Разаботка урока по биологии 9класса по теме"фотосинтез"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
- Тема урока: «Фотосинтез»
- Предмет биология
- Класс 9
- Сергиенко Наталья Владимировна преподаватель биологии
- МБОУ СОШ №7
- РОССИЯ
- Ленинградская область
- Город Выборг
- Урок комбинированный. В данной работе находится конспект урока и мультимедийная презентация. Использование мультимедийной презентации позволяет на протяжении всего урока удерживать внимание и познавательный интерес учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotosintez.zip | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ к уроку по теме: «Фотосинтез»
Установите соответствие между рисунком или описанием опыта и тем,
что этот опыт доказывает.
1 |
| А | Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла. |
2 | Б | Необходимость углекислого газа для фотосинтеза. |
3 | В | Образование крахмала в листьях на свету. |
4 | Г | Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов. |
5 | Опыт с комнатным растением геранью окаймлённой Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков хлорофилла по краю листа. Поставили растение на яркий свет. Через несколько часов срезали один из листьев и проанализировали его на содержание крахмала. Оказалось, что в белой каёмке листа крахмала нет. | Д | Зелёные растения выделяют кислород только на свету. |
Сравнение этапов фотосинтеза
Особенности | Световая фаза | Темновая фаза |
Место протекания процесса |
Необходимые вещества |
Процессы, происходящие на данном этапе |
Что образуется? |
Теоретический материал по теме урока
Приложение 1 «Механизм процесса фотосинтеза»
а) Световая фаза фотосинтеза
Световая фаза – это стадия, для протекания реакций которой требуется поглощение кванта солнечной энергии. Её смысл – превратить световую энергию солнца в химическую энергию молекул АТФ и других молекул, богатых энергией. Эти реакции протекают непрерывно, но их легче изучать, разделив на три стадии:
1. а) Свет, попадая на хлорофилл, сообщает ему достаточно энергии для того, чтобы от молекулы мог оторваться один электрон; б) электроны захватываются белками-переносчиками, встроенными, наряду с хлорофиллом, в мембраны тилакоида и выносятся на сторону мембраны, обращённую в строму; в) в строме всегда есть вещество, являющееся переносчиком водорода, НАДФ+ (никотин–амид–аденин–динуклеотид–фосфат). Это соединение захватывает возбуждённые светом e и протоны, которые всегда есть в строме, и восстанавливается, превращаясь в НАДФ·H2.
2. Молекулы воды разлагаются под действием света (фотолиз воды): образуются электроны, Н+ и O2. Электроны замещают e, утраченные хлорофиллом на стадии 1. Протоны пополняют протонный резервуар, который будет использоваться на стадии 3. Кислород выходит за пределы клетки в атмосферу.
3. Протоны устремляются из тилакйда наружу – в строму. На выходе создаётся высокий уровень энергии, который идёт на синтез АТФ - нециклическое фосфорилирование (АДФ + Фн = АТФ). Образовавшиеся молекулы АТФ переходят в строму, где участвуют в реакциях образования углеводов.
Итак, результат световой фазы – образование молекул, богатых энергией АТФ и НАДФ·H2, и побочного продукта – O2?.
б) Темновая фаза.фотосинтеза
Эта фаза проходит в строме хлоропласта, куда поступает CO2 из воздуха, а также продукты световой фазы АТФ и НАДФ·H2. Здесь эти соединения используются в серии реакций, накапливающих CO2 в форме углеводов, данный процесс представляет собой цикл Кальвина (Нобелевская премия 1961 г).
Для создания одной молекулы глюкозы цикл должен повториться шесть раз: при этом всякий раз к запасу фиксированного углерода в растении прибавляется по одному атому углерода из CO2.
АДФ, Фн и НАДФ+ из цикла Кальвина возвращаются на поверхность мембран и снова превращаются в АТФ и НАДФ·H2.
В дневное время, пока светит солнце, в хлоропластах не прекращается активное движение этих молекул: они снуют туда и сюда, как челноки, соединяя два независимых ряда реакций. Этих молекул в хлоропластах немного, поэтому АТФ и НАДФ·H2, образовавшиеся днём, на свету, после захода солнца быстро расходуются в реакциях фиксации углерода. Затем фотосинтез прекращается до рассвета. С восходом солнца вновь начинается синтез АТФ и НАДФ·H2, а вскоре возобновляется и фиксация углерода.
Итак, в результате фотосинтеза происходит превращение световой энергии в энергию химических связей в молекулах органических веществ. А растения, таким образом, являются посредниками между Космосом и жизнью на Земле”.
Итоговое уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2 ↑.
Приложение 2 «Значение фотосинтеза»
- Зелёные растения способны преобразовывать энергию Солнца в химическую энергию органических веществ.
- Ежегодно на планете образуется 150 млн тонн органического вещества.
- В атмосферу ежегодно выделяется 200 млн тонн кислорода, который необходим для всех живых организмов.
- Из кислорода в верхних слоях атмосферы образуется озон, который защищает всё живое на Земле от губительного действия УФ-лучей.
- Фотосинтез регулирует содержание углекислого газа в атмосфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....
План конспект урока по теме: " Фотосинтез".
План конспект урока....
разаботка урока "Среднее арифметическое" 5 класс
Разработка урока содержит конспект урока и презентацию по теме "Среднее арифметическое" по математике в 5 классе...
Разаботка урока по обществознанию 10 класс "Конфликт в межличностных отношений"
урок обществознания в 10 классах, разработан для профильных обучения...
Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".
Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....
методическая разаботка урока Ионная связь
Данный материал подходит как для обычного, так и для открытого урока. В нем в объеме 8 класса изложен материал по теме Ионная связь .Описывается время, ход урока по пунктам. В первой части урока учащи...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку
Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутр...