Описание профессиональной педагогической деятельности
материал на тему

Ипатова Ольга Алексеевна

Описание профессиональной педагогической деятельности необходимо предоставить каждому педагогу в период очередной аттестации на рассмотрение аттестационной комиссии. Порой очень сложно систематизировать все этапы и виды своей деятельности. Буду рада, если мои материалы кому-то пригодятся в напряжённый предатистационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon solncevoy_opisanie_ped_truda_12_okt.zip13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Описание

 профессиональной педагогической деятельности

учителя немецкого языка

Ипатовой Ольги Алексеевны

     Наличие квалификационной категории, срок ее действия – первая квалификационная категория, декабрь 2011года.

      Знаю основные направления Концепции модернизации российского образования и принципы образовательной политики, нормативно – правовые основы функционирования системы образования.

     Владею базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, современной методикой преподавания немецкого языка, а также современными психолого – педагогическими концепциями и использую их как основу организации учебного процесса.

      Работаю в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании»,  Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, а также приказами распоряжениями УОДО и локальными  правовыми актами МБОУ «Гимназия № 7».

      Приоритетным направлением моей профессиональной деятельности является создание условий формирования у учащихся самостоятельного, креативного мышления через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности.

     В своей педагогической деятельности использую технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии проектного обучения. Работаю над методической темой «Приём использования межпредметных связей на уроках - как одно  из составляющих  повышения мотивации учащихся в изучении немецкого языка». В рамках данной темы реализую педагогические технологии развития коммуникативных навыков в процессе изучения немецкого языка, направленные на создание условий для  самореализации личности ученика. Разработала серию уроков, представленных на Всероссийских общеобразовательных сайтах.

      Адаптирую к своей деятельности передовые методы, новые методические приемы. Организую виды деятельности учащихся с учетом их возрастных, индивидуальных и психолого – педагогических особенностей. Освоила последние достижения педагогической науки и практики в области личностно - ориентированного обучения, педагогики сотрудничества в условиях модернизации образования.

     При обучении немецкому языку формирую коммуникативную  компетенцию учащихся. Побуждаю  детей к общению, высказыванию своего мнения на иностранном языке, преодолению  языкового барьера. Для этого содержание учебных тем и диалогов должно быть интересным и актуальным для учащихся. Содержание тем УМК «Deutsch Schritte 1, 2, 4, 5, 5», автор И. Л. Бим соответствует возрастным особенностям и отражает интересы учащихся, что напрямую повышает мотивацию изучения немецкого языка.

      Считаю основным показателем успеваемости учащихся осознание ими значимости изучения немецкого языка, высокий интерес к предмету. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками. Стремление научить рождает поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика: создание новых наглядных пособий, использование новых игровых приёмов, применение новых наиболее актуальных для учеников  ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью.

      Формирование познавательной активности на уроках, привитие интереса к знаниям, развитие творческих способностей приводит учащихся к позитивной динамике учебных достижений обучающихся по немецкому языку. Для обеспечения стабильности уровня качества работаю по следующим направлениям:

структуризация учебного материала;

создание мониторинга успешности учения школьника;

проектирование здоровье - ориентированной образовательной среды учебного занятия;

организация образовательных ситуаций, создающих внутреннюю мотивацию школьника  на учение;

развитие субъектного опыта учащегося.

      Отсюда качество знаний:  2007-2008 учебный год -75%; 2008-2009 учебный год –77%, 2009-2010 учебный год – 78%; 2010-2011 учебный год–80%.  

      При выполнении практических заданий довольно часто сталкиваюсь с низкой активностью на уроке, с отсутствием культуры аккуратного и корректного выполнения домашнего задания.  Каковы же причины этого и как нахожу выход из этой проблемы? Наверное это связано с тем, что слабоуспевающие ученики не всегда успевают за сильными, что ведет к снижению интереса, потере мотивации. Чтобы не допустить такой ситуации применяю дифференцированный подход. При организации тренировки в употреблении знакомой лексики, в умении применять изученные грамматические явления работа организуется в режиме Учитель - Хорошо успевающий ученик – Учитель – Слабо успевающий ученик.

      Для развития речи учащихся и умения воспринимать услышанное на иностранном языке часто заслушиваются высказывания отдельных учащихся или диалоги. И в этих случаях я прежде  предлагаю также слушать учеников с высоким уровнем обученности, а слабо успевающих учеников в числе последних.

       В целях успешного усвоения учебного материала отслеживаю результаты учебной деятельности через типовые задания разного уровня сложности: тесты, контрольные работы. Использование игровых форм работы (инсценировка диалога, виртуальная экскурсия, телемост и т.д.) помогают учащимся преодолевать трудности, связанные с отсутствием языковой атмосферы в условиях школьного обучения. Включаю в урок модные современные песни, ролевые игры, афоризмы, которые выполняют помимо практической, образовательной, воспитательной функции и мотивирующую. Накоплен раздаточный материал, учебно–наглядные пособия,   справочные издания, методическая, художественная обучающая литература на немецком языке, аудио и видео материалы. Широко использую наглядные стимулы, не требующие и требующие технических средств: магнитофон, видеофильмы, проектор, компьютер,CD, DVD. Владея информационно-коммуникационными технологиями привлекаю  к организации образовательного процесса разнообразные программные средства Microsoft Office. Оснащение учебного процесса компьютерными программами повышает творческую активность учащихся, мотивируя их к  выполнению творческих работ по предмету: проекты, исследования.

      Применение современных компьютерных технологий  во многом оказывает  большую помощь в приготовлении и проведении уроков. Красочные презентации, интерактивные тесты, обучающее видео повышает интерес и познавательную активность учащихся. В ходе работы над той или иной темой учащиеся выполняют творческую работу в виде коллажа, проекта, книги и т. д. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно: это может быть как коллективный проект («Meine Sommerferien» - 6 класс), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (презентации «Города Германии», «Музеи Германии», «Подготовка к путешествию», буклет «Правила путешествий» - 8 класс,  «Мое несуществующее животное», «Любимое занятие», «Мое расписание уроков» - 7 класс и т.д.).

      С целью интенсификации учебно – воспитательного процесса мною создан и постоянно обновляется дидактический материал по немецкому языку: схемы – опоры, тестовые задания для организации контроля знаний учащихся, дифференцированные задания, материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 7-11  классов. Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю  удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учеников с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

      Большое внимание уделяю здоровьесбережению воспитанников. Для этого обеспечиваю рациональную организацию их учебной деятельности, используя методы и приёмы адаптивного обучения, направленные на создание благоприятного микроклимата на уроке, формирование позитивного отношения со стороны школьников. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками.   При проведении урока или мероприятия всегда поддерживаю атмосферу уважения и открытости, что вызывает у учеников ответные эмоции.

      С целью развития креативных возможностей учащихся, формирования ключевых компетентностей, а также повышения мотивации учения привлекаю своих учеников к участию в предметных олимпиадах, веду научно-исследовательскую  деятельность как по предмету, так и по смежным дисциплинам. Активно использую интеграцию преподавания немецкого языка с историей и литературой. Результатом совместной деятельности стали призовые места и поощрительные Благодарственные письма учащихся.

      С 2008 учебного года активно применяю метод проектов. Он позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни. Большим плюсом проектного метода является то, что каждый ученик, не зависимо от его успеваемости, может проявить себя в ходе подготовки и представления проекта.

      Более подробное знакомство с проектной и исследовательской деятельностью позволило моей ученице Квеквескири Карине провести исследовательскую  работу «Этические немцы, бывшие заключённые, в истории Норильлага и в истории развития и становления НПР».  Карина подробно рассказала о быте, культуре, причинах репрессий немцев. Были собраны материалы о непростых судьбах реабилитированных немцев и судьбах их потомков, проживающих сегодня на территории НПР. Кроме того в 2009-2010 учебном году совместно с учащимися были проведены исследовательские  работы «Аналогия немецких поговорок и пословиц русским с учётом  влияния нравов, обычаев и национальных особенностей на их перевод»,  «Германизмы». Данные работы были отмечены призовыми местами.

      Учитывая то, что большие проекты вызывают неподдельный интерес к предмету, в новом учебном году запланировано принять участие в проекте «Das Bild der Anderen». Данный проект предусматривает переписку  на немецком языке со своими сверстниками из других немецкоязычных стран.

      Неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности является воспитательная работа с учащимися. Воспитанию толерантности, признанию нравов и обычаев немецкоязычных народов способствуют внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность направлена на развитие и удовлетворение потребностей учащихся в получении качественного образования.  Использую все возможности для обеспечения самореализации учащихся, мотивированных на достижение высоких учебных результатов. Осуществляя  при этом компетентностный подход в обучении,  разработала программу лекционных курсов: «Немецкий. А почему бы и нет?»  (6 класс); «Германия вчера и сегодня» (10 класс).                                                                                                                            

      В рамках данных курсов ученики знакомятся с традициями, культурой немцев, изучают современное состояние языка. Содержание  лекционного курса «Праздники и традиции Германии», проводимого в 2007-2008 учебном году, способствовало углублению знаний о стране изучаемого языка, истории и культуре отдельных ее городов. Всё это напрямую способствовало повышению мотивации к учению, путем привлечения значимого и интересного материала о традициях Германии, способствовало развитию чувства самосознания и чувства уважения к культуре и традициям других стран. В 2008-2009 учебном году мной была разработана и апробирована программа  театрального кружка «Ты - сценарист и режиссер». Предлагаемая программа предполагала использование условного искусства театра в целях осуществления коммуникативного подхода к преподаванию немецкого языка путем создания реальных ситуаций человеческого общения. Ролевые игры, разыгрывание диалогов, инсценировка рассказов и микро-сценок из аутентичных учебников, журналов, газет применяется для мотивации речевой деятельности. Желание поделиться прочитанной информацией, новыми знаниями вдохновляет школьников написать с помощью учителя сценарий, основанный на оригинальных литературных произведениях. Значение таких проектов велико: он включает  каждого ученика, а не только «одаренных звезд» школьного немецкого театра. Важно, чтобы все могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах, почувствовать естественную среду для использования немецкого языка. Ученики 6-7 классов с удовольствие посещали кружок, ставили небольшие сценки на немецком языке.

      В рамках обобщения и распространения  своего педагогического опыта являюсь участником Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», проводимого издательским домом «Первое сентября», сотрудничаю с педагогическим сообществом «Открытый класс». Ежегодно участвую    в подготовке и проведении мероприятий в рамках школьных предметных и методических декад, выступаю с докладами  на МО гимназии и города. Кроме того,  регулярно посещаю уроки коллег, внедряю в преподавание новейшие педагогические технологии, активно использую ресурсы Интернета, владею  всеми необходимыми программами Microsoft Word. Составляю своё тематическое  и поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Постоянно изучаю новые методы в преподавании немецкого языка.  

      Для достижения наибольшего результата в преподавании в течение 2007-2010 г.г. проходила курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО «ККИПК» по образовательным программам «Основы теории и методики педагогических измерений», «Информатизация системы образования», «Психология и педагогика детского творчества и детской одарённости (школьный возраст)», где особая роль уделялась компетентностному подходу в преподавании. Данные курсы помогли мне сделать мои уроки более структурированными, содержательными и динамичными, что значительно повышает интерес учащихся  к предмету и влияет на речевую активность. На протяжении трёх лет преподавала немецкий язык студентам КГТУ (Красноярского государственного технического университета), на уровне города вела курсы «Немецкий язык – этническим немцам города Норильска». На данный момент являюсь слушателем  Педагогического университета «Первое сентября». В 2011 году стала Дипломантом II степени Всероссийского  конкурса «Педагогические инновации»,  активно сотрудничаю с Генеральным Консульством ФРГ в Новосибирске.

       В дальнейшем планирую постоянно совершенствоваться в методах и приёмах преподавания немецкого языка, принимать активное участие в конкурсах и проектах, создать с  каждым ребёнком «Языковой портфель», в котором будет отражена вся деятельность ученика. В перспективе планирую начать работу над созданием персонального сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .

Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....