методическая разаботка урока Ионная связь
методическая разработка по химии (8 класс)
Данный материал подходит как для обычного, так и для открытого урока. В нем в объеме 8 класса изложен материал по теме Ионная связь .Описывается время, ход урока по пунктам. В первой части урока учащиеся повторяют строение атома, пройденный материал , через моделирование строения атома.Учитывается релаксеция в виде интересной паузы-отдыха,связанной с предметом химия. По ФГОС не учитель, адети подходят к определению темы урока, что описано в данном случае с ионной связью.Применяются индивидуальная, групповая и фронтальная формы уроков.Закрепление материала акцентируется на алгоритме схемы образования ионной связи.Задание надом учитывает разные уровни сложности в трех вариантах.В конце урока обязательная рефлексия со смайликами - атомами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fgos_ionnaya_svyaz_-_kopiya.docx | 50.92 КБ |
ionnaya_svyaz.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Средняя школа №4 г.Навашино
Методическая разработка урока
«ИОННАЯ СВЯЗЬ» 8класс
Учитель химии МБОУ
Средняя школа №4 г.Навашино
Зыкина С.И.
2019г
Цели урока:
Образовательные:организовать повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; организация деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь», изучению нового типа химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучению навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: способствоватьразвитию навыков составления электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы связи на основании анализа состава химического соединения, развитию интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Интеграционные связи:
межпредметные ( физика – строение вещества , понятия «молекула», «атом»; история- древнегреческий мыслитель Эпикур).
Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.
Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.
Средства: таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, инструктивные карточки, заготовки аппликаций строения атома, интерактивная доска.
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний по пройденному материалу.
Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.
Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Атомы химических элементов», особенностями учащихся данной возрастной группы.
На этапе актуализации опорных знаний обучающихся использовались приемы «мозговой штурм» и межпредметная интеграция. Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.
На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.
Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.
В организации самостоятельной работы и творческого домашнего задания использован дифференцированный подход к составлению заданий трех уровней сложности, что позволило учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и возможность свободного выбора ими посильного задания.
При оценивании самостоятельной работы обучающихся будут учитываться индивидуальные достижения детей в ходе устных ответов на уроке, работы у доски, за которую они получали баллы-жетоны и которые могут повлиять на повышение конечной отметки.
Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.
У учителя есть варианты заданий различной сложности, которые он использует для того, чтобы обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться успеха и верили в свои возможности.
Тема: «Ионная химическая связь»
Образовательные:организовать повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; организация деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь», изучению нового типа химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучению навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: способствовать развитию навыков составления электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы связи на основании анализа состава химического соединения,развитию интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Хронологическая карта урока
1.Организационный момент – 1 мин.
2. Обобщение пройденного материала
Строение атома. Изотопы - 10 мин
Строение электронных оболочек – 2 мин
Особенности внешнего энергетического уровня 3 мин
3. Физкультминутка – 1мин
4. Мотивация урока 1 мин
5.Обучающая часть урока – 20 мин.
6.Закрепление изученного материала (проверочная работа)-5 мин.
7.Подведение итогов работы – 1мин.
8.Домашнее задание – 1 мин.
Тема урока «Ионная химическая связь»
Структура урока.
Организационный момент.
Готовность к уроку (конверты, инструктивная карточка, тетрадь).
Обобщение пройденного материала.
Скажите пожалуйста, такие понятия , как атом, энергетический уровень, орбиталь – к какой общей теме относятся ?
АТОМ.
1.Давайте с вами вспомним его строение.
Читаем 1-е задание в вашей карточке и выполняем его.
( 1.Узнай меня – какой это элемент. 2. Аппликация Строение атома.)
Ответы –
1.Изотоп протий 2. Изотоп Дейтерий. 3. Изотоп Тритий. 4. Литий. 5. Гелий.
Вывод: вещество состоит из нейтральных атомов. Атом несет одинаковое количество положительных протонов и отрицательных электронов. Протоны и нейтроны в ядре, электроны вокруг ядра. Это планетарная модель строения атома РЕЗЕРФОРДА. Нуклоны – это протоны и нейтроны, то, что в ядре.
Вывод: Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра и разное массовое число.
Вывод: Свойства химических элементов и составляющих их веществ находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.
2.Читаем 2-е задание из карточки:
Как написать электронную формулу кислорода?
8р+, 8е- и развернутую
Вывод: Период – число энергетических уровней. Группа – число электронов на последнем, если элемент А п/группы.
Вывод: 2 орбитали S и Р , в первой 2 электрона максимум, во второй 2, но Р орбиталей всего 3, поэтому максимум 6 электронов.
3. Читаем 3 е задание.
Сравнить химические элементы натрий и магний, натрий и калий.
Связать это со строением внешнего энергетического уровня атома.
Натрий 1 группа, 1 е- Магний 2 группа , 2е-
Отдает легче один е- натрий, значит более металл, значит Металлические свойства по периоду ослабевают, а Неметаллические усиливаются.
Натрий находится во 2 периоде, а магний в 3 ем периоде, т.е у первого 2 уровня, у второго элемента 3 уровня. Заряд ядра увеличивается, радиус увеличивается, электрон легче отдать, значит Металлические свойства по группе сверху вниз увеличиваются, а Неметаллические наоборот.
Вывод: выше и самый сильный металл франций, самый сильный неметалл фтор.
Релаксация:
Руки вверх – раз, два , три. Это группа , посмотри.
Руки в стороны – три, четыре, пять .Это период – тебе надо ЗНАТЬ!!!
Или
Закрыть глаза, представьте себя атомом, загадайте заряд ядра не больше 85, представьте себе траекторию бешеного движения электронов. А теперь откройте и посмотрите, какой вы элемент…с кем вы себя сравнили…
Мотивация Химическая связь. Ионная связь.
Уч-ль: А какие связи вам известны?
Уч-ки: (перечисляют) сотовая, родственна, телефонная, Интернет, и т.д.
Уч-ль: Какие связи наиболее значимы для вас? (напишите на полях тетради)
Уч-ки: (записывают число, тему урока и наиболее значимые для себя виды связей).
Уч-ль: Что такое связи? Каким одним емким словом можно было бы заменить все перечисленные связи. Связи - это что?
Уч-ки: (думают)А учитель в это время рассказывает.
Уч-ль: Чтобы вам легче было ответить на поставленный вопрос, я расскажу вам, как древние греки представляли себе хим. связь. Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки (показывает два кулака и согнутые указательные пальцы обеих рук) посредством которых атомы удерживались друг с другом. И теперь (сцепляет кулаки мнимыми «крючочками») чтобы оторвать один атом от другого нужно приложить усилие.
Так что же такое связи?
Уч-ки: Приходят к выводу, что связи - это сила. А ты запомни главное и твердо это знай.
Любые связи – СИЛА
О том не забывай!
Уч-ль: А что же такое химическая связь?
Уч-ки: Это силы между атомами в молекулах.
Уч-ль: В чем причина возникновения связей, любых: сотовых, дружеских, семейных и т.д.?
Уч-ки: приходят к выводу, что это нужно, необходимо.
Уч-ль: Как же и почему происходит соединение атомов?
Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два атома – атом Na0 и атом CI0. В чем будет состоять их взаимодействие?Составьте самостоятельно в тетрадях схемы строения атомов натрия и хлора. Определите число спаренных и неспаренных электронов на последнем уровне в атомах.
Na +11 1s22s22p63s1;
Сl +17 1s22s22p63s23p5.
Уч-ки: У атома металла на внешнем энергетическом уровне находится единственный электрон, а у неметалла как раз не хватает именно одного электрона, чтобы его внешний уровень оказался завершенным.
Уч-ль: Что произойдет сейчас?
Уч-ки: Образуется связанная система, т.е. связь.
Уч-ль: Скажите, пожалуйста, а какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны?
Уч-ки: Устойчивые.
Уч-ль: Какие электронные структуры считаются устойчивыми?
Уч-ки: С завершенным внешним электронным слоем.
Уч-ль: Таким образом, на вопрос, зачем возникают химические связи, мы тоже ответили. А зачем вы вступаете в связи? Зачем дружите, любите, слушаете радио и т.д.
Уч-ки: (делятся мнением). Это могут быть такие ответы: для получения нужной информации, для удовлетворения своих потребностей и т.д.)
Уч-ль: Спасибо. Переходим к следующему этапу урока. Нам предстоит ответить на вопрос, как возникают химическиесвязи
Уч-ль: При этом процессе выделится энергия связи. Атом металла легко отдаст свой наиболее удаленный от ядра и слабо связанный с ним электрон атому неметалла, который предоставит ему свободное место на своем внешнем энергетическом уровне.
Тогда атом, лишенный одного отрицательного электрона, станет положительно заряженной частичкой, а атом неметалла превратится в отрицательно заряженную частичку благодаря полученному электрону.
Частицы, которые образуются в результате перехода электронов от одного атома к другому, называются ионами.
Оба атома осуществят свою «заветную мечту».Какую, как вы думаете?
Уч-ся: Получат необходимую восьмерку электронов на внешнем энергетическом уровне.(Вводится понятие «ион», «ионная связь», определения записываются в тетрадь.)
Na0 – 1e —> Na1+,Cl0+ 1e —>Cl1–.
Заряд иона определяется количеством отданных или принятых электронов.
Химическая связь, которая возникает между ионами, называется ионной.
Давайтедля примера рассмотрим схемы строения ионов кальция и кислорода и определим общее количество электронов в каждом ионе:
Ca2+ +20)2)8)8)2, 1s22s22p63s23p64s2
O2– +8)2)6, 1s22s22p4• Ионная связь возникает между атомами металлов и неметаллов.
Уч-ль: Но что произойдет?Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединятся, вернее между ними возникнет химическая связь. Так в чем же причина возникновения химической связи?
Уч-ки: В энергетической выгоде.
В заключении рассмотрим алгоритм (последовательность) рассуждений при записи схемы образования ионной связи, например между атомами кальция и хлора.
Ca0атом - 2 е-----Ca2+ион F0атом+1е-----F-ион
Ca0+2F0______Ca2+F-2
Цифры, показывающие число атомов или молекул, называют коэффициентами. А цифры, показывающие число атомов в молекуле или ионов индексами.
Закрепление материала
Учитель. Мы проделали трудный, но интересный путь, вершина «Химическая связь» покорена. Я поздравляю вас, вы приложили много усилий, чтобы ее достичь, показали ваши знания, проявили находчивость, были дружными, помогали друг другу в трудный момент. А теперь пора в обратный путь. Обратите внимание, какого нового термина из нового материала не достаточно в теме нашего урока?(ИОННАЯ)
Проверим наши главные выводы.
• Ионы – это заряженные частицы, в которые превратились атомы в результате отдачи или присоединения электронов.(В рабочей тетради сделали записи)
• Связь, которая возникает в результате взаимодействия между ионами, называется ионной.(В рабочей тетради сделали записи)
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
1 | HCI | СO2 | Mg | NaOH | CuO | CuSO4 | НNО3 |
2 | Na2O | Fе(ОН)3 | АI2О3 | Н2O | Na | C | P2O5 |
3 | Fe | АgNО3 | Cu(OH)2 | P | СаО | H2SiO3 | CI2 |
4 | CuCI2 | Ca | NaCI | СаСО3 | Н2 | ZnO | Cu |
5 | SОЗ | K2S | S | Zn | Na2SO4 | O2 | АI(ОН)3 |
6 | N2 | H3PO4 | SO2 | FeO | H2CO3 | NаЗРО4 | Nа2СОЗ |
7 | Mg(NO3)2 | MgO | H2S | H2SО4 | BaCI2 | KOH | Fe2O3 |
8 | Zn(OH)2 | Si | Са(ОН)2 | Mg(OH)2 | FeS | NaAlO2 | H2SO3 |
- Выпишите формулы простых веществ металлов (вариант I) (неметаллов (вариант II)) и определите положение в ПС (порядковый номер, период, группа, подгруппа) элементов, их образующих. (2 бала)
- Выпишите формулы веществ, образованных ионной связью.(3 бала)
- Определите состав атомов (число протонов, нейтронов и электронов) элементов, образующих вещества, коды которых Б4, Г3, Б3, Б8, Ж4, Е1.(2бала)
- Зарисуйте схемы строения атомов) элементов, образующих вещества В1, Д2, Е2, Г3, Ж3, Б4, Д4, В5, Е5, Б8.(3 бала)
Ответы к проверочной работе
Задание 1.
В а р и а н т I. F – 7, B – 3, Ca – 2.
В а р и а н т II. Se – 6, Al – 3, C – 4.
Задание 2.
В а р и а н т I. S – 2, P – 3, Si – 4.
В а р и а н т II. F – 1, N – 3, O – 2.
Задание 3.
В а р и а н т I.
а) Для KBr:
K0 – 1e —> K1+,Br0 + 1e —> Br1–.
б) Для AlCl3:
Al0 – 3e —> Al3+, Cl0 + 1e —> Cl1–.
В а р и а н т II.
а) Для MgF2:
Mg0 – 2e —> Mg2+, F0 + 1e —> F1–.
б) Для NaBr:
Na0 – 1e —> Na1+, Br0 + 1e —>Br 1–.
Ответы могут быть следующие: KCl, KH, Na2O, NaCl (могут быть и другие соединения металлов с приведенными в центральной части рисунка неметаллами, т.е. соединения с ионной связью).
Подведение итогов. Рефлексия. Улыбающийся смайлик у тех, кто усвоил урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание. О.С.Габриелян §10, рабочая тетрадь
1 уровень: рабочая тетрадь стр.66 упр.2.
2 уровень: пользуясь алгоритмом (стр.65) составить не менее формул сложных веществ, образованных ионной связью, показать схемы ее образования;
3 уровень: задание проверочная работа. Составить схемы ионных связей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему стали «неразлучны» атомы натрия и хлора?
Если встретились металл с неметаллом: Na 0 – 1e Na + Cl 0 + 1e Cl - Na + + Cl - Na + Cl - ион ион ионное соединение
Ион —заряженная частица, образовавшаяся в результате потери атомом или присоединения к нему одного или нескольких электронов .
Ионная химическая связь о бразуется в результате электростатического притяжения разноимённо заряженных ионов
Ионная связь как правило возникает между металлом и неметаллом. Пример: Схема образования ионной связи + Cl Na 0 0 + Na +1 Cl -1
Алгоритм записи схемы образования ионной связи. 1. Составить схемы строения атомов химических элементов, образующих соединение. 2. Определить принадлежность элементов к металлам и неметаллам. 3.Составить схему перехода электронов и образования ионов. 4. Составить формулу ионного соединения.
Физкультминутка «Периодическая система» Слоганы Раз – два – руки в горизонтали, Три – четыре – руки по вертикали. Помни, период – это горизонталь, Ну а группа – это вертикаль! Упражнения Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево; Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз. Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево; Руки на пояс, прыжки на месте.
Самостоятельная работа: 1. В каком ряду находятся вещества только с ионным видом связи, определить заряды ионов в этих веществах: А) K 2 O Na 2 S LiCl Б) MgO H 2 O H 2 S В) H 2 SO 4 CO 2 Cl 2 2.Написать схему образования ионной связи в соединении Li 3 N .
Домашнее задание: §10, составьте схемы образования ионной связи для элементов с порядковыми номерами: 1 уровень - а) 19 и 35 ; б) 12 и 16 . 2 уровень – а) 3 и 16; б) 20 и 35 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Ионная связь"
Конспект урока по химии для учащихся 8 класса по теме "Ионная связь" ...
Пезентация к уроку "Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне. Ионная связь" 8 класс
Презентация является сопровождением рассказа учителя по теме "Химическая связь"...
Технологическая карта к уроку "Ионная связь".8 класс
Технологическая карта к уроку "Ионная связь" для 8 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, является не подробным конспектом урока, а картой-планом урока, где отражены основные э...
Ионная связь. Урок химии в 8 классе. Рудзитис
Презентация и материалы к уроку химии с элементами ФГОС для 8 класса. Раздел: Виды химической связи. Тема урока: Ионная связь....
Презентация к уроку химии в 8 классе "Ионная связь"
Данная презентация создана для поддержки урока химии в 8 классе "Ионная связь". На уроке учащиеся закрепляют и развивают свои представления ио строении атома, получают информацию о способе образования...
Технологическая карта урока "Ионная химическая связь"
Разработка урока в 8 классе по теме "Ионная химическая связь"...
8 класс Ковалентная связь и ионная связь
Презентация подготовлена для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...