Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ п/п | Разделы, темы, уроки. | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность уч-ся | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата ориен | Дата факт | Задание на дом |
1. Введение.(2ч.) |
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, записи в тетрадь | Опрос, беседа | Знать науки, входящие в курс | 2.09 | § 1.прочитать, ответить на вопросы |
2 | Становление наук о человеке. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Иметь представление о развитии биологии | 4.09 | § 2 и повторить § 1. |
2. Происхождение человека. (3 ч.) |
3 | Систематическое положение человека. | 1 | Комбинированный | Чтение текста, записи в тетрадь | Работа в тетради, опрос | Знать систематику | 9.09 | § 3.выучить систематику человека |
4 | Историческое прошлое людей. | 1 | Получение новых знаний | Записи в тетрадь , слушание учителя, чтение текста, | Опрос , слушание докладов. | Иметь представление об антропогенезе | 11.09 | § 4.ответить на вопросы |
5 | Расы человека. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа, работа по вариантам. | Уметь различать представителей разных рас | 16.09 | § 5, основные положения главы 2.проработать |
3. Строение организма. (4 ч. ) |
6 | Общий обзор организма человека. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Фронтальный опрос | Уметь показать внутренние органы человека | 18.09 | § 6пересказать |
7 | Клеточное строение организма. | 1 | Комбинированный | Изучение микропрепаратов, чтение текста, записи в тетрадь | Работа по карточкам | Уметь различать срезы разных тканей | 23.09 | § 7, заполнить таблицу на стр. 33. |
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. | 1 | Комбинированный | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Проверка работ в тетрадях | Выработка навыка практической деятельности | 25.09 | § 8 до статьи «Нервная ткань». прочитать |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Знать строение нервной дуги | 30.09 | § 8 и 9 «Нервная ткань», проработать статью « Основные положения главы 3» |
4. Опорно-двигательная система. (7 ч.) |
10 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. | 1 | Комбинированный | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Фронтальный опрос | Знать строение костей | 2.10 | § 10. Ответить на вопросы в конце параграфа. |
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Показ частей на наглядном пособии | Знать составляющие скелета | 7.10 | § 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей». проработать |
12 | Соединение костей | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос по вариантам | Знать соединения костей | 9.10 | § 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по § 8. |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа | 1 | Получение новых знаний | Выполнение работы | Проверка работ в тетрадях | Выработать навык практической деятельности | 14.10 | § 13. Ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задания на с. 65. Повторить § 8, статью «нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция». |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Определение связи теории и практики | 16.10 | § 14 . «Выявление плоскостопия». Принести отпечатки следов своей ступни. |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Практическая работа «Выявление нарушений осанки». | 1 | Комбинированный | Выполнение работы, записи в тетрадь | Проверка работ в тетрадях | Выработать навык практической деятельности | 21.10 | § 15. Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 (с. 47, 48). |
16 | Контрольная работа «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.» | 1 | Контроль знаний | Выполнение письменной работы | Работа по вопросам или тест | Способность применения знаний на практике | 23.10 | § 16. Самостоятельно проработать «Основные положения главы 4» на с. 79 – 80. Ответить на вопросы. |
5.Внутренняя среда организма. (3 ч.) |
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Работа по карточкам | Знать состав крови | 28.10 | § 17. Выполнить задания на с. 89. |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | Комбинированный | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа | Знать основу иммунитета | 30.10 | § 18. Ответить на вопросы на с. 93. Подготовить доклады по истории возникновения вакцины. |
19 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Знать о значении прививок | 11.11 | § 19. Проработать статью «основные положения главы 5». |
6. Кровеносная и лимфатическая системы. (5 ч.) |
20 | Транспортные системы организма. | 1 | Получение новых знаний | Чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Знать строение кровеносной и лимфатической систем | 13.11 | § 20 |
21 | Круги кровообращения Практическая работа «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | 1 | Комбинированный | Выполнение работы по тексту учебника | Проверка работ в тетрадях | Выработать навык практической деятельности | 18.11 | § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа. |
22 | Строение и работа сердца. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос с применением наглядностей | Знать строение сердца | 20.11 | § 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь. |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». | 1 | Комбинированный | Выполнение работы | Проверка работ в тетрадях | Выработать навык практической деятельности | 25.11 | § 23. Оформить работу. |
24 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Практическая работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 | Комбинированный | Выполнение работы | Проверка работ в тетрадях | Выработать навык практической деятельности | 27.11 | §24. Ответить на вопросы на с. 125. Повторить § 14 «Работа скелетных мышц и их регуляция». Повторить § 16 «Первая помощь при ушибах и травмах». |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Комбинированный | Чтение текста, записи в тетрадь | Работа по вариантам | Уметь оказать помощь при кровотечениях | 2.12 | § 25, «Основные положения главы 6 |
7.Дыхание.(4 ч.) |
26 | Значение дыхания. | 1 | Комбинированный | Беседа, записи в тетрадь | Беседа | Иметь понятие о значении дыхания | 4.12 | § 26, выполнить задание на стр. 139 – 140. |
27 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос, беседа | Знать строение легких | 9.12 | § 27, ответить на вопросы в конце параграфа. |
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений, чтение текста, записи в тетрадь | Взаимопроверка учащихся по параграфу | Знать механизм вдоха и выдоха. | 11.12 | § 28, ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!». Приготовить марлевый респиратор. |
29 | Контрольная работа. «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации.» | 1 | Контроль знаний | Выполнение работ в тетрадях | Работа по вопросам или тест | Знать приемы первой помощи при травмах и заболеваниях дыхательных путей | 16.12 | § 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое. |
8. Пищеварение.(6 ч.) |
30 | Питание и пищеварение. | 1 | Получение новых знаний | Беседа, чтение текста, записи в тетрадь | Знать о значении питания | 18.12 | § 30. Изучить строение пищ. Системы. |
31 | Пищеварение в ротовой полости. | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Знать ферменты слюны и их действии | 23.12 | § 31, Выполнить задания на стр. 165 учебника, начиная от заданий под символом «!» и до конца. |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». | 1 | Получение новых знаний | Наблюдение опыта, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа, работа по карточкам | Выработка навыка практической деятельности | 25.12 | § 32. Ответить на вопросы на 169 и на вопросы лабораторной работы на с. 170 |
33 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | 1 | Получение новых знаний | Беседа, чтение текста, записи в тетрадь | Работа по вариантам | Выработка навыка практической деятельности | 30.12 | § 33. Выписать названия структур, выделенных на с. 174, и найти их на рис. 76 – 79. |
34 | Регуляция пищеварения. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Иметь представление о регуляции пищеварения | 13.01 | § 34. Ответить на вопросы с. 177. |
35 | «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.» | 1 | Закрепление | Выполнение письменной работы | Работа по вопросам или тест | Выработать способность применения знаний на практике | 15.01 | § 35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника. |
9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.) |
36 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Работа в тетради | Знать об обмене веществ | 20.01 | § 36. Повторить статью «Питательные вещества» из § 30. |
37 | Витамины. | 1 | Получение новых знаний | Подготовка докладов, чтение текста, записи в тетрадь | Слушание докладов | Иметь представление о витаминах | 22.01 | § 37. Повторить § 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на с. 184, § 28, |
38 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Практическая работа «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | 1 | Комбинированный | Выполнение работ, записи в тетрадь | Проверка работ в тетрадях | Выработка навыка практической деятельности | 27.01 | § 38. Разработать «Основные положения главы 9». |
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4 ч.) |
39 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | Комбинированный | Подготовка докладов, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос, слушание докладов | Знать о свойствах кожи | 29.01 | § 39. Ответить на вопросы перед параграфом на с. 200 и на вопросы 204 под символом «?» Повторить § 37 «Витамины» и статью об аллергии из |
40 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | 1 | Комбинированный | Слушание учеников, учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа | Выработка навыка практической деятельности | 3.02 | § 40. Ответить на вопросы |
41 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос по вариантам | Иметь представление о терморегуляции | 5.02 | § 41, ответить на вопросы под символом «?». |
42 | Выделение. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Работа по карточкам | Знать об удалении из организма шлаков и ядов | 10.02 | § 42, повторить главу 10. |
11. Нервная система. (5ч) |
43 | Значение нервной системы. | 1 | Комбинированный | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа | Знать о значении н.с. | 12.02 | § 43, ответить на вопросы перед параграфом |
44 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос с применением наглядностей | Знать строение спинного мозга | 17.02 | § 44, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227. |
45 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 | Комбинированный | Выполнение работы, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос с применением наглядностей | Выработка навыка практической деятельности | 19.02 | § 45, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр. 230, на рис. 93 и 97. |
46 | Функции переднего мозга. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Работа в тетради | Иметь представление о переднем мозге | 24.01 | § 46 читать |
47 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Взаимопроверка учащихся | Знать функции отделов н.с. | 26.02 | § 47, разобрать статью «Основные положения главы 11» |
12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч). |
48 | Анализаторы. | 1 | Получение новых знаний | Чтение текста,слушание учителя,, записи в тетрадь | Опрос | Знать разницу рецептора и анализатора | 3.03 | § 48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить параграф 44. |
49 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения », «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов», «Изменение величины зрачков при разном освещении». | 1 | Комбинированный | Выполнение работы, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа | Выработка навыка практической деятельности | 5.03 | § 49, ответить на вопросы на стр. 248 под символом «?». |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учащихся, чтение текста | Слушание докладов | Иметь способность применения знаний на практике | 10.03 | § 50. |
51 | Слуховой анализатор. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос с применением наглядностей | Знать строение . | 12.03 | § 51. |
52 | Контрольная работа «Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.» | 1 | Контроль знаний | Выполнение письменной работы | Работа по вопросам или тест | Иметь способность применения знаний на практике | 17.03 | § 52, разобрать статью «Основные положения главы 12». |
13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(5 ч). |
53 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Слушание докладов | Получение ответов по вопросам к параграфу | 19.03 | § 53, разобрать рис. 113. |
54 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос и беседа | Определение связи теории и практики | 24.03 | § 54, повторить опыты, поведённые в классе. |
55 | Сон и сновидения. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа | Знать структуру сна | 26.03 | § 55. |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос | Иметь представление о значении речи | 31.03 | § 56, ответить на вопросы в начале параграфа на стр. 281. |
57 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Слушание докладов | Определение связи теории и практики | 7.04 | § 57, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 288, выполнить задания на стр. 292., 293 |
14. Эндокринная система. (2 ч.) |
58 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Слушание докладов | Знать о значении внутренней регуляции | 9.04 | § 58, отвектить на вопросы перед параграфом, выполнить задание № 2 на стр. 301 |
59 | Функция желёз внутренней секреции. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос, работа по карточкам | Знать функции желез | 14.04 | § 59, разобрать « Основные положения главы 14». |
15. Индивидуальное развитие организма. (4 ч.) |
60 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Опрос с применением наглядностей | Знать о размножении | 16.04 | § 60. Изучить строение половых систем. |
61 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа | Иметь представление об эмбриональном развитии | 21.04 | § 61. Пересказать. |
62 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Работа в тетради | Знать о венерических заболеваниях | 28.04 | § 62, ответить на вопросы в начале параграфа. |
63 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 | Получение новых знаний | Слушание учителя, чтение текста, записи в тетрадь | Беседа с элементами опроса | Иметь представление о постэмбриональном развитии | 30.04 | § 63 и 64, повторить «Основные положения» 3 и 4 глав. |
64 | Повторение темы «Строение организма». | 1 | Повторение | Поиск вопросов и ответов | Игра: «Вопрос- ответ» | Знать тему:«Строение организма». | 3.05 | Повторить § 10-16. |
65 | Повторение темы «Внутренняя среда организма». | 1 | Повторение | Поиск вопросов и ответов | Игра: «Вопрос- ответ» | Знать тему : «Внутренняя среда организма». | 5.05 | Повторить § 17-19. |
66 | Повторение темы «Нервная система». | 1 | Повторение | Поиск вопросов и ответов | Игра: «Вопрос- ответ» | Знать тему: «Нервная система». | 10.05 | Повторить § 43-47. |
67 | Повторение темы «Пищеварение». | 1 | Повторение | Поиск вопросов и ответов | Игра: «Вопрос- ответ» | Знать тему: «Нервная система». | 12.05 | Повторить § 30-35. |
68 | Обобщение. | 1 | Повторение | Поиск вопросов и ответов | Игра: «Вопрос- ответ» | Иметь общее представление о строении и функциях систем и органов | 17.05 | Повторить термины |
69 | Контрольная работа «Системы органов человека» | 1 | Контроль знаний | Выполнение письменной работы | Работа по вопросам или тест | Способность применения знаний на практике | 24.05 | Повторить новые понятия |
70 | Повторение | 1 | Повторение | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...