Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя
статья на тему

Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педагогических кадров, готовности к инновациям. Инновационные подходы в управлении методической работой требуют наполнения ее функций новым содержанием, новыми видами деятельности. В данной работе представлены екоторые примеры организации методической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя»

Правильно выбранные методы даже в руках не очень одарённого человека могут многое дать, неудачные же методы не помогут и гениальному учёному.

                                               И. П. Павлов

В концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования. Развитие учительского потенциала – одно из основных направлений инициативы «Наша новая школа». Однако в России отмечается низкая инновационная активность большинства педагогов. Это связано с психологической, методической, технологической неготовностью к изменениям. Необходимо  формировать инновационное мышление. Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педагогических кадров, готовности к инновациям. Инновационные подходы в управлении методической работой требуют наполнения ее функций новым содержанием, новыми видами деятельности.

Педагогическая инновация это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого.

В течение долгого  времени меня пугала неясность и непонятность результатов, к которым нужно стремиться. Раньше мы стремились к получению определенных предметных результатов. Всегда считалось, что мы хорошо учим детей. Зачем инновации? Я немного успокоилась, когда изучила основные черты инновационного образования:

  • Создание завтрашних результатов.
  • Неясные, часто конфликтующие цели.
  • Движение вперед нелинейно (переделывание – это познание). Возможны ошибки, и в них нет ничего страшного.
  • Путь туманен («туманная исходная точка»)
  • Много путей и много результатов.
  • Скудность и противоречивость информации.
  • Прогнозирование почти невозможно (риски, сбои)
  • Затруднения в измерении и оценке результатов.
  • Постоянные внутренние противоречия – состояние психологического дискомфорта.
  •  «Если ты разбираешься в инновации, значит, она уже устарела»

То есть это нормальная ситуация, когда возникают вопросы и затруднения.

Качественному выполнению работы помогает командный дух. Мне посчастливилось работать в ММО, которое является настоящей педагогической командой. Не буду останавливаться на плюсах и минусах командной работы. Конечно, этот командный дух достаточно тяжело поддерживать, в первую очередь необходимо использовать эмоционально-волевой ресурс, различные способы поощрения, привлечение к различным мероприятиям, показывающим значимость каждого члена ММО для нашей общей работы, даже если это немного не так.

Методическая поддержка это не только деятельность по накоплению знаний об инновационных технологиях, но и способность их выбирать, то есть формирование инновационной грамотности учителя.

Так на заседаниях нашего ММО были изучены такие понятия, как коуч, модератор, тьютор, педагоги изучили особенности работы этих специалистов в школе, попробовали исполнить их роли в практике работы с детьми и на круглом столе поделились полученным опытом.

Как показывает практика, многие учителя очень дорожат положительной оценкой их работы в коллективе. Правильно проведенная оценка – это сильный мотивирующий фактор. Перед нами встает вопрос: «Как создать такую систему оценки работы учителя, чтобы она способствовала их профессиональному росту, продвижению вперед?» С этой целью регулярно проводим различные мониторинговые исследования профессиональной компетенции педагогов. Исходя из результатов, планируем работу по устранению затруднений и по обобщению успешного опыта. Даже о небольших успехах обязательно говорим.

Важным условием для совершенствования процесса обучения является интеграция современных образовательных технологий. Следуя требованию времени, учителями создаются персональные сайты. Страницы сайтов можно использовать для дифференцированной работы с обучающимися, дистанционной работы с одаренными детьми, более конструктивной работы со своими коллегами.

Показывая значимость интеграции, к работе ММО активно привлекались учреждения дополнительного образования и другие специалисты. Так проводились заседания ММО в форме круглого стола в ПЦ «Форсаж», в музее Военного водителя, в ДДТ, где учителя и педагоги доп. образования искали пути взаимодействия основного о дополнительного образования для развития личности обучающихся.

Проведены мастер-классы для педагогов ММО с привлечением психологов по работе с разными группами обучающихся – одаренными, мотивированными на результат и испытывающими затруднения детьми, по организации проектной деятельности. Открытые заседания научного общества обучающихся «След» с привлечением педагога объединения Автомоделирование, Музея военного водителя, педагогов истории и иностранного языка.

Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сформировать нетворческий, посредственный учитель, а поэтому очень важной на современном этапе задачей является формирование личности учителя – мастера, профессионала. Именно поэтому вся методическая работа должна быть направлена на стимулирование творчества учителя и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии. Для этого у нас в ММО закрепилось правило - все педагоги ММО ежегодно дают открытые уроки или мероприятия по внеурочной деятельности, все посещают уроки коллег, все обязательно принимают участие в работе заседаний ММО, где рассказывают о своей работе, что позволяет коллегам изучить их систему работы, отметить достижения, помочь в решении возникающих затруднений.

Мое глубокое убеждения заключается в том, что любая коллективная работа начинается с руководителя, поэтому самой приходится во всем участвовать. Мы совместно с учителем математики приняли участие в региональном конкурсе курсов для предпрофильной и профильной подготовки, где интегрированный элективный курс «В химии столько истины, сколько в ней математики» для 9-х классов стал победителем и рекомендован к использованию. Все члены ММО участвовали в работе разных региональных конференций и семинаров. Чтобы заседания ММО не стали очередной рутиной, бумагой для отчета все заседания должны быть интересны и полезны.

Например, в 2013-14 учебном году нами было проведено открытое заседание ММО учителей физики, химии, биологии и экологии, где вместе с учителями нашего ММО работали руководители ШМО и ММО других предметов. Был проведен семинар-практикум по теме «Наука в помощь. Изучение разных аспектов одаренности»

План:

  1. Одаренность. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес). Одаренность как проявление творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин) Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева) Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Не вдаваясь глубоко в подробности, учителя познакомили с некоторыми теориями одаренности. И дали ссылки на источники используемой информации, чтобы коллеги могли ее подробнее изучить. Каждому нужно свое время чтобы усвоить информацию.
  2. Из опыта работы по развитию одаренности. (Работа педагогов по подготовке к олимпиадам, работа над проектами к школьной и муниципальной конференциям, работа научного общества обучающихся и впечатление детей от этой работы). Педагоги получили информацию, что понравилось, а что нет от самих детей (обязательным условием их выступления было высказать собственное мнение)
  3. Психологическая игра с вовлечением педагогов. Психологи школы привели примеры упражнений и игр для развития разных способностей обучающихся. Причем, не останавливаясь на диагностике (только дав ссылку на источники), познакомили именно с упражнениями, которые можно использовать и на уроке, и во внеурочной деятельности, и как предметник, и как классный руководитель. Использовали методику Коллаж для развития творческих (дивергентных) способностей.
  4. Рефлексия

Следует отметить высокую активность педагогов в данной работе

Я считаю, и мой многолетний опыт доказывает это, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно то, как меня учат.

Эти же условия работают и при работе руководителя МО с коллегами. Я стараюсь на МО дать коллегам как можно больше полезной и интересной информации. Например, сейчас всех педагогов больше всего раздражает и нервирует обилие бумаг, которые «свалились на голову учителя», обилие ненужной работы. И самое важное мы часто не успеваем. Я предлагаю своим коллегам правило «Планирование 60:40» – это принцип, выведенный опытным путем и свидетельствующий о том, что при коллективной работе в офисе целесообразно составлять план лишь на 60% рабочего времени. 40% нельзя запланировать заранее, они могут уйти на непредвиденные встречи, посетителей, телефонные разговоры и т.п.

  1. Не планируйте более трех важных дел на день.
  2. Не планируйте более десяти дел на день.
  3. Планируйте наиболее важную, сложную и неприятную работу на наиболее благоприятное для вас время суток.
  4. Легкие и приятные виды работы - на конец рабочего дня.
  5. Не приступайте к выполнению новой задачи до завершения предыдущей. Если вас прервали - вернитесь к незавершенному делу.
  6. Невыполненные дела записывайте в план работы на следующий день.
  7. Невыполненное задание в течение нескольких дней - предмет для размышлений:
  • Нужна ли вообще эта работа?
  • Если нужна, выяснить причину невыполнения - дело в объективных причинах или в неисполнительности работника?
  • Сменить исполнителя?

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами В.С. Лазарева: «Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра – настоящим». А мы участвуем в формировании этого завтра.  (В.С.Лазарев - профессиональный психолог. Ему принадлежат работы по психологии образования и управлению образованием.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирование деятельности педагога как возможность повышения качества профессионально – педагогического труда.

Эта проектная работа представлена в качестве методических рекомендаций дигностирования деятельности преподавателей для повышения качества своего педагогического труда....

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО В РАМКАХ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Методическая поддержка это не только деятельность по накоплению знаний об инновационных технологиях, но и способность их выбирать, то есть формирование инновационной грамотности учителя. Особенно акту...

Приказ ДО и МП администрации г Нефтеюганска об организации деятельности методических объединений

Приказ ДО и МП администрации г Нефтеюганска об организации деятельности методических объединений...

Управление повышением квалификации профессионально – педагогической деятельности по вопросам подготовки обучающихся к ГИА.

Подготовка обучающихся к прохождению итоговой аттестации является важной составляющей работы учителя.Перед педагогом встает вопрос: как подготовить ученика к успешному прохождению ГИА?...

Методические объединения, творческие группы, проекты

2020-2024 АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДПУБЛИКАЦИИ...

ПРИКАЗ от 03.09.2018 №645 Об утверждении состава методических объединений, творческих групп педагогических работников и их руководителей на 2018-2019 учебный год

ПРИКАЗ от 03.09.2018 №645"Об утверждении составаметодических объединений, творческих групппедагогических работников и ихруководителей на 2018-2019 учебный год"...