Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особеннотями строения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей. | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока
Многоклеточные водоросли.
Многообразие и значение водорослей.
Тип урока: комбинированный
Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использование их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблицы: « Одноклеточные водоросли»,
« Многоклеточные водоросли», « Бурые и красные водоросли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли их аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т.д.
Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли ( улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли ( филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище( таллом), ризоиды, спорангий, ядро с ядрышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, коньюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон.
Ход урока
- Актуализация знаний.
Работа у доски по карточкам:
- Изобразить строение хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли.
- Изобразить строение хламидомонады и указать основные органеллы этой водоросли.
- Изобразить схему бесполого размножения хламидомонады.
- Изобразить схему полового размножения хламидомонады.
После ученики устно отвечает по карточкам.
- Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные. Начнём с нитчатых многоклеточных водорослей. Подумайте, почему их так называют? (Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длинные нити). Распространенным представителем является спирогира - многоклеточная зелёная водоросль. В пруду или в реке её можно обнаружить в виде скопления зелёной, скользкой на ощупь тины.
(Демонстрация изображения этой водоросли на таблицах, в живом и засушливом виде).
Особенности строения:
- Неприкреплённый образ жизни.
- Клетки имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слизью.
- Хроматофоры длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы по спирали. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком. Большое пространство занимает вакуоль.
- Характерно тоже бесполое и половое размножение:
А). Бесполое размножение у спирогиры сходно с размножением у хламидомонады.
Б). Половое размножение несколько отличается от идентичного хламидомонады. Две нити спирогиры располагаются параллельно друг другу. Затем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, расположенные ближе всего друг к другу, образуют выросты, которые соединяются и образуют канал, через который содержимое одной клетки перетекает в другую. Происходит оплодотворение и образуется зигота. Такой способ оплодотворения называется коньюгацией.
Далее учитель знакомит с ещё одной зелёной нитчатой водорослью – улотрикс. Отмечает особенности отличия от спирогиры:
- Прикреплённый образ жизни к камням и корягам на дне неглубоких рек.
- Бесполое размножение происходит при помощи зооспор.( Зооспоры – подвижные клетки со жгутиками.) Зооспоры свободно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.
- Половое размножение улотрикса происходит при помощи подвижных гамет со жгутиками. Гаметы сливаются и образуют зиготу, которая покрывается толстой оболочкой и может находится в состоянии покоя до наступления благоприятных условий. Затем она делится на 4 клетки – споры.
Вопрос. 1. Как вы считаете, где можно встретить большое количество разнообразных водорослей? (Ответы учащихся)
Учитель демонстрирует разнообразие многоклеточных океанических и морских водорослей при помощи таблиц, гербарных материалов, изображений на ЦОР.
- Осмысление учебной информации.
- Выполнение практической работы: Строение многоклеточной зелёной водоросли спирогиры.
Цель: закрепить теоретические знания; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарный материал спирогиры, готовый микропрепарат «Спирогира», микроскоп.
Общие рекомендации: перед началом работы необходимо напомнить учащимся о технике безопасности.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарный материал спирогиры. Опишите внешний вид водоросли.
- Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при большом и малом увеличении. Обратите внимание на форму, размер и расположение клеток спирогиры.
- Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите толстую клеточную оболочку, крупную вакуоль. цитоплазму, ядро, которое находится как бы в дополнительной оболочке. Где расположено ядро клетки?
- Рассмотрите хроматофоры. Какую форму они имеют?
- Зарисуйте внешний вид водоросли и строение одной клетки спирогиры.
- Сделайте вывод о внешнем виде и об особенностях строения клеток спирогиры.
- Работа с текстами, рисунками, изображениями на ЦОР.
Задание каждому ученику: сформулировать по два вопроса о представителях красных и бурых водорослей (внешний вид, особенности строения и значение).
- Рефлексия (осмысление).
Закрепление.
Игра: « Я готов ответить на ваши вопросы». Учащиеся по очереди задают подготовленные вопросы остальным ученикам. Оцениваются ответы и вопросы.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы и заполнить таблицу в тетради
Название водоросли (по 1-3 представителя из каждого отдела) | Название отдела | Одноклеточная или многоклеточная | Место обитания | Образ жизни | Значение для человека |
Белова А.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
разработка открытого урока значение и разнообразие водорослей
эта разработка поможет учителям увлекательно провести урок биологии....
мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"
Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Презентация "Водоросли. Их многообразие и значение".".
К уроку биологии 6 класс...
Тема: «Многообразие водорослей и их значение в природе и в жизни человека»
В рамках реализации новых образовательных стандартов в среднем звене, на уроках биологии 5 класс, активно реализуетс системно-деятельностный подход к обучению, с использован...
Презентация к уроку "Водоросли. Многообразие"
Данная презентация может использоваться при изучении темы "Водоросли. Многообразие"...