Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива И.Н.Пономарёвой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №____от «____»__________г. | Согласовано: зам. директора по УВР «____»__________г. | Утверждено: директор школы «____»__________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (ООО)
Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии ВКК
Базовый уровень, срок реализации 1 год
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
- Стандарт основного общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. БИОЛОГИЯ (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО
- Нормы оценок по биологии
Основой для составления рабочей программы являются:
- Примерная программа основного общего образования по биологии
- Программы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ: 5-11 классы, - М.; Вентана – Граф, 2010
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.
Программа позволяет широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2006;
а также методических пособий для учителя:
1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя- М.: Вентана-Граф, 2005;
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
дополнительной литературы для учителя:
1). Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;
2). Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3). Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;
4). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;
5). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6).Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997
7).Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006
- CD Биология 9 класс Общие закономерности. М.; Вентана – Граф, 2008
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикой, 2006
- Интернет-ресурсы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения биологии ученик должен
знать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса
9 класс.
Основы общей биологии
(70 часов, 2 часа в неделю)
Авторы: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова
- Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
- Основы учения о клетке (10ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
- Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
- Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (11ч)
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения Редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.
- Происхождение человека (антропогенез) (6ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
- Основы экологии (12 ч)
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
10. Заключение (1ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
В планировании предусмотрены следующие изменения.
За счёт сокращения часов на изучение тем по одному часу предусмотрено выделение часов на обобщение и систематизацию знаний (5 часов), так как выпускники 9 класса выбирают для итоговой аттестации биологию, и это способствует систематизации изученного материала. Планирование составлено на 68 часов, так как по учебному плану в 9 классе 34 учебные недели.
Распределение учебного времени освоения
основного содержания (68 часов) по разделам
№ п/п | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | + |
2 | Основы учения о клетке | 10 | + |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | + |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 9 | ++ |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 |
7 | Учение об эволюции | 10 | + |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 5 |
9 | Основы экологии | 13 | + |
10 | Заключение. Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии | 5 |
Итого | 68 |
Поурочное планирование
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа) |
№ п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание |
по плану | фактич |
1 | 3.09.12 | Биология - наука о живом мире. | §1 |
2 | 6.09 | Общие свойства живых организмов. | §2, задания в РТ |
3 | 10.09 | Многообразие форм живых организмов. | §3, задания в РТ |
ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ (10 часов) |
3/1 | 13.09 | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. | §4, сообщение об открытии клетки |
5/2 | 17.09 | Химический состав клетки | §5 |
6/3 | 20.09 | Органические вещества клетки. | §5,6 |
7/4 | 24.09 | Строение клетки. | §7 |
8/5 | 27.09 | Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий | §8, задания в РТ |
9/6 | 1.10 | Обмен веществ и энергии в клетке. | §9 |
10/7 | 4.10 | Биосинтез белков в живой клетке. | §10 |
11/8 | 8.10 | Биосинтез углеводов – фотосинтез | §11, сообщение об открытии фотосинтеза |
12/9 | 11.10 | Обеспечение клетки энергией | §12, подготовиться к зачёту |
13/10 | 15.10 | Зачёт по теме «Основы учения о клетке» | Закончить выполнение заданий на стр 43 |
ТЕМА 3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 ЧАСОВ) |
14/1 | 18.10 | Типы размножения организмов | §13 |
15/2 | 22.10 | Деление клетки. Митоз | §14, задания в РТ |
16/3 | 25.10 | Образование половых клеток. Мейоз | §15 |
17/4 | 29.10 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез | §16, подготовиться к зачёту |
18/5 | 1.11 | Зачёт по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» |
ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (9 часов) |
19/1 | 12.11 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики | §18, сообщение о Г.Менделе |
20/2 | 15.11 | Генетические опыты Г.Менделя | §19 |
21/3 | 19.11 | Дигибридное скрещивание | §20, задания в РТ |
22/4 | 22.11 | Сцепленное наследование | §21 |
23/5 | 26.11 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | §22 |
24/6 | 29.11 | Наследование признаков, сцепленных с полом | §23, творческое задание по составлению задач |
25/7 | 3.12 | Наследственная изменчивость | §24 |
26/8 | 6.12 | Другие типы изменчивости | §25, подготовиться к зачёту |
27/9 | 10.12 | Зачёт по теме «Основы наследственности и изменчивости» | §26 |
ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа) |
28/1 | 13.12 | Генетические основы селекции организмов | §27,29 |
29/2 | 17.12 | Особенности селекции растений | §28, проект |
30/3 | 20.12 | Особенности селекции животных | §30, проект |
31/4 | 24.12 | Основные направления селекции микроорганизмов | §31, проект |
ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4 часа) |
32/1 | 27.12 | Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. | §32,33 |
33/2 | 14.01 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз- | §34 |
34/3 | 17.01 | Этапы развития жизни на Земле | §35, сообщение |
35/4 | 21.01.13 | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни | Подготовить сообщение о разработке идеи развития органического мира в биологии |
ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (10 часов) |
36/1 | 24.01 | Идея развития органического мира в биологии. | §36, сообщение о развитии дарвинизма |
37/2 | 28.04 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | §37, сообщение о Дарвине |
38/3 | 31.01 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания. | §37, задание №7 |
39/4 | 4.02 | Современные представления об эволюции органического мира. | §38 |
40/5 | 7.02 | Вид, его структура и особенности. | §39, задания в РТ |
41/6 | 11.02 | Процесс образования видов - видообразование. | §40, задания в РТ |
42/7 | 14.02 | Понятие о микроэволюции и макроэволюции | §41 |
43/8 | 18.02 | Основные направления эволюции | §42, подготовиться к зачёту |
44/9 | 21.02 | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов | §43 |
45/10 | 25.02 | Зачёт по теме «Учение об эволюции» | подготовить сообщение на тему «Роль селекции в обеспечении человека продуктами сельского хозяйства и микробиологического производства» (по желанию). |
ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5 часов) |
46/1 | 28.02 | Место и особенности человека в системе органического мира | §44 |
47/2 | 4.03 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | §45 |
48/3 | 7.03 | Этапы эволюции вида Человек разумный. | §46,47, проект |
49/4 | 11.03 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | §48, подготовиться к зачёту |
50/5 | 14.03 | Зачет «Происхождение человека. Антропогенез». |
ТЕМА 9.ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 часов) |
51/1 | 18.03 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | §50 |
52/2 | 21.03 | Закономерности действия факторов среды на организмы. | §51 |
53/3 | 1.04 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | §52 |
54/4 | 4.04 | Биотические связи в природе. | §53, задания в РТ |
55/5 | 8.04 | Популяции как форма существования видов в природе | §54 |
56/6 | 11.04 | Функционирование популяции и динамика её численности в природе | §55 |
57/7 | 15.04 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | §56, проект |
58/8 | 18.04 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии. | §57 |
59/9 | 22.04 | Развитие и смена биогеоценозов | §58, задания в РТ |
60/10 | 25.04 | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | Повторить §57 |
61/11 | 29.04 | Основные законы устойчивости живой природы | §59 |
62/12 | 6.05 | Рациональное использование природы и её охрана | §60, проект |
63/13 | 13.05 | Экологические проблемы | Повторить тему «Эволюция» |
ОБОБЩЕНИЕ (5 часов) |
64/1 | 16.05 | Становление современной теории эволюции | Повторить о строении и функционировании клетки |
65/2 | 20.05 | Клетка – структурная и функциональная единица живого | Повторить тему «Генетика» |
66/3 | 23.05 | Закономерности наследственности и изменчивости | Повторить тему «Основы экологии» |
67/4 | Взаимодействие организма и среды обитания» | Подготовиться к итоговой работе |
68/5 | Итоговая контрольная работа |
Практическая часть программы реализуется через выполнение лабораторных работ
Перечень лабораторных работ
1 | Многообразие клеток: сравнение растительной и животной клеток |
2 | Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток |
3 | Решение генетических задач |
4 | Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях |
5 | Изучение изменчивости у организмов |
6 | Приспособленность организмов к среде обитания |
7 | Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места |
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: зачёт, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
- не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
- 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
- полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения;
- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
- неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.
Для контроля в кабинете есть банк разнообразных тестовых заданий по темам
Для контроля используются тренажёры CD Основы общей биологии 9 класс по изучаемым темам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...