Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
методическая разработка по биологии по теме

Демидович Ирина Аркадьевна

Материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_na_sayt.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя биологии Демидович Ирины Аркадьевны

Профессиональные знания

 За данный Межаттестационный период я познакомилась, в рамках самообразования, с  документами:

- стратегия развития образования в России, принципы образовательной политики;

- цели, содержание, формы и методы обучения;

- программы и требования к учебным достижениям учащихся в рамках содержания базового компонента школьного курса;

- программы и требования расширенного или углубленного содержания учебного предмета;

- современные образовательные технологии;

- структура и концептуальное содержание учебников Федерального компонента:

- основные типы, формы уроков и их структуры;

- основы методики планирования и анализа профессиональной деятельности;

- сущности компонентов дидактического процесса обучения;

- основы теории педагогики, психологии, валеологии, возрастной физиологии;

- современные методы психолого-педагогической диагностики.

В учебном процессе реализую программу базового компонента школьного курса авторского коллектива Н. И. Сонина, В, Б, Захарова, С. Г. Мамонтова, М. Р. Сапина, которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования в общеобразовательных 6-9 классах. В 10,11 классах - по программе Пасечника.

Последние четыре года работаю по учебникам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации.

7 класс: Захаров В.Б., Сонин Н. И. «Биология. Многообразие живых  организмов»; 68 часов (2 часа в неделю).

8 класс: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек»; 68 часов (2 часа в неделю).

9 класс: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности»;  68 часов (2 часа в неделю).

10 класс: Каменский А.А., Криксунов  Е. А., Пасечник В.В. «Биология. Общая биология»; 68часов (2 часа в неделю), 51 час (1,5 часа в неделю), 34 часа (1 час в неделю).

11 класс: Каменский А.А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В. «Биология. Общая      биология»; 68часов (2 часа в неделю), 51 час (1,5 часа в неделю), 34 часа (1 час в неделю).

Считаю, что программы, составленные по этим учебникам, наиболее эффективны для концентрической формы обучения и для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Профессиональные умения

Тема самообразования: Практическая направленность на уроках биологии и во внеурочное время.

Целью своей педагогической деятельности считаю: формирование и  развитие у обучающихся исследовательских, поисковых, познавательных, мыслительных, деловых навыков. Для достижения поставленной цели работаю над решением следующих задач:

•    Реализация развивающих задач урока биологии: развитие творческого потенциала ребёнка, развитие интеллекта и творческих способностей - развивать у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства, различия, признаки и свойства явлений.

•    Формирование прочных биологических знаний, научного мировоззрения.

•    Реализация воспитательного потенциала урока биологии - воспитывать активную личность, с бойцовскими чертами характера, способную отстаивать свою точку зрения, выдвигать нестандартные решения, смелые гипотезы.

  1.  Формирование навыков здорового образа жизни.

      Урок был и остаётся самой распространённой формой обучения, результатом творчества учителя и ученика.

   

Для достижения поставленных задач в учебной деятельности использую такие подходы:

  1. Индивидуально-дифференцированный подход, в котором я учитываю:
  1. Индивидуальные особенности ученика (быстрота мышления, нестандартное решение, замедленность).
  2. Уровень знаний, умений, навыков.

  Всё это реализуется через выполнение разноуровневых заданий (минимальный-«3»; общий-«4»; продвинутый-«5». Стараюсь обеспечить деятельность каждого ученика в зоне его развития. Для слабых учеников минимизировано количество заданий.

  1. «Учу учиться»- развитие самостоятельных навыков (работа с книгой по плану, проведение лабораторных и практических работ, домашнего эксперимента, проектно-исследовательская деятельность), которые позволяют обучающемуся найти нужную информацию и обработать её, самостоятельно провести эксперимент. Создать проект, доказать гипотезу, сделать вывод.
  2. Практическая направленность уроков биологии.

 Работаю в режиме технологии традиционного обучения, применяю блочно-зачётную технологию, игровую, элементы проектной, исследовательской, проблемной, информационной технологии,  широко использую технологию «Зигзаг». Отработала систему формирования понятийной грамотности, осуществляю дифференцированное обучение, большое внимание уделяю усилению практической направленности преподавания биологии. При проведении уроков использую элементы здоровьесберегающей технологии (поддержание атмосферы спокойного, искреннего общения на уроке, деловой контакт, смена видов деятельности и др.). Осваиваю методы и приёмы учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядно-практический, репродуктивный (частично-поисковый), проблемный, исследовательский. Стимулирую и мотивирую учебную деятельность учащихся через убеждение, поощрение, дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, успеха. Формирую эмоциональноценностное отношение к природе. Владею различными типами и формами уроков, от традиционных до нестандартных: урок-лекция, урок-игра, урок-конференция, урок зачёт, урок - путешествие и т. д.

  Готовясь к урокам, стараюсь подобрать интересные высказывания учёных, писателей, мыслителей древности, стихи и загадки, цифры и факты, художественное описание природы, чтобы подчеркнуть значимость изучаемого вопроса.

Разработала комплекты тестов для текущего, тематического, итогового контроля знаний. По степени сложности задания разделены на 3 уровня. Провожу самостоятельные работы, лабораторные работы, зачёты, смотры знаний и другие формы контроля. При опросе слабоуспевающих учащихся использую задания уровня А, где необходимо знать конкретные вопросы. Практикую взаимопроверки, самооценку. На доске открываю правильные ответы и критерии оценки. Ученик сам видит свои ошибки.

Направления работы за последние три года:

- усиление практической направленности;

- использование проектной и исследовательской методик;

- индивидуальный подход при контроле знаний учащихся;

- формирование у учащихся навыков оценки и самооценки;

- нетрадиционные формы уроков;

- формирование функциональной грамотности у учащихся;

- формирование собственного мышления на уроках биологии;

- развитие познавательного интереса к предмету, интеграция биологии и математики, биологии и географии, биологии и информационных технологий, биологии и литературы, биологии и физики, биологии и экологии;

- самостоятельная работа учащихся на уроке, как один из приёмов повышения качества обучения;

- совершенствование урока, как один из путей мотивации учащихся;

- сбор и накопление дидактического материала для тестового контроля знаний учащихся.

Пути реализации направлений работы.

Индивидуальный подход при контроле знаний реализуется через выполнение учащимися разноуровневых заданий. По степени сложности задания разделены на три уровня. Первый уровень - репродуктивный. Для того чтобы справится с этой работой необходимо знать конкретные вопросы и  рассчитан он на слабых учеников. Второй уровень - более сложный, требует не только минимальных знаний, но и умения сравнивать. Третий уровень - самый сложный, требует умений логически мыслить, использовать знания, полученные на других уроках. Выполнение некоторых заданий носит творческий характер.

Навыки оценки и самооценки учащихся формируются при проведении проверочных работ в виде тестов или решений задач. Практикую взаимопроверки. На доске открываю правильные ответы и критерии оценки. Ученик сам видит свои ошибки. Навыки оценки и самооценки так же формируются при проведении игровых обучающих уроков. За последние годы работы провела нестандартные игровые уроки: Урок-кругосветка «Споровые растения», Брейн-ринг «Органы цветкового растения» и др.

Считаю, что развитие познавательного интереса к предмету можно достичь при проведении внеклассных мероприятий по биологии. Ведь при подготовке к этим мероприятиям учащиеся познают связь и интеграцию биологии с жизнью и другими науками. Нестандартные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся. На таких уроках ученик развивается. Одним из таких внеклассных мероприятий, проведенных мною, является  Игра-путешествие «Мы и мир вокруг нас». Обучение биологии, воспитание любви к природе, родному краю, воспитание навыков здорового образа жизни продолжаю во внеклассной работе. Ежегодно в школе проходит Неделя биологии, в рамках которой проводятся школьные олимпиады, праздники «День птиц», «День земли», КВН «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», и др.

         Кроме этого, традицией в нашей школе является проведение научно-практической конференции  «Мы и мир вокруг нас», в которой мои ученики принимают активное участие и как докладчики, и как слушатели. С 2008 учебного года ежегодно  при проведении такой конференции совместными усилиями учителей биологии нашей школы были подготовлены секции: «Природа и человек», «Биология вокруг нас» и др. в которых  мои ученики выступают с докладами с компьютерным сопровождением.

Работа с терминами способствует формированию грамотности. Это один из путей помогающих повысить качество знаний учащихся. Стараюсь, чтобы термины запоминались не механически, а осмысленно. Это достигается с помощью нескольких видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, моторной. Овладение терминами, их использование в речи имеет некоторые трудности. Если над терминами не работать, то учащиеся перестают понимать речь учителя, допускают не только орфографические ошибки,  но часто искажают термин при произношении.

Формирование познавательного интереса, активизация деятельности и самореализация учащихся на уроках, осуществляется через:

1.   Усиление практической направленности преподавания биологии.

2.   Решение экспериментальных задач.

3.   Использование игровой методики.

4.   Внедрение информационных технологий.

5.   Использование проектной и исследовательской методик.

6.   Использование различных видов самостоятельной работы.

7.   Использование элементов проблемной методики.

1. Усиление практической направленности преподавания биологии.

В системе школьного образования доминантой учебного предмета биологии является интеллектуальное развитие учеников. На уроках биологии успешно можно развивать такие компоненты мышления, как логичность, доказательность, целостность восприятия, гибкость и самостоятельность, способность к оценочным действиям. Биологический материал позволяет формировать умение сравнивать явления и факты, обобщать и систематизировать их, выделять главное из всей совокупности явлений или характерных черт. Характерной особенностью творческого мышления является новизна получаемого результата. В учебном процессе это связано с обоснованием учеником предложений по решению проблемной задачи, самостоятельным планированием выполняемых практических заданий, проведением аналогий между изучаемыми явлениями и практической действительностью.

По программе сокращено количество часов на лабораторные работы, я считаю, что этого недостаточно для формирования прочных знаний учащихся. Для выполнения лабораторных работ  применяется школьное лабораторное оборудование и частично простейшие самодельные приспособления.

Мною разработаны и апробированы:  программа элективного курса «Генетика человека» для предпрофильной подготовки (9 класс) и «Практикум по решению генетических задач на моногибридное скрещивание».  Они органически связаны с изучаемым на уроках учебным материалом.

Активизация мыслительной деятельности достигается путём постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения заданий. Вопросы обращают внимание учащихся на существенные стороны изучаемых явлений, заставляют их осмысливать свои действия и полученные результаты. Мною  разработан и проведён урок  «Практикум-минимум по теме «Корень».

Выполнение систематически в течение года практических заданий учащимися как на уроке, так и в домашних условиях,  дало положительный результат: повысилась мотивация обучения биологии, что сказалось в целом на повышении успеваемости учащихся по моему предмету. Этот результат подтвердил ещё раз теорию закономерности восприятия и запоминания информации: ученик запоминает 5% информации от того, что слышит, 10% - от того, что читает, 40% - от того, что видит и 70% - от того, что делает сам. Поэтому широко использую методику проведения исследований (постановку опытов) как на уроках, так и во внеурочное время.

  1. Специальные практические умения:
  1. Работа с микроскопом;
  2. Определение биологических объектов;
  3. Решение биологических задач;
  4. Умение ставить опыты, эксперименты и т.д.

развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда, элементы научной деятельности.

В 2010 году начата работа с учащимися 8-10 классов над долгосрочным (3 года) проектом «Наш школьный дворик». Данный проект представлен к размещению на портале Всероссийского сайта, а также был представлен на конференциях разного уровня (региональной и межрегиональной).

  В 2011 и 2009 уч. гг. мы с ребятами являемся участниками городской программы «Одарённые дети по биологии», участвуя в турнире «Биобум», где обучающиеся занимают призовые места как в командном, так и в личном первенстве.

2. Использование игровой методики.

Известно, что один из способов активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к биологии, к самостоятельному её изучению - обращение к играм и коллективно - групповой деятельности учащихся. Организуя такие уроки, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и, в частности, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, поскольку известно, что подростки любят играть и занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Тем самым эти уроки пробуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному предмету. Кроме того, игры служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой, притом интересный. Вместе с тем игра - это вид деятельности, который вполне можно придать воспитывающий, обучающий и развивающий характер.

Игровые моменты я использую как при изучении новой темы, так и при повторении («Кто быстрее») и обобщении (уроки - путешествия, уроки - конференции и т. д.).

3. Внедрение информационных технологий в преподавание биологии.

Применением информационных технологий в преподавании биологии начала заниматься с 2004 года. Копится опыт такой работы по нескольким направлениям:

1.   Применение на уроках компьютерных тестирующих программ

2.   Компьютерные презентации на уроках

3. Использование СD

 Результаты:

1)  Использование таких программ показывает: применение компьютера позволяет значительно экономить время, результаты проверки получаются более объективными, позволяющими проанализировать степень усвоения знаний учащихся, а так же повышается мотивация за счёт новизны деятельности.

2)  Использование на уроках  CD-дисков  повышает интерес и занимательность.

4. Использование проектной методики.

В практике своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами обучения, я применяю проектную технологию, так как считаю, что именно данная технология побуждает учащихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и  умениями. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.

В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Задачами проектирования являются:

1.   Научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

2.   Научить работать в разных группах, исполняя разные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.). Знакомство с разными точками зрения на одну и ту же проблему.

3.   Научить пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В процессе проектной деятельности существенно изменяется роль учителя. Учитель

выполняет следующие функции:

•    Помогает ученикам в поиске источников или ресурсов, необходимых для выполнения проекта;

•    Сам является источником информации;

•    Координирует весь процесс;

•    Поддерживает и поощряет учеников;

•    Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам успешно  продвигаться в работе над проектом.

Как показывает мой опыт применения проектной методики, целесообразно в 6 классе предлагать краткосрочные проекты творческого характера, например, написать тематическую сказку – фантазию. Составить тематический кроссворд, придумать и сделать модель клетки, предложить макет оформления иллюстрациями альбома с биологическими загадками, ребусами и т.д. В 8 классе ребята с удовольствием выполняют небольшие исследовательские проекты, чаще всего проекты долгосрочные - несколько недель, т. е. в течение всего времени изучения определённой темы. Работают над проектами группами, парами и индивидуально. Обязательным условием является наличие практической части  - обобщённые выводы из наблюдений,  проведение простейших экспериментов и т. д. Причём, распределение по ролям чётко прослеживается: Один - экспериментатор, другой - докладчик, оформитель, теоретик.

 Так как проектная деятельность детей является творческой, то обязательно должен присутствовать конечный этап творческой деятельности - реализация продукта. То есть, проект - как конечный продукт, должен быть публично представлен на любом уровне. Первой ступенькой такого уровня является защита проекта на обобщающем уроке перед своими одноклассниками, затем лучшие проекты представляются на традиционной школьной научно-практической  конференции. Обычно после дальнейшей более глубокой проработки одного проекта или объединения нескольких индивидуальных проектов, работа представляется на городской или областной конференции.

5. Виды самостоятельной работы.

В своей педагогической деятельности я использую различные виды самостоятельной работы:

- работа с книгой (выявление главного, основного и второстепенного, составление плана-конспекта, умение пользоваться схемами, таблицами, рисунками и т. д)

- карточки - задания;

- подготовка и защита рефератов;

- составление кроссвордов по теме;

- предоставление рисунков;

- составление  сказок, рассказов, пословиц;

- выполнение домашних экспериментальных заданий;

- подготовка презентаций по изученным темам.

Показатели результативности деятельности.

На протяжении всей своей педагогической деятельности работаю в классах номинального обучения. Тематическое планирование представлено в печатном варианте. Для 9 классов мною разработан элективный курс «Генетика человека», который так же представлен в печатном варианте с пояснительной запиской  и «Практикум по решению генетических задач на моногибридное скрещивание».

Кабинет биологии  соответствует требованиям по ОТ и ТБ, а так же санитарным нормам. Лабораторные работы выполняются в полном объёме в соответствии с требованиями программы.

Веду мониторинг итоговых результатов и административных контрольных срезов за последние четыре года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ моей педагогической деятельности

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использ...

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Описание профессиональной педагогической деятельности

Описание профессиональной педагогической деятельности необходимо предоставить каждому педагогу в период очередной аттестации на рассмотрение аттестационной комиссии. Порой очень сложно систематизирова...

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя

Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики ...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности раскрывающий суть работы учителя...