Рабочая программа по биологии 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);
- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
- Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 1 час в неделю, в год 35 часов
Количество часов федерального компонента: нет
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы: типовая
Принцип обучения: концентрический
Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.
Характеристика особенностей программы:
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.
Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Контроль уровня обученности:
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Количество административных контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Количество плановых контрольных работ | 1 | 1 | 2 |
лабораторных работ | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Итого: | 3 | 3 | 3 | 4 | 13 |
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: технология проблемного обучения
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 60 %.
3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке: продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.
Оснащение учебного процесса
( учебно – методический комплекс (УМК)
Программа курса: Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с
Учебник: Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.;
Методические пособия:
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
Другие учебные пособия:
- Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.: ил;
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006;
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
- Интернет-ресурсы;
- Презентации к урокам;
- Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед».
Основное содержание программы образовательного минимума
курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 6-й класс
1. Введение. Клеточное строение организмов (2 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения мха (на местных видах).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение строения листа.
Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.
6. Жизнь растений (8 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Определение всхожести семян.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсия: зимние явления в жизни растений.
7. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
8. Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
9. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Календарно – тематическое планирование по биологии для 6 класса
Название программы: Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения»
Автор программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В.М. Пакулова Год издания: 2006 г. Издательство: «Дрофа»
Учебник: Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.;
Количество часов за год: 35 (в неделю – 1)
№ урока | Количество часов | Дата | Темы | Формирование компетенций | Практическая часть программы |
знаний | умений и навыков |
Раздел 1. «Введение. Клеточное строение растений» - 4 часа |
1 | 1 | 1.Биология – наука о живой природе | Микроскоп, клетка, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ткань. | Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь. |
2 | 1 | 2. Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки. | Л.р.№1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом». |
3 | 1 | 3.Жизнедеятельность растительной клетки. |
4 | 1 | 4. Ткани растений. |
Раздел 2 «Царства Бактерии и Грибы» - 3 часа |
5 | 1 | 1.Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека. Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека. | Узнавать бактерии на рисунках, таблицах. Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках. |
6 | 1 | 2.Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. | Лабораторная работа №2 «Строение шляпочных грибов». |
7 | 1 | 3.Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. |
Раздел 3 «Царство Растения» - 7 часов |
8 | 1 | 1.Разнообразие, распространение и значение растений. Одноклеточные водоросли. | Систематика растений, низшие растения (водоросли) – многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) – особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях, роль в природе и практическое значение. | Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой. |
9 | 1 | 2.Многоклеточные водоросли. |
10 | 1 | 3. Лишайники. Мхи. | Лабораторная работа №3 «Изучение строения мха». |
11 | 1 | 4.Папоротники. Хвощи. Плауны. |
12 | 1 | 5.Голосеменные. |
13 | 1 | 6.Покрытосеменные. |
14 | 1 | 7. Обобщение знаний по теме «Царство Растения» | Контрольная работа «Царство Растения» |
Раздел 4 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» - 8 часов |
15 | 1 | 1.Строение семян. | Части семян двудольных и однодольных растений, зоны корня, видоизменения корней, побег и почки, лист, стебель, цветок, соцветия, плоды. | Находить в тексте учебника необходимую информацию; проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и назвать семена растений в коллекциях и на рисунках; объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни; различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования; определять возраст дерева по годичным кольцам; различать и называть соцветия, типы плодов. |
16 | 1 | 2.Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. |
17 | 1 | 3.Побег и почки. |
18 | 1 | 4.Внешнее строение листа. | Лабораторная работа №4 «Изучение строения листа». |
19 | 1 | 5.Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. |
20 | 1 | 6.Строение стебля. Видоизменённые побеги. |
21 | 1 | 7.Строение цветка Соцветия. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения цветка». |
22 | 1 | 8.Плоды. Распространение плодов и семян. |
Раздел 5 «Жизнь растений» - 6 часов. |
23 | 1 | 1.Химический состав растений. Минеральное питание растений. | Химический состав растений; фотосинтез; дыхание, испарение воды; размножение; оплодотворение. | Пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать, делать выводы, используя результаты наблюдений, полученных в ходе лабораторной работы. |
24 | 1 | 2.Фотосинтез. Дыхание. |
25 | 1 | 3.Испарение воды Передвижение минеральных веществ. Передвижение по стеблю органических веществ. |
26 | 1 | 4.Прорастание семян. Растительный организм как единое целое. | Лабораторная работа №6 «Определение всхожести семян». |
27 | 1 | 5.Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | Лабораторная работа №7 «Вегетативное размножение комнатных растений». |
28 | 1 | 6.Оплодотворение у покрытосеменных растений. Способы опыления у покрытосеменных растений. |
Раздел 6 «Классификация растений» - 4 часа |
29 | 1 | 1.Основы классификации растений. | Классы двудольные и однодольные; семейства растений. | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
30 | 1 | 2.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейства Розоцветные и Паслёновые. |
31 | 1 | 3.Семейства Бобовые и Сложноцветные. |
32 | 1 | 4.Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаки. |
Раздел 7 «Природные сообщества» - 1 час |
33 | 1 | 1.Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества Взаимосвязи в растительном сообществе. | Экологические факторы; растительные сообщества. | Узнавать и различать растения различных экологических групп. |
Раздел 8 «Развитие растительного мира» - 2 часа |
34 | 1 | 1.Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы развития растительного мира Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | Основные этапы развития растительного мира; охрана растений. | Работать с текстом учебника, делать сообщения |
35 | 1 | 2.Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа |
Итого: | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...