Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы авторского коллектива И.Н.Пономарёвой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №____от «____»__________г. | Согласовано: зам. директора по УВР «____»__________г. | Утверждено: директор школы «____»__________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА (ООО)
Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии ВКК
Базовый уровень, срок реализации 1 год
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
- Стандарт основного общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. БИОЛОГИЯ (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО
- Нормы оценок по биологии
Основой для составления рабочей программы являются:
- Примерная программа основного общего образования по биологии
- Программы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ: 5-11 классы, - М.; Вентана – Граф, 2010
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Структура курса биологии ЧЕЛОВЕК складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кп.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М..Вентана-Граф, 2006;
а также методических пособий для учителя:
1), Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н, Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
дополнительной литературы для учителя:
1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио-погии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М,: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». -М.: Дрофа, 2006. -144с.
5). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Виоло-| гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;
2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М,: Дрофа, 2005. -96с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- CD Биология Человек. М:, Вентана – Граф,2007
- Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения биологии ученик должен
знать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Введение (1 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Организм человека. Общий обзор (4/1* ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.
Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система (7/1* ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища.
Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.
Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.
Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
3. Кровь и кровообращение (8/1* ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус- фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.
Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку — функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.
4. Дыхательная система (4/1* ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосо- образования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.
Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
- Пищеварительная система (6/1* ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.
Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
- Обмен веществ и энергии. Витамины [3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитамино- зы А, Вг С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В, (болезнь бери-бери), С (цинга), О (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа (3 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (4/1* ч)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормо- нальная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
1 1. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение хо- лодовых точек.
1 2. Поведение и психика (6/1* ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. A.A. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практические работы. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.
1 3. Индивидуальное развитие человека (4/1* ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Распределение учебного времени освоения
основного содержания (70 часов) по разделам
№ п/п | Тема | Количество часов | Демонстрации | Лабораторные работы | Практические работы |
Введение | 1 |
1 | Организм человека. Общий обзор | 5 | + | + | + |
2 | Опорно-двигательная система | 8 | + | ++ | ++++ |
3 | Кровь и кровообращение | 9 | +++ | + | +++++ |
4 | Дыхательная система | 5 | ++ | ++ | ++ |
5 | Пищеварительная система | 7 | ++ | + | ++ |
6 | Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | + |
7 | Мочевыделительная система | 2 |
8 | Кожа | 4 | + | + |
9 | Эндокринная система | 2 | ++ |
10 | Нервная система | 5 | ++++ | ++ |
11 | Органы чувств. Анализаторы | 5 | + | ++++++ |
12 | Поведение и психика | 6 | ++++ | 6 |
13 | Индивидуальное развитие человека | 6 | + |
14 | Резерв | 2 |
Итого | 70 |
Существенных изменений в планировании нет. Последовательность изучаемых тем и структура программы сохранены
Поурочное планирование
8 класс |
№ п/п | Дата проведения по плану | Дата фактически | Тема урока | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | 03.09.12 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | Введение, §1 |
ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5 часов) |
2/1 | 6.09 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | §2 |
3/2 | 10.09 | Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность. | §3, задания в РТ |
4/3 | 13.09 | Ткани животных и человека. | §4 |
5/4 | 17.09 | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. | §5, подготовиться к зачёту |
6/5 | 20.09 | Зачет «Общий обзор организма человека». |
ТЕМА 2.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (8 часов) |
7/1 | 24.09 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | §6 |
8/2 | 27.09 | Скелет головы и скелет туловища. | §7 |
9/3 | 1.10 | Скелет конечностей. | §8 |
10/4 | 4.10 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | §9, задания в РТ, проект |
11/5 | 8.10 | Мышцы человека. Работа мышц. | §10,11 |
12/6 | 11.10 | Нарушение осанки и плоскостопие. | § 12. Проверить правильность осанки (с.59), наличие плоскостопия (с.61), гибкость позвоночника (с.62). |
13/7 | 15.10 | Развитие опорно-двигательной системы. | Подготовиться к зачёту |
14/8 | 18.10 | Зачёт по теме «Опорно-двигательная система» |
ТЕМА 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (9 часов) |
15/1 | 22.10 | Внутренняя среда. Значение крови и её со став. | §14 |
16/2 | 25.10 | Иммунитет. | §15, сообщение о Мечникове |
17/3 | 29.10 | Тканевая совместимость и переливание крови. | §16, сообщение |
18/4 | 1.11 | Строение и работа сердца. | §17, творческая работа |
19/5 | 12.11 | Круги кровообращения. | §17 |
20/6 | 15.11 | Движение лимфы. | §18 |
21/7 | 19.11 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | §19,20 |
22/8 | 22.11 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | §21, подготовиться к зачёту, проект |
23/9 | 26.11 | Зачет «Кровь и кровообращение». |
ТЕМА 4. ДЫХАНИЕ (5 часов) |
24/1 | 29.11 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | §23 |
25/2 | 3.12 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | §24,25,26 |
26/3 | 6.12 | Гигиена дыхания. | §27, проект |
27/4 | 10.12 | Первая помощь при поражении органов дыхания. | §28, подготовиться к зачёту |
28/5 | 13.12 | Контроль знаний по теме «Дыхание». | Д/з: повторение. |
ТЕМА 5. ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 часов) |
29/1 | 17.12 | Значение и состав пищи | §29, сообщение |
30/2 | 20.12 | Органы пищеварения. | §30, задания в РТ |
31/3 | 24.12 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | § 31, 32 (до пищеварения в желудке). |
32/4 | 27.12 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | § 32, § 34. |
33/5 | 14.01 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | §33,34 |
34/6 | 17.01 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | §35, проект, подготовиться к зачёту |
35/7 | 21.01 | Контроль знаний по теме «Пищеварение». | Задания «Проверьте себя» на с.145-146 учебника. |
ТЕМА 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа) |
36/1 | 24.01 | Обменные процессы в организме. | §36 |
37/2 | 28.01 | Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. | §37 |
38/3 | 31.01 | Витамины. | §38, проект |
ТЕМА 7. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа) |
39/1 | 4.02 | Строение и работа почек | §39 |
40/2 | 7.02 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | §40, задания в РТ |
ТЕМА 8. КОЖА (4 часа) |
41/1 | 11.02 | Кожа. Значение и строение кожи. | §41 |
42/2 | 14.02 | Роль кожи в теплорегуляции. | §42, сообщение |
43/3 | 18.02 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | §43, подготовиться к зачёту |
44/4 | 21.02 | Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа». |
ТЕМА 9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (2 часа) |
45/1 | 25.05 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | §44 |
46/2 | 28.02 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | §45, проект |
ТЕМА 10. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5 часов) |
47/1 | 4.03 | Значение и строение нервной системы. | §46 |
48/2 | 7.03 | Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. | §47,48, задания в РТ |
49/3 | 11.03 | Строение и функции спинного мозга. | §49 |
50/4 | 14.03 | Отделы головного мозга, их значение. | §50, сообщение, подготовиться к зачёту |
51/5 | 18.03 | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы» | §50 |
ТЕМА 11. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И АНАЛИЗАТОРЫ (5 часов) |
52/1 | 21.03 | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | §51,55 |
53/2 | 1.04 | Орган зрения и зрительный анализатор. | §52 |
54/3 | 4.04 | Заболевания и повреждения глаз. | §53, проект |
55/4 | 8.04 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | §54, подготовиться к зачёту |
56/5 | 11.04 | Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы». | §46-50 |
ТЕМА 12. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (6 часов) |
57/1 | 15.04 | Закономерности работы головного мозга. | §56,57 |
58/2 | 22.04 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | §58, сообщение |
59/3 | 25.04 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | §59, задания в РТ, сообщение |
60/4 | 29.04 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | §60, сообщение |
61/5 | 6.05 | Воля и эмоции. Внимание. | §61, сообщение |
62/6 | 13.05 | Динамика работоспособности. Режим дня. | §62, проект |
ТЕМА 13. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 часов + 1 час на итоговый контроль) |
63/1 | 16.05 | Половая система человека. | §63 |
64/2 | 20.05 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | §64, сообщение |
65/3 | 23.05 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | §65 |
66/4 | 27.05 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | §66, проект |
67/5 | 30.05 | Личность и её особенности. | §67, подготовиться к зачёту |
68/6 | Контроль знаний по курсу «Человек». |
Практическая часть программы реализуется через выполнение лабораторных и практических работ.
Перечень лабораторных работ
1 | Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей |
2 | Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости |
3 | Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани |
4 | Сравнение крови человека с кровью лягушки |
5 | Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха |
6 | Изготовление самодельной модели Дондерса |
7 | Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки |
Перечень практических работ
1 | Получение мигательного рефлекса и его торможения |
2 | Роль плечевого пояса в движении руки |
3 | Функции костей предплечья при повороте кисти |
4 | Утомление при статической и динамической работе |
5 | Определение нарушений осанки и плоскостопия |
6 | Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение |
7 | Опыты, выясняющие природу пульса |
8 | Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа |
9 | Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба |
10 | Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости |
11 | Измерение обхвата грудной клетки |
12 | Определение запылённости воздуха в зимних условиях |
13 | Наблюдение за подъёмом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. |
14 | Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка |
15 | Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки |
16 | Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки |
17 | Выяснения действия прямых и обратных связей вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи |
18 | Выявление функции зрачка и хрусталика |
19 | Обнаружение слепного пятна |
20 | Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении |
21 | Определение выносливости вистибулярного аппарата |
22 | Проверка чувствительности тактильных рецепторов |
23 | Обнаружение холодовых точек |
24 | Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений |
25 | Иллюзия установки |
26 | Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения |
27 | Иллюзии зрения |
28 | Влияние речевых инструкций на восприятие |
29 | Опыт с усечённой пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания |
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: зачёт, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
- не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
- 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
- полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения;
- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
- неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.
Для контроля в кабинете есть банк разнообразных тестовых заданий по темам
Для контроля используются тренажёры CD Человек по изучаемым темам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258019-1369152044.jpg)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390612-1390661995.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-489663-1412152158.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336673-1383818704.jpg)
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-134847-1363189081.jpg)
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...