"Погружение в мир водорослей"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
В данном материале рассматривается строение основных классов водорослей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogruzhenie_v_mir_vodorosley.doc | 47.5 КБ |
prezentaciya_-_pogruzhenie_v_mir_vodorosley.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Погружение в мир водорослей.
Задачи: раскрыть характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как низших растений, отличающие их от бактерий, грибов и лишайников; продолжить формирование умений распознавать изученные организмы, характеризовать их значение в природе; научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.
Оборудование: стаканы с живыми растениями хламидомонады и хлореллы, микроскопы, лупы, лабораторное оборудование, таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли», видеофильм «Размножение водорослей», видеосюжеты «Узнай водоросль», гербарный материал с зелеными, бурыми, красными водорослями.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- водоросли – низшие растения;
- особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- способы питания, размножения, условия существования водорослей;
- значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- различать зеленые, бурые, красные водоросли;
- называть признаки, характерные для водорослей;
- определять различия между красными, бурыми и зелеными водорослями.
I. Организационный момент.
1. Постановка целей и задач урока
II. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика водорослей (низшие растения, автотрофы)
Постановка проблемного вопроса: В чем отличие бактерии от одноклеточной водоросли? (пользуясь таблицами, доказать, что одноклеточная водоросль представляет собой клетку-организм, способный к самостоятельному существованию, осуществляющий весь комплекс процессов жизнедеятельности. Выделить признаки отличия одноклеточных водорослей от бактерий)
Рассказ учителя. Главное отличие одноклеточных водорослей от бактерий – наличие настоящего ядра. Содержимое ядра отделено от цитоплазмы мембраной. Связь ядра с цитоплазмой осуществляется через особые отверстия в мембране – поры. В клетках водорослей есть органоиды, и в частности хлоропласты, в которых идет синтез органики за счет энергии солнечных лучей.
Отличаются водоросли от бактерий и строением клеточных жгутиков. Бактериальные жгутики имеют простое строение: это тонкие нити, вращающиеся с помощью базального тельца в мембране.
2. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.
Примером одноклеточных водорослей является «хламидомонада» («подвижное мелкое тельце в оболочке») – округлые клетки с двумя жгутиками равной длины; «хлорелла» - («зеленушка») – входит в состав планктона, поглощает до 25% всей солнечной энергии; используют в качестве добавки к корму скоту. Именно хлорелла была отправлена в космос вместе с другими растениями и животными в кабине второго космического корабля.
Все вы, конечно, видели длинные нитчатые колонии спирогиры, образующие зеленые «подушки» в пресноводных водоемах. Их скопления обычно называют тиной. Хроматофор у них в виде ленты, закрученной спиралью, располагается вдоль клеточной стенки. У улотрикса хроматофор имеет вид незамкнутого кольца. В отличие от спирогиры улотрикс прикрепляется к субстрату.
В наших северных морях можно насчитать около 150 видов водорослей. Моря южных широт славятся водорослями-гигантами, с которыми связаны фантастические предания, сложенные мореплавателями. В Мексиканском заливе господствует водоросль ягодоносный саргассум. Вся водоросль увешана образованиями в виде вздутий, пузырьков, наполненных воздухом, выполняющих роль пузырьков.
Клетки бурых водорослей поверх целлюлозной оболочки покрыты особым пектиновым слоем. Вещества, входящие в его состав образуют вязкий раствор. Это свойство используют при производстве мороженого, фруктовых желе, консервов, пластмасс, лаков, красок, в текстильной промышленности, книгопечатании, медицине, парфюмерии. Но как широко ни использовал бурые водоросли человек, их роль в природе еще значительнее. Общеизвестна крупная бурая водоросль ламинария, известная в быту как морская капуста. Эти гигантские водоросли прикрепляются к дну корневидными выростами – ризоидами.
Морская капуста съедобна и высоко ценится. В Японии, Корее, Китае ее разводят искусственно, расчищая прибрежные участки и засеивая их спорами или молодыми слоевищами. В клетках ламинарии есть не только хлорофилл, но и красящее вещество – фукоксантин, способное поглощать невидимую красную часть спектра. Этим и объясняется способность бурых водорослей обитать на большей глубине, чем зеленые.
В морях и океанах в большом количестве встречаются разнообразные красные водоросли, или багрянки. Красные водоросли – самые совершенные по строению низшие водные растения. Они проникают на большую, до 200 м, глубину, довольствуясь теми остатками света, которые проходят сквозь такую толщу воды. Причина теневыносливости красных водорослей – их фотосинтезирующие пигменты (красный фикоэритрин и синий фикоцианин). Красные водоросли синтезируют органическое вещество на таких глубинах, где ни зеленые, ни даже бурые водоросли расти уже не могут. Для человека они – важный объект промысла. Из багрянок получают вещество агар-агар (для получения чистых культур микроорганизмов, изготовление мармелада, пастилы, мороженое, желе).
III. Проверка знаний и умений
1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам: Какие царства живой природы вы знаете? К какому царству относятся водоросли? Какое море получило название от водоросли? Где находится водорослевое море? Как называется наука, изучающая водоросли? Почему водоросли называют «легкими планеты»?
2. Работа в малых группах (в парах) «Собери картинку»
Каждая пара получает набор карточек. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории: «Царство: Растения», «Подцарство: Низшие растения», «Водоросли», «Одноклеточные водоросли», «Колониальные водоросли», «Многоклеточные водоросли».
Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.
Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на оборотной стороне соединенных карточек вы прочитаете название водоросли «ламинария».
Беседа по вопросам: почему водоросли относятся к низшим растениям? Какие одноклеточные водоросли вам известны? Какие представители многоклеточных водорослей живут в пресной и морской воде? Как отличаются водоросли по цвету?
3. Работа с понятиями «Черный ящик».
Работа проводится в парах: один ученик выступает в роли учителя, другой – в роли ученика. На доске записаны понятия: ризоиды, слоевище, гамета, зигота, спорофит, гаметофит. Школьники, играющие роль учителя, спрашивают и проверяют правильность ответа с использованием перечня понятий. Затем ответивший ученик выступает в роли учителя.
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа с сигнальными карточками «Красный - зеленый».
Учитель зачитывает классу вопросы, на которые каждый ученик отвечает поднятием красной сигнальной карточки (ответ – нет) или зеленой (ответ – да).
Вопросы:
1. Водоросли – это низшие растения?
2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
3. Водоросли имеют органы?
4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
5. По способу питания водоросли автотрофы?
6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?
7. Размножение с помощью спор называется половым?
8. При половом размножении образуются гаметы?
IV. Подведение итогов урока. Проводится обобщение материала о значении водорослей в природе и жизни человека. Заполнение таблицы
Водоросли в моей жизни | Я в жизни водорослей |
|
|
V. Домашнее задание: § 38, вопросы 1- 4, с.141, задание «Проверь себя». Подготовить сообщения на темы: «Ламинария – жительница морских огородов»; «Использование человеком продуктов, получаемых из красных водорослей».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей"
Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей" применяется при обощении знаний при изучении отдела Водоросли в 6 классе....
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Терскова С.А. Тематические погружения как основа формирования целостного мировоззрения // Методика погружения: за и против / Ред.-сост. А.А. Остапенко. – Краснодар: АЭСПК, 1995. – С. 64-72.
Описан опыт проведения тематических погружений в образ в начальной школе...
Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»
Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...
Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.
Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...
Маршрутный лист ученика 6 класса по теме "Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водоросле"
При изучении темы и работе с информацией учебника выполняется работа в маршрутном листе. Выделяет следующие вопросы: 1. Классификация водорослей. 2. Строение водорослей. 3. Размножение водорослей. 4. ...