Урок 5 класс тема Грибы
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок построен в системно-деятельностном подходе с использованием технологии ТРКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 238.5 КБ |
zadaniya_dlya_grupp.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема «Грибы»
Ребята, на урок я принесла волшебную коробку, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.
Заслушать ответы учащихся
Так это или нет, давайте его откроем.
Пригласить учащегося, чтобы открыть коробку и огласить тему сегодняшнего урока.
Правильно, Молодцы!
Ребята, а что вы знаете о грибах из начальной школы? Пообщайтесь в группе.
Высказывание учащихся. Предупредить чтобы не повторялись.
По мере проведения отбора запись ответов на доске «Корзина идей»
Молодцы. Не забыли, что изучали в начальной школе. А как вы думаете, на сколько вы ориентируетесь в данной теме. Оцените себя по приведенной шкале.
Вашему вниманию предлагаются следующие утверждения, прочитайте их отметьте те, которые являются верными, а которые не верными.
Учащиеся отвечают на вопросы
Теперь сверьтесь с эталоном, правильно ли вы ответили?
У кого какая ошибка?
Учащиеся говорят у кого, где ошибка.
Я предлагаю восполнить пробелы в знаниях. Для этого вы разбиты на 4 группы, каждая из которых будет выполнять свое задание на карточках. На работу вам дается 15 минут. Результатом работы в группе будет отчет, который каждая группа должна презентовать перед другими.
Обратить внимание на время.
Физкультминутка
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи
Рядом с ним растет сосна
К небу тянется она.
Мы в низу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.
Заслушать выступление групп
Ребята, давайте вернемся к таблице, Верите ли вы? Посмотрите, где у вас были ошибки, восполнили ли мы пробелы в своих знаниях?
Учащиеся отвечают по следующей схеме.
У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю), что _________.
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале.
Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы.
Урок закончен. Всем спасибо.
Рабочий лист
Ф.И. учащегося _____________________________________________
Число ________________ Номер группы _____________
Тема урока ________________________________________________
Оцените себя, на сколько вы ориентируетесь в данной теме
Прочитайте следующие утверждения и отметьте те, которые являются верными, а которые – не верными.
Верите ли вы?
№ | Утверждения | Да | Нет |
1 | Грибы – это растения |
2 | Размножаются грибы спорами |
3 | Грибы могут светиться |
4 | Есть микроскопические грибы |
5 | Из грибов получают витамины |
6 | У грибов есть признаки как растений, так и животных |
7 | У гриба есть тело и оно называется грибница |
8 | Грибы могут жить совместно с другими организмами |
9 | Среди грибов есть хищники |
10 | Есть паразитические грибы |
11 | Грибы бывают пластинчатые и трубчатые |
12 | Есть грибы, состоящие из одной разросшейся клетки |
Мои выводы
_______________ ________________
_______________ _________________
_______________ _________________
Отличие грибов от растений и животных
Признаки растений | Признаки животных |
СИМБИОЗ – это ______________________________________________
____________________________________________________________
МИКОРИЗА – это ____________________________________________
____________________________________________________________
Значение грибов
В природе | В жизни человека |
Моя оценка за работу в группе ________
Меня оценила группа на ________
Совсем не ориентируюсь в данной теме, сталкиваюсь с данной темой впервые
Хорошо ориентируюсь в теме, знаю все
Совсем не ориентируюсь в данной теме, сталкиваюсь с данной темой впервые
Хорошо ориентируюсь в теме, знаю все
Предварительный просмотр:
Группа №3
Особенности строения высших грибов
- Выполните лабораторную работу
Лабораторная работа «Строение плодового тела шляпочного гриба»
Цель. Изучить особенности строения шляпочных грибов.
Оборудование. Муляжи шляпочных грибов, маринованные и замороженные грибы.
Ход работы:
- Рассмотрите муляжи шляпочных грибов. На рисунке рабочего листа подпишите части плодового тела.
- Сравните маринованные и замороженные грибы. Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?
- Ответьте на вопрос. Как ты понимаешь пословицу «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».
- Составьте список съедобных трубчатых грибов и съедобных пластинчатых грибов, встречающихся в нашей местности.
Съедобные грибы, встречающиеся в нашей местности
Трубчатые | Пластинчатые |
- Выясните отличные признаки съедобных грибов от ядовитых используя приложение 3.
Отличие ядовитых и съедобных:
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Приложение 3
Белый гриб, или боровик Окраска шляпки самая различная – от белой до темнобурой с фиолетовым оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светлобуроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом. |
Желчный гриб (ложный белый) Очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Отличается от боровика и подберезовика грязно-розовым трубчатым слоем (у боровика он белый, желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый) и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок (у боровика сеточка белая, у подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который не исчезает при любой обработке. |
Сатанинский гриб Шляпка выпуклая, светло сероватой или зеленоватой окраски, в сырую погоду слизистая. Трубчатый слой ярко-красного цвета с мелкими порами. Ножка желтая, вверху красноватая, с красным сетчатым рисунком. Мякоть крепкая, на изломе сначала краснеющая, потом синеющая, со сладковатым вкусом, но неприятным запахом. В сыром виде гриб сильно ядовит. |
Бледная поганка Бледная поганка больше всего похожа на шампиньоны, сыроежки, зеленушки. Шляпка ее белая, бывает зеленоватая, желтоватая, с гладким краем. Пластинки, не прикрепленные к ножке, белые, мягкие. Ножка у поганки длиной до 15 см, толщиной до 2 см, белая или желтовато-зеленая, вверху с тонким пленчатым кольцом. От ножки съедобных грибов ее отличает клубневидное утолщение у основания, заключенное в белую или зеленоватую пленку – воротничок. Гриб смертельно опасен! |
Шампиньон Шляпка шаровидная, с глубоко загнутым внутрь краем, гладкая, сухая, шелковистая. Ножка 4 – 8 см, толщиной 1-2 см, прямая, ровная, с широким белым кольцом. У шампиньона нет у основания утолщения, похожего на клубень. Мякоть беля, плотная, на изломе сначала розовеет, с приятным запахом. Пластинки у шампиньона никогда не бывают белыми, а шляпка зеленоватой в отличие от поганок, которые могут быть и белыми и зеленоватыми. Пластинки у молодого шампиньона розовые, а у зрелого – темные, даже черные. |
Группа №1
- Почему грибы выделены в отдельное царство? Прочитай текст, предложенный в приложении №1. Заполни таблицу.
Признаки растений | Признаки животных |
- Выясните, почему грибы растут под деревьями? Дайте определение понятиям симбиоз и микориза.
Симбиоз – это ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Микориза – это _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Используя приложение, определите, под какими деревьями растут данные грибы.
Подберезовик –
Подосиновик –
Масленок –
Опенок –
Рыжик -
Приложение 1
Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное - третье царство живых организмов.
Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Как и растения, они не способны передвигаться, имеют неограниченный рост, способны к синтезу витаминов, питаются растворенными веществами. Как животные, они гетеротрофы, то есть питаются готовыми органическими веществами, нет зеленых пластид, наличие в клеточных стенках особого вещества – хитина. Хитин входит в состав наружного скелета членистоногих и паукообразных.
Почему грибы растут под деревьями?
Трудно грибу прожить одному. Сам приготовить пищу из углекислого газа и воды на свету он не может. Волей-неволей приходится искать помощи.
Долгое время люди думали, что микориза иссушает дерево, губит его. Но потом ученые выяснили: грибница, опутавшая корень дерева не враг ему, а друг и помощник.
От такой дружбы и грибу и дереву большая польза. Гриб получает от дерева недостающий ему сахар и крахмал, который вырабатывается на свету в листве, а взамен делится с «великаном» водою. Не жалеет гриб для дерева и пищи, которую сам добывает из почвы. За многие «годы дружбы» и грибы, и деревья хорошо приспособились друг к другу. Корни их срастаются и питают друг друга.
Белый гриб, или боровик, может жить в симбиозе с сосной, елью, дубом и потому растет в хвойных и смешанных лесах. В сосновых борах его шляпка темно-коричневая, а в березовых и еловых лесах — желто-бурая или серо-коричневая. Нижняя сторона шляпки у молодого гриба почти белая, у старого — желтовато-зеленая. Пенек гриба цилиндрический, с утолщением внизу.
У подберезовика шляпка обычно беловато-серая или коричневато-серая, но в зависимости от почвы может быть совсем белой (на болоте) и темно-коричневой. Снизу шляпка у молодого гриба белая, у старого — серая с коричневыми пятнами; пенек цилиндрический, слабоутолщенный книзу. Шляпка подосиновика красная или оранжевая, а снизу беловато-серая; пенек серый, книзу утолщен. На свежем изломе гриб покрывается темным, синеватым налетом. Сами названия подберезовика и подосиновика говорят, под какими деревьями их надо искать.
Ценными грибами считаются маслята, растущие группами под соснами и елями и реже — под другими деревьями. Шляпка масленка имеет форму округлой подушки и слегка заострена в центре. Сверху она желтовато-коричневая, в сырую погоду покрыта слоем слизи, а в сухую — блестит. Снизу шляпка светло-желтая. Все эти грибы можно варить, жарить, мариновать, сушить. Из съедобных грибов с пластинками на нижней стороне шляпки особенно ценны груздь, рыжик и шампиньон.
Груздь растет в сосновых и лиственных лесах. Он весь белый. Шляпка его имеет форму воронки с краями, завернутыми вниз. С краев шляпки свисает бахрома. Грузди хороши в соленом виде. Но в них есть горький млечный сок, видимый при разломе гриба. Поэтому перед засолом грузди обычно вымачивают.
Рыжик встречается под сосной, лиственницей и в темных еловых лесах. У молодого гриба шляпка слегка выпуклая, у старого принимает форму воронки; сверху она ярко-оранжевая (в бору) или синевато-зеленая (под елью), снизу — оранжевая с зелеными пятнами. При разломе гриба выделяется сок оранжевого цвета. Рыжики солят, маринуют и жарят.
Шампиньон, или печерица, встречается в степи, на лугах, около жилья и в лесах средней полосы. Шампиньон разводится в искусственных условиях. В теплицах снимают урожай даже зимой. Культура шампиньона распространена во многих странах, особенно во Франции. Шляпка шампиньона белая, у молодого гриба почти шаровидная, у зрелого — плоско-округлая. Пластинки на ее нижней стороне розоватые. Едят этот гриб чаще жареным, но можно его и мариновать. Большинство съедобных грибов заканчивают развитие над поверхностью почвы. Но шампиньоны, например, приходится иногда выкапывать из-под бугорка земли.
Шампиньон легко спутать с очень ядовитой бледной поганкой. Она отличается от шампиньона влагалищем у основания ножки и окраской пластинок на нижней стороне шляпки. У бледной поганки эти пластинки белые, у шампиньона — вначале бледно-розовые, затем темнеют и становятся под конец темно-коричневыми.
Осенью на пнях и на поваленных древесных стволах растут группами мелкие пластинниковые грибы — осенние опята. Обилие опят обычно связано с тем, что в лесу много больных деревьев или гниющих древесных остатков. Шляпка опенка желтая или желто-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухарями; пластинки у молодого гриба беловатые, у зрелого — коричневые. Ножка тонкая, длинная, коричневая. Опенок — паразит. Он питается органическими веществами, накопленными в древесном пне, а иногда поселяется на выступающих над поверхностью почвы корнях живого дерева, разрушая их. Опята можно варить, жарить, сушить и мариновать. Летний опенок отличается от осеннего ржаво-бурой окраской пластинок и тем, что он живет на пнях лишь лиственных деревьев и растет с весны до поздней осени. Употребляется в пищу, так же как и осенний. Опята могут светиться. На съедобные виды опят похож ложный опенок. Это ядовитый гриб. Отличить его можно по желтовато-зеленой окраске пластинок на нижней стороне шляпки.
Группа №2
Особенности строения низших грибов
Выполните лабораторную работу
Лабораторная работа «Строение дрожжей и мукора»
Цель: на примере мукора и дрожжей изучить строение представителей низших грибов.
Ход работы:
1. Приготовить препарат живых клеток дрожжей.
- Пинцетом отломать кусочек сухих дрожжей и поместить его в чашку Петри.
- Добавить к ним немного воды.
- При помощи стеклянной палочки измельчить дрожжи и перемешать их с водой.
- При помощи бактериальной петли нанести некоторое количество жидкости с дрожжами на предметное стекло.
- Пипеткой добавить каплю красителя.
- Накрыть препарат покровным стеклом и поместить его под микроскоп.
- Рассмотреть полученный препарат.
2. Приготовить препарат плесневого гриба мукора.
- Пинцетом отделить часть плесневого нароста и поместите его на предметное стекло.
- Пипеткой нанести на предметное стекло каплю красителя.
- Накрыть препарат покровным стеклом и поместить его под микроскоп.
- Рассмотреть полученный препарат.
- Сделать вывод о строении низших грибов
Строение низших грибов
Дрожжи | Мукор |
Вывод: дрожжи представляют собой одноклеточные неподвижные организмы. Они могут быть различной формы: эллиптической, овальной, шаровидной и палочковидной. Размножается при помощи почкования. | Вывод: мукор состоит из тонких, бесцветных нитей грибницы. Это все одна, сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается гриб – мукор спорами. Они образуются на концах нитей грибницы, в расширениях имеющих вид округлых черных головок. |
Строение низших грибов
Дрожжи | Мукор |
Вывод: дрожжи представляют собой __________________ неподвижные организмы. Они могут быть различной формы: _______________ _______________________________ _______________________________. Размножается при помощи почкования. | Вывод: мукор состоит из тонких, бесцветных нитей грибницы. Это все _______, сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается гриб – мукор спорами. Они образуются на концах нитей грибницы, в расширениях имеющих вид _______________________. |
Группа №4
Значение и правила сбора грибов.
- Заполните таблицу «Значение грибов в природе и жизни человека», используя страницы учебника 64-66 или приложение №4
Значение грибов в природе и жизни человека
Значение в природе | Значение в жизни человека |
- Составьте памятку грибникам, как правильно собирать грибы. Используйте приложение №4
Приложение №4
При сборе грибы кладут в корзину шляпками вниз. Грибы с длинными ножками (белые, подберезовики, подосиновики) лучше класть боком. Срезанные или сорванные грибы очищают от сора и земли руками или ножом, чтобы они не загрязняли корзину и другие грибы, У всех пластинчатых грибов, идущих в засол, ножки отрезают. Сохраняют их только у рыжиков, лисичек, сыроежек и волнушек. Как правило, все съедобные грибы собирают вместе и уже дома сортируют их по отдельным видам или по способу дальнейшего использования: для сушки, засолки, маринования. Кстати, эта процедура доставляет настоящему грибнику не меньшее наслаждение, чем сам сбор грибов.
Очень важно знать, войдя с корзиной в лес, какие и где могут расти грибы в данное время. Когда лето влажное, их ищут там, где меньше влаги, т. е. на сухих возвышенных, хорошо прогреваемых солнцем местах, на опушках, полянках, подальше от стволов деревьев. Наоборот, в жаркое и сухое лето они растут больше в тени деревьев, под еловыми лапами, в густой траве, на склонах между всхолмлениями, где влага сохраняется в достаточном количестве.
Начинать сбор грибов следует как можно раньше, еще до восхода солнца, (в это время в отсутствие косых солнечных лучей они много заметнее). После восхода дневного светила маршрут поиска прокладывают так, чтобы его лучи не били прямо в глаза. Ходить по лесу надо не спеша, внимательно оглядывая все характерные для грибов места. Найдя один гриб, оглядись вокруг, даже присядь, чтобы изменить ракурс — и будешь вознагражден. Очень многие грибы растут семьями, группами, а то и целыми колониями, особенно грузди и рыжики. Бывает, что под одной старой березой насобираешь 2—3 десятка белых.
Как извлекать грибы из земли: вырывать грибы с землей, конечно же, не стоит. Нужно гриб срезать ножом как можно ниже, чтобы остаток большого корня не гнил и не вредил грибнице. Есть и другие рекомендации, что некоторые грибы лучше выкручивать из почвы. Надо полагать, что и против этого возражать не следует. Здесь важно одно — надо бережно относиться к природе и особенно к такому богатству, как грибы.
Советы тем, кто собирает грибы:
Не бери гриб в зародышевом состоянии: в корзинке ничего не прибавится, а через два-три дня он будет гриб «в пору»; его будет приятно и в лукошко положить;
Лучше гриб брать, подрезая его у основания ножки, но не сдирая моховой покров: это приводит к засыханию грибницы и образованию грибобойных плешин.
Взятый гриб клади в лукошко, очистив его от сора: хвои, листьев, земли.
Если не знаешь гриб и не берешь его, то не вытаптывай: может быть, его возьмет другой любитель-грибник.
Бери гриб здоровый — без признаков гнили и червоточин, но не переспелый, дряблый, так как в таких быстро накапливаются ядовитые, опасные для человека вещества; по этим же соображениям собранные грибы как можно быстрее пускай в переработку: сушку, засолку, маринование.
Хрупкие, ломкие грибы (сыроежки, волнушки и др.) при сборах по возможности храни раздельно от крупных, тяжелых грибов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Грибы -особое царство природы" 6 класс
урок по теме "Грибы", с презентацией, по учебнику В.В Пасечника...
технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...
Разработка обобщающего урока по теме "Грибы" 5 класс
Данный материал подготовлен учителем географии и биологии первой квалификационной категории Ниловой Ларисой Юрьевной. в рамках технологии сотрудничества.Данная публикация предназначена для педагогов р...
Презентация к уроку по теме "Грибы паразиты" 5 класс
Презентация к уроку по теме "Грибы паразиты"...
План-конспект урока биологии в 5 классе. Тема "Грибы"
Урок биологии в 5 классе. Тема "ГрибЫ"...
Конспект дистанционного урока по окружающему миру во 2 классе Тема «Грибы»
При конструировании данного урока были использованы сервисы Google. Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность учителей и учащихся.Осн...
Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.
Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...