа с текстом и иллюстрациями учебника - выделяют существенные признаки строения клетки. Составление плана параграфа. | |||
Дыхание растений. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - дыхание растений, его сущность, - роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений, - взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, заполнение таблицы "Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания", составление схемы "Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания" | |||
Испарение воды растениями. Листопад. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - процесс испарения воды растениями, его значение, - листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, заполнение таблицы "Условия, оказывающие влияние на испарение воды растениями" | |||
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №11 "Передвижение веществ по побегу растения". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия "сосудистые пучки"; Учащиеся должны уметь: - различать типы тканей растительного организма, - описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении веществ, - разли трубки луба. | Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 103 учебника) при консультативной помощи учителя. Составление схемы "Передвижение органических веществ в растении". | |||
Прорастание семян. Лабораторная работа №12 "Определение всхожести семян растений и их посев". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - условия, необходимые для прорастания семян, - посев семян, рост и питание проростков. | Познавательные УУД: Объясняют роль семян в жизни растений Регулятивные УУД: Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, выполняют лабораторную работу в парах при консультативной помощи учителя. | |||
Способы размножения растений. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны уметь: - характеризовать значение размножения живых организмов, - называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры, - обосновывать биологическую сущность бесполого размножения, - объяснять биологическую сущность полового размножения, - сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. | Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Умения применять полученные знания в практической деятельности | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника, составляют схему "Способы размножения растений". | |||
Размножение споровых растений. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия "зооспора", "предросток", "спорангии", "заросток". Учащиеся должны уметь: - характеризовать особенности размножения низших и высших споровых растений, - описывать процесс смены поколений у мхов и папоротников. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу. Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника, выполняют в тетради рисунок "Бесполое и половое размножение хламидомонады". | |||
Размножение семенных растений. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой»; Учащиеся должны уметь: - различать органы размножения на рисунках и среди натуральных объектов; - описывать способы размножения растений. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника, выполняют в тетради рисунки "Самоопыление", "Перекрестное опыление", "Схема оплодотворения у цветковых растений" | |||
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №13 "Вегетативное размножение комнатных растений". | 1 | Урок общеметодологической направленности | Учащиеся должны знать: - понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой»; Учащиеся должны уметь: - различать органы вегетативного размножения на рисунках и среди натуральных объектов; - описывать способы вегетативного размножения растений. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, выполняют лабораторную работу в парах при консультативной помощи учителя. Заполняют таблицу "Вегетативное размножение растений" | |||
Контрольная работа | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Учащиеся должны знать: — основные процессы жизнедеятельности растений; — особенности минерального и воздушного питания растений; — виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь: — характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; — объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; — устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; — показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; — объяснять роль различных видов размножения у растений; — определять всхожесть семян растений. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию и коррекцию деятельности Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности | Индивидуальное выполнение тестовых и иных диагностических заданий. | |||
Глава 3. Классификация растений (6 часов) | |||||||||
Систематика растений. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».; Учащиеся должны уметь: - объяснять принципы и значения современной классификации растений. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника, составляют схему "Классификация растений" | |||
Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - основные особенности растений семейства Крестоцветные и Розоцветные. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Заполняем таблицы "Особенности растений семейства Крестоцветные, Розоцветные" | |||
Семейства Пасленовые и Бобовые | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Заполняем таблицы "Особенности растений семейства Пасленовые, Бобовые" | ||||
Семейство сложноцветные. | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - основные особенности растений семейства Сложноцветные. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Заполняем таблицу "Особенности растений семейства Сложноцветные" | ||||
Класс однодольные Семейства Злаковые и Лилейные. | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: - основные особенности растений семейства Злаковые и семейства Лилейные. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: определение растений по карточкам Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания необходимости повторения для закрепления знаний. | Извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Заполняем таблицу "Особенности растений семейства Злаковые и Лилейные" | ||||
Важнейшие сельскохозяйственные растения. | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: — основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; — характерные признаки однодольных и двудольных растений; — признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; — важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности | Извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника, др. источниками. Готовят сообщения об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в нашей местности. | ||||
Глава 4. Природные сообщества (3 часа) | |||||||||
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: — взаимосвязь растений с другими организмами; — растительные сообщества и их типы; — закономерности развития и смены растительных сообществ; — о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: — устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; — определять растительные сообщества и их типы; — объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; — проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания опасности деятельности человека для растительных сообществ. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Заполнение таблицы "Типичные представители растительных сообществ". | |||
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | Урок открытия нового знания | Учащиеся должны знать: — взаимосвязь растений с другими организмами; — растительные сообщества и их типы; — закономерности развития и смены растительных сообществ; — о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: — устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; — определять растительные сообщества и их типы; — объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; — проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Коллективная работа, извлечение информации из различных источников, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Дают характеристику основным типам рекреационных территорий. | |||
Контрольная работа | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Учащиеся должны знать: - строение органов цветкового растения, - основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ; - способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие; - взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию; - роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; - мероприятия по охране и рациональному использованию растений. Учащиеся должны уметь: - распознавать органы цветкового растения; - проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения; - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений; - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - заготавливать черенки и размножать ими растения; соблюдать правила поведения в природе; - ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию и коррекцию деятельности Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности | Индивидуальное выполнение тестовых и иных диагностических заданий. |
???
п. 23 - 2 параграфа
пп. 28, 29 - 1 параграф
п. 30 - в учебнике есть Л.Р. "Строение пшеницы", стр. 173
пп. 32-33 - 1 параграф, объединила
Лабораторная работа №1 "Изучение строения семян двудольных растений".
Лабораторная работа №2 "Изучение строения семян однодольных растений". объединила
Лабораторная работа №3 "Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы"
Лабораторная работа №4 "Корневой чехлик и корневые волоски".
Лабораторная работа №5 "Строение почек. Расположение почек на стебле".
Лабораторная работа №6 "Внутреннее строение ветки дерева".
Лабораторная работа №7 "Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)".
Лабораторная работа №8 "Изучение строения цветка".
Лабораторная работа №9 "Ознакомление с различными видами соцветий".
Лабораторная работа №10 "Ознакомление с сухими и сочными плодами".
Лабораторная работа №11 "Передвижение веществ по побегу растения".
Лабораторная работа №12 "Определение всхожести семян растений и их посев".?
Лабораторная работа №13 "Вегетативное размножение комнатных растений". ???
Лабораторная работа "Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение." (в таблице "Тематич. планирование" есть, в Содержании программы нет)
Лабораторная работа "Строение кожицы листа. Клеточное строение листа." (в таблице "Тематич. планирование" есть, в Содержании программы нет)
Лабораторная работа "Выявление признаков семейства по внешнему строению растений." (в таблице "Тематич. планирование" ее нет, в Содержании программы есть)
В теме "Развитие и смена растительных сообществ" - экскурсия "Природные сообщества и человек".???
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс
Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...
рабочая программа 10-11 кл вв пасечник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Биология »10-11 класс за курс средней ( полной ) общей школы на период 2013 – 2014учебный годбазовый уровень ...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...
Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю....