Рабочая программа 6 класс (линия Трайтака)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рябова Екатерина Васильевна

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Д. И. Трайтака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_plan_6_klass.docx39.64 КБ
Файл poyasnit_zapiska.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса

«Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Элементы содержания образования 

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение (1 ч)

1

Растения как составная часть живой природы

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Биология, основные царства органического мира. Методы изучения растений

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные царства живых организмов

Приводить примеры значения биологических знаний

П. 1

Раздел 1. Растения (28).  

Тема 1. Разнообразие растительного мира (3 ч)

2

Растительный покров Земли

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Растительность. Типы растительности. Растительный покров. Приспособления растений к условиям обитания.

Процессы

Приспособления растений к условиям обитания

Давать определения ключевым понятиям 

Выявлять приспособления растений к обитанию в разных условиях

Характеризовать разные типы растительности

 Приводить примеры растений, обитающих в разных условиях, их приспособлений  

Находить информацию о растениях разных районов Земли  и критически оценивать

П. 2

3

Среда обитания растений

1

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Среда обитания растений.

Давать определения ключевым понятиям

П. 4

4

Жизненные формы и продолжительность жизни растений

1

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

жизненные формы растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава.

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры растений разных жизненных форм 

П. 6

 

Тема 2. Клеточное строение растений (2 ч)

5

Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Растительная клетка. Оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты, хлорофилл, хромопласты, вакуоль

Давать определения ключевым понятиям 

Называть клеточные структуры и их функции

Описывать клетки кожицы лука.

Сравнивать клетки кожицы лука и мякоти листа

Лабораторная работа №1. Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом. Инструктаж по ТБ

П. 7

6

Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Обмен веществ. Движение цитоплазмы. Хромосомы. Молодая и старая клетки 

Явления Наследственность

Процессы.

Деление клетки. Обмен веществ.

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции тканей

Давать определения ключевым понятиям 

Называть функции хромосом, вакуолей в жизни клетки.

Сравнивать старую и молодую клетки.

Приводить примеры разных видов тканей.

Распознавать и описывать разные виды тканей растений.

Лабораторная работа №2. Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения.

Инструктаж по ТБ.

П.  8

Тема 3. Семя – растительный организм (2 ч)

7

Строение и состав семени. Многообразие семян.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений.  Вещества семени. Различие семян по составу. Биологическая роль веществ семени. Использование человеком веществ семян разных растений.

Процессы

Накопление органических веществ в семени

Давать определения ключевым понятиям 

Называть части семян

Выделять признаки семян однодольных и двудольных растений

Распознавать и описывать семена разных растений

Сравнивать строение семян разных типов.

Приводить примеры растений, имеющих разные типы семян

Проводить простейшие исследования

Называть вещества, находящиеся в семенах.

Определять их биологическую роль в жизни растения, значение в хозяйственной деятельности человека.

Распознавать вещества семян

Сравнивать состав семян разных растений.

Приводить примеры растений, семена которых содержат белки, жиры, крахмал.

Лабораторная работа №3.  Строение семян однодольных и двудольных растений.

Инструктаж по ТБ

П.  9

8

Дыхание семян. Покой и прорастание семян.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Дыхание семян, покой семян. Прорастание семян. Условия прорастания. Правила посева семян. Жизнеспособность семян.

Процессы

Прорастание семян. Дыхание семян. Рост и питание проростков

Давать определения ключевым понятиям 

Называть процессы жизнедеятельности семян.

Определять условия прорастания семян  

Сравнивать условия прорастания семян разных растений.

Объяснять значение условий, необходимых для прорастания семян.

Обосновывать правила посева семян, с\х приёмы, ускоряющие прорастание семян

Проводить простейшие исследования

П.  10, 11

Тема 4. Корень. Связь растений с почвой (4 ч)

9

Развитие зародышевого корешка. Образование корневых систем.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Функции корня, корневые системы, главный, боковые, придаточные корни. Стержневая, мочковатая системы.

Процессы

Развитие корневых систем

Давать определения ключевым понятиям 

Называть функции корня

Распознавать и описывать типы корневых систем, виды корней

Приводить примеры растений с разными типами корневых систем

Проводить простейшие исследования

Лабораторная работа №4.

Строение корневой системы растения.

Инструктаж по ТБ.

П.  12, 13

10

Рост и строение корня.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Зоны корня. Ткани, образующие корень: покровная, основная, проводящая, образовательная.

Процессы

Дифференцировка клеток при формировании корня

Закономерности

Взаимосвязь строения клеток с выполняемыми функциями.

Факторы, влияющие на рост корня.

Процессы

Деление клеток. Рост корня и развитие корневых систем

Давать определения ключевым понятиям 

Называть зоны и ткани корня

Распознавать и описывать зоны корня и ткани, составляющие их.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями зон корня

Уметь пользоваться увеличительными приборами

Проводить простейшие исследования

Называть факторы, влияющие на рост корня

Распознавать и описывать корни растений разных условий обитания

Устанавливать взаимосвязь между ростом и развитием корневых систем и условиями обитания

11

Роль корней в поглощении воды и минеральных солей. Видоизменение корней.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Минеральное питание растений. Корневое давление

Процессы

Поглощение воды корнем

Закономерности

Взаимосвязь строения клеток корня с функциями поглощения и проведения воды

Давать определения ключевым понятиям 

Называть этапы поглощения воды и минеральных солей

Устанавливать взаимосвязь строением клеток и их функциями зон всасывании и проведения

Объяснять причины движения воды по корню

П. 15, 17

12

Обобщающий урок по темам «Клеточное строение растений. Семя. Корень»

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Тестирование

Тема 5. Побег (3 ч)

13

Развитие побега из зародышевой почки. Разнообразие почек.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Побег. Узлы, междоузлия, боковые, верхушечная, вегетативная и генеративная почки. Конус нарастания.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть части побега, типы почек  и элементы почки

Распознавать и описывать части побега, виды почек

Проводить простейшие исследования

Объяснять, что почка – зачаточный побег

П. 19

14

Стебель – осевая часть побега. Рост стебля.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Функции стебля. Разнообразие стеблей: вьющиеся, прямостоячие, цепляющиеся, ползучие. Верхушечный рост, вставочный рост стебля

Процессы

Верхушечный и вставочный рост

Закономерности

Взаимосвязь внешнего строения стебля с функциями.

Ключевые понятия

Камбий, его функции. Годичные кольца. Процесс

Рост стебля в толщину, деление клеток. Дифференцировка клеток. Влияние факторов среды на рост стебля в толщину

Давать определения ключевым понятиям 

Называть виды стебля по направлению роста

Распознавать и описывать виды стебля по направлению роста

Устанавливать взаимосвязь между внешнем строением и функциями  стебля

Объяснять процессы верхушечного и вставочного роста стебля.

Сравнивать верхушечный и вставочный рост стебля

Проводить простейшие исследования.

Определять роль камбия в росте стебля в толщину.

Объяснять процессы роста стебля в толщину, образования годичных колец.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями годичных колец и условиями их формирования

Сравнивать годичные кольца растений разных природных зон

П. 20

15

Внутреннее строение стебля. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные, механические, проводящие, основные, образовательная ткани

Процессы

Одревеснения оболочек клеток

Закономерности

Взаимосвязь внутреннего строения стебля с функциями

Давать определения ключевым понятиям 

Называть участки и ткани стебля

Распознавать и описывать участки и ткани стебля

Устанавливать взаимосвязь между внутренним строением и функциями  стебля

Сравнивать участки коры и древесины

Проводить простейшие исследования

П. 22, 23

Тема 6. Лист. Связь растений с внешней средой. (5 ч)

16

Внешнее строение и функции листьев. Листорасположение. Жилкование .Видоизменения листьев.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Функции листа. Разнообразие форм листа. Простые и сложные листья. Листорасположение. Жилкование листа

Закономерности

Взаимосвязь внешнего строения листа с функциями.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть функции листа

Определять виды листьев, типы листорасположения, жилкования листа.

Приводить примеры растений, имеющих простые и сложные листья, разные формы листа, типы жилкования.

Устанавливать взаимосвязь между строением листа и его функциями

Сравнивать простые и сложные листья, типы жилкования.

Проводить простейшие исследования.

П.  24

17

Внутреннее строение и функции листа.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Клеточное строение листа: покровная ткань, устьица, основная ткань (столбчатая, губчатая паренхима), сосудисто-волокнистые пучки. Процессы

Работа устьичного аппарата

Закономерности

Взаимосвязь внутреннего строения листа с функциями.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть части и ткани листа

Определять типы тканей листа и их функции

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток листа и их функциями

Сравнивать столбчатую и губчатую ткани листа

Уметь пользоваться оптическими приборами.

Проводить простейшие исследования.

П. 25

18

Фотосинтез и дыхание растений.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Фотосинтез. Космическая роль растений. Локализация процессов фотосинтеза. Условия, необходимые для фотосинтеза. Светолюбивые, теневыносливые растения. Процессы

Фотосинтез

Закономерности

Расход и накопление энергии в растении.

Ключевые понятия

Газообмен. Значение дыхание. Приспособления листьев к процессу дыхания.

Процессы

Дыхание. Работа устьичного аппарата

Закономерности

Расход и накопление энергии в растении. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать механизм фотосинтеза

Определять роль листьев растения в фотосинтезе.

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток листа и их участием в фотосинтезе.

Объяснять космическую роль растений.

Описывать механизм газообмена

Выделять приспособления листьев для дыхания

Определять роль листьев растения в газообмене

Объяснять результаты опытов по дыханию растений

Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между процессами фотосинтеза и дыхания.

П. 27, 28

19

Испарение воды листьями. Листопад.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Транспирация. Значение испарения воды листьями. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Процессы

Испарение воды листьями

Закономерности

Взаимосвязь строения листа с функциями.

Ключевые понятия

Листопад, значение его в жизни растений.

Процессы

Накопление продуктов распада. Транспирация.

Закономерности

Взаимосвязь строения вегетативных органов с их функциями

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать механизм транспирации

Выделять приспособления листьев для испарения воды.

Объяснять результаты опытов по транспирации, влияние условий среды на испарение воды..

Устанавливать взаимосвязь между строением листа и процессом транспирации

Сравнивать особенности листьев влаголюбивых и засухоустойчивых растений.

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать осенние изменения листьев

Определять значение листопада в жизни растений

Приводить примеры листопадных и вечнозелёных растений.

Использовать данные фенонаблюдений для описания осенних явлений

П.  28, 29

20

Обобщающий урок по теме «Побег. Лист».

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Тестирование

Тема 7. Цветок. Образование семян и плодов. Размножение растений (4 ч.)

21

Цветение. Строение цветка.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Семенное размножение. Биологическое значение семенного размножения. Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветков. Обоеполые, раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Процессы

Цветение. Размножение

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать и описывать строение цветка, типы цветков

Сравнивать строение разных типов цветков

Приводить примеры растений, имеющих разные типы строения цветков

Проводить простейшие исследования

Лабораторная работа №5. Строение цветка.

Инструктаж по ТБ.

П. 30, 31

22

Соцветия. Типы опыления цветков.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Соцветия, их биологическое значение. Простые и сложные соцветия

Процессы

Образование соцветий.

Ключевые понятия

Опыление. Типы опыления. Значение опыления. Искусственное опыление. Опыление у северных растений.

Процессы

Опыление

Закономерности

Взаимосвязь строения растения и способом опыления.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть типы соцветий.

Распознавать и описывать разные типы соцветий.

Сравнивать строение простых и сложных соцветий

Приводить примеры растений, имеющих разные типы соцветий

Проводить простейшие исследования.

Называть типы опылений.

Выделять признаки ветро- и насекомоопыляемых растений

Распознавать и описывать приспособления растений к разным способам опыления.

Сравнивать строение цветков с разными способами опыления

Приводить примеры насекомо- и ветроопыляемых растений.

Устанавливать взаимосвязь между строением растений и способами опыления.

Проводить простейшие исследования

П. 32, 33

23

Оплодотворение цветка. Образование семян и плодов.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Двойное оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена. Условия образования плодов и семян

Процессы

Оплодотворение, образование плодов, семян

Давать определения ключевым понятиям 

Называть условия, необходимые для оплодотворения и образования плодов и семян 

Определять значение плодов и семян в жизни растения

Объяснять механизм двойного оплодотворения растений

П.  34

24

Основы семенного и вегетативного размножения растений.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Размножение растений. Формы размножения: бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение: черенками, отводками, видоизменёнными побегами. Прививка. Процессы

Размножение растений.

Давать определения ключевым понятиям 

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно разными способами.

Объяснять биологическое значение вегетативного размножения

Использовать теоретические знания для практического применения

П.  37-40

Тема 8. Систематика растений. Низшие растения. (1 ч)

25

Систематика растений. Отдел Водоросли: зеленые, бурые, красные.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Классификация растений. объединение растений в отделы. Низшие и высшие растения. высшие споровые и семенные растения.

Закономерности

Принципы классификации растений.

Ключевые понятия

Основные признаки водорослей. Распространение водорослей. Слоевище. Хламидомонада, хлорелла

Процессы

Питание и размножение водорослей.

Ключевые понятия

Красные, бурые, зелёные водоросли. Особенности строения. Ризоиды. Процессы

Особенности фотосинтеза у бурых и красных водорослей.

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать высшие и низшие споровые и семенные растения

Сравнивать высшие и низшие растения

Приводить примеры высших и низших растений.

Давать определения ключевым понятиям 

Сравнивать клетки водорослей и высших растений

Описывать строение водорослей

Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям

Объяснять значение водорослей в природе.

Уметь работать с микроскопом, проводить наблюдения, простейшие исследования

Давать определения ключевым понятиям 

Устанавливать взаимосвязь между строением и условиями обитания красных, бурых и зелёных водорослей.

Распознавать и описывать строение бурых и красных водорослей

Объяснять роль морских водорослей в природе и жизни человека

Находить информацию о морских водорослях в различных источниках и критически оценивать

П. 45, 46

Тема 9. Высшие растения. Споровые. (4 ч.)

26

Высшие споровые растения. Мхи.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Споровые растения. Основные признаки мхов. Роль в природе и жизни человека. Процессы

Поглощение воды, размножение мхов.

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать и описывать внешнее строение мхов

Устанавливать взаимосвязь между строением и сухопутными условиями обитания

Сравнивать с низшими споровыми растениями

Объяснять роль мхов в природе и жизни человека

Проводить наблюдения, простейшие исследования

П. 47

27

Папоротники. Хвощи и плауны.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Основные признаки папоротникообразных. Процессы

Размножение папоротников

Закономерности

Черты усложнения папоротников по сравнению с мхами

Давать определения ключевым понятиям 

Выделять особенности папоротникообразных

Распознавать и описывать внешнее строение папоротников, хвощей и плаунов.

Устанавливать взаимосвязь между строением и сухопутными условиями обитания

Сравнивать с мхами

Объяснять роль папоротникообразных в природе и жизни человека

Проводить наблюдения, простейшие исследования

П. 48

28

Высшие растения. Отдел Голосеменные.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Голосеменные растения. особенности строения голосеменных. Жизненные формы. Значение

голосеменных.

Процессы

Размножение голосеменных

Закономерности

Черты усложнения голосеменных по сравнению с папоротниками

Давать определения ключевым понятиям 

Выделять особенности голосеменных растений.

Распознавать и описывать внешнее хвойных.

Устанавливать взаимосвязь между строением и условиями обитания

Сравнивать с папоротниками

Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

Проводить наблюдения, простейшие исследования

П.  49

29

Высшиения растения. Отдел Покрытосеменные или Цветковые.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Особенности строения покрытосеменных растений. Классификация цветковых. Признаки классов.

Закономерности

Преимущества цветковых по сравнению с голосеменными.

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать и описывать внешнее строение цветковых.

Выделять особенности цветковых растений.

Сравнивать с голосеменными

Объяснять роль цветковых в природе и жизни человека

Проводить наблюдения, простейшие исследования

Лабораторная работа №6. Определение видов цветковых  из широко распространенных в данной местности семейств классов однодольных и двудольных (по определительным карточкам).

Инструктаж по ТБ.

П. 49, 50-53

Раздел 2. Бактерии (1 ч)

Тема 10. Бактерии. (1 ч)

30

Общая характеристика бактерий. Питание и размножение бактерий. Значение бактерий.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Бактерии. Бактериальная клетка: ядерное вещество

Процессы

Питание, размножение бактерий

Ключевые понятия

Паразиты. Сапротрофы. Симбиоз. Клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки

Выделять отличительные признаки бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клеток

Уметь работать с микроскопом, проводить наблюдения, простейшие исследования

Давать определения ключевым понятиям 

Приводить примеры паразитических, сапротрофных бактерий, бактерий симбионтов

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Проводить простейшие исследования

П.  55, 56, 58

Раздел 3. Грибы. Лишайники. Обобщение (4 ч)

Тема 11. Грибы. Лишайники (4 ч)

31

Общая характеристика грибов. Дрожжи и плесени.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ключевые понятия

Признаки царства грибов.  Строение шляпочных  грибов: грибница, плодовое тело.

Процессы

Питание грибов: сапротрофы, паразиты. Размножение грибов

Ключевые понятия

Особенности строения плесневых грибов. Дрожжи. Грибы-паразиты.

Процессы

Питание и размножение плесневых и дрожжевых грибов

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать и описывать строение шляпочных грибов, ядовитые и съедобные грибы.

Выделять признаки царства грибов.

Объяснять роль шляпочных  грибов в жизни человека. Проводить простейшие исследования

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать плесневые, дрожжевые грибы и грибы-паразиты.

Выявлять влияние грибов-паразитов на живые организмы.

Уметь работать с микроскопом, проводить наблюдения, простейшие исследования

Лабораторная работа №7. Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов. Инструктаж по ТБ.

П. 59, 60.

32

Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок

П. 61, 62

33

Общая характеристика и экология лишайников.

1

Комбинированный урок

Ключевые понятия

Особенности строения лишайников. Значение лишайников. Типы слоевищ лишайников

Процессы

Питание и размножение лишайников. Устойчивость лишайников к воздействию неблагоприятных факторов среды

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать лишайники

Сравнивать лишайники с растениями и грибами.

Характеризовать их роль в природе и жизни человека

Проводить наблюдения, простейшие исследования

П. 63

34

Эволюция растений. Обобщение.

1

Урок-викторина



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Пыть-Ях

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

Рассмотрено                                         Согласовано:                        Утверждаю:

На заседании ШМО                                на методическом совете                      Директор МОУ СОШ№6

Учителей естественно-научного цикла                МОУ СОШ № 6                        _________________

МОУ СОШ № 6                                        Протокол № 1

Протокол № 1                                        «___»__________2011 г                Поштаренко О.Г.

«___»________2011 г                                Председатель МС                «____»_________2011 г.

Руководитель ШМО                                _____________

__________ФИО                                З.Н. Рыбалко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для учащихся 6 класса

Составитель: Рябова Е. В.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии.

    Рабочая программа составлена на основании  примерной  программы основного общего обра зования по биологии, опубликованной в  Сборнике нормативных документов: Биология: Федеральный компонент государственного стандарта; Федерального базисного учебного плана – М.: Дрофа, 2008,  государственной программы для общеобразовательных учреждений «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Автор: Р. Н. Хрыпова, из  сборника  «Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.  

 

  Количество часов по базисному плану –34  часа из расчёта 1 час в неделю.

  Базовый учебник:  Трайтак Д. И. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6  класс: учеб. для  общеобразовательных  учреждений/ Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак . – Мнемозина, 2009 г.

  В соответствии с федеральным базисным планом учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено в 6-ом классе – «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (34 часа в год, или 1 час в неделю). По программе на изучение раздела «Растения» отводится 20 часов, по учебному плану - 28 часов, часы добавлены (8 часов) на более подробное изучение растений, так как все данные темы входят кодификатор ГИА  и ЕГЭ по биологии. Уменьшены часы на изучение раздела «Грибы. Лишайники» (на 2 часа), «Бактерии» (на 3 часа), раздел «Обобщение» (1 час)  включен  в раздел  «Грибы. Лишайники».

Обучающие цели:

  1. Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;
  2. Формирование у учащихся представление об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  3. Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  4. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
  5. Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторными и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.

Развивающие цели:

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  2. Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  3. Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Содержание программы

1.

Введение

1

2.

Растения

28

3.

Бактерии

1

4.

Грибы. Лишайники. Обобщение.

4

Всего

34 часа

Перечень практических и лабораторных работ

1.

Л/Р «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом» Инструктаж по ТБ

2.

Л/Р «Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения». Инструктаж по ТБ

3.

Л/Р «Строение семян однодольных  и двудольных растений». Инструктаж по ТБ.

4.

Л/ Р «Строение корневой системы растения». Инструктаж по ТБ.

5.

Л/Р «Строение цветка». Инструктаж  по ТБ.

6.

Л/Р «Определение видов цветковых растений из широко распространенных в данной местности семейств классов однодольных и двудольных (по определенным карточкам)». Инструктаж по ТБ.

7.

Л/Р «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов». Инструктаж по ТБ

Всего 7 лабораторных работ

 

  Экскурсии «Осенние и весенние явления в жизни растений», которые предусмотрены по учебной программе, задаются обучающимся как индивидуальное задание  в виде реферата или доклада.

     В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)

ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  2. Строение органов и основных тканей покрытосеменных растений и их функций;
  3. Особенности процессов питания и дыхания растений;
  4. Процессы роста и развития растений;
  5. Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);
  6. Связь растений со средой обитания;
  7. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников (на примере конкретных представителей);
  8. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека;
  9. Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  10. Правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

  1. Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
  2. Приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии;
  3. Наблюдать сезонные явления в жизни растений;
  4. Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
  5. Ухаживать за комнатными растениями;
  6. Распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе;
  7. Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.

Список методической литературы по предмету

  1. Трайтак Д. И. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6  класс: учеб. для  общеобразовательных  учреждений/ Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак . – Мнемозина, 2009 г.
  2. Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)
  3. С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
  4. Рабочая тетрадь (Трайтак Н.Д.)
  5. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.).
  6. «Растения».Книга для чтения по биологии(для учащихся 6-7 классов) Автор  Трайтак Д.И.
  7. Программа «Биология.Природоведение.Технология 5-11 класс».
  8. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.). 
  9. «Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники 6-7 классы» пособие для учащихся (Трайтак Д.И.)
  10. Интернет –ресурсы: bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Примерная образовательная программа. Физика. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. А. Касьянова

Физика. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. А. Касьянова : учебно-методическое пособие / В. А. Касьянов, И. Г. Власова. —М. : Дрофа, 2017. — 65, [2] ...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочие программы. Предметная линия «Линия жизни». 10—11 классы базовый уровень / В. В. Пасечник,

   Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса   составлена на основе:...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...