САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»
материал на тему

Ивликова Любовь Михайловна

             Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_moy_samoanaliz.docx73.79 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: iks

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Киргинцевская средняя общеобразовательная школа

(МКОУ Киргинцевская СОШ)

Купинского района Новосибирской области

===========================================================

САМОАНАЛИЗ

 социально-педагогической деятельности

«Развитие личности учащегося

через компетентностный подход и систему

социально значимых мероприятий»

                           

                                                                   Выполнила: Ивликова

                                                                                         Любовь Михайловна

                                                                                        социальный педагог

                                                                                       МКОУ Киргинцевской СОШ

2015 год

Сделать ребёнка счастливым в школе,
увидеть в каждом личность, согреть его душу,
создать атмосферу взаимного доверия, радости.


В  МКОУ Киргинцевской СОШ  работаю с 1987 года. Свою деятельность как социальный педагог начала с 2001 года. Социальный педагог школы это двойная ответственность, ведь перед ним стоит цель социализация воспитанников, интеграция их в общество. В нашей школе обучаются дети из разных семей (см. приложение № 1).

         Работая социальным педагогом в школе, я не случайно выбрала тему самообразования: «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий», так как роль социального педагога в этой системе я вижу для себя  в организации условий для социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка, признании и удовлетворении приоритетных интересов детей.    

Целью своей работы ставлю: создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанных на оказании помощи в преодолении трудностей  социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей.

           Другая главная цель - помочь учителю правильно строить воспитательный процесс, найти верный способ педагогического воздействия и допустить минимум ошибок в своей работе.

          Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

  1. Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
  2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в ОУ и классном коллективе.
  3. Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально - значимую деятельность.
  5. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
  6. Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.

К главной сфере  своей деятельности отношу: микросоциум, сферу ближайшего окружения ребёнка, образовательную среду, в которой ребёнок вращается и воспитывается.

                 В настоящее время постоянно увеличивается число детей имеющих проблемы в умственном и физическом развитии, детей с проблемами в поведении и общении, а также учащихся находящихся под опекой, лишённых родительского попечения, поэтому  актуально создание комплекса мероприятий социально-педагогического сопровождения, который позволил бы диагностировать личностную проблему ребёнка и провести коррекционную работу для оказания индивидуальной помощи, поэтому как педагог, представляющий социально-педагогическую  службу ОУ, основные направления социально-педагогической деятельности  в школе определяю прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.  Имею принципиальную позицию по отношению к детям: «Не ребёнка подгонять под образовательную систему, а саму образовательную систему корригировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточный уровень развития, воспитания и обучение детей». Эта позиция стала основой моей работы с детьми, имеющими трудности в обучении и воспитании. С целью оказания эффективной помощи ребенку, провожу диагностику учащихся, тесно взаимодействую с педагогами,  классными руководителями, специалистами центра диагностики  и консультирования  Купинского  филиала  ГБОУ НСО ОЦДК,  а так же родителями, общественностью села.

 

         Для достижения высокого качества образования особое внимание уделяю сохранению здоровья школьников, созданию безопасного образовательного пространства и использованию в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.  (см.приложение №2).

        В формирование представлений о здоровье, ЗОЖ стараюсь участвовать не только через систему воспитательной и внеурочной работы,  но и через образовательный процесс. В рамках урочной оздоровительной деятельности  я посещаю учебные занятия, с целью выполнения физиолого-гигиенических требований к организации урока. Преподаю факультативный курс «Культура жизнедеятельности человека». Данная программа  включает в себя вопросы по всем основным направлениям жизнедеятельности человека, таким как культура поведения в экстремальных ситуациях, укрепление здоровья, самовоспитание. Ежегодно, в рамках недели «Здоровья», провожу общешкольные мероприятия. Имею в своей копилке разработки по пропаганде ЗОЖ, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании в школьной среде.  С 2007 года в деятельность воспитательного процесса  ОУ внедрена программа  по сохранению здоровья учащихся – «Образование и здоровье» .

     Ключевым  для педагогов является психическое здоровье учащихся школы, включающее: благополучие в эмоциональной сфере, развитии характера и формирование личности. Ежегодно провожу диагностику уровня удовлетворённости школьной жизнедеятельностью.

        Особое место уделяю созданию условий для адаптации учащихся 1,5,10 классов. В течение адаптационного периода выявляю проблемы детей в общении, социальную дистанцию в коллективе, отрицательное эмоциональное состояние некоторых детей в школе. Коррекционная работа по решению данных проблем включает в себя следующие формы работы с данной категорией учащихся: ролевые игры, уроки общения, индивидуальные консультации с родителями и детьми, практикумы на развитие коммуникабельности. Во многом психическое и социальное здоровье ребёнка зависит от ближайшего окружения, условий проживания ребёнка в семье, поэтому вопросы сохранения здоровья детей выношу на родительские собрания. В работе с неблагополучными семьями особое внимание уделяю выявлению положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений и определения реальных путей их оздоровления. На каждую неблагополучную семью заведена социально-педагогическая карта диагностики и коррекции семьи. Вопрос об оздоровлении обстановки в данной категории семей ежегодно выношу на педагогический консилиум .

           Важное место в моей деятельности занимает работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Разработана школьная программа по «Формированию системы наркопрофилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» .

           По-моему мнению, социальные проблемы помощи подростку необходимо решать с двух сторон – с одной стороны осуществлять просветительскую и профилактическую деятельность, с другой стороны – правовую, в рамках этой работы провожу устные журналы об уголовной ответственности за свои поступки, курирую работу  «Совета  профилактики правонарушений среди несовершеннолетних», для бесед со старшеклассниками приглашаю инспекторов ОПДН ОВД «Купинский»,   являюсь членом территориального  совета  по профилактике правонарушений Новосельского сельского совета. Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения среди подростков имеет положительную динамику, количество дел, рассматриваемых на  Совете профилактики и  КДН уменьшается (см.приложение 3).

             Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни, но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Для того чтобы таких встреч было как можно больше, стараюсь отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми и утвердить опыт, основанный на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода. Чтобы осуществлять такой подход, постоянно стремлюсь пополнять свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и саму себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса. Считаю, что это относится к деятельности социального педагога, потому что речь идёт о гуманистической педагогике и работе с детьми, которым не хватает заботы, внимания. Поэтому постоянно повышаю свою квалификацию, в 2012 году прошла курсы по теме « Организация Службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях формирования современной модели образования».                                

              Возглавляю методическое объединение классных руководителей, имею план самообразования, основными темами которого являются «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий», «Социально-педагогическая работа с проблемными детьми и подростками». Курирую работу педагогического факультета, задачей которого является просветительская деятельность среди родителей. Предлагаю классным руководителям темы родительских собраний в соответствии с возрастными особенностями. Провожу консультации для учащихся школы и их родителей.

       Для учащихся: по проблемам успеваемости, поведения в школе и вне школы, конфликтных ситуаций, посещаемости уроков .

       Для родителей: по проблемам взаимоотношений опекунов и опекаемых, уклонения родителей от воспитания детей, по поводу поведения детей в школе и во внеурочное время, пропусков занятий детьми без уважительных причин, оформления документов .

       Для учителей: по проблемам необъективно поставленной оценки знаний учащегося, некорректного обращения с учениками, оказания помощи в проведении классных часов и внеклассных мероприятий .      

      Занимаясь информационно-просветительской работой по защите прав и интересов ребёнка в педагогическом коллективе, среди родителей и лиц их заменяющих, собрала методические разработки выступлений, бесед, презентаций.

           Для успешной работы имею пакет документов:

  1. План работы социального педагога;
  2. Анализ работы социального педагога за прошедший год.
  3. Информация о несовершеннолетних детях, находящихся под опекой (попечительством).
  4. Информация о трудных подростках и неблагополучных семьях.
  5. Списки малообеспеченных и многодетных семей
  6. Список детей с ограниченными возможностями  здоровья.
  7. Социальные паспорта и социологические карты классов.

Правовой основой социально-педагогической деятельности являются

следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный Закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Рекомендации межведомственного семинара – совещания руководителей образовательных учреждений Купинского района по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних от 25.04.2013  года;
  • Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
  • Устав МКОУ Киргинцевской СОШ;
  • Положение о социально-педагогической службе ОУ;
  • Должностные  обязанности социального педагога;
  • Программа работы социального педагога;
  • Школьные программы «Адаптация», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семья и школа», «Образование и здоровье»;
  • Ф 3 № 159 от 21.12.1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения взрослых».

Большое внимание уделяю знакомству детей с правилами дорожного движения. С учащимися начальной школы провожу занятия: «Я в большом городе». С детьми старших классов проводили беседы за круглым столом. Ежегодно участвуем в районном конкурсе «Зелёная волна», в 2013 г. приняли участие в областном форуме «Горячий вопрос».

 В школе работают кружки ДПИ и  по интересам: компьютерный, танцевальный, хоровой, спортивные секции, которые (100%) посещают  подростки «группы-риска».                

           Считаю, что все вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности моей системы работы по воспитанию здорового, полноценного человека, личности, успешной адаптации и социализации учащихся  школы.

Результатом моей работы могу считать следующее:

  1. Наблюдается ежегодный рост удовлетворённости уч-ся жизнедеятельностью в школе – важного показателя улучшения психологического климата в учебном заведении ;
  2. Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной и личностно-ориентированной;
  3. Стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности ребёнка, формированию их нравственного, коммуникативного и физического потенциалов;
  4. Создан комплекс мероприятий социально-педагогического сопровождения, который позволяет диагностировать личностную проблему ребёнка и проводить коррекционную работу для оказания индивидуальной помощи.

Заключение

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

Приложение 1

Социальная характеристика ОУ

1. Социально-демографическая характеристика учащихся школы:

     Национальность – русская – 74  уч-ся.

Категории детей

Количественная хар-ка

- дети, проживающие в приёмной семье

-

- под опёкой

7

- из многодетных семей

12

- из « неполных» семей

8

- из семей с «антисоциальным стилем жизни»

4

- из малообеспеченных семей

52

- количество «проблемных» детей

8

- дети-инвалиды

1

- состоящие на внутришкольном учёте

1

- состоящие на учёте в РОВДе

-

2. Социальный состав семей учащихся:

 Всего семей - 62

Рабочие – 62%

Служащие – 14%

Предприниматели – 2%

Безработные – 16%

Пенсионеры – 6%

3.Образованый уровень родителей:

Высшее – 17%

Специальное – 53%

Среднее – 21%

Без образования – 8,4%

4.Специфика школы:

-образовательная деятельность по реализации программ начального, основного и общего образования;

- воспитательная деятельность по направлениям: экологическое, нравственное, правовое, патриотическое, эстетическое, толерантность.

- социально-педагогическая деятельность по программам: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Образование и здоровье», «Семья и школа», «Адаптация», «Профессиональное самоопределение учащихся».

5.Социальная адаптация детей:

Школа «Будущий первоклассник»

Факультативные курсы «Культура жизнедеятельности», «Познай себя»

Уроки общения

Коррекционная работа в рамках «адаптационного периода»

Индивидуально групповые занятия.

6.Органы самоуправления детей:

«Совет школы»

«Родительский комитет»

«Инициативная группа старшеклассников»

8. Органы управления учебно-воспитательным процессом:

Педагогический совет

Совещания при директоре

МО классных руководителей

Совет профилактики

Социально-педагогический консилиум

Методические семинары

Приложение 2

CПРАВКА                                                                                                                                                                                о состоянии здоровья обучающихся                                                                            (23/04/2014 г. )

Цель работы – создание условий для активной мотивации учащихся на здоровый образ жизни, ценностное отношение к здоровью, овладение грамотностью в вопросах укрепления и сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий.                                                                                                                                                                                                                                            Для достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
  2. Формирование мотивационно – ценностной сферы ребенка через проектную деятельность.
  3. Создание летнего оздоровительного лагеря с целью оздоровления учащихся школы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и усиление активизации вопросов здоровья в содержании предметов                                                                                                           Усилия всех участников образовательного процесса направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся:

  • Педагогика сотрудничества приводит к развитию инициативы у учащихся;
  • Использование активных и интерактивных методов и форм повышает эффективность образовательного процесса;
  •  Организация физ. минуток и динамических пауз снимает утомление и повышает устойчивость внимания;
  • Разнообразие видов учебной деятельности и чередование методов и форм преподавания позволяют преодолевать утомление и повышают внимание;
  • Индивидуальный подход способствует адекватной самооценке, самовыражению и самоутверждению, что положительно сказывается на соматическом здоровье детей.

1. С целью сохранения и укрепления здоровья школьников в школе  сформирована здоровьесберегающая система в рамках  образовательного процесса по вопросам здоровья и безопасности  жизнедеятельности  учащихся школы

Название предмета

Наличие рабочей программы по предмету

Количество обучающихся учащихся, классы

 Физическое воспитание

+

72                                                1-11 классы

Отдельный предмет — 3 часа

ОБЖ

+

58                                                   5-11 классы

Отдельный предмет — 0,5 ч.

Экология

+

5-7, 10 классы

Факультатив

«Образование и здоровье»

+

Все 72

1-11 классы

Социально-педагогическая программа

«Будь здоров»

+

14

Факультативный курс

«Правильное питание»

+

9

Факультативный курс

Всего учащихся -

72

Все учителя предметники усиливают содержание программного материала вопросами здоровьесбережения. Классные руководители пропагандируют ЗОЖ, акцентируют внимание на правилах безопасного поведения и действиях в чрезвычайных ситуациях. Педагогический коллектив старается работать так, чтобы детям в стенах школы было уютно, комфортно и безопасно.

2. Состояние здоровья обучающихся – ключевой показатель эффективности образовательного и воспитательного процесса в ОУ. Основным источником сведений о состоянии здоровья детей служат результаты обязательных медицинских осмотров перед поступлением в школу, а также в период обучения.

Учебный год количество обучающихся

2011 – 2012 год

92 обучающихся

2012 – 2013 год

90 обучающихся

2013 – 2014 год

80 обучающихся

ОСМОТРЕНО

42

34

79

%

47%

39%

98%

Состояние здоровья школьников по результатам  

МЕДИЦИНСКОГО  ОСМОТРА

Физическое развитие школьников: распределение школьников по группам здоровья 

Всего учащихся

1-ая группа

2-ая группа

3-яя группа

4-ая группа

Начальная школа

30

12

14

1

1

Основная школа

40

6

33

2

1

Старшая школа

4

1

3

-

-

Итого

74

19

50

3

2

Наиболее часто встречающиеся заболевания учащихся

Заболевания

 

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

количество учащихся всего

 

 

92

90

80

1.Заболевания нервной системы

-

-

2

2.Заболевания органов зрения

 

9

4

4

3.Заболевания опорно – двигательной системы

12

9

7

4.Заболевания органов дыхания

 

2

2

7

5.Желудочно - кишечные заболевания

4

7

6.Заболевания эндокринной системы

-

3

2

8.Вегето - сосудистая дистония

 

1

2

2

9.Кариес

 

9

6

5

10. Дети инвалиды

 

1

2

1

Осмотрено

42 чел.

34 чел.

79 чел.

Вывод:  группа детей, имеющих хронические заболевания различной степени компенсации составила 9  %.                                                        

Количественная характеристика заболеваемости

ДЖВП(дисконезия желчно-выводящих путей-животы)

Нарушение осанки

Нарушение зрения- миопия

кариес

Лор. заболевание

плоскостопие

ВСД(головн. боли

Здоров.,

7

12

8

19

7

2

4

16

Скалиоз — 7 уч.

Нач.шк- 12уч.

Ежегодно проводится вакцинация учащихся в соответствии с графиком медицинского работника. В течение года проводился мониторинг здоровья учащихся по следующим проблемам: «Наиболее часто встречающиеся заболевания», «Количество оздоровившихся детей»

Количество оздоровившихся детей

Период

2011 – 2012 г.

2012 – 2013 г.

2013 – 2014 г.

 

Количество учащихся

92 уч.

90 уч.

80 уч.

1.

Лагерь дневного пребывания при школе

40

40

30

2.

Загородные лагеря

-

4

6

3.

Санатории, пансионаты

-

-

2

3. Характеристика образовательного пространства:                                                                                      расписание уроков составлено в соответствии с требованиями СанПиНа. В режиме работы школы предусмотрены две большие перемены по 20 минут. Согласно санитарно-гигиеническим нормам в первых классах ежедневно проводится динамическая пауза. Во время уроков учителя начальных классов проводят физкультминутки.                                                                                                                 Учащиеся школы принимают участие во всех районных и школьных спортивных соревнованиях.

4. Организация питания в ОУ

В школе реализуется план мероприятий по пропаганде рационального питания детей. За последние три года увеличился   охват детей получающих льготное питание и питающихся  за родительскую плату с  85% до 96%,

Охват детей получающих льготное питание

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013 – 2014 уч.год

Льготное питание

78

78

76

За родительскую плату

7

10

2

Сумма

450 руб.

471 руб.

524 руб.

ВСЕГО учащихся:

92

90

80

ВСЕГО охвачено питанием

85%

88%

96%

В школе оборудована столовая на 80 посадочных мест. Питание осуществляется за счёт финансирования средств социальной помощи для многодетных и малообеспеченных семей. Для организации питания ежегодно заготавливается картофель, капуста, морковь, свекла, помидоры, огурцы, лук, фасоль, что позволяет удешевить обеды. В рацион питания включаются мясные блюда, молочные, салаты из свежих и квашеных овощей, кондитерские изделия. Проводится витаминизация обедов. Анализ меню соответствует санитарно-гигиеническим рекомендациям. Каждый день осуществляется бракераж готовой продукции. Ведется контроль за витаминизацией пищи, обогащение ее микроэлементами (йод.

Приложение3

Результативность профилактической работы

по предупреждению асоциального поведения обучающихся

за последние четыре года  

2011 – 2012 учебный год

2012 – 2013

учебный год

2013 – 2014

 учебный год

2014 – 2015

 учебный год

Состоят на учёте в ОПДН

3

-

-

-

Состоят на учёте в ВШУ

2

1

-

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода

1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...

Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»

главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...

Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося автор Дубовицкая Т.Д.

Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося/ автор Дубовицкая Т.Д....

Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося/ автор Дубовицкая Т.Д.

Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося/ автор Дубовицкая Т.Д....

Развитие способностей учащихся через применение дифференцированного подхода на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Технология развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности, через применение дифференцированного обучения....