Урок изучения нового материала "Шляпочные грибы"
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
Урок изучения нового материала «Шляпочные грибы» позволяет развивать понятия обучающихся шестого класса о многообразии живых организмов, определяет роль грибов в природе и жизни человека. В ходе урока шестиклассники знакомятся с разнообразием шляпочных грибов Кемеровской области. Знания и умения, полученные на уроке, позволяют использовать их в повседневной жизни. При выполнении лабораторной работы формируются навыки выполнения заданий по алгоритму, развивается познавательный интерес.
Презентация, используемая во время актуализации знаний, изучения новой темы, рефлексии, является опорным конспектом урока.
Необходимость в повышении наглядности материала явилось основной причиной создания презентации «Шляпочные грибы».
Одним из главных достоинств использования презентаций на уроке является то, что учитель всегда остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников. На данном уроке используется как презентация, так и раздаточный материал, что является дополнением друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlyapochnye_griby.ppt | 1.75 МБ |
urok_shlyapochnye_griby.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оболочка клеток большинства грибов содержит 1. Целлюлозу 2. Муреин 3. Хитин 4. Глюкозу 2. Половое размножение у грибов происходит Частями грибницы При слиянии специализированных клеток. 3. С помощью спор 4. Почкованием 3. По способу питания грибы похожи на животных, так как: Способны к фотосинтезу Сами производят органические вещества Поглощают пищу путем всасывания 4. Питаются готовыми органическими веществами Выберите один правильный ответ
Строение шляпочного гриба
Трубчатые и пластинчатые грибы
Масленок
Лисичка
Мухомор
Белый гриб
Опенок
Подосиновик
Бледная поганка
Подберезовик
Шампиньон
Груздь
Желчный гриб
Образование спор
Симбиоз грибов и растений
Народные пословицы о грибах Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок. Всяк грибок знает свой срок. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок. Где один гриб, там и другой. Лесу нет, и гриб не родится. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет. Под большим деревом и гриб вольготней живет. Хочешь грибок - лезь под кусток. Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового материала «Шляпочные грибы»
Цель: формирование знаний о строении и способах питания шляпочных грибов, развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, знакомство учащихся с правилами сбора грибов, воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье
Задачи: 1. продолжить формирование навыков шестиклассников по работе с алгоритмами;
2. развивать коммуникативные умения обучающихся при работе в группе;
3. воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объема работы.
Задачи для обучающихся:
- Знать особенности строения шляпочных грибов;
- Уметь различать съедобные и ядовитые грибы;
- Соблюдать правила сбора грибов.
Форма организации познавательной деятельности: групповая
Оборудование: муляжи шляпочных грибов, таблица «Строение шляпочных грибов». Презентация «Шляпочные грибы», памятки «Правила сбора грибов», инструктивные карточки к лабораторной работе, карта оценки знаний и умений.
Ход урока
I. Актуализация знаний по основным понятиям темы.
1. Главная часть гриба
2. Какими способами размножаются грибы?
3. Чем питаются грибы?
4. Какие грибы являются сапрофитами, а какие – паразитами?
5. Какую роль играют грибы в природе?
6. Какую роль играют грибы в жизни человека.
7. Что такое симбиоз?
8. Выберите один правильный ответ (Слайд № 2)
II. Изучение новой темы с использованием слайдовой презентации.
1. Строение шляпочного гриба (Слайд № 3)
2. Особенности строения трубчатых и пластинчатых грибов (Слайд № 4)
Обучающиеся, работая в группах, определяют к пластинчатым или трубчатым относятся показываемые грибы (Слайд № 5-15)
3. Образование спор (Слайд № 16)
Самостоятельная работа с учебником. После обсуждения в группах, обучающиеся отвечают на вопросы:
- Что такое споры? Где образуются споры у шляпочных грибов?
- Как разносятся споры?
- Какие условия необходимы для прорастания спор?
- Почему клетки грибницы обычно двуядерные?
- Почему грибница растет медленно?
4. Симбиоз грибов и растений (Слайд № 17)
Работая с учебником, необходимо доказать, что существования растения и гриба – взаимовыгодные отношения, то есть симбиоз.
5. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Обсуждение памятки «Правила сбора грибов» (Приложение 1)
III. Выполнение лабораторной работы (Приложение 2)
IV. Рефлексия
Объяснить значение пословиц в связи с изученной темой
- Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
- Всяк грибок знает свой срок.
- Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
- Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
- Где один гриб, там и другой.
- Лесу нет, и гриб не родится.
- Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
- Под большим деревом и гриб вольготней живет.
- Хочешь грибок - лезь под кусток.
- Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
V. Домашнее задание: параграф 8 пересказ.
VI. Итог урока
Карта оценки знаний и умений по теме «Шляпочные грибы»
Фамилия, имя | Самооценка | Оценка участников группы | Оценка учителя | Итог |
Список литературы
1. Пасечник, В.В. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. [Текст] Учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.
2. Парфилова, Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» [Текст] / Л.Д. Парфилова. – М.: Экзамен, 2005. – 126 с.
Приложение 1
Памятка «Правила сбора грибов»
- Надо собирать только те грибы, которые вы знаете. Никогда не собирайте грибы, в которых не уверены.
- Характерной особенностью многих видов грибов является то, что они годами растут на одних и тех же местах, за исключением случаев, когда при сборе была разрушена грибница. Поэтому очень важно, найдя гриб, не вырывать его из почвы! Начинающий грибник должен аккуратно выкрутить или вывернуть его из земли или дерева, при этом стараться не сломать ножку гриба.
- Собирать грибы следует в корзину из плетёных прутьев, а не в полиэтиленовый пакет, в котором грибы в жаркий день могут испортиться ещё до вашего прихода домой.
- Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые расположены вдали от оживлённых автомобильных дорог и районов с высокой промышленной загрязнённостью. Иначе грибы накапливают вредные вещества.
- Вернувшись с грибами, домой, надо сразу их перебрать и выбросить старые, так как в них образуется много вредных веществ.
- Нельзя откладывать приготовление грибов! Через сутки даже в молодых съедобных грибах образуется много вредных веществ.
- Грибы - тяжёлая пища, ведь их хитиновая оболочка плохо усваивается организмом. Поэтому детям до 5 лет грибы есть нельзя, а после пяти можно употреблять их в небольшом количестве.
- Помните, что у съедобных грибов есть ядовитые «двойники», которые нужно уметь отличать.
Приложение № 2
Лабораторная работа № 4
Изучение плодовых тел шляпочных грибов, обитающих в Кузбассе.
Цель: изучить, какие грибы обитают на территории Кемеровской области, рассмотреть их строение, научиться различать ядовитые и съедобные грибы, пластинчатые и трубчатые грибы.
Оборудование: муляжи шляпочных грибов.
Правила безопасности: не ломайте муляжи, не пробуйте их на вкус. Помните, что с муляжами будут работать другие учащиеся, поэтому работайте с ними аккуратно.
Ход работы.
1. Рассмотрите выданные вам муляжи шляпочных грибов. Отметьте окраску, особенности строения. Подумайте, почему некоторые грибы называют по названию деревьев, например подосиновики, подберезовики. Зарисуйте гриб, подпишите основные части гриба.
2. Рассмотрите нижнюю часть шляпки грибов. Обратите внимание, что у одних она состоит из трубочек, а других – из пластинок. Заполните таблицу в тетради – внесите названия трубчатых или пластинчатых грибов в соответствующие колонки.
Трубчатые грибы | Пластинчатые грибы |
3. Знаете ли вы, какие грибы являются съедобными, а какие ядовитыми? Заполните таблицу в тетради – внесите названия ядовитых или съедобных грибов в соответствующие колонки. Какие правила безопасности необходимо соблюдать, чтобы не отравиться грибами.
Ядовитые грибы | Съедобные грибы |
4.Сделайте вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
урок физики "Давление. Единицы давления" - 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.
Разработка урока для учащихся 7 класса + презентация урока Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе...
Урок изучения нового материала в свете новых требований
Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...
Тема урока «Коэффициент», математика, 6 класс. Тип урока - изучение нового материала.
Цель урока:ввести понятие коэффициента и закрепить при решении задач и упражнений; отработать алгоритм раскрытия скобок, упрощения выражений. Разработка урока представлена с технологической картой и п...
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.
Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...